|
АБУ 'АБДАЛЛАХ МУХАММАД ИБН МУХАММАД ИБН 'АБДАЛЛАХ ИБН ИДРИС АЛ-ХАММУДИ АЛ-ХАСАНИОТРАДА СТРАСТНО ЖЕЛАЮЩЕГО ПЕРЕСЕЧЬ МИРНУЗХАТ АЛ-МУШТАХ ФИ-ХТИРАК АЛ-АФАК [VII климат, 7-я секция] Эта седьмая секция седьмого климата содержит продолжение [описания] страны Басджирт 1, северной части Зловонной земли 2 и большей части страны Баджнак 3. Из городов внутренних басджиртов 4 [назовем] Мастр 5 и Кастр 6. Оба города невелики, и купцы редко посещают их. И никто в них не бывал, так как [туземцы] убивают всех чужестранцев, которые хотят проехать через их страну. Оба города стоят на реке, впадающей в Исил 7. Что касается страны Баджнак, то она невелика. Там нет, по тем сведениям, что дошли до нас, больших городов, кроме города Йакамуни 8. Его жители многочисленны и являются тюрками 9, воюющими с [жителями страны] ар-Русиййа 10, которая граничит с ними со стороны страны ар-Рум 11. Они укрываются в горах и в лесах, чтобы там на них не могли напасть. Народ баджнак подобен [народу] ар-русиййа в обычае сжигать своих покойников. Некоторые из них бреют свои бороды 12, другие заплетают их. Их одежда состоит из недлинной куртки 13. Их язык отличается от языка русов и от языка басджиртов. Окончена седьмая секция седьмого климата, хвала Аллаху, и начинается восьмая [секция], если будет на то воля Аллаха. Комментарии1. Басджирт — см. коммент. 47 к 7-й секции V климата. 2. О «Зловонной земле» см. коммент. 90 к 6-й секции VI климата. 3. Об этнониме баджнак см. коммент. 55 к 6-й секции VI климата. 4. Деление басджиртов на «внешних» и «внутренних» встречается у авторов Х-ХІ вв.; как полагают, это разделение было связано со стремлением отличить башкир от венгров [Togan A. Z. V. Bashdjirt, p. 1075]. 5. Мастр — По всей вероятности, данные о городах басджиртов ал-Идриси получил из вторых рук: информатор географа сам вряд ли бывал в городах басджиртов и знал лишь их названия, а также имел представление о труднодоступности этих городов для купцов. Наличие целого ряда вариантов чтения названий городов (Мас.т.р, Мамир, Мас.рада; Кас.т.р, Камир, Кас.р) также говорит о недостаточной конкретности полученных ал-Идриси сведений о городах басджиртов. Данные ал-Идриси об этих городах могут отражать дошедшие до его информатора сведения о башкирских родоплеменных названиях — кесе и мишар [Кузеев Р. Г. К этнической истории, с. 228-248; Каховский Ф. В. О чувашско-башкирских этнокультурных связях, с. 44-45]. Наименование города Мастр, которое, не изменяя графику слова, можно прочесть и как Маштр, может быть сопоставлено с родопле-менным названием башкир «мишар». 6. Кастр — Один из вариантов чтения топонима — Каср — позволяет сопоставить это наименование с родоплеменным названием башкир «кесе». 7. Исил — по всей вероятности, имеется в виду р. Белая. 8. Йакамуни — Никто из арабо-персидских авторов, писавших о печенегах до ал-Идриси, не сообщает о печенежских городах. Напротив, в «Худуд ал-'алам» сказано, что у печенегов никаких городов не было [Hudud, р. 101]. Отождествить город Йакамуни пока не представляется возможным. 9. Об этнониме «турк» см. коммент. 10 к 7-й секции V климата. 10. Ар-Русиййа — Русь (см. коммент. 20 к Введению). 11. Ар-Рум — Византия (см. коммент. 64 к 7-й секции V климата). 12. Об обычае печенегов брить бороды пишет Ибн Фадлан [Ибн Фадлан, с. 129]. 13. О коротких куртках, служивших одеждой печенегам, упоминает Константин Багрянородный [Константин, с. 156-157]. (пер. И. Г. Коноваловой) |
|