ЖИТИЯ АРМЯНСКИХ СВЯТЫХ И МУЧЕНИКОВ
ИСТОРИЯ ПРЕВОСХОДНОГО И
СВЕТОЗАРНОГО ВАРДАПЕТА НАШЕГО ГРИГОРА ХЛАТЕЦИ
ЦЕРЕНЦА
Счастливый и блаженный, богоугодный и
благодатный проповедник Слова жизни и живой
мученик сей, святой вардапет Григориос
воспитывался и обучался священническому делу у
святого отшельника Вардана, который пятнадцать
лет жил в скиту у великого учителя Тиратура, а
затем пришел и обосновался в знаменитом
монастыре св. Степаноса, называемом Ципнаванк,
что во владениях города Арцке. Загоревшись
желанием приобщиться к его добродетельной жизни,
блаженный Григор отправился к [Вардану], пробыл
здесь шесть лет, прислуживая ему, и от него же
получил Божье благословение. Тогда на него
снизошел св. Дух, дух кротости и смирения, и он
стал подобно истинному вардапету просвещать
всех жителей того края своей мудростью и
ученостью. Братья, любившие учение, понуждали его
отправиться к великому вардапету Ованесу
Воротнеци, названному Кахиком, т. е. любовно
связанным с Иисусом. В течение восьми лет он
обучался у него и был взлелеян им вместе с
сотоварищем по учебе, его тезкой Григором, вторым
просветителем Армении и [вторым] святым
апостолом Фаддеем.
После смерти великого Ованеса Воротнеци и
разрушения Верхней страны жестоким тираном
Тимуром он вернулся в свой родной край,
Каджберунийскую область, в прославленную Божью
обитель, монастырь Аствацацин, прозванный
Сухараванк, и поступил к великому вардапету
Саргису. И здесь учился с великим старанием. Его
товарищем по учебе был отшельник монастыря
Хогиацванк великий вардапет Вардан,
впоследствии ставший преемником вардапетской
кафедры блаженного Саргиса.
Пробыв у него десять лет и им же рукоположенный в
вардапеты, он стал просвещать всех мудростью и
знанием, письмом и чтением, хвалебными гимнами
[гандзами] и духовными песнями, и [когда он
проповедовал в церкви], она казалась неземной и
уподоблялась небесной обители. Получив от своего
учителя право обучать и набирать учеников, он
отправился в Бзнунийский край и поселился в
городе Арцке в св. монастыре Степаноса
Первомученика, в обители Ципна, на прежнем своем
месте.
Вокруг него собралось множество
священнослужителей и любознательных монахов. Он
утешал их неизреченной и неисповедимой отрадой,
знанием Св. писания, мудростью Ветхого и Нового
заветов, увещевал всех [придерживаться] истинной
веры и добродетели.
Безрассудных учил умуразуму, невежественных
призывал разуметь Господа, освобождал пленных,
одевал нагих, больных душой и телом успокаивал,
скорбящих утешал, неимущих кормил/ в
непрестанном бодрствовании денно-нощно
трудился, собственнс ручным переписыванием книг6
зарабатывал деньги и раздавал нищим. Для всех был
он желанным — для Бога, ангелов и людей, верующих
и неверующих. Чужеземцы, видевшие все это,
завидовали нам, армянам, имевшим такого пастыря.
Он был назван вторым Вкайасером [Мартирофилом]
этого последнего времени, ибо собрал множество
сочинений наших и чужих [авторов], древние и
подвергшиеся порче [рукописи]; утерянные и никому
не известные истории всех святых он из тьмы вывел
на свет и составил книгу «Пролог».
Собрав уже имевшиеся гимны древних вардапетов,
преданные забвению и лежавшие без пользы, он
искусно отредактировал и составил Кондакарь в
стихах и с мелодией, на радость и в усладу отрокам
церкви. Столь сладкозвучной мелодией освятил он
врата св. церкви, что казалось, светлые небесные
ангелы танцуют на земле; и не было дотоле
подобной духовной радости для армянских церквей
во дни наших князей и царей. Все речи, написанные
сложным и непонятным [языком], он исключил [из
миней], изложив историю святых понятным и ясным
языком. Все Св. писание, переведенное святыми
переводчиками, он вновь отшлифовал и истолковал
мысли писаний святых, чтобы сделать их понятными
всем. Так занят был он письмом, что ни ночью и ни
днем рука его не переставала писать. Великое
множество книг переписал он и подарил церкви.
Выручку же с проданных книг раздавал нищим и
нуждавшимся. Он одевал нагих, заботился о сиротах
и вдовах, освобождал пленных и кормил бедных. Он
имел обыкновение давать подаяние без счета;
повстречавшись с нищим, он все имевшиеся у него
деньги не считая отдавал ему. Он просветил
Верхнюю и Нижнюю страны письмом и раздачей
[рукописей], став [для всех] примером милосердия.
Достигнув счастливой старости, когда ему было
уже за семьдесят, он пожелал с вардапетами и
учениками отправиться в город Иерусалим, дабы
даянием и мудростью утешить бывших там духовных
и телесных нищих. И, пробыв два года в Иерусалиме,
возвратился оттуда в свой родной край радостным
и утешившимся, доставив всем отраду.
Живя столь свято и добродетельно, он [в то же
время] хотел умереть за веру и удостоиться
мученического венца. И тот, кто исполняет желания
богобоязненных [слуг своих] и слышит их молитвы,
исполнил его желание. Пока мы предавались
радости, жили в мире и услаждались его
сладкозвучными наставлениями, нас настиг вихрь,
несущий несчастье: вероломный и нечестивый народ
маров, вооруженный мечами и копьями, напал на
город Арцке и многих истребил. Часть их тайно
пробралась к Божьей обители — Ципнаванку, желая
предать мечу живших в ней св. братьев. Но,
проведав об этом, они бежали.
Однако увести из монастыря счастливого и
блаженного мужа Божьего, великого вардапета
Григориев им не удалось, ибо он говорил: «Здесь я
останусь, здесь и умру. Если я умру от их рук, верю
в Господа моего Иисуса Христа, что удостоюсь
нетленного и неувядаемого наследия мучеников
Божьих».
Он был поглощен этими мыслями, когда на него, как
бешеные псы и кровожадные звери, напала толпа
нечестивцев, жаждущих его крови. Они поймали его,
как овцу бессловесную, и вопросили: «Это ты
называешь Исус Богом?» Тогда они [решили]
заколоть его, как агнца, и пролить его кровь, как
кровь невинной овцы. Он же с молитвами обратился
к Богу, говоря: «Господи Иисусе, прими душу мою
вместе с душами невинных мучеников, погибших за
Тебя, и причисли смерть мою [к смерти] блаженных
святых воинов [Твоих]», Так испустил он дух в
благословениях и истинном исповедании [Богу], во
славу Отца, Сына и св. Духа.
После же пришел обладавший волшебным [даром] речи
отшельник Акоп, вардапет Крымеци9 со своими
учениками и родными Григора Хлатеци и множеством
жителей [области]. С великой [скорбью] они стали
оплакивать его, затем с псалмопением и
благословениями положили в могилу на маленьком
холме, находящемся напротив монастыря с западной
стороны.
Горе нам, духовным сыновьям и ученикам отца
нашего. Давайте вместе оплачем несчастие отца
нашего, но не потому, что он покинул горестное
море мира сего, а потому, что мы лишились
ласкового и приветливого взора его, отдалились
от христоподобного его смирения. Мы жаждем
сладостной чаши его прекрасных наставлений, мы
алкаем духовных знаний его, мы лишились
хри-сторавной и божественной благости его. Мрак
распростерся над Арменией, ибо безутешная скорбь
объяла нас. Звуки духовных песнопений не
раздаются из врат священных храмов, церкви
обеднели, и отроки [ее] рассеялись. Но
возблагодарим Бога, Отца небесного, ибо сегодня
праздник для обитателей неба и земли, ибо отец
наш духовный достиг Отца милосердного;
усыновленный Богом узрел на троне славы
Единородного Сына; обитель Духа святого достигла
Духа дарующего; равноангельский при жизни
при-числился к сонму ангелов; богослов
соединился с чином апостолов. Святой священник
[приступил] к священнодействию с двадцатью
четырьмя иереями, любитель церковных празднеств
и страстотерпцев причислился к сонму мучеников;
проповедник правды, столп науки — к сонму
вардапетов; святой мученик с воинством мучеников
исповедал Господа [нашего] Бога Христа.
|