МУХАММАД ИБН ХАРИС АЛ-ХУШАНИ
КНИГА О СУДЬЯХ
КИТАБ АЛ-КУДАТ
[№ 40] Рассказ о судье Ахмаде б. Баки
б. Махладе б. Йазиде 1
Говорит Мухаммад: когда эмир верующих — да
возвеличит его Аллах! — отстранил Аслама б.
'Абд ал-'Азиза от судейства, он назначил Ахмада б.
Баки /с. 192/ б. Махлада главным
судьей и утвердил его для руководства молитвой,
которой юн и раньше руководил. Это было в 314 году.
Действия его были похвальны, образ жизни —
хорошим, вера — прекрасной. Ему были присущи
скромность и смирение, которыми он возвысился
над людьми своего времени и превзошел людей
своей эпохи.
Говорит Мухаммад: я одно время общался с
Ахмадом б. Баки и нашел, что он умен, здраво судит,
проницателен, учтив. Он обладал благородным
нравом и был тонкого воспитания. В своих
устремлениях он прекрасно проявлял себя и в
слове, и в деле. Был искусен в своих словах, толков
в своей речи, красноречив в своей проповеди,
пространен изложением в своих записях. Проявлял
дружелюбие в общении, знал множество историй.
Говорит Мухаммад: я слышал, как восприемник
власти над мусульманами *1 —
да продлит Аллах его жизнь! — упоминал [147] про Ахмада б. Баки и
описывал его правдивость и скромность. И сказал
он в связи с тем, что упомянул: хаджиб Муса б.
Мухаммад Ибн Худайр сказал мне: я спросил Ахмада
б. Бак» о его родословной и под чьим
покровительством они находятся, и он ответил: «Мы
находимся под покровительством одной женщины из
жителей Джаййана».
Говорит Мухаммад: затем наследник по договору
— да продлит Аллах его жизнь! — стал
восхищаться его правдивостью и
беспристрастностью, говоря: «Если бы он захотел,
то мог бьг притязать на самую знатную
родословную и не нашел бы никого, кто счел бы это
ложным».
Говорит Мухаммад: а вот что передают люди о том,
что сказал хаджиб Муса б. Мухаммад: «Аллах
избавил нас от Ахмада б. /с. 193/ Баки.
Ведь он имел склонность к будущей жизни и шел по
пути к ней. А если бы он имел склонность к земной
жизни, то мы действительно вынуждены были бы
заботиться о самих себе».
Говорит Мухаммад: с юного возраста Ахмад б. Баки
непрестанно пользовался уважением, отличался
добродетелью, слыл достойным, выделялся своими
познаниями. Когда ему было двадцать пять лет,
эмир 'Абдаллах б. Мухаммад спрашивал, у него
совета.
Говорит Мухаммад: я слышал, как один ученый
рассказывал: эмир послал визирей за Абу Марваном
Убайдаллахом б. Йахйей б. Йахйей и за Абу
'Абдаллахом Ахмадом б. Баки б. Махладом и
посоветовался с ними по одному делу. Затем они
удалились. Когда они вышли, ан-Надр б. Салама стал
беседовать со своими собратьями и удивлять их
изменчивостью» обстоятельств и переменой дел. Он
сказал им: «Пришел ко мне 'Убайдаллах б. Йахйа
—а я был судьей при жизни Баки б. Махлада — и
заявил: “Клянусь Аллахом, я не доволен, что ты
просишь совета у меня и у Баки б. Махлада в одном
собрании и тем самым уподобляешь меня ему. Если
же у тебя появилась какая-либо потребность в
этом, то посылай за ним в одно время, а за мной
посылай в другое время, но не собирай нас вместе».
Рассказчик продолжал: и не успел Баки б. Махлад
умереть, как эмир послал за его сыном и за
'Убайдаллахом и посоветовался с ними в одном
собрании.
Говорит Мухаммад: Ахмад б. Баки обладал нравом
своего отца Баки б. Махлада в умении быть
обходительным, проявлять снисхождение, хорошо
принимать своего врага, великодушно» прощать /с.
194/ того, кто поступал с ним несправедливо.
'Абд ар-Рахман б. Ахмад б. Баки 2 рассказал мне: я
присутствовал у моего отца, когда кто-то пришел и
сообщил, что один человек подал на него жалобу в
письме к эмиру верующих — да возвеличит его
Аллах! И стал он просить у Всевышнего прощения [148] для того жалобщика и
помолился о милосердии к нему за прегрешение.
Говорит Халид б. Са'д: я пришел к Ахмаду б. Баки в
день похорон сына ал-Хабиба Ибн Зийада, и он
спросил меня: «Намерен ли ты идти в дом умершего?»
Я ответил: «Да» — и пошел, сопровождая его. И
отправился он, идя пешком из мечети к дому
умершего. Когда мы шли по какой-то улице, он
сказал: «Этот умерший доставлял мне
неприятности, но я терпел от него, пока он был жив,
и не воздал ему по заслугам. А сегодня ему нужнее
всего, чтобы я его терпел *2.
Клянусь тебе, что ему прощается все, что он мне
причинил».
Говорит Мухаммад: Ахмад б. Баки был сердоболен,
мягок в наказании. О нем, особенно на эту тему,
существуют поразительные, восхитительные
рассказы, которые выделяются из всего того, что
известно о характерах людей и о самих людях.
Ахмад б. Мухаммад б. 'Умар б. Лубаба и Фарадж б.
Салама ал-Балави рассказали мне: мы
присутствовали у Ахмада б. Баки на его судебном
заседании, и пришла к нему женщина, чтобы
судиться со своим мужем. Долго она говорила ему
дерзости и оскорбляла своею заносчивостью. Судья
посмотрел на нее и сказал ей: «Короче! А не то я
тебя накажу». Женщина немного успокоилась, потом
снова принялась бахвалиться. И сказал ей судья:
«Короче! А не то я тебя накажу». Она чуть стихла,
потом снова принялась бахвалиться. Тогда
наклонился /с. 195/ к ней Ахмад б. Баки
и стал ей говорить: «Ты несправедлива, ты
несправедлива». И так три раза. Потом добавил ей:
«А разве я не устрашал тебя этим раньше?»
Рассказчик продолжал: вот таково и было
наказание женщине за ее заносчивость, что он
сказал ей трижды: «Ты несправедлива».
Фарадж б. Салама рассказал мне: я присутствовал
в суде у Аслама, когда пришла к нему женщина,
прося взыскать со своего мужа определенную долю.
Аслам сказал Абу 'Абдал-лаху Мухаммаду б. Касиму:
«Назначь ей». Тот назначил. Однако женщина
отказалась принять, сочтя долю ничтожной, и
сказала: «Нет здесь никого, кто бы проявил
бескорыстие ради любви к Аллаху». Услышав, как
она чванится, Аслам велел принести кнут и
приказал ее наказать. Женщину стали стегать
кнутом по голове, она же только прикрывала ее
рукавом одежды, пока ее не перестали бить. А когда
перестали, она сказала судье: «Ты поступил
прекрасно, о судья. Вот так и должны поступать
судьи. Клянусь Аллахом, кроме которого нет
божества! Я не приму эту долю, которую он мне
назначил». Фарадж б. Салама продолжал: когда я
увидел, как Ахмад б. [149] Баки
обошелся с той женщиной, я выразил ему
признательность за его мягкость и сострадание и
рассказал, что сделал Аслам б. 'Абд ал-'Азиз. Он
промолвил: «У Аллаха надо искать помощи, и я прошу
у Аллаха о содействии».
Я слышал, как люди высказывали общепринятое
мнение, что Ахмад б. Баки за все время своего
судейства не отхлестал кнутом никого, кроме
одного человека по имени Мунаххал. Он был злым
созданием, и судья побил его кнутом. И все
поголовно благодарили Ахмада б. Баки за то, как он
обошелся с ним.
/с. 196/ Асбаг б. 'Иса аш-Шаккак мне
рассказал: однажды я отправился в путь вместе с
судьей Ахмадом б. Баки, и встретился нам пьяный,
который шел перед нами. Ахмад б. Баки стал
придерживать аа уздечку свое верховое животное и
замедлять свой шаг, надеясь, что пьяный скроется
с его глаз или заметит его и быстро уйдет. Но
всякий раз, как судья замедлял движение, пьяный
останавливался, так что судья неизбежно должен
был к нему приблизиться и рассмотреть его. Асбаг
продолжал: а я знал о том, что судья не любил
ввязываться в подобные дела, и о том, что он
слишком мягкосердечен, чтобы отхлестать
кого-нибудь кнутом. И подумал я тогда: «О если б
знать, как ты поступишь в данном случае, Ибн
Баки!» Когда мы, наконец, приблизились к пьяному,
судья повернулся ко мне и сказал: «Бедный этот
прохожий! Я вижу, что он помешан». Продолжал
рассказчик: я поддержал его: «Какое великое
несчастье!» И стал он молить Аллаха простить его
и просить вознаградить повредившегося в уме *3.
Асбаг продолжает: однажды, когда я и его
секретарь Ибн Хисн находились у него, рыночный
надзиратель привел к нему человека, от которого,
по его утверждению, пахло вином. Судья обратился
к своему секретарю Ибм Хисну: «Понюхай его». Тот
понюхал его и сказал ему: «Да, от него пахнет
вином». Продолжал рассказчик: на лице судьи
появилась гримаса отвращения из-за этого, и он
сказал мне: «Понюхай его ты». Я повиновался и
заметил ему: «Я чувствую запах, но не знаю, запах
ли это хмельного или нет». Рассказчик продолжал:
он просиял и сказал: «Отпустить его». И не уличил
его ей в чем.
Говорит Мухаммад /с. 197/: в одном
разделе рассказа о судье Мухаммаде б. Зийаде я
уже приводил оправдание для судей, которые
закрывали глаза на наказание за пьянство, и этого
достаточно, чтобы в данном месте не повторяться.
Говорит Мухаммад: один из моих собратьев
сообщил мне: я присутствовал у Ахмада б. Баки, и он
приказал заключить в темницу одного человека.
Потом сказал тихонько тем, кто [150]
находился перед ним: «Потребуйте от меня
освободить его!» И стали люди у него требовать. Он
согласился с их желанием и сказал приговоренному
к заключению: «Если бы присутствующие не
потребовали у меня, я бы тебя обязательно
посадил».
'Абд ар-Рахман б. Ахмад б. Баки рассказал мне:
когда к нему ночью стучался гость, он не резал для
него никакой птицы, говоря: «Ночью ей должна быть
обеспечена безопасность». Он ограничивался
медом, топленым маслом, яйцами и тому подобным и
подавал это гостю.
Говорит Мухаммад: он обладал хорошим
критическим чутьем и понятливостью в документах.
Он не ставил своей подписи в документе, пока ле
прочитывал его весь, от начала до конца. У него
хватало на это выдержки, даже если он стоял.
Ахмад б. 'Убада ар-Ру'айни рассказал мне: я
составил документ о том, что один человек должен
мне некую сумму денег, и упомянул я в документе
основание, которое счел необходимым упомянуть.
Но с упоминанием этого самого основания документ
утратил законную силу. Я послал одного из своих
друзей, чтобы собрать в нем свидетельские
показания против этого человека. Продолжал
рассказчик: тот принес документ Ахмаду б. Баки,
чтобы он поставил в нем свою подпись. Прочитав
его, судья увидел /с. 198/, что он ие
имеет силы.. Он не хотел ставить свою подпись
ввиду этой недействительности и в то же время не
хотел не подписывать и возбудить недовольство
друга тем, что отступился от него. Он не хотел
также обращать внимание ответчика на
недействительность документа. Рассказчик
продолжал: он поднял глаза на этого человека и
спросил его: «Согласен ли ты дать мне
свидетельство в том, что в твоем распоряжении
находится столько-то и столько-то мискалей 3,
принадлежащих такому-то и на такой-то » такой-то
срок?» Он ответил: «Да». Тогда судья оформил его
свидетельство именно в соответствии с этими
самыми словами, никак не иначе.
Говорит Мухаммад: один рассказчик мне передал:
Мухаммад б. Ибрахим Ибн ал-Джаббаб был
составителем документов. Ахмад б. Баки приказал
учинить ему тщательную проверку, и его проверили.
Однажды Ибн ал-Джаббаб сказал: «Откуда Ибн Баки
взял, что он более сведущ в документах, чем я?» Его
слова дошли до Ибн Баки. Он смолчал, пока тот не
составил какие-то документы. Потом принес их
Ахмаду б. Баки для просмотра, и Ибн Баки приложил
все свои старания, изучая их, пока не уличил его в
некоторых местах, которые ему и разъяснил,
сказав: «Измени их!» Он изменил их, затем принес.
Судья вновь указал ему на ошибки в них. Тогда Ибн
ал-Джаббаб послал к нему [передать]: «Я признаю, за
тобой, [161] что ты более
сведущ в них, чем я, и свидетельствую об этом в
твою пользу. Но избавь меня от этих беспрестанных
обнаружений и расследований. Иначе, клянусь, я не
составлю больше ни одного документа!» После
этого Ибн Баки оставил его в «покое, простив его.
Ахмад б. 'Убада рассказал мне: я был однажды у
Ибн Баки, и оказался у него в то время какой-то
человек незнатного имени с неизвестной 'адалой 4, а
кроме нас у него никого не было. Но вот вошел /с.
199/ к нему [другой] человек и обратился к
нему: «Попроси быть свидетелями в мою пользу Абу
'Умара *4 и Абу такого-то» —второго человека, который
сидел вместе со мной. Ибн Баки попытался было
уклониться от ответа ему, но человек тот
настойчиво потребовал у него. Ахмад б. 'Убада
продолжал: в душе я спрашивал себя: «Как ты
думаешь, уподобит ли тебя судья вот этому
сидящему и допустит ли, чтобы мы вместе
свидетельствовали в том, что ему надлежит
решить?» Рассказчик продолжал: судья поднял
глаза «а домогающегося и ответил ему: «Я знаю, что
Абу 'Умар уклоняется от этих свидетельских
показаний. Однако приведи ко мне такого-то. Я
сделаю его свидетелем вместе с Абу таким-то». И он
приказал привести человека того же рода и звания,
что и сидевший человек.
Говорит Мухаммад: в обычае Ахмада б. Баки —
когда две стороны судились у него друг с другом
— было быстро решать ясное, очевидное дело,
но проявлять терпеливость и неспешность в том,
что ему казалось неясным и вызывало сомнение, и
все это до тех пор, пока истина не обнаруживалась
для него или оба тяжущихся не приходили к
взаимному примирению и согласию. 'Абд ар-Рахман б.
Ахмад б. Баки рассказал мне: один человек пришел к
судье и передал ему: «Некто из людей эмира
верующих — да возвеличит его Аллах!
—отозвался о тебе в его обществе как о
мягкотелом и медлительном в решениях». О«
ответил: «Упаси меня Аллах от той мягкости,
которая ведет к слабости, и от той строгости,
которая приводит к жестокости». Затем принялся
говорить о порочности нынешнего времени, о
кознях нечестивцев и о том, какие совершаются
запутанные дела, суть которых ему не ясна и смысл
которых для него не раскрыт. Потом добавил:
«Когда 'Умару б. ал-.Хаттабу — да будет доволен
им Аллах! — показался неясным /с. 200/
спор людей, он долго его расследовал. Он не
захотел :выносить решение при наличии неясности
и приказал им начать разбирательство сначала» *5.
Говорит Мухаммад: один из ученых рассказал мне:
к суду Ахмада б. Баки обратились два человека.
Взглянул он на [152]
одного из них — тот хорошо говорит. Взглянул
на другого — а тот сам не ведает, что говорит,
но судья заметил по его наружности, что он прав 5. И
сказал ему: «О ты, хоть бы послал кого, кто скажет
от твоего имени! А то я вижу, что твой соперник
знает, что сказать». Тот ответил ему: «Да
возвеличит тебя Аллах! Только это правда. Я
говорю ее, какой она есть». Судья воскликнул: «Как
много тех, кого убивает слово правды!»
Продолжает рассказчик: пришел к нему однажды
человек, говоря: «О господин мой! Хаджиб Муса б.
Мухаммад шлет тебе привет и говорит: “Ты знаешь,
как я тебя люблю и как бережно отношусь ко всем
твоим делам. У тебя, как тебе известно, возбудили
дело против Йахйи б. Исхака. Правомочные
свидетели уже дали у тебя свидетельские
показания, а ты медлишь вынести против него
приговор и исполнить его на основе показаний
свидетелей"». Он ответил этому человеку:
«Передай хаджибу от меня привет и скажи ему:
“Наша любовь существует единственно для Аллаха
и ради него, а Йахйа б. Исхак и любой другой помимо
него в деле истины равны. Мне в душу закралось
сомнение. Но нет, клянусь Аллахом, я не вынесу
никакого решения против Йахйи б. Исхака, пока его
дело не осветится для меня светом, который
подобен ясному солнцу в земной жизни. И никто не
защитит меня от Йахйи б. Исхака, если этот спор
отдалит меня от Аллаха». Посланец продолжает
рассказ /с. 201/: я передал хаджибу
слова судьи, а он молчит, не говорит ничего. Зато
брат его, визирь Абу 'Умар 6, несколько раз
принимался говорить и вновь возвращался к этой
теме. Хаджиб повернулся к нему и сказал: «О брат
мой! Судья, клянусь Аллахом, человек
благочестивый. Нам всегда будет хорошо, пока он и
подобные ему будут находиться среди нас. Но мы не
оставляли и Йахйу б. Исхака. Разве мы не верили
этому [человеку], разве не полагались на него?
Клянусь Аллахом, судья лишь прибавил ему в моем
сердце любви и доверия».
Говорит Мухаммад: эмир верующих *6 — да возвеличит его Аллах! — доверял
ему, славил его, знал о его справедливости и не
увольнял с должности судьи, пока он не умер в 324
году *7 в возрасте шестидесяти четырех лет.
[№ 41] Рассказ о судье Ахмаде б.
Абдаллахе б. Аби Талибе ал-Асбахи 7
Говорит Мухаммад: когда умер Ахмад б. Баки, эмир
верующих — да возвеличит его Аллах! —
назначил судьей после [153]
него Ахмада б. 'Абдаллаха б. Аби Талиба Гусна б.
Талиба б. Зийада б. 'Абд ал-Хамида б. ас-Саббаха б.
Йазида б. Зийада ал-Асбахи. Он велел позвать его к
себе и заповедал ему о том же самом, о чем он
обычно заповедует должностным лицам, которым
вменяется в обязанность поступать по
справедливости л воздавать по закону:
возвеличивать должность, охранять ее /с. 202/;
стремиться к истине, претворять ее; приводить в
исполнение дела, когда они ясны, но неспешно
обдумывать их, когда они сомнительны. Он
разъяснил ему судейские полномочия, каким
образом выносятся решения и что нужно и должно
судье говорить и делать в каждом отдельном
случае. При этом эмир верующих — да
возвеличит его Аллах! — назначил руководить
молитвой Мухаммада Ибн Аймана. Так Ахмад б.
'Абдаллах стал главным судьей, а Мухаммад б. 'Абд
ал-Малик б. Айман — руководителем на молитве.
Говорит Мухаммад: Ахмад б. 'Абдаллах был
благороден происхождением, знатен именем,
молчалив, важен, внушал почтение. Он поднаторел в
судействе и набрался опыта в делах, ибо еще до
этого, в начале его деятельности, эмир верующих
назначил его смотрителем рынка и надзирателем
достояний некоторых своих жен. Он возложил на
него еще дела имущества, отданного на сохранение,
в некоторых провинциальных округах и назначил
его судьей в провинциальном округе Илбира 8. Он
оставался там, пока эмир верующих — да
возвеличит его Аллах! — не перевел его в
Кордову главным судьей. Пробыл он судьей два года
и несколько месяцев, потом умер в зу-л-хиджжа 326
года *8.
[№ 42] Рассказ о судье Мухаммаде б.
'Абдаллахе б. Аби 'Исе 9
Говорит Мухаммад: когда умер Ахмад б. 'Абдаллах
б. Аби Талиб, эмир верующих — да продлит Аллах
его жизнь! — распорядился пригласить /с. 203/
Мухаммада б. 'Абдаллаха б. Аби 'Ису Касира б.
Васласа ал-Масмуди. Он был прежде судьей в
провинциальном округе Илбира. Когда Мухаммад б.
'Абдаллах б. Аби 'Иса прибыл к воротам [дворца]
эмира верующих — да возвеличит его Аллах! — он
пригласил его к себе. Побеседовал он с ним и
сообщил ему, что избрал его и назначил главным
судьей. Затем дал ему наставления, поручения и
заповеди.
Говорит Мухаммад: рассказал мне Абу 'Умар Ахмад
б. 'Убада ар-Ру'айни: судья Мухаммад б. 'Абдаллах б.
Аби 'Иса [154] описал мне,
какие наставления, поручения и заповеди дал ему
эмир верующих — да возвеличит его Аллах! — когда
назначил его судьей, какие определил ему в этом
полномочия и какие начертал ему установления,
каким вещам в судействе он его наставил и какие
виды постановлений ему разъяснил. Продолжал
Ахмад: я заметил: «Если бы твой отец был жив и
старался бы тебя наставлять, то даже он не сумел
бы дать тебе столь дружеских советов».
Говорит Мухаммад: эмир верующих — да
возвеличит его Аллах! —утвердил на некоторое
время Мухаммада б. 'Абд ал-Малика б. Аймана
руководителем на молитве. Так Мухаммад Ибн Аби
'Иса стал судьей, а Ибн Айман оставался
руководителем на молитве до тех пор, пока не
ослабел и не лишился сил. Тогда он попросил
освободить себя от молитвы, и его освободили. И
объединил эмир верующих — да сохранит его-Аллах!
— эти две должности вместе — судейство и молитву
— для Мухаммада Ибн Аби 'Исы *9.
/с. 204/ Говорит Мухаммад: еще до
этого, в юности и в молодом возрасте, Мухаммад б.
'Абдаллах б. Аби 'Иса непрестанно слыл человеком
обязательным, выделялся своими знаниями, изучал
божественный закон. Слушал он у Ахмада б. Халида
ал-Джаббаба, у других, помимо него, и у шейхов
Кордовы. Затем, в 312 году *10, он
отправился в паломничество и встретил шейхов
Кайруана — ал-Баджали Мухаммада б. 'Али 10,
Ахмада б. Ахмада б. Зийада 11, Мухаммада б.
Мухаммада Ибн ал-Лаббада 12 и
Исхака Ибн Ну'мана 13.
Слушал он также в Фустате у многих из наших
шейхов и встретил в Мекке Абу Бакра Ибн
ал-Мунзира, ал-'Укайли и других. Возвратился он в
ал-Андалус в 314 году *11.
Главный судья Ахмад б. Баки советовался с
Мухаммадом б. 'Абдаллахом б. Абк 'Исой, как и с
остальными законоведами. Эмир верующих — да
продлит Аллах его жизнь! — поручил ему ведать
многими достояниями, отданными на сохранение. И
заведовал он тем, что на него возложили, и
довольствовался тем, что ему вверили. Потом он
(эмир верующих) назначил его судьей в
провинциальном округе Джаййан, в провинциальном
округе Илбира и в провинциальном округе Толедо.
Он проверял его всякими способами и испытывал
всевозможными средствами. Затем эмир верующих —
да возвеличит его Аллах! — счел, что достаточно
проверять и испытывать его. Он нашел, что он
искренен,, и обнаружил, что он чистосердечен.
Когда испытание, по мнению эмира, доказало
степень его пригодности, он возложил на него
обязанности главного судьи, согласно тому, что я
описал [155] выше. И
исполнял он должность похвальным образом,
воздавая каждому по справедливости, приводя в
исполнение постановления, исследуя
свидетельские показания тайно и возвещая истину
/с. 205/ во всеуслышание. Хитрец не
мог склонить его на свою сторону, и плут был не в
состоянии его обвести. Он не боялся людей с
положением, не давал поблажек тем, кто
пользовался правом защиты, не потворствовал
разного рода придворным сановникам в важных
делах и серьезных вещах, не говоря уже о самых
мелких поступках и происшествиях, которые
считаются ничтожными *12.
Рассказал мне Ахмад б. 'Убада: я был однажды на
кладбище ар-Рабад вместе с Мухаммадом б.
'Абдаллахом б. Аби 'Исой. Он увидел в руках одного
из слуг какой-то музыкальный инструмент и
приказал сломать его. Тогда ему сказали, что
инструмент принадлежит такому-то и назвали при
этом имя одного важного лица. Но он не обратил я а
это внимания и не отказался от своего намерения
сломать его *13.
Говорит Мухаммад: относительно твердости,
предпочтения истины и установления наказаний
для вельмож, нарушавших запреты, о судье
Мухаммаде б. 'Абдаллахе б. Аби 'Исе существуют
многочисленные рассказы. Они знамениты среди
простых людей и известны среди знатных *14.
Говорит Мухаммад: я неоднократно общался с
Мухаммадом б. 'Абдаллахом б. Аби 'Исой и увидел,
что он похвально исполняет свои обязанности,
прекрасен в своих действиях и поступках,
благороден нравом. Затем после этого он занял
должность главного судьи. Я не видывал никого
среди его умных собратьев, кто бы порицал его за
непостоянство и укорял бы его в изменчивости.
Напротив, они описывали его, в отличие от этого,
как наиболее доблестного и самого совершенного
по своим качествам *15.
Говорит Мухаммад: помимо всего этого Мухаммад
Ибн Аби 'Иса обладал широкими познаниями в
литературе и совершенным даром красноречия /с.
206/, как в живой речи, так и в письменном
изложении. Ведь самому лучшему человеку эмира
верующих, судье его столицы, тому, кто решает дела
в «го городе, следует обладать самыми
благородными качествами, отличаться наиболее
достойными манерами.
Говорит Мухаммад: затем Мухаммад Ибн Аби 'Иса
был отправлен {в экспедицию] в начале 338 года *16. Проезжая через Толедо, он остановился в
селении, известном под [156]
названием Нухарис, в области Толедо, недалеко от
него. Его срок настал, и он там умер в субботу в
конце сафара 339 года *17,
будучи пятидесяти четырех лет от роду. Родился
он, как упоминают, 13 зу-л-хиджжа 284 года *18. Его похоронили в Толедо — да помилует его
Аллах!
[№ 43] Рассказ о судье Мунзире б.
Са'иде б. 'Абдаллахе ал-Баллути 14
Говорит Мухаммад: Мумзир б. Са'ид стал главным
судьей и руководителем на молитве в пятницу 5
раби' II 339 года *19 Был
он твердым, жестким, без страха и малодушия. Он
исполнял судейскую должность остаток дней эмира
верующих 'Абд ар-Рахмана — да будет доволен им
Аллах! Когда умер /с. 207/ эмир
верующих достойный имам — да помилует его Аллах!
— и стал править имам ал-Хакам б. 'Абд ар-Рахман —
да сохранит его Аллах! — он утвердил Мунзира б.
Са'ида в двух его должностях. И он не переставал
быть судьей и руководителем на молитве. Он
руководил на молитве в соборной мечети аз-Захра' 15 все то время, что был судьей, — от начала
исполнения им судейской должности и до конца ее.
Потом умер в ночь на четверг, за две ночи до конца
зу-л-ка'да, в конце 355 года *20,
будучи от роду восьмидесяти четырех лет.
[№ 44] Рассказ о судье Мухаммаде б.
Исхаке Ибн ас-Салиме 16
Говорит Мухаммад: затем занял должность
Мухаммад б. Исхак Ибн ас-Салим в субботу, в
пятнадцатую ночь, истекшую в мухарраме 356 года *21. И было у него из превосходного знания,
понятливости, хорошего расследования дел и
прекрасного нрава в общении как раз то, что
[рассказывают] *22 о
предшествующих судьях. Мухаммад б. Йахйа
оставался в должности руководителя на молитве в
Кордове до тех пор, пока не заболел. Он попросил
себя освободить, и его освободили. И стал
руководить молитвой в Кордове судья Мухаммад б.
Исхак Ибн ас-Салим, а это в день прекращения
поста, в 358 году *23. [157]
_________
Кончилась книга хвалой Аллаху и его прекрасной
помощи. Да благословит Аллах Мухаммада, пророка и
раба своего, его род и сподвижников его и да
приветствует! Книга завершена на рассвете,
вернее, в последнюю треть ночи четверга двадцать
шестого месяца раби' I шестьсот девяносто пятого
года *24
Переписал ее своею рукою раб, нуждающийся в
милосердии господа своего, просящий его о
прощении своих грехов, 'Абдаллах б. Мухаммад б.
'Али ал-Лавати. Да проявит Аллах к нему милосердие
и да простит ему, его предкам и всем мусульманам
вместе! Да помилует Аллах того, кто просил за
переписавшего ее, использовавшего ее, читавшего
ее и за слушавшего ее о раскаянии и о прощении для
них и для всех мусульман вместе!
Владел ею и пользовался ею Мухаммад б. Мухаммад
б. Мухаммад б. 'Абд ар-Рахман ал-Лавати, известный
в Тандже 17
как Ибн Баттута 18
— да простит его Аллах, да примет от него
раскаяние! — и... *25.
Затем владел ею и пользовался ею на земле
Буртукал 19
— да возвратит ее Аллах! — 'Умар б. Ахмад б. Йусуф
ал-Мукаддаси... *26
после него сын его Ибрахим б. 'Умар б. Ахмад б.
Йусуф, законовед, известный как...*27 — да простит ему Аллах! —... *28 в году восемьсот семьдесят пятом *29.
Комментарии
1 Об этом судье (ум. в 324/936 г.)
см. также: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 33, № 103;
ал-Хумайди. Джазва, с. 110, № 197; ад-Дабби. Бугйа, с. 160,
№ 385; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с, 63-65.
2 'Абд ар-Рахман б. Ахмад б.
Баки б. Махлад (ум. в 366/976-77 г.), кордовский
традиционалист. См.: ад-Дабби. Бугйа, с. 347, № 994.
3 Мискал — мусульманская мера
веса золота. Средняя его величина — 4,231 или 4,235 г;
в Магрнбе 1 мискал = 4,722 г. См.: Хинц. Мусульманские
меры и веса, с. 11, 12; Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t 3, с. 245, 246, 259.
4 Об этом правовом термине см.
примеч. 9 к рассказу № 33.
5 Такой же способностью
судить о человеке по его внешности обладал,
например, предшественник Ахмада б. Баки —судья
Мухаммед Ибн Башнр. См. рассказ № 9 и примеч. 70 к
нему.
6 Абу 'Умер Ахмад б. Мухаммед
Ибн Худайр (256/869-70—327/939), маула Омейядов, визирь,
представитель знатного рода бану Худайр (см. о
его брате Мусе б. Мухаммаде Ибн Худайре примеч. 40
к ”Главе о жителях Кордовы...»). В первую половину
правления 'Абд ар-Рахмана III занимал несколько
важных административных постов, в частности был
сахиб аш-шурта ас-сугра (об институте аш-шурта в
ал-Андалусе см. примеч. 5 к рассказу № 23 примеч. 4 к
рассказу № 32). См.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с.
36—37. № 117; Levi-Provencal. L'Espagne, с. 101.
[№ 41]
7 Об этом судье (ум. в 326/938 или
327/939 г.) см.: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 33, № 104;
ал-Хумайди. Джазва, с. 119, № 219; ад-Дабби. Бугйа, с. 172,
№ 420; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 63.
8 В одной анонимной хронике
есть сведение, что некий Ахмад Ибн Аби Талиб в
310/922-23 г. был назначен эмиром 'Абд ар-Рахманом III
судьей г. Печины. См.: Una cronica anonima, с. 68 (исп. пер., с.
140). Издатели и переводчики текста Э. Гарсиа Гомес
и Э. Леви-Провансаль считают, что это лицо
неизвестно по другим источникам. Мы полагаем, что
он тождествен кордовскому судье Ахмаду б.
'Абдаллаху б. Аби Талибу ал-Асбахи. Наше
предположение подкрепляется следующими
обстоятельствами: а) назначенный в Печину судьей
Ахмад Ибн Аби Талиб — современник событий,
описываемых в данном рассказе из «Книги о
судьях»; б) еще до своего судейства в Кордове
Ахмад б. 'Абдаллах б. Аби Талиб занимал по велению
эмира 'Абд ар-Рахмана III ряд должностей в
провинциальных округах, в том числе судейскую
должность в Илбире (Эльвире); в) имя персонажа из
анонимной хроники совпадает с именем главного
кордовского судьи, в нем просто опущено одно
звено родословной (ибн 'Абдаллах), как это часто
случается.
[№42]
9 Об этом судье (284/898—339/950) см.
также: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 1, с. 354—355, № 1251;
'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадерик, т. 2, с. 405—412;
ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 59—61; ал-Маккари. Нафх
ат-тиб, т. 1, с. 467—470; Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, с. 124.
10 Мухаммед б. 'Али ал-Баджали,
кайруанский факих, придерживавшийся в основном
взглядов аш-Шафи'и, автор работ в области права.
Одно время сопутствовал египетскому маликиту
Мухаммеду б. 'Абдаллаху б. 'Абд ал-Хакаму
(182/799—268/882). См.: ал-Хушани. Табакат 'улама'
Ифрикийа, т. 1, с. 213.
11 Ахмад б. Ахмад б. Зийад (ум. в
318/930 г.), кайруанский факих, служил секретарем у
судьи 'Исы б. Мискина, автор ряда сочинений по
праву и юридическим документам. См.: ал-Хушани.
Табакат 'улана* Ифрнкнйа, т. 1. с. 168—169.
12 Мухаммед б. Мухаммед Ибн
ал-Лаббад (ум. в 333/944 г.), кайруанский факих, автор
ряда юридических сочинений и «Книги о
достоинствах Малика б. Айаса». См.: Ибн Наджи.
Ма'алим ал-иман, т. 3, с. 23—31.
13 Абу Ибрахим Исхак Ибн
Ну'ман, кайруанский факих-шафият, традиционалист.
См.: ал-Хушани. Табакат 'улама' Ифрикийа, т. 1. с. 214.
[№43]
14 Об этом судье (ум, в 355/96б г.)
см. также: Ибн ал-Фаради. Та'рих, т. 2, с. 17—18, № 1452;
ал-Хумайди. Джазва, с. 326, № 811; ад-Дабби, Бугйа, с.
450—451, № 1357; Ибн ал-Аббар. Ат-Такмиле, т. 1, с. 43—44, №
140; ан-Нубахи. Ал-Маркаба, с. 66—75; ал-Маккари. Нефх
ат-тиб, т. 1, с. 470—475; Levi-Provencal. Hist. Esp. Mus., t. 3, с. 139—141 и
index.
15 Имеется в виду дворцовая
резиденция Омейядов Мадинат аз-Захра' в 8 км к
северо-западу от столицы. Ее строительство
началось в 325/936 г. по повелению халифе Абд
ар-Рахмана III и продолжалось, согласно разным
данным арабских историков, от 13 до 40 лет. Мадинат
аз-Захра' стала излюбленной резиденцией халифа,
который переселился туда со своим двором. Его
пребывание там зафиксировано уже в 333/945 г. Она
служила резиденцией и для халифов ал-Хакаме II и
Хишама II, которые продолжали отстраивать и
украшать ее. По своему административному
устройству город напоминал Кордову: там также
были кади, сахиб аш-шурта, сахиб ал-медине,
размещалась халифская гвардия (хашам). Город
Мадинат аз-Захра' был сооружен на одном из крутых
отрогов горы Джабел ал-'Арус, возвышавшейся над
правым берегом Гвадалквивира, и располагался по
склону горы тремя ярусами (или платформами). На
самом верхнем ярусе размещался дворец халифе со
службами, на среднем ярусе — фруктовые сады, на
нижнем — частные дома, рынки и соборная мечеть. С
появлением другой загородной резиденции —
хаджиба-Амирида ал-Мансура — ал-Мадине аз-Захире
(370/980-81 г.) цветущая Мадинат аз-Захра' начинает
клониться к упадку. Восстания и грабежи
берберских неемников не ее территории в нечале XI
в. способствовали ее окончательному запустению и
гибели в 401/1010 г. Спустя полтора столетия после
описываемых событий там сохранились лишь стены,
развалины дворца и немногочисленные обитатели.
См.: Levi-Provencal Madinat al-Zahra'; он же L'Espagne, с. 225—229; он же.
Hist. Esp. Mus., t. 2, с. 133—139.
[№44]
16 Об этом судье (302/914-15—367/978)
см. также: Ибн ал-Фаради. Та'рих. т. 1, с. 372, № 1317;
ал-Хумайди. Джезва, с. 40—41, № 21; ад-Дабби. Бугйа, с.
49—50, № 57; Ибн ал-Аббар. Ат-Такмиле, т. 1. с. 388, № 1105;
'Ийад ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 541—549.
[КОЛОФОН]
17 Танджа (Танжер) — город на
североафриканском побережье Гибралтарского
пролива.
18 X. Рибера отождествляет
здесь Мухаммеде б. Мухеммада б. Мухаммаде б. 'Абд
ар-Рахмене ал-Левати, известного под прозванием
Ибн Баттута, со знаменитым путешественником и
писателем Ибн Баттутой (703/1304— 779/1377), хотя имя его
было Мухаммад б. 'Абдаллах б. Мухаммед б. Ибрахим
ал-Лавати. См. о нем: Brockelmann. Van Battuta; Miquel. Ibn Battuta.
19 Буртукал (Португалия) —
название, первоначально данное арабами древнему
городу Portus Gale (Порту), а позднее
распространившееся на всю территорию страны.
Здесь речь идет о всей Португалии («земля
Португалия»), которая был утрачена мусульманами
к середине XIV в. См.: Dunlop. Burtukal.
*1 Будущий халиф ал-Хакам II.
*2 Вероятно, он имел в виду,
что, как судья, должен будет прочесть над умершим
заупокойную молитву.
*3 Вар.: ан-Нубахи. Ал-Маркаба,
с. 64.
*4 Т. е. Ахмада б. 'Убаду
ар-Ру'айни.
*5 Вар.: ан-Нубахи. Ал-Маркаба,
с. 64.
*6 Халиф 'Абд ар-Рахман III.
*7 936 г.
*8 IX —X 938 г.
*9 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби.
Ал-Мадарик, т. 2, с. 406.
*10 925 г.
*11 926-27 г.
*12 Вар.: 'Ийад ал-Йахсуби.
Ал-Мадарик, т. 2, с. 406, 407.
*13 Вар.: там же, с. 407.
*14 Вар.: там же.
*15 Вар.: там же, с. 406.
*16 VII 949 г. Вар.: 'Ийад
ал-Йахсуби. Ал-Мадарик, т. 2, с. 407.
*17 17.VIII 950 г.
*18 11. I 898 г.
*19 21.IX. 950 г.
*20 15.XI 966 г.
*21 31.XII 966 г.
*22 В рукописи слово не
читается, в издании пропуск.
*23 18.VIII.969 г.
*24 2.II 1296 г.
*25 Одно или два слова в
рукописи не читаются, в издании пропуск.
*26 Несколько слов не
читаются, в издании пропуск.
*27 X. Рибера читает С. г. р. т
(Sograto).
*28 Несколько слов не
читаются, в издании пропуск.
*29 1470-71 г. У X. Риберы колофон и
приписка к нему помещены в предисловии издателя
(с. XLIV).
Текст воспроизведен по изданию: Мухаммад ал-Хушани. Книга о судьях. М. Наука. 1992 |