Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИБН ХАЛЛИКАН

НЕКРОЛОГИ ЗНАТНЫХ ЛИЦ И ЗАМЕТКИ ОБ ИХ СОВРЕМЕННИКАХ

Данный отрывок посвящен кампании 1086 г. и битве при Заллаке. Особый интерес представляет сообщение автора о роли суданского хашама в сражении. Однако, сомнение вызывает то обстоятельство, что король христиан был ранен негром. Возможно, Ибн Халликан объединил два несвязанных между собой факта – наличие черной гвардии у эмира и ранение Альфонсо в ногу. С другой стороны, его известие о верблюдах Йусуфа не выдерживает критики – андалуссцы издавна были знакомы с этими животными.


Йусуф б. Ташфин, завершив все приготовления, предпринял переправу своих войск. Когда цари ал-Андалуса увидели сходивших на берег людей Магриба, они призвали к священной войне, после чего пообещали свою поддержку в этом. Они помогли (Альморавидам) исполнить их вылазку. Как только Альфонсо установил совпадение условий для сражения, он счел, что не может более уклоняться от него. Он созвал на борьбу франков; они оставили (свою страну) в количестве, которое один лишь Аллах мог счесть.

Тогда не переставали выполняться и устраиваться перестроения, так что полуостров был наводнен конями, людьми обоих сторон. Каждый собирался вокруг своего господина.

Когда войско Йусуфа б. Ташфина переправилось полностью, до последнего человека, он велел перевозить верблюдов. Их было столь много, что они затопили полуостров. Их рев достиг небесного свода. Жители ал-Андалуса никогда не видели подобного животного. Их лошади, не привыкшие к их странному виду, не слышавшие их криков, беспокоились и пугались. Йусуф б. Ташфин велел их доставить сюда с определенной целью – окружить ими свое войско, и чтобы они участвовали в бою, дабы вызывать страх у конницы франков.

Когда все войска собрались на полуострове, они направились к Альфонсо, который установил свой лагерь на обширном пространстве земли, именуемом Заллака, близ Бадахоса.

Ал-Байаси указывает, что между двумя пунктами лежало расстояние в четыре фарсаха.

Он также добавляет: “Йусуф б. Ташфин, перед тем, как предпринять этот поход и в согласии с сунной, направил Альфонсо послание. В нем он предлагал ему обратиться в ислам, или вести войну, или (платить) джизью. Вот некоторые строки из этого письма: “Мы узнали, о Альфонсо, что ты стремишься к встрече с нами, и что ты желаешь располагать кораблями, дабы суметь явиться к нам. Но мы уже перешли на твой берег, и аллах собрал в этом месте, вас и нас. Тогда ты увидишь твои желания исполненными, ибо извинений от неправедных будет недостаточно. Они будут прокляты””.

Когда Альфонсо узнал, о чем ему написал эмир, море его негодования возмутилось, его тирания усилилась, он поклялся не покидать это место, не дав сражение. [211]

Затем Ибн Ташфин и сопровождавшие его направились к Заллаке. По прибытии, мусульмане установили лагерь лицом к франкам.

Ал-Мутамид б. Аббад решил первым вести бой, и чтобы Йусуф б. Ташфин, на случай, если он сам будет разбит со своим войском, оставался поблизости. Они последовали за ним, и он направился к ним со своими воинами. Андалусские армии присоединились к нему. Условившись на том, последовали данной стратегии.

Франки оставили свой лагерь, атаковали войска мусульман. Бой был ожесточенным и только Альфонсо спасся, всего с 30 соратниками. Он вернулся в свою страну в плачевном виде. Мусульмане собрали, в числе добычи, его оружие, коней, мебель, как и вещи, которые вышли из его рук.

По моему мнению, битва имела место в пятницу 15 Раджаба 479 года [26 октября 1086 года]. Другие говорят, что она случилась в месяце Рамадане, в течение десяти последних дней года. Аллаху лучше известно.

Ал-Байаси подтверждает: вступление армий ислама в Альхесирас произошло в Мухарраме 479 года. Рассказывают, что, невзирая на протяженность поля боя, не было и пяди земли, не покрытой телами или кровью. Войска оставались четыре дня на том месте, чтобы собрать добычу. Йусуф б. Ташфин воздержался от подобного. Только цари ал-Андалуса взяли ее. Он сообщил им, что его цель – лишь бой, а не грабеж. Когда цари ал-Андалуса узнали о добровольном выборе Йусуфа б. Ташфина, они оценили его щедрость, полюбили и отблагодарили его.

Затем Йусуф б. Ташфин решил вернуться в свою страну. Его целью было встретиться с Альфонсо; поэтому он выбрал путь по пустынным областям, а не сквозь города и деревни, пока не разбил свой лагерь в Заллаке, перед лицом Альфонсо, и не сосредоточил в этом месте андалусские войска.

Абу-л-Хаджжадж Йусуф б. Мухаммад ал-Байаси упоминает в своей книге Тазкир ал-акил ва танбих ал-гафил, что Ибн Ташфин разбил свой лагерь менее чем в фарсахе от вражеской армии, в среду. Сбор для боя был назначен на субботу. Но Альфонсо прибегнул к коварству и хитрости. С рассветом пятницы середины месяца Раджаба этого года появились разведчики Ибн Аббада, христиане шли за ними по пятам, тогда как люди пребывали в полном спокойствии. Ибн Аббад поспешил сесть на коня. Новость побежала по отрядам, воины которых засуетились. Лагерь был предан разорению, земля затряслась, люди торопились без приказа, ни боевого порядка, ни приготовлений. Вражеская конница застала их врасплох; она затопила Ибн Аббада, сокрушая все на своем пути и оставляя после себя ровную землю. Ибн Аббад сражался ожесточенно. Он был ранен в голову. Андалусские вожди бежали, бросив свои лагеря. Они думали, что оказались перед непреодолимым бедствием. Альфонсо счел, что эмир мусульман находится среди беглецов, ибо не ведал он, что исход (сражения) принадлежит богобоязненным. [212]

Эмир мусульман сел на лошадь, окруженный отрядами его конницы, своими санхаджа и вождями племен. Они направились к лагерю Альфонсо, на который обрушились, проникли туда, перебив его защитников. Барабаны зазвучали. Земля задрожала, эхо докатилось до горизонта. Христиане вернулись к своему лагерю, как только узнали, что там находится эмир мусульман. Йусуф б. Ташфин направился к ним, чтобы задержать их. Затем он возобновил атаку и вынудил их выйти. Они преследовали его, но он ускользнул от них. Непрерывно следовали атака за атакой между ними [Альфонсо и Йусуфом], пока эмир мусульман не велел своему суданскому хашаму вмешаться. Четыре тысячи их, спешившись, вступили в бой, вооруженные большими щитами из кожи (ламт), индийскими мечами и дротиками. Они поражали вражескую конницу своими копьями, пронзали их всадников, которые пятились под ливнем их ужасных стрел. На Альфонсо напал негр, который израсходовал свои дротики для метания. Он наклонился, чтобы ударить его своим мечом; но негр опередил его, схватив поводья его коня и выхватив заткнутый за пояс кинжал. Им он ударил Альфонсо в бедро, прорвав кольца его кольчуги и пронзив бедро вместе с частью его седла.

День клонился к закату, начал веять ветер победы. Аллах возвратил уверенность мусульманам и привел к торжеству свою веру; они приложили все усилия против Альфонсо и его соратников. Они изгнали их из собственного лагеря, преследовали и поражали их в затылки. Их мечи не переставали разить, пока они не достигли холма, где укрылись и укрепились. Конница Альморавидов окружила их. Воспользовавшись мраком ночи, Альфонсо и его соратники скрылись с этой высоты и бежали прочь, не останавливаясь, под пятой судьбы. Мусульмане захватили мебель, посуду, палатки и оружие, которые нашли в лагере. Ибн Аббад велел собрать головы убитых христиан, которые снесли перед ним во внушительную кучу. Затем с голубем он послал послание своему сыну ал-Рашиду, в субботу 16 Мухаррама [3 мая 1086 года], чтобы сообщить ему о победе.

Текст переведен по изданию: Lagardere V. Le Vendredi de Zallaqa. 23 octobre 1086. Paris, 1989

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.