|
ЖАК ДЕ ВИТРИ (ЯКОВ ВИТРИЙСКИЙ)ТРИ КНИГИ ВОСТОЧНОЙ ИСТОРИИHISTORIA ORIENTALIS LIBRI III 622-1219 Общественная жизнь в Палестине в начале XIII в. (из «Иерусалимской истории» Якова Витрийского») Начнем со святилища Господня (Т. е. с церкви)... Пастыри пасли самих себя, собирая шерсть и молоко овец, но не заботясь о душах и даже подавая прихожанам примеры предательства; тучные коровы на горе Самарии, стали они из Христовых бедняков богачами. Они растолстели наследием распятого... хотя Господь сказал Петру: «Паси своих овец», однако мы никогда не слышали, чтобы он говорил: «Стриги овец своих»... Повсюду они заводили в церкви прилавки для продавцов голубей и столы для менял, которых изгнал сам Господь (Ссылка на евангельский сюжет об изгнании Христом торговцев из храма)... Утопая в обильной роскоши, ослабев от постыдной праздности, они не только крошками, которые падали со стола Господня, но целыми хлебами и изысканными кушаниями услаждали своих щенков (Так автор называет детей католических священников, которые (т. е. священники) были обязаны соблюдать целомудрие (целибат))... После того, как монахи, усилившись свыше меры благодаря своим огромным владениям, отравились ядом богатства, они стали презирать свое начальство, разрывая узы повиновения (Имеются в виду духовно-рыцарские ордена, которые с благословения папы мало считались с палестинским церковным начальством)... Они не только стали несносны для церкви, но и перешли, ненавидя и унижая друг друга, к открытым обидам вплоть до насилий и драк... Многие из них, более благомыслящие, мужи праведные и богобоязненные, соблюдали спасительное [400] правило и святые установления ордена и... «не ходили на совет нечестивых и не вступали на путь грешников...». Однако брало верх нечестие злонамеренных и неблагомыслящих... И поэтому, вследствие ослабления строгости церковной дисциплины, миряне и (разные) зловредные люди пренебрегали наставлениями своих прелатов, мало уважая суровое правосудие духовного меча. Миряне, чем знатнее и могущественнее они были, тем пагубнее совращались с пути. Поколение испорченное и извращенное... происходившее от упомянутых паломников (Речь идет об участниках Первого крестового похода), они унаследовали имущество, а не добрые нравы своих отцов, и злоупотребляли земными благами, которые их отцы добыли собственной кровью, деятельно сражаясь во славу Божию. А их сыновья, называемые пулланами, вскормленные в наслаждениях, слабые и женоподобные, более привыкшие к баням, чем к битвам, преданные скверне и роскоши, носили, подобно женщинам, складчатые одежды... Всякий, кто достаточно знает, как их презирают сарацины, не сомневается, насколько они бездейственны и вялы, малодушны и трусливы... Заключая союзы с сарацинами, они радуются миру с врагами Христа. Враждуя между собою по самой пустой причине, возбуждая между собой раздор, распри и войны, они часто просят помощи против христиан у врагов нашей веры и не стыдятся растрачивать... во вред христианству силы и средства, которые следовало бы обратить во славу Божию против язычников... Пулланы не только не оказывают благодарности, но даже во многих местах утесняют паломников, которые с величайшим трудом и непосильными расходами, предоставляя Господу себя и свое имущество, издалека, из самых отдаленных стран приходят как по благочестию, так и из желания оказать им помощь (Пулланы видели в паломниках своих конкурентов, которые могли претендовать на землю в Палестине; европейцы (в том числе, и сам автор «Иерусалимской истории»), в свою очередь, враждебно относились к тем, кто усвоил восточный образ жизни)... А потом пулланы безмерно обогащаются, [401] притесняя и разоряя паломников при продаже и обмене вещей и разных сделках и взимая с них непомерно высокую плату за постой... Есть (там) и другие люди, которые, издревле живя в этой стране под властью различных господ: греков, римлян, латинов (Латинами автор называет тех, кто пользуется латинским языком, т. е. западных европейцев) и варваров, сарацин, христиан, долгое время несут в разных формах иго рабства; будучи повсюду рабами, всегда платя подати, они предназначаются своими господами для занятия сельским хозяйством и для других низших нужд; они совершенно неспособны к военному делу и бесполезны в сражении, подобно женщинам, исключая немногих, которые... носят только луки и стрелы. Их называют сурианами... Становясь за небольшую плату шпионами, они выдают тайны христиан сарацинам, среди которых они выросли, их языком они пользуются охотнее, чем каким-нибудь другим, и в значительной степени подражают их извращенным нравам... По сарацинскому обычаю они содержат жен взаперти и закутывают их и своих дочерей в чадры... бороды же, подобно сарацинам, грекам и почти всем восточным народам, они не бреют, но, взращивая их с большой заботой, сильно ими похваляются, считая бороду знаком мужественности, украшением лица, честью и славой человека... (пер. ??) |
|