|
ИБН АЛ-АСИРПОЛНЫЙ СВОД ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ (ОТРЫВКИ) 326-й год. В этом году пришло письмо от царя греков к ар-Ради в мес. Рамадане (2—31 июля 938 г.). И письмо было написано по-гречески золотом, а арабский перевод серебром. Адрес его (был таков): от Романа, Константина и Стефана, великих царей греков, к славному, блестящему, предержащему власть над мусульманами. (Затем письмо начиналось так:) «Во имя Отца н Сына и Святаго Духа, единаго Бога. Слава Богу, Всесовершеиному, Великому, Милосердному к своим рабам, собирающему разъединившихся и примиряющему народы, спорящие во вражде, до теx пор, пока они не соединятся воедино. Хвала Богу, который сделал мир лучшим из всех благ, так как он восхваляется на небе и на земле. Когда дошло до нас, о благородный и славный брат, то обилие ума, то совершенство воспитания, то соединение пpeимyщecтв, которыми ты наделен в большей степени, чем предшествующие тебе халифы, тогда мы восхвалили Бога, который помещает среди каждаго народа человека, склоннаго повиноваться Ему и исполнять. Его повеления». Далее следовало длинное разсуждение, главное содержание котораго было в том. что они (греки) желают перемирия и обмена пленных, находящихся в руках мусульман в в их руках, и что онн подносят ap-Рaди богатые, великолепные подарки, которые и перечисляются в письме таким образом: "мы отправили к твоему благородству некоторыя изящныя вещи, как-то: золотые стаканы, осыпанные драгоценными камнями, и на каждом стакане хрустальный лев, (также) осыпанный (драгоценными камнями); кружки, поднос для кушаньев из золота; все это осыпано (драгоценными камнями); сосуды из золота, осыпанные камнями; многочисленный одежды, мускус, амбра, многочисленные духи и разнаго рода изящныя вещи, подобных которым не было в хранилищах халифов:. И написал им ар-Ради письмо, которое сочинено было Абу-Аллах-Мухаммед-ибн-Т.вахой. Вот его содержание: Во имя Бога Всемилостиваго, Всемилосерднаго. От раба Божия Абу-л-Аббаса, имама ар-Ради-Биллахи, эмира правоверных, к Роману, Константину и Стефану, правителям греков. Спасение тому, кто следует но истинному пути. придерживается самой надежной опоры и идет по пути спасения и приближения к Бory. Эмир правоверных хвалить единаго Бога, единаго, вечнаго, у котораго нет жены, нет детей, нет товарища, нет помощника. Он далек от всякаго сходства по величию Своему, слишком свят для подражания благодаря мудрости Своей, слишком велик благодаря Своей божественности, чтобы, походить на рабов Своиx, и свободен от всяких потребностей благодаря власти Своей и могуществу Своему. И Он такой, как Сам изобразит.: нет Божествa. кроме Его, вечноживого. самосущаго. Ему принадлежит то, что находится на небесах и на земле. Дальше приводятся стихи корана о единстве и священной войне. "И да будст благословение Божие над пророком Мухаммедом ! Да будет благословение и спасение над ним!" Затем (халиф) извещает греков. что он принимает перемиpиe и обмен и соглашается на то, о чем они его просили. Это письмо полностью приводить Сабит-ибн-Синан .
(пер. А. А. Васильева)
Текст воспроизведен по изданию: А.А. Васильев. Византия и арабы. Том 2. Политические отношения Византии и арабов за время македонской династии. СПб. 1902 (приложения стр. 129-130) 328-й год. В этот день (т-e. в ночь на четверг перваго числа мес. Мухаррема == 18 окт. 939 г.) пришло в Багдад известие о том, что Али-ибн-Абдаллах-ибн-Хамдан. встретился с доместиком и обратил его в бегство. (Источник Сабит-ибн-Синан).
(пер. А. А. Васильева)
Текст воспроизведен по изданию: А.А. Васильев. Византия и арабы. Том 2. Политические отношения Византии и арабов за время македонской династии. СПб. 1902 (приложения стр. 130) 330-й год. В меc. Раби II (24 дек. 941—21 янв. 942 г.) пришли греки к Халебу, в место, называемое Хамус: а оно лежит в шести фарсангах от Халеба. И разоряли они, сожигали, убивали и забирали пленных. И достигло число пленных (женщин и детей) до 10.000 человек.
(пер. А. А. Васильева)
Текст воспроизведен по изданию: А.А. Васильев. Византия и арабы. Том 2. Политические отношения Византии и арабов за время македонской династии. СПб. 1902 (приложения стр. 130) 331-й год. .В меc. Сaфapе (15 окт.—12 ноября 942 г.) пришли греки к Арзену. Майяфарикину и Нисибину и опустошили Месопотамию (ал-Джезиру). И убивали они, забирали пленных и требовали мандилия из церкви в Эдессе, о котором, христиане ошибочно говорили, что Мессия утер им Свое лицо, и что изображение Его осталось на нем. Греки заявили, что отпустят находившихся у них мусульманских пленных, хотя бы их и было много тысяч. И собрал ал-Муттаки законоведов, и они разсуждали об этом. И сказал один из них: в этом заключается yнижeние для ислама: если правда то, что лицо Ииcyca запечатлелось на нем, то мусульмане имеют больше прав на него. И сказал Али-ибн-Иса: освобождение одного мусульманина Богу-приятнее, чем всякое другое дело, особенно если еще имеет в виду ту нужду и то бедствие. которое вы пpетерпеваете (теперь). И все; согласились с ним. И они отправили его (мандилий): и (греки) отпустили всех пленных.
(пер. А. А. Васильева)
Текст воспроизведен по изданию: А.А. Васильев. Византия и арабы. Том 2. Политические отношения Византии и арабов за время македонской династии. СПб. 1902 (приложения стр. 130) 340-й год. В этом году собрал Сейф-ад-Даула войска из Месопотамии (ал-Джезиры), Мосула, Cирии, Мудара и от некоторых племен, и вступил в зeмлю греков. И проник он далеко в глубь ея и у каждой теснины поставил по отряду. И убил он и захватил многих в плен и удалился в Халеб невредимым.
(пер. А. А. Васильева)
Текст воспроизведен по изданию: А.А. Васильев. Византия и арабы. Том 2. Политические отношения Византии и арабов за время македонской династии. СПб. 1902 (приложения стр. 131) 341-й год. В этом году вступили греки в город Серудж в Дияр-Paбии, убивали и забирали пленных; сожигали мечети и разорили город.
(пер. А. А. Васильева)
Текст воспроизведен по изданию: А.А. Васильев. Византия и арабы. Том 2. Политические отношения Византии и арабов за время македонской династии. СПб. 1902 (приложения стр. 131) 342-й год. В этом году возвратился невредимым Сейф-ад-Даула из страны греков с добычей; и он взял в плен Константина, сынa доместика, и убил много народу и захватил в плен и возвратился в Халеб.
(пер. А. А. Васильева)
Текст воспроизведен по изданию: А.А. Васильев. Византия и арабы. Том 2. Политические отношения Византии и арабов за время македонской династии. СПб. 1902 (приложения стр. 131-132) 347-й год. В мес. Раби I (23 мая — 21 июня 958 г.) выступили греки к Амиде, Арзену. Mайapфарикинy и Дияр-Рабии и завоевали много кpепocтей и убили много народу: и, наконец, взяли они Самосату, разрушили ее и убили тех, кто был там.
(пер. А. А. Васильева)
Текст воспроизведен по изданию: А.А. Васильев. Византия и арабы. Том 2. Политические отношения Византии и арабов за время македонской династии. СПб. 1902 (приложения стр. 132) 348-й год. В этом году прибыли греки к Эдессе и Харрану и взяли в плен Абу-л-Хейсам-ибн-ал-Кади-ибн-Хафса из города Бахрана: oни забирали пленных, убивали и возвратились в свою страну. В этом году умер царь греков в Константинополе; и посадили они (на престол) вместо него его сына. Потом cын его был убить и вместо негo был поставлен другой. И пришли греки к Тарсу и убили большое количество его жителей; и взяли они (потом) крепость, ал-Харунию и убили тех, кто был там, и разрушили ее В этом году пришли греки вторично к Диярбекру и дошли до Майяфарикина.
(пер. А. А. Васильева)
Текст воспроизведен по изданию: А.А. Васильев. Византия и арабы. Том 2. Политические отношения Византии и арабов за время македонской династии. СПб. 1902 (приложения стр. 132) (VIII, 407): «В этом же году (352) в месяц Шабан (25 Авг.— 22 Сент. 968) греки напали на своего царя и убили его и воцарили другаго. И стал (тогда) Ибн-Ш-м-ш-кик доместиком. Это — тот самый, котораго народ называет ал-Ш-м-шки»
(пер. В. Р. Розена)
Текст воспроизведен по изданию: Розен. В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб.1883 (прим. 2; стр. 75) (VIII, 447): «В это году был. убит Никифор, царь греков. И не был он из царскaгo рода, а был лишь доместиком. Доместик-же у них тот, кто управляет греческими землями на восток от константинопольскаго залива — большая часть их теперь в руках потомков Кылыдж-арслана. Всякий кто ими управлял, получал титул доместика. И был Никифор этот весьмa грозен для мусульман. Это тот самый, который взял Халеб во время Сейф-ал-Даулы. И выросло его значение в глазах греков.. И это также тот самый, который взял Тарсус и Массису и Адану и Аназарбу и другие города. И не был он христианскаго происхождения, а был из детей одного мycyльманина из, жителей Тарсуса, Ибн-ал-ф-каса по имени, который принял христианство. И был этот его сын энергичен, храбр и прекрасно справлялся со всем, что начинал. И когда его дело стало великим и его значение высоким, то он убил царя, который царствовал до него и стал, царем греков после него. И все это мы уже рассказали. И когда он воцарился, то женился на жене yбитаго царя против ея воли. И было у нее от убитаго царя двое сыновей. И направил Никифор свои усилия на воевание стран ислама и завладениe ими и удалось, ему то, чего он желал, благодаря тому, что цари ислама были заняты войной друг с другом. И покорил он те страны. И придерживался он такого oбрaзa действия, что нападал на подгородныя поля и грабил их и oпустошал, вследствие чего города ослабевали и он ими овладевал. И овладел он ал-Сугуром, месопотамским и сирийским, и взял в плен бесчисленное множество. И боялись его мусульмане боязнию великою, и не сомневались, что овладеет он всей сирией и (Диар-) Мударом и Диар-бекром и ал-Джазирой, потому что все (эти страны) были без защитника. И когда его положение стало очень могущественным, то его настигло предопределение Божье оттуда, откуда он не ожидал. Дело в том, что он вознамерился оскопить сыновей убитаго царя, чтобы их род пресекся и никто не мешал бы егo детям царствовать. И когда их мать это узнала, она опечалилась этим и позаботилась. об. убиении его. И послалa oна к Ибн-ал-Ш-м-ш-кику — а был он тогда доместиком и условилась с ним, что он придет к ней в одежде женской и с ним еще несколько человек, а она скажет своему мужу, что к ней пришли в гости несколько ея родственниц. И когда он пришел к ней с теми, которых он с собой взял, то она поместила их в одну церковь, рядом с дворцом царя. И боялся его (царя) очень сильно Ибн-ал-Ш-м-ш-кик по причине великаго уважения (которое он внушал). Но согласился он на то, к чему его приглашала эта женщина. И когда наступила ночь рождества этого года, Никифор лег и заснул очень крепко. И отворила его жена двери и пошли они к нему и убили его и напали на них многие из его родных и приближенных и было их. убито слишком 70 человек И воцapилcя старший сын убитаго царя и стал за него управлять Ибн-ал-Ш-м-ш-кик. И рассказывается, что Никифор никогда не спал без оружия кроме, этой ночи. И это от того, что Бог всевышний решил yбиениe его и гибель его жизни».
(пер. В. Р. Розена)
Текст воспроизведен по изданию: Розен. В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб.1883 (прим. 83; стр. 140-141) (VIII, 491): «В этом году Василий, сын Армануса, царь греков, поставил Варда, по прозвищу С-к-ларуса, доместиком. И когда он утвердился в наместничестве, то стал чуждаться царя и искал помощи у Абу-Таглиб-ибн Хамдана и породнился с ним и надел корону и стремился сделаться царем»
(пер. В. Р. Розена)
Текст воспроизведен по изданию: Розен. В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб.1883 (прим. 83; стр. 144-145) (VIII, 508-510): «Когда Абу Таглиб и Бахтиар были разбиты, Адуд-ал-Даула пошел на Мосул и овладел им, и окрестностями его 12-го Зу-л-Ка'ды а). И полагал Абу Таглиб, что он сделает так, как делали другие, (т. е.) останется короткое время, а затем будет принужден заключить мир и уйдет назад. Но Адуд-ал-даула был слишком энергичен, чтоб поступить так; ибо когда пошел на Мосул, он взял с собой провизию и фураж и лиц знакомых с управлением Мосула и его округов и остался спокойно в Мосуле и отправил отряды в погоню за Абу Таглибом. И послал Абу Таглиб (к нему), требуя сдачи этих стран ему под известной гарантией. Но Адуд-ал-даула отказал ему в этом, сказав: эти страны мне нравятся больше Ирака. И были у Абу Таглиба ал-Мерзебан-ибн-Бахтиар, Абу Исхак и Абу Тахир, сыновья Муизз-ал-даулы, и их мать, — oна-же мать Бахтиара — и их свита. И пошел Абу Таглиб в Нисибин. И отправил Адуд-ал-даула отряд под начальством своего хаджиба б), Абу-Харб-Тугана, в Джазират-ибн-Омар с) и отправил в погоню за Абу Таглибом (другой) отряд, под начальством Абу-л-Вафа Тахир-ибн-Мухаммеда по дороге на Синджар. И пошел Абу Таглиб поспешно и дошел до Мейафарикина и остался там со своими. И когда он узнал о том, что Абу-л-Вафа выступил против него, то он пошел в Бидлис с женами своими и другими своими родственниками, И дошел Абу-л-Вафа до Мейафарикина, но его не впустили в него. А это — сильная крепость из древних греческих крепостей. И оставил он ее и пошел преследовать Абу Таглиба. Абу Таглиб между тем из Эрзен-ал Рума свернул в ал-Хасанию д), что в ал-Джазире, и пошел в крепость Каваши е) и другия свои крепости и взял находившиеся в них свои богатства. И вернулся Абу-л-Вафа в Мейафарикин и осадил его. И когда узнал Адуд-ал-даула о том, что Абу Таглиб приходил в свои крепости, то сам пошел на него, но не догнал его. Большая-же часть его (Абу Таглиба) людей сдалась ему. И вернулся он в Мосул и отправил в погоню за Абу Таглибом войско под начальством одного из своих людей, Тугана по имени ж). И уклонился Абу Таглиб в Бидлис и подумал, что за ним никто не последует. И последоавал за ним Туган. Тогда он ушел из Бидлиса и пошел в страны греков, чтобы соединиться с царем их, именуемым Вард-ал-Руми. И не был (последний) из царскаго дома, а захватил власть над ними силою. И стали против него греки и поставили другаго, из сыновей их царей, и продолжалась война между ними долго. И вступил Вард этот в свойство с Абу Таглибом, чтобы при его помощи усилиться. И было предопределено так, что Абу Таглиб стал нуждаться в его помощи. И когда Абу Таглиб вышел из Бидлиса, то его настигли войска Адуд-ал-даулы. И жаждали они захватить бывшия с ним его богатства, ибо слышали, что их много. И когда они напали на него, то их эмир крикнул: оставьте не тронутым это имущество, ибо оно принадлежит Адуд-ал-дауле. Тогда они стали сражаться вяло. И когда Абу Таглиб заметил, что они сражаются вяло, то он сделал атаку и они обратились в бегство, а он убил их великое множество и (таким образом) спасся от них. И остановился он в Хисн-Зиаде—ныне называется Хартабертом — и вступил з) в сношения с упомянутым уже Вардом. И сообщил ему тот в каком он находится положении вследствиe того, что греки собрались против него, и просил у него подкреплений и сказал: когда я покончу (со своими врагами), то вернусь к тебе. И отправил тогда Абу Таглиб к нему часть своего войска. И случилось, что Вард (между тем) был разбит. И когда узнал об этом Абу Таглиб, то отчаялся получить от него помощь и вернулся в страны ислама и остановился в Амиде и остался там два месяца, пока не был взять Мейафарикин» и). а) 367, т. е. 21 Июня 978. б) Привратник, камергер. с) Нa Тигре, много севернее Мосула; город еще ныне известен под тем-же именем и есть. главный город турецкаго Курдистана. См. Путевой журнал Е. И. Чирикова и пр.. изд. под. редакциею М. А. Гамазова, СПб. 1875, стр. XLVIII (Зап. Кавк. отд. И. Р. Геогр. Общ. кн. IX) и Описание путешествия по турецк.-перс. границе Хуршида Эфенди, перев. М. Л. Гамазова, СПб. 1877, стр. 860. д) "Город, на востоке от Мосула, в двух днях пути от. Джазират-ибн-Омара". Якут II, 270. Весьма невероятно, чтобы Абу Таглиб совершал такия странныя путешествия. Эрзен-ал-Рум. (Эрзерум) здесь явная описка вместо :Эрзен, или Арзен, города в Arzancne пизанпйцев (Saint-Martin, Memoires sur 1'Armenie I, 156 sqq.). е) Прежде Ардумушт. ****. «весьма сильная крепость около Джазират-иби-Омара». Jakut I, 199 и IV, 315; Freytag, 1. с. X, 483, anm. 4. ж) Это конечно тот, самый Туган, о котором. речь была уже выше. з) Я читаю с большинством рукописей **** вм. принятаго издателем чтения упсальской рук. ****. и) Его взял Абу-л-Вафа в cледyющeм (368) году, что у Ибн-ал-Атира разсказывается подробно на стр. 511, под названным годом.
(пер. В. Р. Розена)
Текст воспроизведен по изданию: Розен. В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб.1883 (прим. 72; стр. 128-131) (VIII, 516-518): «В этом году прибыл Вард, грек, в Диар-Бекр, ища покровительства Адуд-ал-даулы, и послал к нему просить его помощи против царей греков и обещал ему повиновение и уплату дани, если воцарится. И была причина его прибьгтия следующая: Арманус, царь греков, оставил, иогда умер, двух маленьких сыновей, которые и воцарились после него. Никифор — он тогда был доместиком — выступил (еще paнеe этого) в страны ислама и производил набеги на них и вернулся. И когда он приближался к Константинополю, то до него дошла весть о смерти Армануса. И собрались к нему войска и сказали ему: никто кроме тебя не годится для управления вместo царей, ибо они оба маленькие. И отказывался он, но они настаивали, пока он не согласился. И объявил он себя слугой обоих царей и женился на матери их и надел корону. Потом он стал грубо обращаться с их матерью. И вступила она в переговоры с Ибн-ал-Ш-м-ш-киком об yбиении Никифора и замене его им. И согласился он с ней на это и пошел к ней тайком, он и еще 10 человек, и напали на доместика врасплох и убили его. И захватил Ибн-ал-Ш-м-ш-кик власть и схватил Льва, брата доместика, и Вардиса, сына Льва, и зaпеp его в одной из крепостей и пошел в области сирийския и проник далеко в них и нанес мусульманам, вред, сколько он желал, и дошел до Триполиса. И защищались жители от него и он осадил их. И был у матери двух царей брат, евнух,—он-же был тогда везирем — и подослал (этот брат) к Ибн-ал-Ш-м-ш-кику человека, который должен был дать ему яда. И когда он почувсгвовал (действие яда), то поспешил вернуться в Константинополь, но умер на пути. И был Вард, сын Мунира, из важнейших военачальников и знатнейших патрициев и стал мечтать о власти. И вступил в переписку с Абу Таглиб-ибн-Хамданом и породнился с ним и начал вербовать себе, войско из мусульман в ал-Cyгypе. И собрались они к нему и пошел он на греков. И высылали цари против него одно войско за другим, но он их разбивал. И возгордилось его сердце и усилилось его положение и пошел он на Константинополь. И стали его бояться цари и освободили Вардиса, сына Льва, и назначили его начальником над войсками и отправили его на войну с Вардом. И сражались они упорно и тянулась долго борьба между ними. Потом Вард бежал в страны ислама и пошел в Диар-Бекр и остановился в окрсстностях Мейафраикина и вступил в переговоры с Адуд-ал-даулой и отправил к нему своего брата, обещая повиновение и прося помощи. И внял тот его просьбв и обещал помощь. Потом цари греков послали послов к Адуд-ал-дауле и склоняли его на свою сторону. И получила в его душе перевес сторона двух царей и уклонился он от поддерживания Варда и написал Абу Али, темимийцу —это был тогда его наместник в Диарбекре — чтобы он схватил Варда и его людей. И стал поэтому Абу Али действовать против него. И собрались к Варду его люди и сказали ему: цари греков вступили в переписку с Адуд-ал-даулой и послали к нему послов по нашему делу. И нет сомнения, что они деньгами и другими (обещаниями) соблазнят его, так что он нас выдаст им. Лучше всего поэтому нам вернуться в страны греков, по мирному соглашению, если возможно, или же для войны на жизнь и смерть. Тогда мы или победим или умрем с честью. Тогда он сказал: это не правильно. Мы не видели от Адуд-ал-даулы ничего кроме хорошаго и мы не можем оставить его, не узнавши предварительно, что он затевает. Тогда многие из его людей отделились от него. И понадеялся тогда Абу Али темимиец справиться с ним и послал к нему, чтобы условиться о свидании. И согласился он на это. И когда они сошлись, Абу Али схватил его, его сына и его брата и множество его людей и заключил их в Мейафарикине. Потом он их отправил в Багдад. И оставались они в заключении до тех пор, пока Бог не освободил их, как мы изложим. И был он схвачен в 370 году (17 Июля 980 — 6 Июля 981)».
(пер. В. Р. Розена)
Текст воспроизведен по изданию: Розен. В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб.1883 (прим. 83; стр. 144-145) (IX, 11-12): «И в этом году а) Адуд-ал-даула послал кади (судью) Абу Бекр-Мухаммед-ибн-ал-Тайиб-ал-Ашари, известнаго под именем Ибн-ал-Бакиллани к царю греков с ответом на письмо, которое от царя было получено. И когда он прибыл к царю, то ему было приказано, чтобы он поцеловал землю пред ним, но он этого не сделал. Тогда сказали ему: нет возможности входить без целования земли. Но он упорствовал в отказе. Тогда царь велел сделать маленькия двери, в которыя кади должен был входить согнувшись, чтобы таким образом убедить присутствующих, что он поцеловал землю. И когда кади увидел эти двери, то он понял (в чем дело) и вошел в них эадом и когда прошел, то обернулся лицом к царю уже стоя. И увеличилось у них вследствие этого уважение к нему». а) 371 (7 Июля 981 — 25 Июня 982).
(пер. В. Р. Розена)
Текст воспроизведен по изданию: Розен. В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб.1883 (прим. 80; стр. 136-137) (IX, 340-341): «Мы здесь упомянем о греческих делах со времени Василия по это время (т.е. 433 == 1040—41 г.) и скажем: к обычаям цapeй греков принадлежит то, что они в дни праздников верхом отправляются в церковь, предназначенную дли даннаго праздника. И когда царь проезжает по площадям, то на него собираются смотреть люди, а у них в pyкax кадила, которыми они кадят. И поехал oтец Василия и Константина в один. из праздников. И была у одного из греческих вельмож красивая дочь. И вышла она смотреть на царя. И когда он проезжал мимо ея, она ему понравилась. И приказал он узнать, ктo она, и когда узнал, то посватался и женился на ней и любил ее. И родила она от него Василия и Константина и умер он, когда они оба были еще маленькие. И вышла она спустя долгое время после его (смерти) за Никифора. И возненавидели они друг друга и она стала заботиться об y6иении его и послала для этой цели к ал-Ш-м-ш-кику. И пошел он тайком в Константинополь. И впустила она его во дворец царский и они условились и убили его ночью. И призывала она патрициев по одиночке и давала им деньги и приглашала их признать царем Никифора (читай: ал-Ш-м-ш-кика). И они сделали это и не успело наступить утро, как она уже достигла всего, чего желала; и не было никакого спора. И вышла она за ал-Ш-м-ш-кика и жила с ним год. И стал он бояться ея и принимать меры против нея и сослал ее в отдаленный монастырь и отправил с ней ея сыновей. И жила она там год. Потом она пригласила к cебе одного монаха и дала ему деньги и приказала ему итти в Констатинополь н пребывать в церкви цapя и по возможности воздерживаться от пищи. И когда царь получит к нему доверие и пожелает в ночь праздника принять причастие из его рук, то он должен. был дать ему яда. И сделал монах это. И когда наступила ночь праздника, то она отправилась со своими сыновьями и прибыла в Константинополь в тот день, в который умер ал-Ш-м-ш-кик. И воцарился cын ея Василий, а она управляла делами за егo малолетством. И когда вырос Василий, он пошел на земли болгар. И умерла она когда он там находился. И дошла до него весть и ея смeрти и он приказал, одному своему слуге управлять делами в его отсутствие. И продолжалась война его с болгарами 40 лет. И победили они его и он вернулся разбитым. И остался в Константинополе (некоторое время), готовясь вернуться к ним и вернулся и paзбил их и убил их царя и взял в плен его семью и детей и овладел его землями, и переселил жителей их в (земли) греков и поселил в тех странах множество греков. И эти болгаре не тот (малоизвестный) мусульманский народ, ибо эти ближе к стране греков почти на два месяца пути, но и те и другие называются болгарами. И был Bacилий справедлив, прекраснаго образа жизни, и продолжалось царствование его более 70 лет, и умер он, не оставив детей. И воцарился брат его Константин и царствовал, пока не умер». (Текст воспроизведен по изданию: Розен. В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. СПб.1883 (прим. 83; стр. 141-142) |
|