ДОСТОВЕРНОЕ И КРАТКОЕ ЖИТИЕ ВАРДАПЕТА МХИТАРА
Ко всем глубоким сочинениям, созданным
и написанным святыми отцами и первыми вардапетами, была присовокуплена память о них —
о том, к какому народу они принадлежали, из какой
страны и какой местности (происходили] и в какое
время были созданы и записаны их
боговдохновенные поучения.
Так и мы сочли необходимым кратко описать начало
и конец жизни блаженного отца нашего святого
Мхитара, святейшего вардапета, [поведать] о том, в
какое время он жил, у кого учился, кто были его
соученики, в какое время он достиг зрелости и с
какой неустрашимостью и мужеством завершил он
свой жизненный путь.
В царствование нечестивцев и гонителей —
Харбанды и его сына Бусаита из народа стрелков, а
также в царствование Ошина и сына его Левона, на
армянской земле Киликии, в патриаршество владыки
Акопа Анаварзеци и в архиерейство Закарии на
Ахтамарском престоле [подвизался] трижды
блаженный отец наш, преисполненный Божьей
благодати великий вардапет Мхитар из области
Каджберуник, села Керман, сын благочестивых
родителей. Блаженный Мхитар был еще отроком
десяти лет, когда умерли его отец и мать. И
сородич их, монах по имени Андреас, усыновил его и
обучил письму и грамоте. Мирские игры и прогулки
не занимали его, как [других] детей, но с великим
прилежанием и охотой он читал Священное писание
и, будучи еще по возрасту мал, постиг премудрость
науки. И предводитель области мудрый и праведный
епископ владыка Хачатур, увидев с каким
преуспеванием раскрылись в нем духовные дары,
рукоположил его в священники. И он по дарованной
ему мудрости приступил к изучению Священного
писания, зажегшего в нем неугасимый огонь любви к
Богу. Об этом он сам поведал нам. И кипела в нем
душа, он искал учителя и вардапета, у которых мог
бы учиться, но в то время в крае каджберунийском
не было вардапета. Он же из-за юности и незрелого
возраста робел отбыть куда-нибудь в другие края,
ибо на его лице еще даже не было бороды. Но
подбадриваемый соучениками своими Степаносом и
Ованесом0, о которых он упоминает в сей книге, и
путеводимый Духом святым, он отправился в
Айраратскую область к первоверховному святому
всеармянскому престолу, матери веры, стоящей во
главе всех армянских церквей, куда снизошел Сын
Единородный, и золотым молотом потряс врата
преисподней. Поклонившись святым местам, он
оттуда направился в область, именуемую
Вайоц-дзор, в монастырь, который ныне называется
Гладзором, к наисовершенному и святому вардапету
Нерсесу, и оставался у него три года.
Вскоре туда прибыли его соученики, о которых мы
говорили выше. Блаженный Мхитар премного
обрадовался прибытию своих доузей, ставших его
помощниками и спутниками во всех благих
начинаниях и в исследовании книг Священного
писания. Ибо при исследовании не только
выявляются божественные глубины мудрости, но
особенно утверждаются и объединяются в мыслях и
душе [мужи пытливые]. Ибо где нет исследования,
там мудрость несовершенна.
А святой вардапет Нерсес, прожив жизнь свою в
великих трудах и благости, отошел ко Христу, и
преемником его на вардапетской кафедре стал его
ученик Есаи, у которого они [продолжали] учиться
многие годы. Блаженный Мхитар был совершеннее
всех в [постижении] премудрости науки, он изучил
Ветхий и Новый заветы и был весьма сведущ в
двенадцати философских науках, и многих
превзошел даром знания. Но в глубине души он
решил удалиться от мира и жить уединенной жизнью,
а не прославляться вардапетским именем. [Мхитар]
возвратился в свой (родной] край и некоторое
время жил там, пока ему не повстречался некий
вардапет по имени Тадеос. [Этот], найдя в нем
виталище божественной мудрости, уговаривая,
увещевая и моля, склонил
его учить в церкви Слову жизни. Однако Мхитар
недолго проповедовал в церкви, не по душе было
ему случившееся. «Ибо,— говорил он,— нехорошо и
несправедливо учиться у одного, а права
вардапета получать от другого». И он вторично
отправляется к великому учителю Есаи, получает
от него вардапетские полномочия и возвращается в
свою родную область, в землю каджберуний-скую,
[где] благодаря светозарной мудрости своей
[удостаивается] великого почитания со стороны
жителей Арчеша и области. Ибо он просвещал всех
своей проповедью и, отечески утешая пришедших,
направлял на благие дела. Он поселился в
прекрасной, богообитаемой пустыни, именуемой
Мецопским монастырем, и там провел всю жизнь,
отказавшись от всех мирских соблазнов и украсив
себя добродетелями и благими деяниями. Но
наипаче он любил творить милостыню, [утешая]
странников и скитальцев, и заработанное трудом
рук своих, а также другими [благодетелями], он
раздавал нищим и нуждавшимся. Ибо он превосходно
владел искусством письма и превосходно
разрисовывал рукописи. И стал он в наше время,
согласно Пророку, отцом для сирот и судьей для
вдов.
Во времена сего благонравного и боголюбивого
человека целомудрие повсеместно находилось в
почете и многие, ревнуя его Богопочитанию,
посвятили себя святости и чистоте и принесли
себя в дар Христу, став достойными взойти на ложе
небесного жениха. Напоенный небесными
источниками и приобретя апостольский дар, молясь
и взывая [к Господу], он принялся за эту
божественную книгу и написал пятнадцать речей. В
этих пятнадцати речах для пользы и блага
любознательных отроков святой церкви он, как в
цветник, украшенный прекрасными разнообразными
цветами, вместил все доброе и мудрое из наук.
Помимо сего мы имеем и другие произведения
блаженного [мужа] нашего, сиречь толкование трех
Соборных посланий святого и богоречивого
евангелиста Иоанна, а также Толкование Успения
того же евангелиста Иоанна. Располагаем и его
речью на Послание злонравного [папы] Льва, данное
с приличествующим толкованием.
Все это он принес в дар церкви Христовой как
живую память о себе, сам же, пройдя свой
[жизненный] путь в мужественном подвижничестве и
достигнув глубокой старости, отправился в вечно
живой город бессмертия, ибо всей душой мечтал
узреть неизреченный свет и вечно радоваться
горячей любовью Христа.. И когда он был близок к
кончине, он рассказал нам о видениях,,
предвещавших о его смерти: «Увидел я ночью во сне,
будто нахожусь на берегу какой-то реки. Река
течет бурным потоком, неся на своих волнах
огромное золотое яблоко. Я много раз пытаюсь,
достать его, но не могу». Через несколько дней он
[снова] сказал: «Видел я во сне, что от земли к небу
была воздвигнута лестница, согласно [речению]
святого Иакова, и многие поднимались по ней,, и я
вместе с ними». На радость и твердую надежду всех
верующих он рассказал нам еще об одном ночном
видении: «Видел я, будто-все христиане с крестами
в руках толпами стремительно шли к востоку, чтобы
встретиться с небесным женихом Христом, и меня,,
подхватив, повели с собой».
После этого он почил во Христе в 786 году [1337]
армянского летосчисления, 27-го числа месяца хори,
в пятницу. Пречестное-тело его погребено на общем
кладбище того же Мецопского монастыря, с южной
стороны пустыни, во славу Христа, Бога нашего.
Духовный сродник его вардапет Степанос и
недостойный Мкртич, изложивший сию историю,
молят вас помянуть нас в Господе нашем, дабы
Христос, Бог наш, простил нам наши прегрешения и
отпустил нам наши грехи