Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

МИРЗА КАЛАНДАР МУШРИФ ИСФАРАГИ

ШАХ-НАМЕ (TAPИX-И OMAP-XAHИ)

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ ФЕРГАНСКИХ АВТОРОВ ВРЕМЕНИ КОКАНДСКОГО ХАНСТВА

Сведения и упоминания о киргизах в использованных исторических сочинениях кокандских авторов встречаются при описании событий, происходивших в Фергане и в Кокандском ханстве в течение полутора веков, начиная с 20-х годов XVIII в. и кончая 70-ми годами XIX в. Сведения о киргизах в этих источниках немногочисленны и кратки, приводятся лишь попутно, при изложении непосредственно интересовавших авторов событий политической жизни ферганского владения биев из династии Минг и их потомков — кокандских ханов. Однако, взятые в совокупности и сопоставленные с данными других источников, сообщения кокандских авторов могут помочь более полно осветить некоторые моменты из истории киргизов и Киргизии указанного времени.

Трудность обработки и использования содержащегося в сочинениях кокандских авторов материала для истории киргизов заключается прежде всего в недостаточной изученности истории самого Кокандского ханства XIX в., а в особенности предшествовавшего ему владения Мингов в Ферганской долине в XVIII в. Между тем не только для правильного понимания и истолкования данных кокандских авторов о киргизах, но и при отборе их для перевода необходимо знать и постоянно учитывать события истории Ферганы и Кокандского ханства, на фоне которых излагаются сведения о киргизах и только в связи с которыми киргизы упоминаются.

Единственной работой, сравнительно полно охватывающей историю владения Мингов в Ферганской долине в XVIII в. и Кокандского ханства в XIX в., до сих пор остается книга В. П. Наливкина, опубликованная 87 лет назад1. Эта работа обладает рядом достоинств и не потеряла еще полностью научного значения, но все же во многих отношениях устарела. После книги В. П. Наливкина появились лишь немногочисленные статьи по отдельным вопросам истории Кокандского ханства2. В особенности слабо изученной остается история Кокандского владения Мингов в XVIII столетии. Это видно уже из того, что до сих пор не установлена даже хронология кокандских правителей XVIII в., которая в существующих справочных сводных трудах Стэнли Лэн-Пуля и Цамбаура остается белым пятном. Мало того, до сих пор нет полной ясности и в отношении хронологии более поздних событий, происходивших в Кокандском ханстве в начале XIX в., и годы правления [225] Алим-хана и Омар-хана точно не определены3. При датировке относящихся к киргизам сведений, извлеченных из кокандских исторических сочинений, мы будем пользоваться данными, почерпнутыми главным образом из самих этих сочинений, в соответствии с составленной по ним хронологией4.

Хронология кокандских правителей

Шахрух-бий 1709/10-1721/22
Абд ар-Рахим-бий 1721/22-1734 (?)
Абд ал-Карим-бий 1734 (?) — ок. 1750/51
Абд ар-Рахман-бий ок. 1750/51 — ок. 1751
Ирдана-бий 1751—17705
Нарбута-бий 1770 — ок. 1798/996
Алим-хан ок. 1798/99-ок. 18107
Омар-хан ок. 1810-1822

              
Приводимые ниже переводы извлечений взяты из трех исторических сочинений кокандских авторов: 1) Шах-наме (Tapux-u Омар-хани) Мирзы Каландара Мушрифа Исфараги, начатого в 1822 г.8; 2) Мунтахаб ат-таварих, написанного в 1842—.1843 гг.; автором его был Мухаммад Хаким-хан-тюря9; 3)Тарих-и Шахрухи (или Таварих-и Шахрухийа) Муллы Нияз-Мухаммада Хоканди, закончившего этот труд в начале 70-х годов XIX в.

Сочинение Шах-наме Мирзы Каландара Мушрифа Исфараги начинается рассуждением о качествах государя, прерогативах и признаках его власти. В отдельный раздел (лл. 27а—29б) выделен рассказ об обстоятельствах, побудивших автора взяться за написание сочинения. При этом автор сообщает, что он переложил прозой историю Омар-хана в стихах, написанную придворным поэтом Фазли Намангани 10. Приводя генеалогию Омар-хана, которая возводится к Бабуру и Тимуру (лл. 31а—31б), Мушриф Исфараш в связи с нею кратко останавливается [226] на исторических событиях, происходивших в Средней Азии во. время борьбы Бабура с Шейбани-ханом, упоминая о сочинениях Тарих-и Рашиди и Шейбани-наме. Затем излагается легенда о Худояр-хане (Алтун Бишик — «Золотая колыбель»), сыне Бабура. Сравнительно подробно рассказывается о ферганских биях из племени Минг в XVI— XVII вв. (лл. 46б—49а) и весьма кратко о правителях этой династии в XVIII в. до Нарбуты-бия включительно (лл. 49а—52а).

С листа 55а начинается основная часть сочинения, повествующая об Омар-хане со времени его детства и о событиях, преимущественно военных, происходивших в годы его правления. Изложение ведется в приподнятом, напыщенном стиле. Автор уделяет довольно много места описанию кокандской экспансии в казахские земли, а также сообщает о двух походах в районы горной Киргизии, особо отмечая свое личное знакомство с этими событиями. Мы приводим перевод описания обстоятельств, связанных с подготовкой похода в Кетмень-Тюбе, в котором имеются данные о прежних попытках подчинения этого района кокандскими военачальниками в конце XVIII—начале XIX в., а также извлечения из рассказа о подготовке Омар-ханом карательной экспедиции против сарыбагышей, характеризующие его политику натравливания одних киргизских племен на другие.

Автор сочинения Мунтахаб ат-таварих — Хаджи Мухаммад Хаким-хан, сын Сейид Ма'сум-хана, происходил из знатной кокандской семьи. Отец и дед автора играли видную роль при кокандском дворе, а сам он был приближенным наследника Мухаммад Али-хана (Мадали-хана), после восшествия которого на престол попал в немилость, в 1822 г. был изгнан и провел семь лет в скитаниях на чужбине.

Мунтахаб ат-таварих — исторический и автобиографический труд. В начале его коротко рассказывается о доисламских пророках, царях древнего Ирана, арабских халифах и т. п. (лл. 2а—57б), затем сообщаются некоторые сведения о мусульманских династиях от Саффаридов до Тимура (лл. 57б—89а). Несколько более пространно повествуется о Тимуре и Тимуридах, Бабуре и Великих Моголах, о Шейбанидах и Аштарханидах (лл. 89а—200б). Подробно изложены события истории Средней Азии (в основном Бухары) во времена Мангытов (лл. 200б — 334б). Основную часть сочинения составляет история Кокандского государства Мингов (лл. 338а—688а).

При изложении событий, очевидцем и участником которых был сам автор, история нередко переплетается с его личными воспоминаниями, и сочинение приобретает характер мемуаров, особенно в разделах, посвященных Коканду. Значительная часть сочинения посвящена рассказам о его путешествиях и странствованиях по России и странам Востока в 1822—1829 гг. (лл. 502а—636а), но эти рассказы не выделены в отдельную главу и перемежаются с разделами об исторических событиях.

Мунтахаб ат-таварих — один из важнейших источников по истории Кокандского ханства, прежде всего освещающих события времени правления Омар-хана (ок. 1810—1822), современником которых был автор в свои юные годы. Для истории этого ханства конца XVIII — первых лет XIX в. автор располагал сведениями, почерпнутыми из воспоминаний своего отца и других очевидцев. Рассказы о временах кокандских биев первой половины XVIII в. интересны тем, что частично основаны на местной устной традиции, причем в некоторых случаях автор указывает имена людей, передавших ему сообщения, слышанные ими от современников и участников событий.

В сочинении Тарих-и Шахрухи излагаются события от начала [227] XVIII до начала 70-х годов XIX в. Даже в компилятивных разделах (относящихся к XVIII в.), как правило, не повторяются сведения, имеющиеся в работах Других известных нам кокандских историков. Ниже приводятся извлечения из Тарих-и Шахрухи, в которых содержатся сведения о связанных с киргизами событиях. Для перевода извлечений из Тарих-и Шахрухи мы привлекали издание Н. И. Пантусова (см. список сокращений — Нияз Мухаммед, стр. 246) и рукописи ЛО ИВАН С 467, С 468 и С 469.

Комментарии

1 В. П. Наливкин, Краткая история Кокандского ханства.

2 Лучший общий обзор истории Кокандского ханства в рамках истории Средней Азии в целом принадлежит П. П. Иванову. См.: В. В. Бартольд, История культурной жизни Туркестана, стр. 286, прим. 23.

3 И поныне наши знания в области хронологии правления этих ханов пополнились весьма незначительно по сравнению с концом прошлого века, когда В. В. Бартольд отмечал, что книга В. П. Наливкина отнюдь не внесла полной ясности в указанный вопрос (см.: С. Лэн-Пуль, Мусульманские династии, прим. В. В. Бартольда к стр. 237). Ср.: В. В. Бартольд, История культурной жизни Туркестана, стр. 286— 287 и прим. 23, 24, 26, 28.

4 Данные опубликованы в приложении к докладу: В. А. Ромодин. Некоторые источники по истории Ферганы и Кокандского ханства (XVI—XIX вв.) в рукописных собраниях Ленинграда, стр. 15.

5 Правил с перерывами. В начале его правления около года престол занимал Баба-бек. В 1763/64 г. в течение трех или шести месяцев власть находилась в руках Сулайман-бия.

6 См.: В. В. Бартольд, История культурной жизни Туркестана, стр. 286—287, прим. 24.

7 Там же, стр. 287, прим. 28.

8 Краткие сведения о рукописи этого сочинения, хранящейся в ЛО ИВАН (шифр С 471), а также о содержании сочинения см.: В. А. Ромодин, Новый источник по истории Кокандского ханства, стр. 110—113.

9 Сведения о списке этого сочинения (шифр С 470), хранящемся в ЛО ИВАН. которым мы пользовались, см.: Н. Д. Миклухо-Маклай, О некоторых неизвестных и малоизвестных рукописях..., стр. 241—242. Использованы также список 592 Института востоковедения АН УзССР и рукопись узбекского перевода Мунтахаб ат-таварих (ЛОИВАН,Д 90).

10 Рукопись Фазли Намангани обнаружена при описании фонда ЛО ИВАН О. Ф. Акимушкиным и исследована им. Сравнение сочинения Фазли Намангани с сочинением Мирзы Каландара Мушрифа Исфараги показало, что основной материал был позаимствован этим последним у своего предшественника, однако Исфараги ввел в свой труд некоторые дополнения. См. Стори — Брегель, II, стр. 1187—1188.

Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории киргизов и Киргизии. М. 1973

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.