|
ЧАРЛЬЗ КАРЛЯЙЛЬИЗВЕСТИЯ О ТРЕХ ПУТЕШЕСТВИЯХ .. В ГОДАХ 1663 И 1664A RELATION OF THREE AMBASSIES .. IN THE YEARS 1663 AND 1664 … Г. Москва, вместе с другими городами Московии, имеет тот недостаток, что выстроен подобно им из дерева, за исключением главных зданий. Вместо мостовой там положены еловые бревна сплошными рядом поперек улиц. В нашу бытность видом он напоминал почти круг и в окружности имел по крайней мере 4 мили; но вследствие того, что там часты пожары, вид его и объем не остаются долго одинаковы. Улицы довольно широки, и местами, чтобы препятствовать силе огня, оставлены промежутки. Но так как дома у них из легко воспламеняющегося материала, то и [161] бывает немало хлопот, чтобы предупредить его распространение. Первое средство у них — ломать соседние дома, чтобы с устранением всего горючего заставить пламя погаснуть. Это не всегда удается; когда ветрено, случается, что в короткое время выгорает большая часть города. Город имеет три стены - кирпичную, каменную и деревянную, разделяющие четыре четверти города — Китай-город, Царь - город, Скородом и Стрелецкую слободу. Стена кирпичная отделяет Китай-город от остального города; каменная — принадлежит к Царь - городу, а деревянная — служит оплотом Стрелецкой слободе; которая собственно есть местопребывание стрельцов, иди мушкетеров царской гвардии. Из рек, текущих городом, Москва — река хорошая; она дала ему имя; начинается в Тверской области, впадает в Волгу, где оная соединяется с Окой близ Коломны. Кроме нее, есть Неглинная и Яуза, две речки, текущие городом и впадающие в Москву. Кроме поименованных рек, лучшее украшение городу — множество церквей и часовен да царский замок, называемый Кремлем (Cremelena). Церкви у них обыкновенно каменные, со сводами, круглой формы; они составляют большое украшение городу колокольнями) покрытыми латунью, коей блеск как будто удваивается от лучей солнца. Церквей и часовен насчитывают в Москве до двух тысяч. Замок царский имеет в окружности около двух миль. В нем прекрасный дворец, каменный, в итальянском вкусе, и другой — деревянный, где царь предпочитает жить, как в более здоровом. Патриарх и разные бояре тоже имеют каменные дома в замке; кроме того, там два монастыря — мужской и женский. Там много также каменных церквей и часовен — одна между прочим во имя Св. Михаила, где погребаются цари. Все главы церквей крыты медью, горящей на солнце точно золото, а на главах — кресты из массивного золота... Укрепления замка тоже значительны; кроме пушек, там есть большой ров и кругом три крепких стены. Никоторые из наших, желая взглянуть на ров, перешли было мост; но москвитяне попросили проходить и не трудиться разглядывать их сооружения. В Москве не мало греков, персиян и татар; но жидов они к себе не пускают. Изо всех чужеземцев наиболее радушно принимают они греков, как во многом с ними сходных, особенно же в религии. Протестантов принимают тоже хорошо, предоставляют им свободно совершать богослужение, но католикам не позволяют; они вообще их не любят. А чтобы чужестранцам - [162] христианам жилось привольней, существует слобода, или предместье вне, города, где большинство их и живет по-своему. Там-то и живут обыкновенно немцы, англичане, голландцы и поляки. См.: Carlisle, A relation of three Ambassies... in the years 1663 and 1664. London. 1668. стр. 135—139.
|
|