ЖИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СВЯТЫХ И МУЧЕНИКОВ
ЖИТИЕ СВЯТОЙ ЖЕНЕВЬЕВЫа
1. Святая Женевьева родилась в
Ниметодорском церковном приходе, что находится
почти в семи милях от города Парижа. Отцом ее был
Север, матерью же - Геронтия. Уже с младых лет
стяжала она великую благодать Божию и с великою
набожностью и верою служила Богу, о чем
свидетельствуют сказанные в эпитафии для
сведения и совершенствования верующих слова.
2. Однажды Герман и Луп 1, знаменитые и
великие понтифики, направляясь в Британию для
того, чтобы поразить пелагианскую ересь,
возникшую тогда в тех местах, сошлись в
упомянутой епархии - то ли для того, чтобы
помолиться, то ли желая переночевать. Когда же из
деревни от церкви к ним навстречу двинулись
огромные толпы мужчин и женщин, то и эта девочка,
следуя за множеством спешащих людей, пошла вслед
за ними. Когда же Герман увидел ее издали (и мне не
ведомо, какие ее добродетели смог он, внимательно
вглядываясь, прозреть оком духовным), однако тут
же стал он выведывать имя той девушки и
спрашивать, чья она дочь. Окружающие тут же
сообщили ему, как звать и саму девушку и как зовут
ее родителей. И обратился к ним святой Герман:
«Счастливы вы, родившие столь достойное
почитания дитя».
3. Когда же родители с дочерью пришли в
торжественный двенадцатый час в церковь, он
сказал им, чтобы они удалились в места его
пристанища. И он повелел привести ее к нему на
утро следующего дня еще до того, как она
куда-нибудь пойдет. И, встав рано утром, услышали
они повеление, как и указывал святой Герман,
чтобы родители с дочерью своей были там. И когда
упомянутый понтифик, предвидя будущее,
уговаривал ее, красноречиво склоняя к ведению
религиозной жизни, то она сама страстно
возжелала обрести дар сей награды и, будучи мала
летами, изъяснялась словами совсем не детскими.
4. В то время как святой Герман столь
сильно удивлялся девочке и дару Божиему и
началам веры, случайно устремив взор на землю,
внезапно узрел он удивительную вещь - а завидел
он брошенную золотую монету, украшенную знаком
креста. Поднял ее блаженный понтифик из пыли
земной и оставил девочке, словно некий род дара
благочестивого, и сказал, чтобы она, просверлив
дырочку, крепко повязала монету вокруг шеи,
завещав ей при этом не украшать себя ни
металлами, ни камнями драгоценными, дабы,
постигая убранство мирское, не пренебрегла она
прелестью истинного блеска и сияния благодати
небесной. Попрощавшись же с ней и поручив девушку
ее родителям, сей упорный паломник проследовал
далее по с необходимостью начатому пути.
5. Через несколько дней, в праздник,
мать Женевьевы решила пойти в церковь, а девочке
сказала, чтобы она отдыхала дома и никуда из него
не выходила. Когда же та принялась плакать и
говорить, что она хочет пойти в храм с матерью и
что никоим образом та не сможет прогнать ее, и что
согласно данному обещанию она должна как можно
чаще ходить в церковь и с великою набожностью и
рвением молиться в ней, мать, сильно
разгневавшись, ударила дочь рукою по лицу. И тут
же она лишилась зрения, и в наказание на нее
обрушилась вечная слепота. И два года без трех
месяцев она, как говорят, была абсолютно лишена
способности видеть свет. В конце концов, как-то
раз - и это заслуживает доверия - по божественному
наущению вспомнила ее мать, что сказал некогда об
ее дочери верховный понтифик Герман. Позвал она
ее и обратилась к ней так: «Умоляю тебя, возьми
ковш и сходи, не медля, к колодцу и принеси воды
матери, которая от потери зрения чуть жива». Дочь
же ее, не желая отягощать ее состояние, со всею
поспешностью побежала к колодцу и принесла
матери ковш воды, как та и просила. Мать же,
простерев к небу руки, приняла принесенную
дочерью воду. И пожелала она, чтобы Женевьева
осенила крестным знамением принесенную ею воду,
и, натерев себе сим лекарством глаза,
почувствовала она, что к ней потихоньку
возвращается зрение. Сделав же так во второй и
третий раз, она полностью и окончательно обрела
потерянную когда-то возможность видеть.
6. Случилось так, что с Женевьевой
приведены были для посвящения к епископу Вилику
две девочки, возрастом гораздо старше ее. И когда
поставил он их согласно возрасту, сказал он,
чтобы ей поднесли благословение ранее остальных,
ибо, вглядываясь в Женевьеву, узрел он в ней
богатство благодати духовной. Другие же, получив
сразу после этого равным образом жертвенное
благословение упомянутого епископа, удалились
оттуда.
7. После смерти родителей она
переселилась в город Париж, по духовному призыву
и уговору своей матери. Но случилось так, что
после того, как она пришла в этот город, во время
своей болезни она еще более стала известна всем,
ибо благодатью Христовой была она особенно
напитана перед всеми людьми. Однако
господствовавшая над ней болезнь (то был род
паралича) так стремительно разрушала тело ее,
что, сокрушенная ее силою, она ни в одной части
тела не владела своими членами. Сильно
угнетенная печалью из-за своей болезни, она целых
три дня лежала полумертвая, и одни только
покрасневшие веки ее слегка подергивались. И
когда она вновь, с помощью милости Божией,
достигла телесного здоровья, многое - в духовном
отношении - смогла она открыть в себе. Впрочем,
из-за споров неверующих и зависти хвастунов нам
нет необходимости это описывать.
8. Когда святой Герман, направляя свой
путь в Британию, пришел в Париж, то весь народ из
почтения к такому понтифику и по набожности
своей вышел далеко из города навстречу ему. И он
там же, взволнованный, начал расспрашивать о
жизни и деяниях Женевьевы. Но нашлись и среди
добрых людей завистники, склонные к болтовне и
готовые к спорам, которые захотели столь
очевидную чистоту ее жизни очернить пустыми и
двусмысленными разговорами. Святой Герман сразу
же со всем епископским величием понял это и,
войдя в город, попросил показать ему
гостеприимство Женевьевы. Поприветствовав же ее
с необычайным почтением и смирением, поведал он о
достоинствах ее жизни всем жителям Ниметодора 2 и, выйдя из
города, вновь пошел он по установленному пути.
9. В это же время царь гуннов Аттила
начал жесточайшим образом опустошать провинции
Галлии. Тогда жители Парижа, испугавшись силы и
ярости врагов, принялись забирать с собой жен,
детей и свое имущество, желая оставить Париж и
перебраться в укрепленные города, где было
безопасно. Святая же Женевьева начала
непрестанно уговаривать женщин, чтобы они при
такой опасности не покидали сего города, в
котором были рождены и вскормлены, но чтобы
скорее они или мужья их вооружились против
стремительного натиска мечей оружием поста и
молитвы и с легкостью положились на помощь
Господа.
Приняв советы святой Женевьевы, матроны,
помолясь, решили надежду свою возложить на
милосердие Божие и положились на помощь
Всемогущего. И мужей их она всячески уговаривала,
чтобы они в отчаянии не выносили из Парижа своего
имущества, но лучше бы с верою взывали к Богу,
Который смог бы избавить от угрозы нависшей
опасности, ибо те города, стены которых
оборонялись народом, были взяты врагом; и сказала
она им, что потрясены они будут тогда ударом еще
более тяжким; Париж же, благодаря
покровительству Божию, останется нетронутым
врагами.
10. Случилось так, что парижане ради
общего своего богатства, за которое она ни их, ни
жен их никогда не упрекала, решили пойти против
святой и Богу угодной девы и осмелились
составить преступные собрания и, соединившись в
злодейское общество с целью убийства рабы
Божией, замыслили причинить сей святой и
набожной женщине - по своему дерзкому намерению и
зловещим замыслам - те муки, которые заслуженно
следовали прелюбодеям и разного рода
бесстыдникам в уплату за необдуманное
безрассудство. Они немного замешкались, когда,
правда уже никто не противоречил тому, чтобы
принести ее в жертву путем убийства, но речь шла
только об условиях смерти, то есть следует ли ее
побить камнями или утопить, и в это время
случайно в Париж пришел архидиакон из города
Аутиссиодорума 3. Он внимательнейшим образом исследовал то,
что там творилось, и узнал, каков был образ
действий жителей этого города. И говорит он им:
«Не затевайте такого злодеяния даже в умах своих,
о горожане. Я часто слышал, как святой Герман
хвалил ее с уважением в голосе и проповедовал о
доброй жизни ее. Смотрите, это-то и просил меня
передать ей сей досточтимый епископ». Сказав это
и многое другое, архидиакон тронул сердца
горожан, приведя их в чувство, и было это лучше,
чем если бы он стал отговаривать их от убийства
сей благословенной девы правильными речами.
11. Святой Мартин, достойный всяческой
похвалы и восхищения его добродетелью, под
городом Вангионом 4 порученный префектом войска охране, на
другой день безоружный отправился навстречу
войску противника и с помощью молитвы сумел
заключить между двумя сторонами союз.
Блаженнейший же епископ Аниан, укрепив город
Аврелию 5 от гуннской опасности, едва было не погиб от
сыпавшихся на него ударов, и был избавлен от
явной погибели силою молитвы и с помощью готов. А
войско гуннов пришедшая Женевьева не только
победила своими молитвами, но и добилась того,
что те даже не попытались свернуть в сторону
Парижа. О заслуге Женевьевы говорит и то, что
упомянутые епископы изъявляли ей почтительное
почитание, из чего явствует, что, по заслугам
добродетелей своих, слава ее была одинаковой.
12. И с пятнадцатого до пятидесятого
года своей жизни она установила себе пост, дважды
в неделю разрешив принятие пищи. Ела она только
ячменный хлеб и кусочки пчелиных сот; вина же или
того, что может опьянить человека, она ни разу за
свою жизнь не пила. После пятидесяти лет, по
совету епископов, наставлениями которых
пренебрегать никак было нельзя, начала она
вкушать в умеренных количествах рыбу и молоко, но
и то редко. И были у нее девы, соратницы духовные,
и имена их звучали так: Fides, Abstinentia, Magnanimitas, Patientia,
Simplicitas, Innocentia, Concordia, Prudentia, Caritas, Veritas, Disciplina 6, и всю свою
жизнь они были связаны с нею.
13. Возлюбила она великой и
почтительной любовью деревню Католиценскую 7, в которой
пострадал и был захоронен святой Дионисий. Сей
епископ мученически закончил жизнь свою на
шестой миле от Парижа; на пост же свой
благословлен он был епископом Климентом,
учеником святого Петра, и им же, как говорят, был
назначен в эти места. Сей Климент также описал в
восхитительной проповеди спор вышереченного
святого Петра с Симоном Магом в Цезарее, а также
множество других деяний.
14. Святая Женевьева испытывала очень
сильное желание соорудить сему священномученику
Дионисию в упомянутом селении большую церковь,
но из-за отсутствия необходимых средств у нее не
было возможности построить ее. И когда
пресвитеры, как обычно, сошлись для проведения
службы, начала она с ними разговор о постройке
храма, чтобы каждый, по набожности и вере своей,
принес для совершения дела столько, сколько мог.
Когда же они выяснили, что у них особенно не
хватает средств и нет возможности обжигать
известь, святая Женевьева, будучи уверена, что у
Господа хватит сил помочь им в том, чего
недоставало, молвила им так: «Давайте выйдем
отсюда и пойдем через город, по мостам и по
улицам, и пусть каждый внимательно и навострив
слух разузнает то, что он сможет услышать». Они,
выслушав ее слова, подчинились ей и, доверившись
ее речам, вышли и стали на улицах. Слушают молча
они, не открывая рта и открыв только слух свой,
что говорят проходящие мимо. И вот два пастыря
слышат, как какие-то люди говорят промеж собой, и
один рассказывает, что когда они искали случайно
ушедшую от своих детенышей скотину, видели они в
уединенном и пустынном месте наполненные
известью печи, причем один показывал другому их
необычайные размеры. Услышав это, пресвитеры,
плача от радости и благодаря Господа, Который
рабу Свою Женевьеву осыпал даром особой милости,
тут же рассказали о том, что довелось им услышать.
15. И когда она вышла из дома
пресвитера, то, пав на колени и склонившись до
земли, вознесла она молитвы ко Господу, чтобы
помог Он ей ради скудости сил ее, нужных для
совершения того, что она поклялась содеять.
Окончив молитву, с первыми лучами солнца
поспешила она к пресвитеру Генезию и поведала
ему все, как было, об обнаруженных печах. И сей
пресвитер вновь пообещал споспешествовать ей в
том деле, которое она на себя возложила. Так по
набожности Женевьевы и с помощью горожан была
построена церковь святого мученика.
16. Думаю я также, что никоим образом не
следует мне обойти молчанием те чудеса, что
случились в то время, когда она заботливо
трудилась над строительством базилики. Когда там
собрались мастера, которые были весьма хорошо
знакомы со строительным делом, и сошлось
множество людей для строительства сего здания,
приглашенных ею ради крепости веры, случилось
так, что вода, которую они пили, совершенно
иссякла. И тогда сказал ей Генезий, чтобы она с
большим усердием уговаривала мастеров строить
этот храм, а он тем временем быстро съездит в
город за тем, чего не хватает. Как только он уехал,
святая Женевьева приказала выставить ей бочку, в
которой было питие. После того как она совершила
над ней крестное знамение, опустошенная бочка
снова наполнилась до краев питием, точно таким же
по качеству, как и то, что черпали оттуда раньше,
словно из нее никогда ничего и не брали, так что
собравшиеся вплоть до ухода по окончании работ
всегда имели в изобилии пития, налитого столь
чудесным образом.
17. И когда она бдительно соблюдала
ночные богослужения, так, чтобы бодрствовать
ночь с субботы до рассвета следующего дня, дня
Господня, то творила она неустанно и не смыкая
глаз молитвы. И случилось так, что каким-то
образом во время одной бурной ночи умолкли звуки
домашних птиц, и поспешила тогда она из комнатки
своей в церковь упомянутого мученика, неся
впереди себя зажженную свечу. Но пламя ее силой
бури был совершенно потушено. И тогда шедшие
вокруг нее спутницы рассеяли темень ужасной
ночи, принеся еще свечей, с которыми они шли,
подходя одна за другой. Тьма отступила, и
Женевьева выхватила свечу из рук одной девочки,
обретя утраченный было свет. И так, не колеблясь,
она направила свой путь в базилику вместе со
своими спутницами. Свеча же, которую она несла до
того, уже стояла там и пылала, подожженная от
горевшей там свечи.
18. Говорят также, что когда она усердно
предавалась молитве, долго лежа в своей
маленькой уединенной келье на каменном полу, а по
окончании молитвы раба Божия поднималась с пола,
то бывшая там восковая свеча зажигалась сама без
поднесения к ней пламени. От этого, как говорят,
многие, с верою дожидавшиеся ее, обрели без
всякого труда сильное лекарство от разных
недугов.
19. Одна женщина тайным образом
похитила у нее незначительную вещь, пару обуви.
Но сразу же она, еще по дороге домой была поражена
слепотой. Узнав о том, что из-за несправедливости
по отношению к Женевьеве она приняла на себя
наказание Божие за свой предыдущий шаг, просила
она привести ее к Женевьеве, и, склонившись,
бросилась к ее ногам и пала ниц, прося оказать ей
снисхождение и вернуть зрение; с невидящими
глазами, лежа на земле, обливаясь дождем слез
из-за слепоты, с воплями и плачем молила она о
солнечных лучах, тоска по которым и вызвала у нее
столь сильный плач. Женевьева же, сжалившись,
подняла ее с земли и, улыбнувшись ничтожности ее
хитрости, уверенно запечатлела над ее глазами
крестное знамение, вернув ей таким образом
прежнее здоровое зрение.
20. Не можем мы никоим образом умолчать
и о деле столь чудесном, что явил через нее в
Лионе Господь, знаменуя таким образом деяния
Свои. Когда Женевьева подходила к городу,
навстречу к ней из-за городских стен поспешили
огромные массы народа. А среди людской толпы был
и родитель одной девочки, члены которой уже почти
девять лет были разбиты таким сильным параличом,
что ни один сустав у нее не двигался. К ее ложу
родитель и привел горячо молившуюся Женевьеву.
Сотворив молитву, она, едва дотрагиваясь,
смотрела члены и суставы девочки и потом
повелела ей встать с ложа, на котором та, больная,
лежала, сказав при этом, что она своими руками
сможет одеться и обуться, и пойти с нею в церковь.
Когда же все жители этого города узрели это, то с
необычайным уважением воззрились на нее, и стали
возносить хвалы Богу Всемогущему, Который
соблаговолил одарить Своей столь великою
благодатью почитающих Его.
21. Король франков Хильдерик, еще не
будучи христианином, взирал на нее с величайшим
почтением. Но вот по какой-то причине строгий суд
постановил казнить неких людей, виновных по делу,
за которое полагалась смертная казнь. И чтобы не
смогли те люди освободиться по просьбам святой
Женевьевы, король, выйдя из города, приказал
запереть городские ворота ключами. И когда
Женевьеве сообщили, что король отправился из
дому к ним, чтобы умертвить их, она тотчас, не
медля, поспешила к нему, чтобы отмолить их от
смерти. Когда же она пришла к воротам (а они были
заперты), то изумленная стража сразу же отворила
их перед ней, словно подчиняясь какому-то
приказанию или выполняя чью-то волю. Так она
дошла до царя и доказала, что сим связанным не
должно отсекать головы и что уже готовившихся
умереть следует освободить от опасности
неминуемой гибели.
22. Жил в землях восточных некий святой
муж, презревший все земное, по имени Симеон, и
почти сорок лет простоял он на столпе,
установленном вдалеке от Антиохии. Через купцов,
часто приходивших по торговым делам в германские
земли, он посылал святой Женевьеве приветствия с
великим почтением и усердно просил ее молить за
себя Господа Бога. И столь великими дарами верной
рабы Божией были оба осыпаемы, что, будучи
разделенными от обоюдного знакомства
местоположением провинций и дальностью
расстояний, по провидению Божию познали друг
друга внутренним духовным зрением.
23. Одна необычайно благородного
происхождения девушка, по имени Цилиния,
обещанная в жены некоему молодому человеку,
обратилась с просьбой к святой Женевьеве, говоря,
что хочет она брачные узы поменять на
благочестивый вид и честные одеяния, а украшение
девственности и красу благочестия поставить
выше мирской свадебной процессии. Когда быстрая
молва донесла известие об этом до слуха жениха,
тотчас, охваченный в равной степени огнем любви и
страхом, приехал он в Мельды
8, чтобы сочетаться браком со
своей невестой. Узнав о прибытии юноши, святая
Женевьева вместе с Цилинией направилась
поспешно в церковь. Когда они прибежали туда,
отворились и внутренние двери церкви, и вход в
баптистерий, ибо ключи добровольно, сами их
открыли. Так девушка благополучно преодолела
погибель мира сего благодаря стойкости девства.
24. Как-то случилось так, что в Париже
одновременно предстали ей двенадцать человек,
тяжко одержимых демоном. Когда же она для
очищения их пред лицом Господа со слезами
умоляла Его послать ей помощь с небес, то сразу же
одержимые бесами, как бы подожженные изнутри
невидимым огнем, поднялись под потолок дома. И
она будто невидимыми цепями держала в пустоте
воздуха тела людей, вызывавших опасения; они же,
громко вопя, как бы гнули цепи, словно
запутываясь в стягивающих их оковах. И так,
согнувшись, они разрывают воздух ударами рук и
резкими взмахами голов своих и, притесняемые
тяжкими муками, начинают плакать громкими
голосами. Так, пока она молилась, они мучались
разными родами мук.
Закончив молитву, раба Божия поднялась с пола и
приказала им немедля поспешить в церковь святого
мученика Дионисия. Когда же они сказали, что у них
нет сил идти туда, она освободила их чрез
совершение крестного знамения, дабы смогли они
пойти вперед. Освободив их сим крестным
знамением, повелела она им идти и, чтобы они не
смогли предать тела свои погибели, наказала она
им идти именно в тот храм. И вот, они пришли туда,
как было наказано им святой Женевьевой,
сопротивляясь, словно творцы зол всяческих, и
несясь, словно демоны; она же, по причине слабости
своей женской, задержалась и не сразу ступила во
двор сего храма, но появилась там лишь через
несколько часов. Придя, она, прося за них о помощи
мученика Божия, долго предавалась утешительной
молитве, молясь с верою и уверенностью. И весь
этот сонм больных она вернула из плена
нечестивых духов к здравому состоянию тела, так
что об уходе их из тела свидетельствовали не
только боль в устах, но и зловонный запах.
25. Узнала она и о том, что какие-то люди
на словах, еще не на деле, вознамерились
совершить множество недостойных деяний. И
считали они, что их планы ото всех скрыты. Она же в
качестве наказания обнаружила перед всеми их
бесстыдство, которое, как я думаю, не следовало
допускать до слуха честных людей.
26. Была с нею там одна женщина, которую
Женевьева освободила от нечистого духа, и был у
нее сын четырех лет. Однажды сей мальчик,
невнимательно играя, упал случайно в самое
глубокое место на дно колодца и, свалившись туда,
провел там три или четыре часа. Сильно побившись,
лежал он поверх бугра, выделявшегося над водой.
Наконец его извлекли из ямы и понесли на
кладбище. Несчастная мать, прижав ребенка к
груди, пала к ногам святой. В отчаянии она рвала
на себе волосы, царапала лицо. Женевьева же, с
сочувствием осмотрев тело, туго перевязала его
паллием 9 и, возрыдав, стала молиться всемогущему
Господу и не останавливалась до тех пор, пока - о
чудо! - не победила и не возликовала, разрушив
оковы царства мертвых силою молитв; и возвратила
она матери живого сына, вернув к жизни отнятого
смертью.
27. Когда в городе Мельды по слухам
узнали о ее благодати, явился к ней некий человек,
который был почти полностью лишен возможности
двигать рукой, ибо жилы внутри его локтя были
недвижны. И просил он, чтобы по его словам
удалился из него сей несчастный недуг. Женевьева
осмотрела и запечатала больной локоть руки его
< крестным знамением>, и тут же болезнь
оставила этого человека.
28. И сия раба Божия от святого дня
Богоявления до Пасхи, то есть до трапезы
Господней, в укромной тиши маленькой кельи своей
усердно служила Богу, Которому она посвятила
себя. В то время как она что-то делала, некая
женщина, скорее любопытная, чем набожная,
захотела тайком посмотреть на это из ближайшей
кельи. Однако в сей же миг глаза ее, бывшие ей не
простыми служителями в сем деле, лишены были
лицезрения света. Женевьева же, совершив,
согласно обычаю, молебствие, вышла из своей кельи
и, возвратив упомянутой женщине зрение, исцелила
ее от затмения, случившегося с той во время ее
молитвы.
29. Парижане же, после того как бедствия
жестокой и долгой войны слегка отступили, не
почувствовали больших изменений. Войско франков
голодало, несчастные дети были оставлены на
произвол судьбы. Сумасшествие, бывшее ранее за
пределами города и продолжавшее там оставаться,
проникло и сюда. Скрытое ранее в чьей-то груди,
оно вышло наружу; к нему присоединилась и
внутренняя лихорадка. Тут Женевьева, тронутая
жалостью к несчастным, решила, погрузив
продовольствие на корабль, помочь жителям
создать необходимые им запасы. Плывя по Сене, они
шли вверх, против течения реки, отталкиваясь от
дна шестами. И пришли они в место, рядом с которым
была гавань, где из-за прикрытых водой деревьев в
сей ужасной водной пучине потонуло не одно судно.
Женевьева тотчас же сказала своим
спутникам-матросам, чтобы они, повернув нос
корабля, направили его к берегу. Сойдя с корабля,
пока матросы обсуждали между собой, каким
образом можно прорубить эти ветви, она, испытав
уже не раз силу молитвы, удалилась от них. И не
тронув сию гавань ни единым ударом топора, силою
своих молитв она с корнем вырвала деревья из тех
мест, где они были, так что с этих пор уже ни одно
судно не встречало более той опасности. Из центра
же этой бухты вылезли два змея, сопутники сего
бедствия, в переливающейся чешуе, с
отвратительным запахом и огромных размеров. И
тут же они исчезли.
30. Когда она шла в город Архиак 10, то впереди ее
вестником летела быстрая молва. И подошел к ней
некий трибун по имени Пассий, чья жена несколько
лет была угнетаема параличной жидкостью и лишена
возможности ходить и пользоваться всеми членами
тела своего, и лежала она, словно мертвая. И жизнь
души ее проявлялась лишь в гостеприимстве, но
члены ее не действовали никак. И вот Женевьева
приходит к ее ложу, убежденная просьбами мужа.
Святая, удалив от нее людей, совершила перед ней
молитву и долго орошала ее слезами, и подняла она
женщину с ложа ее с ожившими членами, и сделала
так, что та пошла сама целой и невредимой.
31. Оказав таким образом с Божией
милостью помощь и замечательным образом проявив
свои чудесные способности, она отправилась из
города Архиака в Треку 11, где излечила слепых и многих, болевших
разными болезнями и страдавших от слабости
членов, благодаря заслугам Распятого и через
сотворение крестного знамения.
32. Снова вернулась она из упомянутого
города Архиака и оттуда вместе с судами,
нагруженными собранными плодами, отправилась в
Париж. Однако внезапною силою бури корабль ее был
загнан среди скал и деревьев, так что корма судна
сильно наклонилась и едва не скрылась под водой.
Корабли же силою водяных валов уже почти
преисполнились водою и погружались в бездну
водоворота. Женевьева, воздев руки к небесам,
просила от неба помощи и дождалась ее. Тут же с
помощью Бога милостивого, вымоленной молитвами
рабы Божией, суда легли на благоприятный курс и
счастливым образом продолжили начатый путь.
Тогда пресвитер Бесс и другие мореплаватели
запели вместо песни гребцов строки из песни
Исхода; с огромным ликованием произносили они
так: «Помощником и защитником сделался нам
Господь во спасение». Так, идя благоприятным
курсом, дошли они до самого города Парижа;
граждан, изможденных от недоедания и потерявших
цвет лица из-за голодных болезней, она путем
тщательного ухаживания привела к обычному
здравию телесному.
33. Некий дефенсор
12 из города Мельды, Пронимий,
в течение нескольких лет не имел возможности
слышать, так что ни один звук не мог достигнуть
его ушей. Он прибыл в Париж, желая, чтобы святая
излечила его. Женевьева осенила знамением его
уши и дотронулась до них руками, и тут же к нему
вернулась вся полнота слуха, коей он обладал
когда-то в давние времена.
34. Через какое-то время упомянутая
раба Божия, уехав из Тура, случайно попала в город
Аврелию. А в сем городе некая женщина по имени
Фратерна и все ее домочадцы горько плакали,
убиваясь, над дочерью ее, Клавдией, ибо лежала она
уже почти бездыханной. И, как обычно, слух о
приходе Женевьевы легко опередил ее, и Фратерна
быстро поспешила навстречу ей и в церкви святого
Аниана бросилась, распростершись, к ее ногам. И
когда она просила ее вернуть к жизни дочь свою,
отнимаемую смертью, Женевьева успокоила ее
такими словами: «Встань и перестань плакать, ибо
сия разгоревшаяся у дочери твоей злая лихорадка
милосердием Божиим уничтожена». И тогда обе они
пошли из базилики к дому Фратерны, и навстречу им,
к дверям, вышла сама Клавдия, живая и здоровая.
35. В этом же городе одному богатому
человеку было предписано совершить общее
молебствие за его достойного порицания раба. И
когда он окончательно погряз в упорстве
безумном, и на общей молитве не захотел простить
того раба, она удалилась от него в печали, ибо
ничего не смогла сделать. Тут же господин,
вернувшись домой, был охвачен смертельным
недугом, лихорадкой. Когда его, лежащего в
кровати, болезнь стал угнетать еще сильнее, он,
страдая от жара и изрыгая пену, бросился к ногам
святой Женевьевы. Та помолилась, и господин
излечился от своей отвратительной болезни, а
раба полностью освободил от тяжких оков
обвинения.
36. Из упомянутого города она
вознамерилась вновь пойти в Тур. И когда они на
качавшихся кораблях неслись по поверхности
Лигера, вздымая поверхность реки ударами весел,
то творец нечестивейших дел постоянно мешал ей
на пути, создавая по всей реке мели. Но она так
хорошо была защищена высочайшим
покровительством, что сей нечестивый демон никак
не мог сбить ее с пути всеми своими кознями.
И вот, когда ее судно пристало к берегу у города
Тура, он тоже оставил реку. И случилось так, что
когда она сошла с корабля, ей навстречу явилось
множество злобных и нечестивых демонов. И когда
она шла к церкви, еще издали начав громко
восклицать, обнаружила она, что горит двойным
пламенем, и потому вошла она в нее, чтобы почтить
святого, и все стали ее расспрашивать. И многих
тогда она освободила, совершая памятную службу
над мощами святого епископа, и отняла их у
нечестивых демонов благодаря своей молитве и
добродетелям своим. Также и к супругам первых
людей города, страдавшим от мучений такой
болезни, которую супружеские чувства их мужей не
позволяли представить людям, и, пораженные, они
лежали в домах, привели ее по просьбам и мольбам
их мужей. Преступая порог дома, она творила
молитву и тут же все демоны унялись, и так она
излечила тех жен, очистив их на будущее от всех
подозрений.
37. Случилось так, что, стоя у входа
своего дома, заметила она, что некий человек, а
это был торговец, несет через улицу флягу с
соусом, и в горлышке фляги она узрела
негоднейшего духа и врага рода человеческого.
Когда же человек попросил ее, она протянула руку
и коснулась его, чтобы, по наложении крестного
знамения, сей устроитель козней удалился от
местопребывания той, кому он подчинился, в тот же
момент, когда он будет выброшен из горлышка сей
фляги с частью содержимого. И пусть лукавый
думал, что во вместилище сего сосуда он надежно
спрятался с помощью хитрых уловок - но он
открылся взору рабы Божией и, чтобы он не мог
причинить вред, он вынужден был исчезнуть.
38. Один маленький мальчик по имени
Маровей был слеп, глух, нем и хром. Родители
привезли его в Париж для того, чтобы вернуть ему
здоровье. И когда она помазала его
благословенным елеем, он снова стал видеть,
слышать, ходить и разговаривать, обретя полное
здравие, и целый - невредимый вернулся с
родителями домой.
39. Случилось так, что, когда в
Мельденской округе по просьбе жнецов она жала
колосья на собственной ниве, внезапно разразился
страшной силы ливень. Войдя в палатку вместе с
пришедшими в смятении работниками, она, как
обычно, распростерлась в молитве. И этот ливень
намочил разные поля, расположенные в округе, но
ни одна капля вод небесных не попала внутрь
ограды ее поля; и так начатый с воодушевлением
труд был завершен без каких-либо препятствий.
40. Некий человек, одержимый демоном,
был приведен своим стонущим и плачущим от горя
родителем к сей рабе Божией для излечения. Велела
тут она принести ей флакон, в котором обычно
держала освященный елей для помазания, но вышло
так, что временно у епископа, который сообщил бы
маслу благодать освящения, елея не было.
Женевьева сначала было заколебалась, однако тут
же пала наземь и распростерлась в молитве. Долго
и истово предавалась она благоговейным мольбам;
совершив все должное и с глубоким чувством
исполнив все необходимое, она ясно увидела в
своих руках наполненную елеем склянку. Так в один
и тот же миг она стяжала себе благодать двойной
добродетели по милости Христовой - и от исцеления
больного, и от восстановления елея.
41. Завершив отмеренный путь, она
окончила жизнь в мире, и завершение это было
похвальное. Похоронена она в третьи январские
ноны; восемьдесят лет она была странницей в сем
мире, народ почитал ее; но она жила для вечности,
посвятив себя Христу.
42. Вокруг же ее могилы, сначала
покрытой небольшими бревнами, славной памяти
король Хлодвиг, образец добродетели и муж, во
всем исключительный, выдающийся душевными
качествами, справедливостью и благочестием,
основал чудную базилику. После его
преждевременной смерти она была завершена
величественнейшей королевой Хлотильдой, его
супругой, построившей портики, вход и главный зал
храма; она украсила их и устроила высоко поднятую
кровлю. И всегда величайший памятник сей
чудесами своими будет предвещать о славе
Женевьевы, и сияет он в честь девы, а предстоит ей
Иисус Христос, Который живет с вечным Отцом и
правит во веки веков. Аминь.
Комментарии
а Перевод с латинского
языка сделан по изданию: Vita sanctae Genovrfae virginis Parisiorum
patronae / Ed. Carolus Kunstle. Lipsiae, 1910. Текст относится к VII
веку. Единого мнения по поводу точных дат жизни
св. Женевьевы (Геновефы) не существует. Родилась
она в 420 или 423 г. По дате ее кончины существуют
значительные расхождения: ок. 500, 507 и 512 годы. День
памяти – 3 января.
1 Герман, свт., епископ
Оксеррский (380-448) – один из почитаемых галльских
святых, основатель аббатства Сен-Жермен –
усыпальницы королей Франции. Луп, свт., епископ
Труаский (383-453). Событие, о котором идет речь,
произошло в 429 г.
2 Ниметодор – совр. Нантер.
3 Аутиссиодорум – совр.
Оксерр.
4 Вангион – совр. Вормс.
5 Аврелия – совр. Орлеан.
6 В переводе эти имена
означают: Вера, Воздержание, Великодушие,
Терпение, Простота, Невинность, Согласие,
Благоразумие, Любовь, Истина, Учение.
7 Деревня Католиценская –
затем аббатство Сен-Дени (ныне в городской черте
Парижа).
8 Мельды – совр. Мо.
9 Паллий – зд. накидка,
плащ.
10 Архиак – совр.
Арси-сюр-Об.
11 Трека – совр. Труа
12 Дефенсор – светское или
духовное должностное лицо; соответственно либо
комендант города либо представитель римского
епископа в данном диоцезе.
Текст воспроизведен по изданию: Житие святой Женевьевы // Альфа и Омега, 1996, №4 (11)