|
АЛ-ИСТАХРИКНИГА ПУТЕЙ И ГОСУДАРСТВКИТАБ МАСАЛИК АЛ-МАМАЛИК/4/...Мы не упоминаем страну черных на западе, ал-буджа, зинджей и те народы, что расположены в их широтах, потому что организация царств зависит от религий, культур и власти, а улучшение возделывания земли — от правильной политики; они же не знают этих качеств, и у них нет ничего из этого. |5| Поэтому их царства не входят в число таких [царств], как остальные царства, о которых мы упомянули (Буквально: "этим они заслужили исключение своих царств из того, что мы упомянули о других царствах"), хотя [147] некоторые из черных [ас-судан] близки к этим известным царствам, [так как] обращаются к религии, благочестию и мудрости, и соседят с жителями этих царств, подобно нубийцам и ал-хабаша. Они христиане, следующие толку румов. Они еще до ислама примыкали к государству румов из-за соседства, ибо земля нубийцев граничит с Египтом и с ал-хабаша на море ал-Кулзума. Между нубийцами и Египтом — пустыня, в которой есть золотой рудник; и они примыкают к Египту и Сирии со стороны дороги по морю ал-Кулзума... ...Что касается южной части земли из стран черных, то та страна черных, которая находится [в этой части] на крайнем западе, на ал-Бахр ал-Мухит, — страна изолированная. Она не примыкает к какому-либо государству, но одна из границ |11| ее идет к ал-Бахр ал-Мухит, другая граница проходит по пустыне, лежащей между ней и землей ал-Магриба, третья граница — по пустыне, лежащей между ней и землей Египта, позади ал-Вахат; четвертая же граница ее простирается по пустыне, о которой мы сообщили, что в ней погибают посевы из-за жары. И дошло до меня, что протяженность земли их около семисот фарсахов на столько же. Но от моря в сторону ал-Вахат ее длина больше ширины. Что касается земли нубийцев, то одна граница ее идет к земле Египта, одна граница — к той пустыне, которая лежит между землей верных и Египтом, одна граница — к земле ал-буджа и пустыням, [лежащим] между ней и ал-Кулзумом, и одна граница — к той пустыне, которая непроходима. Что же касается земли ал-буджа, то область их мала, она то, что находится между ал-хабаша, нубийцами и этой пустыней, которая непроходима, А что касается [земли] ал-хабаша, то она расположена на море ал-Кулзума, а оно есть море Фарса; одна из границ ее доходит до страны зинджей, одна граница [проходит] по пустыне, которая находится между нубийцами и морем ал-Кулзума, и одна граница идет к ал-буджа и к пустыне, которая непроходима. Земля зинджей протяженнее земли черных и не граничит ни с каким государством, кроме ал-хабаша; она расположена против Йемена, Фарса и Кирмана, так что противолежит ал-Хинду .. ...Если ты направишься из ал-Кулзума на запад от него по берегу моря, то пройдешь по пустыням от границ Египта, пока не придешь в пустыни, которые принадлежат ал-буджа. В них — золотые рудники до города на берегу моря, который называют 'Айзаб. Затем пустыни простираются по стране ал-хабаша, а она [расположена] на противоположном берегу относительно Мекки и Медины, так что лежит напротив окрестностей Адена. Затем кончается [страна] ал-хабаша, и [она] примыкает к стране нубийцев, пока не достигнет стран зинджей. А страны зинджей наибольшие из тех государств, и они простираются напротив всex стран ислама.. [148] /35/...Когда ты направишься из ал-Кулзума западнее этого моря, то [увидишь, что] оно простирается вдоль безводной пустыни, в которой ничего нет. Затем море примыкает к пустыне ал-буджа. Ал-буджа — это племя, жители шатров из шкур, более черные, чем ал-хабаша, сходные обликом с арабами. У них нет ни селений, ни городов, ни злаков, кроме тех, что привозятся к ним из городов ал-хабаша, Йемена, Египта и нубийцев. Их граница проходит между [землей] ал-Хабаша, землей нубийцев и землей Египта и доходит до золотых рудников. Этот рудник начинается поблизости от Усвана Египта, [тянется] на расстоянии около 10 переходов и доходит до крепости на море, называемой 'Айзаб. Все люди на этом руднике называются ал-'аллакийа. Этот рудник — пески и равнина, на которой нет гор; богатства этого рудника вывозятся в землю Египта. Это золотой рудник, в нем нет серебра. Ал-буджа — племя, поклоняющееся идолам и тому, что им понравится. Затем море примыкает к земле ал-хабаша. Они христиане, и окраска их приближается к окраске арабов — между черной и белой. Они рассеяны по берегу этого моря, так что располагаются напротив Адена. А то, что есть здесь из леопардов и пестрых шкур, и большинство йеменских кож, которые дубятся для сандалий, вывозятся |36| оттуда на побережье Йемена. Ал-хабаша — мирный народ, не находящийся в области войны. У них есть на побережье место, которое называется Зайла', — порт для переезда в ал-Хиджаз и Йемзн. Затем море примыкает к пустыне страны нубийцев. Нубийцы — христиане. Их страны более обширны, чем [страна] ал-хабаша, и у них больше городов и возделанных земель, чем у ал-хабаша. Нил Египта протекает среди городов и селений их, пока не переходит эта страна в пески, в земли зинджей, а затем в пустыни, путь через которые невозможен. Затем это море идет, пока не примыкает к земле зинджей, к той, что расположена против Адена и простирается вдоль моря. Напротив нее находятся все пределы ислама. И входит оно в то море, что расположено напротив некоторых областей ал-Хинда, из-за обширности и многоводности своей. А до меня дошло, что в некоторых частях [страны] зинджей находятся холодные области, в которых есть белые зинджи. А страна зинджей — страна бедная, в ней мало возделанных земель и мало посевов, кроме тех [ее областей], что соприкасаются с имениями царя... /40/...Что касается Завйлы, то она находится в пределах ал-Магриба. Это — город в центре оазиса. У Завйлы обширная область, и она граничит с землей черных. Страны черных [ас-судан] — обширные страны, хотя они безводны и очень бедны; в горах, расположенных в этих странах, есть все то, что есть в странах ислама из фруктов, хотя [жители] не едят их. [149] Помимо этих фруктов, у них есть другие плоды и растения, которыми они питаются и которые неведомы в странах ислама. Черные слуги, которые продаются в странах ислама, — из их числа [ас-судан]. Они не нубийцы, не зинджи, не ал-хабаша и не ал-буджа. Но они — отдельная народность, более черные, чем все, и более веселые. И говорят, что нет в областях [всех] черных — ал-хабаша, нубийцев, ал-буджа и других — области, которая была бы обширнее, чем страны черных. И они тянутся до побережья ал-Бахр ал-Мухит на юге и вдоль пустыни на севере, доходя до пустынь Египта позади ал-Вахат, и затем вдоль пустынь между ал-Вахат и землей нубийцев, затем вдоль пустынь между землей нубийцев и землей зинджей. Страны черных не соприкасаются ни с каким царством и ни с какими заселенными землями, кроме как со стороны ал-Магриба, из-за трудности путей между ними и остальными |41| народами. И это все, что требуется знать о [той части] ал-Магриба, которая находится на восток от моря... ...А Завила — город перед землей черных. Большинство этих черных слуг попадает в Завйлу. ... Между ал-Магрибом и страной черных — непрерывная пустыня, которую переходят только в определенных местах... ...Что же касается ал-Вахат, то это область, [которая] была [прежде] возделанной, с водами, лесами, селениями и людьми; и не осталось в ней [сейчас] никого. В наше время в ней многочисленные плоды и размножившиеся одичавшие овцы. До ал-Вахат от Са'ида Египта по южной границе около трех дней пути по пустыне. Ал-Вахат же примыкает к [землям] нубийцев в пустыне и доходит до земли черных... /54/...Что касается золотого рудника, то от Усвана до него пятнадцать дней пути. Рудник расположен не в земле Египта, но в земле ал-буджа и доходит до 'Айзаба. И говорят, что 'Айзаб не в земле ал-буджа, а это только один из городов ал-хабаша. Рудник — это равнина, на которой нет гор; она покрыта только песками и обломками скал. То место, в котором происходит сбор людей, называется ал-'Аллаки. У ал-буджа нет селений и нет плодородной земли, в которой заключается богатство, они только степняки. У них есть кровные верблюды; и говорят, что нет среди верблюдов более быстрых, чем эти. Рабы их, их верблюды и остальное, что есть в их земле, доставляется в Египет... Текст воспроизведен по изданию: Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Т. 1. Арабские источники VII-X вв. М.-Л. АН СССР. 1960. |
|