307, Арсений, патриарх александрийский, стал
управлять престолом Иерусалимским, и назначал 308 митрополитов и епископов для этого
престола иepycaлимского и назначал для этого
престола настоятелей 309.
И написали также главы яковитов и несторианцев к
своим единоверцам, живущим в Сирии и в других
странах, уведомляя их о состоявшемся решении
египтян и о том, что оно единственно правильное. И
дошли эти письма и приняли их все кpoме
иерусалимцев, которые не согласились с этим
pешением и положили, что принятое ими решение
правильно. И дошло это до Арсения, пaтpиapxa
александрийского, и написал он им, опровергая их
мнение и уведомляя их, что они ошибаются в том,
что решили между собою, и что единственно
правильное решение то, которое приняли египтяне.
И дошли его письма до них вечером в четверг той
недели, в которую мелькиты не употребляют
мясного, — установление этого поста относится к
царю Ираклию 310 — а вменили себе Иерусалимцы в обязанность 311 (не поститься) эти четыре дня и ели мясо в
течении их, до доставления им писем naтpиapxa, и [47]
вознамерились соблюсти пост и отпраздновать
Пасху согласно принятому ими pешение. И когда
письма его дошли до них, то они изменяли свое
решениe и постановили поститься в пятницу
следовавшую за тем днем (когда они получили
предписание naтpиapxa) и прекратили употребление
мясной пищи с того самого вечера. И приняли
антиохийцы решение в том-же смысле как и
египтяне. И отпраздновали евреи в Сирии и Египте
Пасху свою в субботу, пятого Нисана, т. е.
четырнадцатого Реджеба, а Пасха всеми xpиcтианами
везде праздновалась в воскресенье, шестого
Нисана или пятнадцатого Реджеба. Только
некоторые яковиты в Саиде 312,
что в Египте, отпраздновали ее в следующее
воскресенье. Я имел намерение составить
отдельный трактат, в котором я хотел изложить
каким образом возникло это недоразумение и каким
образом можно избегнуть его и указать на те годы,
в которые оно бывает. И решил было именно в этом
месте этой моей книги вставить сущность того, что
хотел я изложить в том трактате, но нашел, что это
чуждо той цели, которую я имел в виду (при
составлена настоящей книги). И если бы то, что я
сообщил об этом, не входило в число событий,
которые должны быть упоминаемы в летописях и
историях, то я умолчал бы о нем. Но я указываю
тому, кто желал бы получить сведения о способе
вычисления Пасхи христиан и их постов со всеми
подробностями, на вторую главу сочинения Саида,
сына Батрика 313, пaтpиаpxa, к которому настоящая наша книга
составляет продолжение и приложение; ибо всю эту
главу он посвятил исключительно изложению
оснований еврейского пасхального счета и
способа выведения из него Пасхи христиан и их
постов, особенно во втором переделанном и
окончательном списке. Этот второй список вдвое
обширнее и полнее первого списка, который он
подверг изменению и переделке 314.
За сим мы вернемся к нашему рассказу. [48]
9
Ал-Хаким конфисковал вcе недвижимости
матери своей и сестры своей и теток и жен и
любимейших наложниц своих и их имения и вcе
владения, как-то дома, сады, бани в Каире,
ал-Кахире, и особенно в ее окрестностях 315 и взял это все себе. И
написал также в Сирию Яруху 316,
наместнику Рамлы, чтобы он разрушил церковь св.
Воскресенья
317 и уничтожил ее виднейшие части 318, и
окончательно разбил священные реликвии 319 ее. И послал Ярух Юсуфа, своего сына, и
ал-Хусейн-ибн-Захир-ал-Ваззанаи послал вместе с
ним Абу-л-Фаварис-ал-ДайФа. И забрали они всю
находившуюся в ней утварь, а сама церковь
была разрушена до основания 320,
за исключением тех частей, разрушение которых
было слишком трудно и уничтожение которых
невозможно. И быль разрушен Кранион 321 и (василика) св. Константина и все что
находилось в ее пределах, и были окончательно
уничтожены священный реликвии. И старался
Ибн-Захир уничтожить гроб Господень и стереть
след его, и разбил большую часть его и разрушил
его. И был в соседстве с ним женский монастырь,
известный под именем монастыря ал-Сари 322. Он тоже был разрушен. И было начало
разрушения ее (церкви Воскресенья) во вторник 5-го
Сафара 400 (28 Сент. 1009) 323.
И. были разграблены все ее имения и завещанные
имущества и захвачены вся ее утварь и
металлические вещи.
10
Бежали Джaфaр и АбуДжа'фар, сыновья
ал-Хусейн-ибн-Джаухара 324 и
один малолетний их брат, по имени Джаухар, в Сирию
в то время, когда Ибн-ал-Джаррах овладел ею, чтобы
отправиться (оттуда) к царю Василию. И написали [49] они правителю Aнтиoxии, Михаилу патрицию,
прозванному ал-К-таниyc 325,
прося у него разрешения явиться в Aнтиохию. И
предписал он им обождать, пока он не попросить
разрешения для них у царя. И не имели они времени
ждать и решили отправиться в Ирак. И были они
схвачены и убиты. Дело в том, что они пошли к
Хассану, сыну ал-Муфарридж-ибн-ал-Джарраха и
просили его отправить их (дальше). И обещал
ал-Хаким за поимку их 200,000 динаров, и сказал им
тогда Хассан коварным образом: «старайтесь
сами о своем спасении» и отправил их в путь. И
остановились они в месте, именуемом ал-Сувейда 326, в области Дамаска, на расстоянии одного дня
пути от него. И отрекомендовал их Хассан
Мухтар-ал-дауле Абу Абдаллах-ибн-Наззалю 327. И поспешил он к ним и схватил их и убил их в
Дамаске. И головы их были привезены в Каир в
месяце Рабие II 403 (20 Окт. — 17 Ноябр. 1012).
11
Ал-Муфарридж-ибн-ал-Джаррах обязал 328 христиан вновь выстроить церковь
Воскресенья в Иерусалиме и сделал одного
епископа этой эпapxии, который был в городе
Хибале 329 и именовался аввой Фефилом, патриархом
Иерусалимским. И оставался он им 8 лет и умер. И
помогал ал-Муфарридж-ибн-ал-Джаррах ему при
постройке церкви Воскресенья и восстановил в ней
многие места по мере, сил и возможности. [50]
12
Дулу, раб Ибн-Хамдана, и его сын,
Мансур-ибн-Лулу, завладели Халебом по смерти
Абу-л-Фадаила, сына Сад-ал-даулы-ибн-Хамдана 330. И притеснял Мансур-ибн-Лулу сыновей
Абу-л-Фадаила весьма сильно, пока они не
выкупились тем, что ушли из Халеба и покинули его
и отправились к ал-Хакиму, — и было это изложено
выше 331. И бежал из Халеба также в женском платье,
Абу-л-Хейджа, сын Са'д-ал-даулы, и искал убежища у
Василия, царя греков. И умер 332
Лулу в Мухарреме 399 (5 Сент.— 4 Окт. 1008) и
перешло эмирство всецело к cынy его,
Мансуру-ибн-Лулу. И не могли его терпеть многиe из
халебийцев и желали (возвращения) Абу-л-Хейджа,
точно также как и эмиры племени Бени-Килаб,
управлявшие областью Халеба. И побуждал его зять,
магистр Абу Мансур-Ахмед-ибн-Мерван, владетель
Диарбекра, носивший титул Мумаххид-ал-даула 333 — он нее племянник Бада, курда, — уйти из
стран греков в Халеб, и просил царя отпустить
Абу-д-Хейджа и сказал царю, что он (магистр
Ибн-Мерван) поможет ему возвратить себе эмирство
и (это) не обяжет его государя 334поддерживать
его ни воинами, ни деньгами. И разрешил царь
Абу-л-Хейджа (сыну Сад-ал-даулы) действовать
совершенно как ему заблагорассудится. И пошел он
в Мейафарикин, и послал Ибн-Мерван с ним одного
своего человека с неполными двумя сотнями
всадников. И пошел он в ал-Джазиру и встретили его
многие из эмиров племени Бени-Килаб и обещали
ему, что они будут за одно с ним и помогут ему,
пока не будет достигнута, его цель. И стал его
бояться Мансур-ибн-Лулу и искать примирения с
племенем Бени-Килаб. И предложил он им условие,
что он им даст многие земли во . владение и
сделает их соучастниками своими в доходах от
(всех) имений и селений в окрестностях города. И
обратился [51]
он за помощью также к
магрибинцам 335 и просил их предупредить (других) присылкою
к нему войска, и обещал им что он сдаст им
крепость халебскую. И поспешил к нему
Али-ибн-Абд-ал-Вахид-ибн-Хайдара 336,
кади Триполиса, с сильным войском, — это тот,
который в то время захватил в свои руки
управление Триполисом и другими крепостями. И
случилось, что он прибыл в Халеб, когда
Абу-л-Хейджа, подходил к нему близко. И повел
Мансур-ибн-Лулу Али-ибн-Хайдару вверх в
крепость и просил его оттуда написать ал-Хакиму с
голубем н поторопиться выступлением на бой с
Абу-л-Хейджа и его войском. И настиг он их, когда
они собирались сесть за обед и как только он
пришел Бени-Килаб разбежались, согласно
заключенному ими с Мансуром-ибн-Лулу тайному
договору. И бежал Абу-л-Хейджа и были разграблены
его палатки и взято все, что у него было, и
вернулся он в сторону Малатии и просил у царя
греков, Василия, разрешения вернуться в его
присутствие. И был царь разгневан против него и
хотел действовать против него и намеревался
изгнать его из своих владений. И дошло это до
Ибн-Лулу и он уговорил царя допустить его
возвращение на прежнее место его в столице его
(царя), дабы он не пошел в страны мусульман и не
пристали бы (там) к нему другие толпы и не нанес бы
он вреда царю. И разрешил царь тогда
Абу-л-Хейджа вернуться в Константинополь и
оказал ему милости и благодарения. И остался он
там до тех пор, пока не умер 337.
Что же касается Али-ибн-Абд-ал-Вахид-ибн-Хайдары,
то он был вытеснен Ибн-Лулу из Халеба и вернулся в
Триполис с теми, с которыми пришел. И потребовали
Бени-Килаб от Мансура-ибн-Лулу тех земель и выгод,
о которых он с ними условился и которые им обещал.
И старался он затянуть дело. И напали тогда они на
город Халеб и сразились с Ибн-Лулу и притеснили
его весьма сильно; он
оказался не в состоянии продолжать с ними войну и
выказал им свое желание покончить с ними дело
полюбовно, [52] И пригласил он
их амиров и вождей войти в Халеб, чтобы принять
участие в пире, а он (при этом) выдаст им грамоты
на владение теми землями. И вошло их более
семисот, и среди них все эмиры Бени-Килаб, вожди
их и храбрейшие их. И приказал он приготовить им
обед и разостлать скатерть, за которою они должны
были расположиться. И когда они явились в его дом,
то потребовали, чтобы он прежде всего покончил их
дело и удовлетворил бы их требования
относительно тольно выдачи грамот. И были они все
в тот же час схвачены и приказал он дать волю мечу
и было тогда убито множество из них. И перевел он
их эмиров в крепость и заключил их в ней по
одиночке и заковал в оковы, а остальных разместил
по тюрьмам. И было это в субботу 28-го Зу-л-Кады 402 (21
Июня 1012). И ушли остальные бедуины со своими
шатрами из окрестностей Халеба. И оставались
захваченные арабы два года в тюрьмах. И убил
Ибн-Лулу многих знатнейших из них и много умерло
от притеснений и нужды, а некоторых из них он
облагодетельствовал и отпустил в Шеввале 403 (15
Апр.— 13 Мая 1013). И был в числе, эмиров,
заключенных в крепости, Салих-ибн-Мирдас 338. Мансур-ибн-Лулу не раз, когда он пировал
и пьянствовал, выражал намерение убить его, так
как ненавидел его за долговременную вражду его и
за храбрость его. И старался Салих-ибн-Мирдас
расшатать один камень в cтене своей тюрьмы и
вырвал его, а за тем с течением времени
вынимал камень за камнем, пока не добрался до такого места, откуда мог выбраться. И
стесняло его при этом одно из колец кандал на его
ногe и сломал он его, но высвободить другую ногу
оказалось для него невозможным. И привязал он по
этому цепь к поясу своему и пролез в это
отверстие ночью и бросился с вершины крепости
вниз в пятницу 1-го Мухаррема 405 (2 Июля 1014
339) и шел всю ту ночь, а когда настало утро, то
он скрылся в одной пещере на горе Джаушене 340. И преследовали и отыскивали его долго, [53] но не нашли следов его. И добрался он до
своей ставки и соединился опять со своими, и
ободрило их его спасение. И спустя 6 дней после
своего бегства он взял в плен одного из рабов
Ибн-Лулу; этому рабу Ибн-Лулу подарил меч
Салиха, который он носил в тот день, когда был
взят. И потребовал Салих от него возвращения
меча и взял его ceбе. И пристали к нему остальные
его соплеменники из Бени-Килаб и стал он за одно с
ними и обедъединил их и все признали его вождем. И
расположился он , с шатрами (всего племени) вблизи
Халеба и загорелась война между ним и Ибн-Лулу. И
выступил один из воевод Ибн-Лулу с отрядом рабов
в чегверг 5-го СаФара (5 Августа 1014 341) и напал на арабов и захватил из шатров
много всякого скарба и увел в плен 50 человек
мужчин, женщин и детей, и вернулся в Халеб в тот же
день. И увлекся этим (успехом) Ибн-Лулу и собрал
свое войско и принудил всех, кого только мог,
чернь и всякий сброд, христиан и евреев 342, выступить сним в область Телл-Хасид 343), чтобы сразиться с Салихом. И выступил он
после заката солнца в четверг, 12-го Сафара (Августа)
того же (1014) года. И выступили вместе с
ним оба его брата, Абу-л-Джейш-ибн-Лулу и Абу
Салим-ибн-Лулу. И когда настало утро, то он
столкнулся с арабами и произошла битва между
ними. И обратились в бегство оба его брата и
многие с ними и поспешили уйти в Халеб. И
обратились в бегство также все остальные и
крошил их меч (арабов) и было их убито около 2000
человек и взяты в плен Мансур-ибн-Лулу и
Салим-ибн-Мустафад и множество знатнейших воевод
и рабов. И прошло между бегством Салиха из тюрьмы
Ибн-Лулу и взятием последнего в плен 41 день. И
обменялись посольствами Абу-л-Джейш-ибн-Лулу и
Салих по поводу брата первого, Мансура, и
затянулись переговоры и было дело покончено на
том, что Мансур даст Салиху 50,000 динаров
звонкой монетой, 120 халебских ритлей 344 серебра вещами и 500 штук платьев из разных
материи и [54] отпустит всех
находящихся в тюрьмах и во власти его арабов из
племени Бени-Килаб и их жен. И было (далее)
условлено, что Мансур, отпустить двух женщин
иа племени Бенй-Килаб, на которых он женился
после того, как схватила их. И выговорил для себя
Салих, чтобы Мансур-ибн-Лулу женил его на своей
дочери и чтобы от, дал ему и племени Бени-Килаб
половину халебской страны во владение и чтобы он
ни одному из них не исполнял ни какой просьбы
иначе как списавшись с Салихом. И когда
соглашение между ними состоялось, то Салих его
отнустил. И вступил Мансур-ибн-Лулу в Халеб в
субботу 22-го Сафара (Августа) 405 (1014)
и опять принялся за унравление. И продавали арабы
бывших у них в руках пленников как кому
удавалось. И не исполнил Ибн-Лулу, вернувшись в
Халеб, того, о чём он условился с Салихом, т. е. не
дал ему и племени Бени-Килаб половины халебской
страны и не женил его на своей дочери.
И стал Салих опять воевать с ним и притенял
жителей Халеба и препятствовал ввозу в него
провианта и прочаго. И просил
Ибн-Лулу царя Василия оказать ему помощь войском,
на которое он мог бы опираться при борьбе с
бедуинами. И послал ему царь тысячу человек
из армян и с их помощью Ибн-Лулу одержал победу в
войне с арабами. И написал тогда Салих царю,
изъявляя свою покорность и рассказывая
вероломство Ибн-Лулу, которое он испытывает уже
во второй ряз, хотя он его и пощадил, когда взял в
плен. И так как царь знал, что Салих говорить
правду, то он отозвал войско, которое он отрядил в
помощь Ибн-Лулу и внушил Ибн-Лулу, чтобы он
исполнил Салиху то, о чем он с ним условился. И
увеличило это шаткость положения Ибн-Лулу, а душа
Салиха ободрилась при виде благосклонности к
нему царя и послал он своего сына в столицу царя
для подтверждения обещанной им покорности и
искренней преданности. И побоялсл Ибн-Лулу
продолжать борьбу с Салихом и приписал все свое
несчастие своему подчиненному, Фатху, [55]
заведывавшему крепостью, и что оно произошло от
того, что он плохо наблюдал за Салихом и не радел
о принятии мер против (бегства) его. Потом он
пригрозил ему, предостерегая его, и вознамерился
удалить его из крепости и передать управление ее
другому. И убедился Фатх в искренности этого его
б намерения, испугался его и стал опасаться, как
бы не обрушился на него гнев Ибн-Лулу. И
согласился он тогда со многими из своих
доверенных и подчиненных, находившихся с ним в
крепости, взбунтоваться против Ибн-Лулу. И
заиграли трубы и барабаны на высшей точке
крепости в последнюю треть той ночи, после
которой наступило утро субботы 24-го Реджеба 406 (7
Января 1016) и выкрикивали боевой клик
ал-Хакима и Салиха, именно “Хаким, о
победоносный! Салих, о победоносный!” И подумал
тогда Мансур-ибн-Лулу, что Салих проник в
крепость и что город у него отнят. И вышел он в тот
же час и вместе с ним его два брата, его дети и
оставшиеся ему верными рабы, спасаясь бегством,
на лошадях своих, из Халеба в страны греков и
искали убежища у царя Василия. И была разграблена
крепость и были разграблены дома Ибн-Лулу и его
братьев, живших в Халебе, и дома некоторых
христиан и евреев. И вступил Ибн-Лулу с бывшими
при нем в Антиохию. И овладел Фатх Халебом и
просил Али-ибн-Ахмед-ал-Дайфа 345,
правителя Алапеи, поспешить к нему с войсками,
чтобы действовать за одно с ним 346. И
поспешил тот согласиться на его просьбу и прибыл
в Халеб. И остановился ал-Дайф в доме Ибн-Лулу в
самом городе. И остался Фатх в крепости по
прежнему и выслал всех жен Ибн-Лулу и его братьев
и их детей из Халеба и передал их Салиху, чтобы
тот отправил их к Ибе-Лулу. И взял их Салих в
свою ставку и удержал дочь Мансура-ибн-Лулу,
которую он по договору должен был выдать за него,
и женился на ней, а остальных женщин отправил к
нему. И получил Салих все области и селения,
который по договору Ибн-Лулу должен быд ему
отдать. И [56] приказал царь катепану Антиохии принять
Мансура-ибн-Лулу хорошо и с почетом и обращаться
с ним с тою же предупредительностью и
любезностью, с которою обходились с ним
обыкновенно, когда он еще был эмиром Халеба, и
отпустил он ему, его слугам и родным значительные
пенсии. И предписал катепану Aнтиоxии, чтобы он
утвердил 347 за Мансуром всех кто только явится к
нему (катепану) с просьбой о защите из числа его
рабов, приверженцев и других мусульманских
воинов, и чтобы они находились в его (Мансура)
свите и в его распоряжении. И утвердил он за ним 700
рабов конных и пеших и выдавал им жалованье и
содержание ежемесячно из казны царя. И запретил
царь сношения и торговлю между всеми его
владениями и всеми провинциями Cирии и Египта 348. И просил его Салих-ибн-Мирдас разрешить эту
торговлю исключительно его подданным. и разрешил
он ее им исключительно, помимо всех других, И
вызвал царь к себе Абу-л-Джейша и Абу-Салима,
сыновей Лулу, и Абу-л-Ганаима и Абу-л-Береката,
сыновей Мансура ибн-Лулу, и дал им титулы и
назначил им почетные должности и отправил их
обратно к нему. И дал царь Мансуру во владение
недвижимость в Aнтиoxии, доходами с которой он мог
бы пользоваться и дал ему во владение в
окрестностях Aнтиохии селение, именуемое
Сейх-Лейлуном 349. И привел он в порядок замок его и
перебрался туда, чтобы легче было приобретать
необходимые ему cведения о делах халебских. И
приказал царь в это время усилить крепость в
Антиохии. И присоединились к
Али-ибн-Ахмед-ал-Дайфу, правителю Апамеи, после
того как он пришел в Халеб, некоторые отряды
магрибинцев с намерением напасть на ставку
Салих-ибн-Мирдаса и ставки арабов, чтобы их
ограбить и захватить. И послал Салих сказать им,
что он им покоряется. И двинулся лагерь арабов по
направлению в Киннесрин. И выступили магрибинцы,
желая захватить тe палатки, в которых находплись
женщины. И сражались они долго друг с [57] другом. И
сделали тогда бедуины атаку на магрибинцев и
обратили их в бегство и убили многих знатнейших
магрибинцев и одержали над ними полную победу. И
перестали они тогда мечтать о наживе на счет
бедуинов и угрожать им. И дал ал-Хаким Фатху
почетное прозвище Мубарак-ал-даула,
Али-ибн-Ахмед-ал-Дайфу — Садид-ал-даула, и
Салих-ибн-Мирдасу — Асад-ал-даула. И обещал он
Фатху, что даст ему взамен Халеба и его крепости
— если он сдаст их ему, — Сур, Сидон и Бейрут в
пожизненное владение, а все имущество в крепости
будет также принаддежать ему (Фатху). И
намеревался Фатх принять это, но Салих послал к
нему и посоветовал, чтобы он осталсн в крепости,
сам же он (Салих) будет вне Халеба, и чтобы он
изгнал магрибинцев из Халеба и чтобы они оба
соединились для отражения всякого желающего
покорить себе Халеб, откуда бы он ни был. И стал
Фатх действовать согласно этому (совету) и
услышали это жители Халеба и собрались под
крепостью и кричали: “мы хотим только
магрибинцев и не нужны нам бедуины”. И поднялся
бунт И попросил Садид-ал-даула у ал-Хакима помощи
войсками для борьбы с Салих-ибн-Мирдасом. И
прибыли к нему все наместники сирийские с
пехотою, и с ними прибыли из арабов
Хассан-ибн-ал-Муфарридж-ибн-ал-Джеррах и его
племя и Синан-ибн-Сулейман, эмир кельбийцев,
также с племенем своим, и расположились в
окрестностях Халеба. И послал ал-Хаким к Фатху,
искушая его и обещая ему милости и благодарения,
и прибавил к его титулу Мубарак-ал-даула еще
титулы “Сад-ал-даула и Изз-ал-даула”, и обласкал
(также) его друзей. И посоветовали они ему
сдаться. И согласился он тогда выйти из крепости
и передал ее Садид-ал-дауле
Али-ибн-Ахмед-ал-Дайфу. И взял Фатх все, что в ней
было, т. е. деньги, золотые и серебряные сосуды и
прочие драгоценные вещи и оружие и все что только
мог увезти. И пошли все принадлежавшие к войску
вместе с ним. И ушел он в Сур и жил там до времени
ал-Захира, сына ал-Хакима. И был он [58] удален оттуда по доносу о
(предпринимаемом им будто-бы) восстании, когда с
течением времени все бывшие у него деньги были выжаты из него. И
продавал он также постепенно все вещи, которые он
с собою взял, а вырученные за них деньги также мало по малу у него
отбирались под видом займов для расходов по
войскам. И был он перемещен на наместничество
иерусалимское и были отняты у него Сур, Сидон и
Бейрут. И оставался он там короткое время и затем
был отставлен и возвращен в Сур и умер бедным 350. И назначил ал-Хаким правителем
Халеба, после выхода из него Фатха, Азиз-ал-даулу
Фатика, раба Вахида 351, и
дал ему титул «эмир-ал-умара» и отправил его туда.
И вступил он в Халеб в воскресенье 1-го Рамадана 407
(1 Февр. 1017) 352 и
ушел оттуда Садид-ал-даула ал-Дайф. И сделали магрибинцы два
нападения на монастырь Симеона халебского 353 и убили и увели в плен кого
нашли в нем; настоятеля монастыря, из монахов, и
других xpистиан. И установились между
Азиз-ал-даулой и Салих-ибн-Мирдасом.
дружественные отношения. И послал Азиз-ал-даула
посольство к царю Василию с обещанием покорности
и дружбы, и в письмах своих к царю, равно как и
к тем из соседних греческих наместников, с
которыми состоял в переписке но упоминал своего
почетного прозвища 354. И
выпросил для себя право исключительной торговли
с соседними греческими владениями и тем
провознесся над 355 ал-Хакимом, и овладел Халебом и
всеми зависящими от него областями и изгнал
оттуда наместников ал-Хакима и назначил в них
наместников от себя 356. И
в 407-ом году (10 Июня 1016—29 Мая 1017) один из
вождей болгарских, по имени Арон, напал на царя их
Комитопула
357, раба Самуила,
и убил его и овладел государством болгар. И был
Арон этот из тех, коих предкам принадлежало
преимущество в царствовании над ними 358. И послал он к царю Василию и
написал ему, обещая ему покорность и дружбу и
обязываясь, что будет управлять государством, [59] которым завладел, согласно его
(царя) желаниям и не предпримет никакого дела
против его воли. И оставался он царем один год и
был в свою очередь убит рукой одного из своих
подчиненных. И написали вожди болгар царю
Василию, унижаясь перед ним и выражая свое
желание, чтобы он принял находившияся в их руках
крепости и области и прося о его разрешения
прибыть к нему и действовать согласно его
приказаниям. И пошел тогда царь в Болгарию в
Шаввале 408 (20 Февр.— 20 Марта 1018) и вышли
ему на встречу все тамошние вожди ибыли также
выведены жена Арона, царя болгар и дети его. И
принял он их крепости и оказал им милости и дал
каждому из них должности согласно тому, чего
требовали его заслуги. И оставил себе сильные
крепости и назначил над ними правителей из
греков и срыл остальные. И устроил дела Болгарии
и назначил туда василиков, т. е. управляющих всеми
делами и имуществамию. И стало государство
болгарское присоединенным к государству греков,
и сделал он его катепанатом. И было это в сорок
четвертом году его царствования. И вернулся он в
Константинополь. И вступили в брак дочери болгар
с сыновьями греков и дочери греков с сыновьями
болгар и смешал он одних с другими и тем
уничтожил старую вражду, которая была между ними.
И приключилось с ними 359 впоследствии мы изложим в
своем месте.
13
В Шеввале 411 (18 Янв. — 15
Февр. 1021) Мухаммед-ибн-Хулейд-ал-Бахрани 360 сдал царю греков крепость,
именуемую ал-Хаваби 361 на
горе Бахра, и город Маракию 362 на берегу моря, который был в
развалинах. И оказал царь ему милости и
благодеяния. И доносили многие мусульмане
ал-Хакиму [60]
много раз, что
христиане собираются в своих домах, молятся и
совершают таинства в что с ними бывают многие из
тех, которые приняли ислам, и принимают участие в
причастие 363. И не порицал он этого и
отвернулся от речей доносчиков. И явился к нему
авва Салмун 364, настоятель монастыря горы
синайской, и жаловался на несчастное положение
монахов горы синайской и какое горе и нужду они
терпят и просил его освободить конфискованные
имения, принадлежавшие этому монастырю, чтобы
они могли облегчить ими свое бедственное
положение, — что побудить их молиться за него,
пока они останутся в живых. И вряд он его просьбе
и возвратила монастырю все имения. И в 410-м
году (9 Мая 1019—26 Апр. 1020) Евстафий 365 был назначен патриархом
константинопольским; а был он евнух. И патриаршил
он 5 лет и месяцев и умер. И в этом-же году умер
также Феофил 366, пaтpиapx иерусалимский, в
Рамадане (31 Дек. 1019—29 Янв. 1020). И упросил
некий священник, плотник, из греческих рабов, из
тех, которые состояли на службе в дворце для
плотничьих работ, по имени Никифор, ал-Хакима
разрешить ему сделаться патриархом
иерусалимским. И внял халиф его просьбе. И
были у него сын и дочь; и пошел он в Иерусалим и
там был благословлен как патриарх в воскресенье
11-го Теммуза (Июля) 411 367.
14
Когда государыня, сестра
ал-Хакима, отчаялась в спасении брата и убедилась
в его смерти, то она поспешила послать
Али-ибн-Давуда, одного из эмиров кетамийских, в
Дамаск с подарками для (тамошних) эмиров,
начальников и воевод, приказывая схватить
наследника престола Абд-ал-Рахим-ибн-Альаса 368. И поспешили все сделать это,
так [61] как они не могли его терпеть. И
был он увезен в оковах и семья его и родные были
увезены вмести с ним. И был он привезен в Дамьат и
там заключен на время. Потом его привезли в Каир.
И когда он прибыл, то с него сняли кандалы и
держали его некоторое время под стражей в дворце,
но с почетом и почтением. И послал 369 ему ал-Захир какой-то
отравленный фрукт и он съел кусок его и умер. И
было народу обявлено, что он совершил
самоубийство. И еще тогда, когда он был схвачен в
Дамаске, старший сын его, Абд-ал-Азиз, и племянник
его, Ахмед-ибн-ал-Тайиб-ибн-Альас, бежали в лагерь
Салих-ибн-Мирдаса и остались там 10 месяц. И
старался ал-Захир ласками добиться их
возвращения, но они боялись его и бежали в страну
греков, ища убежища у Василия, царя греков. И
принял он их хорошо.
15.
Что касается до того, что
случилось с царем Василием после, занятия им
Болгapии, то дело вот в чем: когда он был занят там,
усердно воюя с ними, Георгий 370, царь абхазов, возымел
намерение нанести ему вред в областях соседних с
его владениями. И овладел он крепостями и
областями из тех, который дядя 371 его, Давид, куропалат, уступил
царю Василию. И когда царь достиг своей цели в
Болгарии и покорил ее и вернулся в
Константинополь, то Георгий этот, царь абхазов,
не счел нужным исправить свою ошибку и
воздержаться от своих действий и заявить ему
свою преданность, как это делали его отец и дядя,
но возгордился и стал упорствовать в своем
заблуждении и вступил в переписку с ал-Хакимом о
том, чтобы им соединиться друг с другом для войны
с царем и чтобы каждый из них пошел на него из
своей страны. И дошло это до царя Василия, и он
[62] преисполнился
из-за этого гневом против него и пошел из
Константинополя в Филомилий 372,
не сказав никому, что он имеет в виду, а объявив
приготовления к походу в сириские земли. И
направил он провиант, фураж и opyжие в Антиохию,
как приготовление к этому походу, и не сомневался
никто в том, что он пойдет на Сирию. И в то самое
время. когда царь был в Филомилии 373
случилось исчезновение ал-Хакима; и пошел он
воевать абхазов. И когда узнал об этом абхазец, то
он собрал свои войска и призвал на помощь кого
только мог из чужих и выступил в самые окраины своих владений, желая столкновения
с царем и сражения с ним. И когда приблизился к
нему царь и обнаружилась ему сила его войск и
могущество его рати, тo абхазец обратился в
бегство без боя. И преследовал его царь, пока он не нашел защиты за рекой, через которую не
могли переправиться греческие войска. Тогда он
сжег его селения и. разграбил вcе находившиеся
там припасы и увел из его стран и убил и ослепил
более двухсот тысяч человек его подданных, и
опустошил все принадлежавшие ему области и селения, кроме тех, которые лежали в
местностях за той рекой, за которой он искал
убежища и через которую не могли переправиться
(греческия) войска. И наступила зима и ушел царь
Василий в Требизонд 374, чтобы войска
там провели зимнее время и чтобы затем вернуться
в поход. И в это время 375 уступил
Сеннахариб, царь Асфарагана, все своя крепости,
земли и всю страну асфараганскую царю Василию. И
уступил ему Ибн-ал-Дайрани 376,
сосед первого, свои крепости и замки и
присоединил царь все это к своему
государству. И было число их более сорока,
крепостей и замков. И сделал царь из
них особое катепанство и поместил в крепостях
воинов и поставил над ними правителей.
Сеннахарибу же и Ибн-ал-Дайрани с их семействами
и родственниками он дал в вознаграждение
обширные имения, большие деньги и высокие титулы.
И с прибытием царя в Требизонд [63]
он начал хлопотать об отправке
флота морем в страну абхазов. И прибыл к нему от
царя их, Георгия, посол, чрез которого он старался
склонить его к милости и извинялся за свой
поступок и обещал, что уступить ему все крепости
и все владения, которые принадлежали его дяде,
Давиду куропалату, и отдаст ему в заложники сына
своего, Бакрата, и неизменно и неуклонно
останется, пока он жив, в покорности ему и
преданности. И внял царь Василий всему, чего он
просил и принял от него то, что он обещал и
отправил вместе с его послом многих сановников и
судей. И взяли они всякие крепкие клятвы в
честном исполнении обещанного и условленного с
Георгия абхазского и католикоса — это глава
духовенства его земли — со всех епископов и
других сановников и высокопоставленных его
подданных. И взял он (Василий) ceбe с них такое
обеспечение клятвами, какое берется с лиц
исповедующих (разные) религии 377. И
пошел царь тогда, чтобы принять крепости и
области, которые ему обещал абхазец, и взять его
сына. И дошло в то самое время до царя Василия, что
патриций Никифор, известный под именем Ксифия 378, правитель области Анатолика, соединился so
с Никифором кривошейным, сыном Варды Фоки, и
сговорился с ним восстать против него. Дело в том,
что Ксифий возмечтал сделаться царем и вступил с
Фокой в переговоры о том, чтобы им соединиться
для этой цели, — ибо он знал, что многие из греков
склоняются к Фоке и привязаны к нему из-за любви
их к его предкам, — и чтобы помогать друг другу и
действовать за одно в этих обстоятельствах и
воспользоваться случаем отсутствия царя Василия
из земли греков, равно как и тем, что он занят
предпринятой им войной с абхазцем. И скрывал
каждый из них в душе намерение действовать
против другого, когда окончательно разъяснится
затеенное им дело, и захватить царство в свои
только руки. И поспешил царь Васишй, как только
проведал о том, что они затеели, отправить
Далассина [64]
Феофилакта,
протоспафария, друнгария 379, в Анатолике чтобы разузнать
истину о том что до него дошло, и тонко орудовать
для устройства им обоим какой нибудь западни. И
назначил он его правителем Анатолика и послал
ему деньги для расходов на войска и скрыл все это
от всех и каждаго. И когда прибыл Феофилакт
Далассин в Анатолию, он убедился в верности
известий и нашел, что многие из знатных и
незнатных греков стекаются к ним и стремятся к
ним. Мало того, многиe даже из тех, которые находились
при царе Bacилии в походе, развратились, когда
узнали в чем дело , и вознамерились бежать к ним,
чтобы защищать свои дома и своих родных, боясь,
что они захватят их и овладеют ими. И
направлялись всe, кто приходил к ним,
исключительно к Фоке. И когда Ксифий заметил это,
то в его душу вкралась зависть к нему и он решил
убить Фоку. И послал он к нему (приглашение)
выехать для беседы о задуманном ими деле. И
поспешил Фока приеxaть на муле, без всяких
приготовлений. И имели они свидание и
побеседовали друг с другом и простились друг с
другом и разошлись, чтобы вернуться, каждый
восвояси. И когда уезжал Фока, то один из рабов
Ксифия, согласно данному Ксифием ему приказанию,
ударил его палкою 380, так что он упал с мула. И была
ему отрублена голова, и было это в день Успения
Богородицы, то есть 14 го Джумады I 413 (15
Августа 1022). И когда убит был Фока,
разбежались и разбрелись до последнего все люди,
которые к ним собрались, и всякий возвратился
восвояси. И отчаялся Ксифий в в достижении того, на что
надеелся, и стал бояться за себя и в свою очередь
тоже бежал и взял голову Фоки и послал ее царю
Василию и оправдывался перед ним тем, что он, когда узнал, что Фока
намеревается восстать против царя, притворялся, что желает
участвовать в задуманном им деле, до тех пор пока не получил
власти над ним и не убил его. И когда Феофилакт
Далассин узнал о бегстве Ксифия, то он со всеми
собравшимися к нему войсками, на которые [65] он истратил деньги,
погнался за ним до того места, куда тот пошел, и
схватил его и обеспечил себя. по отношению к нему.
И когда узнал абхазец о восстании происходившем
в земле греков, то он вновь почувствовал себя
сильным и отрекся от того, что обещал. И
когда прибыла голова Фоки к царю Василию, то он
поспешил послать ее Георгию абхазскому, чтобы
дать ему ясно понять что, он ему
не доверяет. И стало тогда ясным царю, что, все,
что делал абхазец, и переговоры его с ним были
лишь обманом. Дело в том, что один его визирь,
Р-фад-с 381по
имени, советовал ему пользоваться клятвами
именем Божъим и обязательствами, данными им, как
средством для устроиства западни царю Василию.
Царь же, поверив клятвам абхазца, и отправившись
в его страну для принятия, областей и крепостей
которые, тот обещал, ему, и для, взятия его сына,
одержал верх лишь потому, что взял с собою
xpабрейших и лучших воинов столько, сколько, счел
нужным для покорения себе абхазца силой в случае,
если б тот уклонился от заключенного между ними
договора и не исполнил его. И подумал абхазец, что
задуманное им против царя дело ему вполне уже
удалось. И когда он приблизился к нему, то он и
напал на войска царя, чтобы обратить их в бегство
и погубить их. И сразился с ним царь и убил и взял
в плен великое множество из войска абхазца. И
бежали абхазец и его визирь и кто последовал за
ним из его людей разбитыми. И захватило войско
царя все деньги абхазца и припасы и кроме того
весь скарб его людей, и угнали греки скот их,
верховой и вьючный. И стал тогда абхазец опять
унижаться пред царем и выражать свою покорность
пред ним и упрашивать его, пока он не принял его
сына и не принял крепостей; и, 90 городов выше
упомянутых и не условился с ним, чтобы его, сын
оставался в столице царя два года, по истечении
которых царь пришлет его назад к
нему. И ушел царь из страны абхазца, направляясь в
страну греков, И было это [66] в сорок
восьмом году году царствования, то есть 414 гиджры
(26 Марта 1023-14 Марта 1024). И схватил царь
после убиения Фоки всех участвовавших в
возстании конфисковал их имения и
убил некоторых из них и овлепил других и заключил
в тюрьму третьих. Ксифия же омонашил и назначил
ему местом жительства один монастырь вне
Константинополя, приняв во внимание прежнюю
службу его ему, когда он вместе с
ним был в походах в Болгарии. И по той причине
также, что у него по временам получал перевес
элемент черной желчи 382 — вследствие чего у
него являлась иногда пекоторого рода меланхолия- он пощадил егo жизнь, а деньги и имения
конфисковал. И не переставал он 383...
16
Нaпaл Xaccaн-ибн-ал-Джаррах 384 второй раз на ал-Дузбери 385, правителя
Палестины, и победил Хассан его совершенно и
пригласил Салиха поспешить к нему. И
необходимость заставила Салихa отправиться к
нему, И просил Салих катепапа Aнтиoxии,
Константина Далассина 386 прислать ему стрелков
в помощь ему при борьбе с гарнизоном (халебской)
крепости. И послал тот ему 300 человек и он
pаcположил их около городской стены. И снесся
катенан, антиохийский об, этом деле, с царем
Василием. И не одобрил царь его и предписал
отозвать тех воинов. И послал их Салих назад к
нему. И назначил Салих
Абу-л-Мерджа-Садим-ибн-Мустафада правителем
Халеба и поручил ему и секретарю своему, Абу-
Мансур-ибн-Тауку, осаждать крепость, а сам пошел в
Палестину во вторник 3-го Paбиa I того-же (416)
года (4 Мая 1025) 387. И вступили осажденные
в крепости в переговоры о мире с
Салим-ибн-Мустафадом и [67] Сулейман-ибн-Тауком, в
середу 18 Рабиа II (18-го Июня), но ставили
такие условия, которые он не мог принять. И когда
этот день кончался, (осажденные) поставили кресты
на стенах крепости и кричали “царь царь Василий,
о победоносный” 388и, выставив кресты,
сняли их. И продолжали кричать всю эту ночь до
утра. И когда утро наступило, то опять поставили
кресты и проклинали ал-Захира и остались кресты
выставленными до пятницы, третьего дня после
того, в который они их впервые выставили. И
присоединили они к ним еще много других крестов.
И стеклись все способные носить opyжиe в этот день
к крепости с оружием после окончания соборной
молитвы и сражались весь этот день и второй и
третий. И стеклись все способные, носить оружие
еще раз к крепости и понесли кораны на концах
копий 389
пo pынкам и провозгласили нафир 390. И
собрался весь народ крепости во всеоружии. И
сдались многие из находившихся в крепости
магрибинцев и были награждены почетными
платьями и (торжественно) поведены по городу. И
были разостланы платья
парчевые и шелковые 391 и
драгоценные мaтepии, чалмы и платки, и были
высыпаны деньги против крепости и (все это)
обещано тому, кто сдастся. И состоялись затем
переговоры между Маусуфом и Ибн-Мустафадом И Абу
Мансуром, секретарем Салиха. И было дело решено
между ними на условиях, которые заключались в
грамоте нaписанной: по взаимному соглашению 392. И послал Маусуф некоторых лиц
из магрибинцев и других, и те взяли с
Абу-л-Мерджа-ибн-Мустафада и Абу Мансура клятвы в
исполнении решеннаго. И упала большая звезда в
Халебе в четверг 24-го Paбиa II 416 (24 Июня 1025);
и послышался вслед за этим грохот похожий на
сильный гром. И был в крепости начальник
масмудийцев 393, негр, Абу Джума по имени.
Спустился он (из крепости) в баню и когда хотел
опять взобраться в крепость, то его не пустили.
Тогда он пробрался под стеной, по склону горы 394. И стеклись люди к крепости [68] и взобрались ночью по склону горы со вcех
сторон. И помогли масмудийцы и находившиеся в
своему начальнику Абу Джуме пролезть в крепость.
И быле приставлены лестницы и народ стал
взбираться. И Когда Маубуф увидел в чем
дело, то выбросил ключи из одной своей комнаты. И
отперли тогда ворота и вошли в крепость в середу
года Джумады I 416 (30 Июня 1025) 395. И сошли с нее магрибинцы и другие. И были
разграблены их дома и схвачены Маусуф и
Субан-ибн-Мухаммед-ибн-Субан и Абу Хилал,
(фатимидский) мисcиoнер 396 и
кади Халеба, Абу Усама. И держали их заключенными
в городе три месяца. Потом они были переведены в
крепость и заключены в той самой темнице, в
которой сидел ал-Асфар 397. И
были отпущены все нaxодившиеся в крепости
магрибинцы с их семьями и родственниками.И пошли
они на юг и когда дошли до Кафар-Таба 398, то у них была отнята большая часть бывшого
при них имущества, которое им оставили (после
сдачи крепости халебской). И вернулся Салих из
Палестины в Халеб и вступил в город в субботу
8-го Шабана того же года (4 Окт. 1025) 399. И велел он привести евнуха Маусуфа на
второй день после прибытия, вечером, и виделся с
ним наедине и отослал его назад в тюрьму и убил
его вслед за этим. И убил он также кади Абу Усаму,
а Субан-ибн-Мухаммед-ибн-Субана а отпустил,
взявши с него условленную сумму денег. И отпустил
также миссионера Абу Хилаля. И осадил
Синан-ибн-Ильан 400 Дамаск и происходили между ним и жителями города
сильные стычки, и опустошил он Дарейю 401 и ее округ и разорил её. И построили
дамаскинцы вновь стены своего города и укрепили
его. И овладел Салих-ибн-Мирдас Химсом, Балбекком,
Сидоном и Хисн-ибн-Аккаром 402,
что около Триполиса. а в его власти уже
находились ал-Рахба, Манбидж, Балис и Ракка. И
послал он вслед за тем своего секретаря Абу
Мансур-Сулейман-ибн-Таука к ал-Захиру и тот
вернулся к нему с (известием о) почетном приеме 403 ему [69] оказанном и с драгоценными платьями и
золотыми ожерельями для него и его сыновей. И
приключилось вслед за этим с ним то, что мы
изложим в своем месте. И умер царь Василий в
воскресенье 12-го Кануна I (Декабря) 1337 (1025),
то есть 18-го Шевваля 416 в 9 часов дня. И была
продолжительность его царствования сорок девять
лет и одиннадцать месяцев, а от роду тогда ему
было 68 лет 405. И в день смерти он назначил Алексия,
настоятеля студйского монастыря, патриархом
константинопольским 406. И за несколько
дней до смерти он призвал своего брата
Константина из дворца ему назначенного вне
Константинополя и высказал ему свои желания
относительно всего, и чтобы его не одели после
смерти в какие нибудь царские одежды и определил
ценность савана в 20 и несколько динаров, согласно
прежде данному им повелению. И (приказал), чтобы
похоронили его не с царями, а чтобы его могила
была в маленьком монастыре, который он определил
и назвал, имени св. Иоанна евангелиста 407, за Константинополем, и чтобы ему там
покоиться, вместе, со странниками. Ранее он
приготовил ceбе склеп из мрамора, высокой красоты
в его пестроте и затейливых узорах, и поставил
его в церкви Апостолов 408
рядом со склепами прежних царей. А когда он
отказался от мысли быть погребенным там, то склеп
остался незанятым до тех пор, пока не был
похоронен там его брат, царь Константин. И в
продолжение всего своего царствования он не
переставал ограничиваться лишь необходимым в
еде, питье и обстановке; постоянно в течение всей
жизни отличался ревностью (в вере) и сам входил во
все дела государственные, великие и малые. И
оставил он денег металлом шесть тысяч кинтаров, а
когда воцарился, то нашел денег лишь четыре
кинтара 409. И воцарился после него его брат Константин
и был провозглашен единым царем в понедельник
рано утром. И отпустил он всех заключенных в
темницы участников восстания Фоки и Ксифия,
равно как [70] других
преступников. И роздал придворным должности 410 по раэрядам их и сложил 411 с
обитателей rpеческой земли доимки и взимавшиеся с
них доходы с (тех) необрабатываемых царских
имений, которые находились в соседстве каждой
группы их (обитателей земли
греческой 412 до тех пор, пока они не будут опять
обработаны 413. И задумали некоторые из его придворных
устроить заговор пртив него и посадить на
престол .... ,414, одного из сыновей Фоки-другого из них уже
не осталось. И проведал он дело их и ослепил их и
ослепил еще многих других, которых он заподозрил.
И вo втором 415 году его царствования случилось в
Константинополе страшное эемлетрясение в
четвертый день Кануна I (Декабря), т.е 31
Шевваля 417 (5 Дек. 1026). И обрушились
вследствие него многие здания. Царь Василий за некоторое время 416 до смерти, отпустил Бакрата, сына Георгия,
царя абхазского, и отправил его обратно к его
отцу. И после 417его прибытия умер Георгий, его отец уже в царствование царя Константина, и
воцарился его сын, Бакрат. И был он тогда еще
молод и несовершеннолетен а делами его
заправляла его мать, дочь Сеннахариба, который
уступила царю Василию Acфapaган. И предствляли ему,
eго придворные делом выгодпьм потребовать
возвращения ему тех крепостей, которые отец его
уступил царю Василию, и занять их. И отправил царь
Константин, своего слугу Николая 418
паракимомена в Абхазию с войсками в 3-м году
своего. царствования. И тот опустошил ее и жег и
убивал и уводил в плен из нее несметное
множество. И спаслись остальные в недоступные
горы и укрепленные места, куда войска не
проникали. И вышли к нему многие из вождей их. И
просили царица, дочь Сеннахариба, и ее сын Бакрат
простить и извинить происшедшее и обещали полное
повиновение и искреннюю преданность царю
Константину, и что они всегда будут исполнять его
желания и что никто из них более не будет
действовать на перекор ему. И было дело между
ними [71] покончено к взаимному удовольствию и
возвратился Николай паракимомен. И заболел царь
Константин и отчаялся в выздоровлеоти. И указали
ему его приближенные, чтобы он призвал к
царствованию после своей смерти кого он признает
нужным, и женил бы его на одной из дочерей своих. А
были у него три дочери, из которых старшая была
монахиней. И пал его выбор 419
на патриция Романа Аргиропула по причине
родства, которое существовало между ним и
предками последнего и общности происхождения
связывавшей иx. Дело 420 в том, что их
отцы приходились друг другу двоюродными
братьями по матерям, так как царь. Константин, сын
Льва, дед Константина и царя Василия, и Аргиропул,
дед этого Романа, были свояками, женившись на
двух дочерях 421 Романа старшего, который прежде был дpyнrapиeм
422 а под конец стал соправителем Константина
сына Льва, как мы это изложили в своем месте в
этой книге. Брак Аргиропула с дочерью Романа
старшего даже состоялся paнее чем Роман овладел
властью и сделался соправителем Константина,
сына Льва. И пoтoму именно, что царь Константин
принял во внимание эти обстоятельства,
связывавшие его с патрицием Романом Аргиропулом,
он его возвысил с того самого времени, когда
после смерти его брата, Василия, царство
досталось ему, и произзвел его из протоспафариев
в патриции и из верховных судей (в.... .) 423, пока не назначил его эпархом 424 Константинополя, т. е. наметником царя в
управлении городом. И сделал его затем экономом
великого собора св. Софии. И признал его царь
Константин, когда заболел, и пригрозил ему
ослепить его, и заявил ему, что это (в наказание)
за одно зло, о котором он узнал,— именно, что он
(Роман) из тех, кто мечтает о воцарении и уже начал
действовать в этом смысле — и выслал его из
Константинополя. И на четвертый день он его
возвратил 425, твердо решившись доверить царство после
себя ему и женить его на средней своей дочери Зoе 426, так как он более всех, других достоен
[72] царствования но причине соединяющего их
родства. И был Роман Аргиропул женат, но патриарх
Константинопольский Алексий разрешил царю
Константину развести его с женой по причине
пользы, ожидаемой для всего государства
греческого 427, за которое после смерти Константина (иначе)
возникла бы борьба. И призвал он жену его, а она не
знала, что затевал царь Константин 428.....
17 429.
В месяце Тишрине I (Октябре) 1343
(1031) т.е в месяце Зу-л-Каде 422, в конце
третьего года царствования Романа, царя греков,
греки овладели городом Эдессой, которую им сдал
пребывавший там Сулейман-ибн-ал-Курджи 430, благодаря стараниям Георгия Маниака,
стратига Самосаты. И вступил Георгий в нее и
отправился Сулейман ко двору царя Романа в
Константинополь. И взял он с собою письмо
присланное Авгаром, царем Эдессы, к Господу
нашему Иисусу Христу и ответное письмо Господа
нашего Иисуса Христа, И было каждое из них на
листе пергамента и написано по сирийски. И вышли
царь и патриарх Алексий и все сановники
встречать эти два письма. И принял их царь со
смирением и
коленопреклонением из благоговения к письму
Господа нашего Иисуса Христа, и присоединил их к
хранимым во дворце, царском священным реликвиям.
И позаботился царь Роман о переведении их обоих с
сирийского на греческий язык, а нам перевел их на
арабский тот самый переводчик, которому было
поручено перевести их на греческий, — согласно с их содержанием и текстом: И вот
текст письма Авгара, царя города Эдессы, к
Господу и Богу нашему Иисусу Христу: «От Авгара
черного Иисусу Христу, доброму врачу явившемуся
в земле Иерусалимской. Владыко, мир с тобой!
[73]
Я слышал о тебе и об исцелениях, которые
ты творишь, что ты исцеляешь беэ лекарств я без
трав, а одним лишь словом делаешь видящими слепых
и исцеляешь расслабленных и делаешь слышащими
глухих и немых чистыми прокаженных и изгоняешь
демонов и нечистых духов словом твоим и
воскрешаешь мертвых. И когда я услышал о тебе это,
владыко, то я удивился великим чудесам, которые
ты творишь. Я убедился и решил в душе, своей, что
ты одно из двух, (т. е.), что ты или Бог сошедший с
небес, чтобы творить сие, или же сын Божий. И
поэтому я пишу тебе, чтобы ты пришел ко мне, дабы я
преклонился пред твоею святостью и дабы ты
исцелил у меня некоторую болезнь, как я верую. И
дошло до меня также, что евреи беспокоят тебя и
преследуют тебя и стараются погубить тебя и
насмехаться над тобой. И у меня город единый,
маленький, очень хороший; и он, достаточен для
нас, чтобы нам вместе жить в нем в спокойствии и
мире. И иа дело это —твоя воля, владыко. Мир с
тобой». Текст письма Господа нашего, Иисуса
Христа, к Авгару, царю Эдессы: «Ступай и скажи 431 твоему господину, который тебя послал:
Блого тебе. о Авгар, так как ты уверовал в меня, не
,видев меня. Ибо написано обо мне, что видевшие
меня не уверуют в меня, а невидевшие меня уверуют
в меня. И писал ты ко мне для того, чтобы я пришел к
тебе. И то дело, из-за которого я был послан от
Отца сюда, теперь уже исполнеио, и я вознесусь к
Отцу, который меня послал, и когда вознесусь, то
пришлю к тебе одного из учеников моих, И болезнь,
которая, у тебя, будет излечена. И все, кто у тебя,
войдут в жизнь вечную. И город твой да будет
благословен вечно, и враг также не покорит, тебя,
ни же его, во веки. Мир с тобой».
Текст воспроизведен по изданию: Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб. 1883