Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИСТОРИЯ ШИРВАНА И АЛ-БАБА

ПРИЛОЖЕНИЕ II

ДЕРБЕНД ПОСЛЕ XII ВЕКА

История Дербенда в Т.-Б. заканчивается на 468г.х./1075.

После смерти Низама ал-Мулка и Малик-шаха началась борьба между местными династиями сельджуков, и их влияние на Кавказе замирает. В Ширване династия Ширваншахов вновь выходит на сцену, но в Дербенде положение остается неясным, и лишь нумизматика и случайные упоминания источников время от времени позволяют заглянуть в события этого края или, вернее, лишь в смену его правителей.

Испанский араб — путешественник Абу-Хамид ал-Андалуси ал-Гарнати, посетивший ал-Баб где-то между 524— 45гг.х./1130—50, приводит имя местного эмира Сайф ад-Дина Мухаммада б. Халифа ас-Сулами (См. изд. Феррана, JA, 1925, № 1, стр. 85. — Выражение рахима-ху ллаху после его имени показывает, что в момент написания его уже не было в живых). Его нисба позволяет думать, что этот правитель продолжал династию Хашимидов Сулами, связанных с племенем Сулайм, описанную в Т.-Б. Возможно, однако, что Сайф ад-Дин происходил из семей раисов, на что могло бы указывать имя (звание?) его отца, халифа, которое находится в приведенных нами отрывках из Дарбанд-нама (см. выше, стр. 165).

Еще более неожиданно упоминание малику Дербенда, эмира Абу-л-Музаффара, в Тарах Маййафарикин (см. приложение V). Автор этой истории, Ибн ал-Азрак, встретил его в 549г.х./1154, когда сопровождал грузинского царя Дмитрия во время объезда последним пограничных округов Дагестана. Автор добавляет, что Абу-л-Музаффар был женат на дочери царя Дмитрия и что он выехал приветствовать своего тестя и принял его с должным почетом. Это еще [185] одна жемчужина в ценном труде Ибн ал-Азрака, все еще не опубликованном полностью.

Существование династии эмиров подтверждается и наличием монет, описанных в важной статье проф. Е. А. Пахомова О дербендском княжестве (Баку, 1930). В нем упоминаются монеты нижеследующих князей:

(а) ал-Малик ал-адил Музаффар б. Мухаммад б. Халифа, имя которого сопровождается именами халифов ал-Муктафи (530—55гг.х./1136—60) и ал-Мустанджида (555—66 гг.х./1160—70) и монеты которого относятся к 555—9 гг.х./1160—64. Этот Музаффар (у Ибн ал-Азрака: Абу-л-Музаффар; Хакани добавляет имя Арслан, см. ниже) был, несомненно, сыном эмира, упоминаемого у ал-Гарнати (о странном имени деда — Халифа см. выше, стр. 184);

(б) Бек-Барс б. Музаффар с именами халифов Мустади (566—75гг.х./1170—80) и Насира (575—622 гг.х./1180-1225);

(в) Абд ал-Малик б. Бек-Барс с именем халифа Насира. Только монеты Музаффара упоминают сельджукского сюзерена (ас-султан ал-му'аззам); на монетах Бек-Барса и Абд ал-Малика такого добавления нет. Из имен (?) этих князей Музаффар напоминает термин бану музаффар, которым Т.-Б. обозначает семью раиса Муфарриджа. Имена Арслан и Бек-Барс отражают начавшуюся тюркизацию имен под влиянием сюзеренов (что мы видим, например, у курдской династии города Марата). В то же время имя Абд ал-Малик может иметь атавистическую связь с Хашимидами, среди которых
мы знаем трех эмиров с этим именем.

Персидские поэты, такие как Муджир-и Байлакани, Хакани и Низами, упоминали этих дербендских правителей и посвящали им касыды (См. Бади аз-Заман, Садик ва сохадваран, Тегеран, без даты, 11/1, стр. 261, 342).

Одна из од Хакани (Диван, Тегеран, 1316, стр. 187—95) посвящена Сейф ад-Дину Арслану Музаффар-и Мухаммаду (т. е. сыну Мухаммада), дара-йи Дербенд (То есть “обладатель Дербенда”, но с поэтическим намеком на Ахеменида Дария) и определенно относится к эмиру, упомянутому выше (а). Эта ода, возможно, имеет более позднюю вставку из другой оды, посвященной Султан-Мухаммаду (б. Махмуд?), который правил в 548—554 гг.х./1153—9, но в частях, которые, несомненно, адресованы правителю Дербенда (сардару, салару, шаху, шахиншаху), поэт говорит: “О шах, ты араб по природе и рождению”. Поэт определенно имел в виду отпрыск рода [186] бану Сулайм, из которого происходили и эмиры и знать ал-Баба. По одному намеку, правителю в то время было двадцать лет. Ода была написана на следующий год после паломничества Хакани в Мекку, что, как полагают, произошло в 552г.х./1157 (?). В другой касыде (одной из немногих, написанных Хакани по-арабски) автор говорит, что, имея обиду на Ширван, он обратил свой взор на пограничную область (сагр) Счастья (См. V. Minorsky, Khaqani and Andronicus Comnenus, — BSOAS, 1945, XI/3, стр. 560).

В период этих правителей в Дербенде Ширван установил близкие брачные связи с грузинами-христианами, и грузинские цари несколько раз поддерживали Ширван в его борьбе с Дербендом (Однако Ибн ал-Азрак (см. приложение V) подтверждает наличие дружественных отношений между царем Дмитрием и эмиром Дербенда, Музаффаром; грузинский царь со своими войсками мог мирно вступить на территорию ал-Баба). Некоторые указания на эти походы можно найти в “Грузинской хронике”. Наиболее известное вторжение из Дербенда, вероятно, произошло при Бек-Барсе (ок. 569г.х./1173), и в отражении его участвовал будущий византийский император Андроник, гостивший тогда у грузинского царя Георгия III. Хакани посвящает одну оду Андронику, а в другой описывает поражение дербендских войск, в число которых входили аланы, русы и хазары. После того, что мы узнали из Т.-Б. о присутствии русов в ал-Бабе в 377г.х./987 и о прибытии остатков хазар в 456г.х./1064, мы можем гораздо лучше оценить значение намеков Хакани (Оды Хакани, касающиеся Андроника и войн против северных захватчиков, находятся в его Диване, изд. Тегеран, 1316 г.х./1937, стр. 19—25, 272—76; 782. Намеки на Андроника и его жену (?), на которые обратил внимание О. Л. Вильчевский (“Советское востоковедение”, 1957, № 4, стр. 69) очень отдаленны. В тексте, стр. 448 (изд. Садджади, стр. 416) стоит не зан-и руми 'жена византийца', а зани руми 'византийская женщина', под которой разумеется светлое утро, противополагаемое, как обычно, темным “индийским” элементам ночи) и замечаний “Грузинской хроники” (пер. Броссэ, I, стр. 397), которая говорит о вторжении “дербендских хазар” (Дарубанделт'а хазарт'а). Дальнейшие правители Дербенда известны лишь по случайным упоминаниям.

Как отметил Е. А. Пахомов, во время монгольского нашествия правителем Дербенда был некий Рашид (см. Ибн ал-Асир, XII, стр. 264; 619г.х./1222), которому в том же параграфе дается титул Ширваншах. Подобная запутанность встречается и у Йакута, жившего также в начале XIII в. В своей заметке о Шамахе (III, стр. 317) он говорит: “Это — [187] главное место (касаба) Ширвана в районе Аррана. Оно считается округом (амал) Баб ал-абваба, и его властитель, Ширваншах, является братом властителя Дербенда”.

Около 624г.х./1227 малолетний князь был номинальным властителем Дербенда, но фактическим правителем был его атабек ал-Асад (см. Насави, стр. 174, пер. 289). Хорезмшах Джалал ад-Дин уважал Асада; позже Асад был схвачен его людьми, но спасся и с успехом защищал Дербенд.

Мы уже подробно упоминали о “дербендской линии” Ширваншахов, водворившейся в Ширване в 1378г. Они являлись потомками так называемых “Кисранидов”, но факт, что их линия называется “дербендской”, указывает на то, что до появления в Ширване они могли править или занимать выдающееся положение в Дербенде. Во время Шахруха, в 824г.х./1421, правителем (хаким) Баб ал-абваба был эмир Исфандийар Дербенди, который упоминается отдельно от Халила Ширванского (см. Матла' ас-са'дайн, I, стр. 435—6), но мог состоять с ним в родстве.

Когда в 1466г. русский купец Афанасий Никитин совершал путешествие на юг, одно из русских судов потерпело крушение около Тархи (Тарку), и люди были захвачены кайтаками. Оставшиеся русские, прибыв в Дербенд, принесли жалобу Булат-беку, жившему “на горе” (в цитадели). Этот правитель послал курьера к Ширваншаху, которому он как будто был подчинен. Ширваншах (Фаррух — Йасар?) написал правителю Кайтака, которого звали Алил (Али, Халил?)-бег и который был его деверем, заявляя, что похищенные товары предназначались для него. Его просьба была уважена Алил-бегом, который отпустил русских в Дербенд (См. А. Никитин, Хождение за три моря, М., 1948, стр. 10—11).

Этими указаниями пока исчерпывается наше знание событий за 425 лет, протекших между окончанием древней истории ал-Баба и эпохой Сефевидов (О дальнейшей истории ал-Баба см.: В. В. Бартольд, Darbend,— “Энциклопедия ислама”. О прибытии в Дербенд Шаха Аббаса в 1015г.х./1606 см.: Алам-ара, стр. 516—7).

(пер. С. Г. Микаэлян)
Текст воспроизведен по изданию: История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. Издательство восточной литературы. 1963

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.