ХУДАДАД-ХАН
СУЩНОСТЬ ИСТОРИИ СИНДА
ЛУББ-И ТАРИХ-И
СИНД
ПРАВЛЕНИЕ ДИНАСТИИ ТАЛПУР
(с 1199 г. хиджры, что соответствует 1784/85 г.
христианской эры)
Племя талпур — одна из больших ветвей
белуджского народа. По утверждению белуджей,
талпуры — потомки Амира Хамза, да помилует его
Бог, который был дядей всемилостивого пророка, да
благословит его Аллах и приветствует! И
насколько известно, они во время правления
Мухаммада Акбара, падишаха Хиндустана 1,
приблизительно в 995 г. хиджры (1587г. христианской
эры) из Халеба, который находится в стране арабов,
переселились в Белуджистан, избрав его местом
своего обитания. В этой области, известной как
Белуджистан и посей день, талпуры живут во
множестве. Оттуда некоторые из них переселились
в Синд и другие близлежащие к Белуджистану места,
избрав их своим местом жительства. Они
занимаются здесь земледелием или разного рода
службой, добывая себе хлеб насущный.
Имя одного из предводителей их было
Тала. А на языке персидском «пур» значит «сын».
Сначала их называли «талапуран» (т. е. сыны Тала).
Слово это от частого употребления сократилось, и
его стали произносить как «талпуран» (т. е.
талпуры).
Талпуры тоже делятся на несколько
ветвей, описывать которые мы не будем. Обратимся
к тем талпурам, которые в стране Синд были
правителями на троне Хайдерабада, Хайрпура 2
и Мирпурхаса 3.
Великим прадедом этих трех семейств был Кака, или
Како-хан, которого называли Сулейман-хан. Хотя он
имел восемь сьгновей, но автор намерен
рассказать только о двух старших, а о других и
событиях их жизни упоминать не будет. Одного из
старших называли Хотак-хан, другого — Манак-хан.
Скажем подробнее о первом сыне.
Потомками Хотак-хана были династии
эмиров Хайдерабада и Хайрпура. У Хотак-хана был
сын, известный по имени Шахдад-хан. Им был
построен город Шахдадпур 4. Он (Шахдад-хан) в
1147 г. хиджры (1734/35 г. христианской эры) из этого
тленного мира ушел в мир вечный и был в том городе
похоронен. Из сыновей Шахдад-хана расскажем о
двух: Мир Чакар-хане [44] и
Мир Бахрам-хане. Интересующимся историей пусть
станет известно, что семейство талпуров Хайрпура
сначала было известно под именем «Шахдадани», а
позже их стали называть «Чакарани».
Чакар-хан был известнейшим
землевладельцем. По сей день в талуке Шахдадпур
существует прорытый им канал, носящий его имя —
«Чакар-вах». О Мир Бахрам-хане мы уже упоминали,
рассказывая о правлении династии Аббаси,
носившей прозвище Калхора: он был убит в 1189 г.
хиджры (1775/76 г. христианской эры) по приказу Миана
Мухаммада Сарфараз-хана, как это было описано
выше.
Мир Бахрам-хан тоже имел несколько
сыновей. Династия эмиров Хайдерабада начинается
со второго его сына Мир Субадар-хана. Полагаем
необходимым сказать о нем подробнее. Мир
Субадар-хан после мученической смерти своего
отца сам был убит. Они оба были похоронены в
Худаабад-и Hay. Мир Субадар-хан имел четырех
сыновей. Прежде всего назовем его старшего сына,
который был покорителем страны Синд, а именно Мир
Фатх Али-хана. Имена других упомянем при удобном
случае.
Мир Чакар-хан, сын Мир Шахдад-хана. имел
нескольких сыновей; самым знаменитым из них был
Мир Сухраб-хан, сподвижник покорителя страны
Синд.
Теперь расскажем о Манак-хане, другом
сыне Кака-хана. Хотя у Манак-хана было несколько
сыновей (от которых ведут свое происхождение
«владетели Мирпурхаса, известные под именем
Манакани), но мы скажем только о его старшем сыне
—
Генеалогия династии Талпур
Кака
(Како)-хан, он же Сулейман-хан Талпур |
Хотак-хан
(первый сын) |
Манак-хан
(третий сын) |
Мир
Шахдад-хан |
Мир Аллахъяр-хан |
Мир Чакар-хан |
Мир Бахрам-хан |
Мир Масу-хан |
Мир
Сухраб-хан |
Мир Субадар-хан |
Мир Фатх-хан |
|
Мир Фатх Али-хан |
Мир Тахара
(Тхаро)-хан |
[45] Мир
Аллахъяр-хане, а остальных касаться не будем.
Аллахъяр-хан тоже имел нескольких сыновей, но из
них автор упоминает его. первого сына, Мир
Масу-хана. Из многих сыновей Мир. Масу-хана
упомянем тоже только его первого сына — Мир
Фатх-хана. Он (Мир Фатх-хан) тоже имел много
сыновей, но из них только его второй сын, Мир
Тахара (Тхаро)-хан, участвовал в покорении страны
Синд. Надеюсь, что интересующимся историей имена
всех трех покорителей Синда, а именно Мир Фатх
Али-хана, Мир Сухраб-хана и Мир Тахара
(Тхаро)-хана, хорошо известны. Для ясности нами
дается генеалогическое древо династии Талпур,
правителей Синда.
Интересующиеся историей могут из
этого родословного древа, которое нами подробно
разъяснено, выяснить, насколько близкими
родственниками и соплеменниками были правители
страны Синд.
Все три названных нами сардара
объединились. Некоторые из них жили в Дераджате
— талуке Шахдадпура, некоторые в Худаабад-и Hay.
Они были разгневаны убийством своих родителей и
близких и поэтому, присоединив к себе
большинство белуджей и других людей, силой
оружия захватили страну Синд. Миан Абд ан-Наби
Аббаси в 1198 г. хиджры (1783/84 г. христианской эры)
бежал в Джодхпур и там умер. Его потомки и по сей
день живут там (в Джодхпуре), где известны под
именем «сахаб-задаган-и Синд», т. е. «сыновья
владык Синда». Некоторые из потомков Аббаси
живут в Панджабе; они джагирдары 5 и землевладельцы.
После того как вышеназванные сардары
захватили трон в стране Синд, они получили
инвеституру на управление провинциями Синда от
Тимур-шаха, падишаха Кабула, с условием выплаты
дани шаху (малийат-и шахи), как в прошлые времена.
И в 1199 г. хиджры (что соответствует 1784/85 г.
христианской эры) они разделили страну Синд на
семь частей. Из этих семи частей получили: четыре
части Мир Фатх Али-хан вместе со своими родными
братьями и другими белуджами; две части получил
Мир Сухраб-хан и одну часть захватил себе Мир
Тахара (Тхаро)-хан. Они стали обладателями тронов
Хайдерабада, Мирпурхаса и Хайрпура, где и
правили. Дань шаху. Кабула правители Хайдерабада
и Мирпурхаса выплачивали совместно, а правитель
Хайрпура выплачивал сам. Но посылка дани по
причине несогласия шаха Хорасана с эмирами
Хорасана со временем была прекращена. И их
(правителей Синда) потомки стали полностью
самостоятельными,
Когда падишах Тимур-шах после двадцати
трех лет царствования в столице Кабул в 1207 г.
хиджры (1792/93 г. христианской эры) отправился из
этого тленного мира в мир вечный, его третий сын
— Шах Заман — в том же году стал обладателем
трона державы 6.
Он к правителям страны Синд относился согласно
наставлениям своего великого отца. Его монеты
были украшены надписью: [46]
Украсились по повелению Бога обоих миров
Монеты государства именем Шах Замана.
А его печать имела такую надпись:
Решил по своей милости Всевышний
Приказы вселенной именем Шах Замана
отдавать.
Возможно, что интересующимся историей
будет небезынтересно узнать такую стихотворную
строчку, посвященную матери Шах Замана:
Судьба завидует моему высокому положению.
Я слуга Фатимы и мать Шах Замана.
По-видимому, высокородная госпожа носила имя
Фатима Бегум. А все знает Бог!
Все три сардара — правителя из рода талпуров
правили наилучшим образом. Но хотя в душе они
друг к другу не испытывали неприязни, все же
иногда между ними происходили междоусобные
столкновения. По мнению автора, интерес
представит краткий диалог Мир Сухраб-хана и Мир
Фатх Али-хана.
Вопрос Мир Сухраб-хана:
Разве мы не северный ветер, который все
уносит?
Разве мы не свирепый волк, который всех
раздирает?
Ответ Мир Фатх Али-хана:
Что такое муха в сравнении со
слоном? Даже под
нявшись в воздух, она не станет архангелом
Гаврии
лом. А если муха воображает, что у нее
сильные лап
ки, все равно не отнять ей добычу у птицы
Симурга.
Все же эти сардары между собой ладили.
Каждый раз, когда им представлялся случай
захватить какую-нибудь добычу, они совершали
совместное нападение как союзники, и если им
удавалось захватить часть какой-то страны, то они
делили ее между собой описанным выше образом. И
те области, которые во времена Миана Гулам-шаха
были присоединены к Синду, а потом потеряны, были
полностью возвращены. Они отняли и подчинили
себе: Сабзал-кот у наваба Бахавалпура; Карачи и
его окрестности у хана Калата; Шикарпур 7
и его округу у афганцев; Лакхпат 8 и Буст у раджи
Бхуджа; Умар-кот и Регистан у раджи Джодхпура.
Таким образом, эти эмиры сумели за время своего
правления многие территории Синда, которые во
времена правления Аббаси были потеряны, силой
оружия вновь включить в пределы Синда и всеми ими
править наилучшим образом.
Ниже следует краткий рассказ о первых
властителях Синда из династии эмиров Шахдадани,
трон которых был в Хайдерабаде.
Мир Фатх Али-хан почти восемнадцать
лет правил в спокойствии и в довольстве. А о дате
его смерти говорят стихи: [47]
Дал Бог победу Фатху Али
С помощью Наби и Али 9.
И удостоился рая Фатх Али.
Умер он в 1217 г. хиджры, что
соответствует 1802/03 г. христианской эры. Его прах
увезли в Худаабад-и Hay и похоронили рядом с его
предками, могилы которых находятся там. Он
оставил сына по имени Мир Субадар-хан, который
был наследником трона, но его постигла участь
отца.
И потому в том же году обладателем
трона стал Мир Гулам Али-хан, второй сын Мир
Субадар-хана. Его девизом были слова:
Да помогут мне Наби и Али.
Я душой и сердцем раб Али.
Во времена правления этого мира 10
чеканилась рупия, вес которой былменьше, чем
рупии Тимур-шаха. В правление этого же эмира
между Ираном, Синдом и британскими властями в 1224
г. хиджры, что соответствует 1809/10 г. христианской
эры, было заключено соглашение 11. Оставив
после себя своего сына — Мир Мухаммад-хана — он
ушел из этого тленного мира в 1227г. хиджры, что
соответствует 1812 г. христианской эры. Его
похоронили в Худаабад-и Hay. Очень жаль, что нет
стихов, в которых содержалась бы дата смерти
этого мира.
После него наследовал трон
Хайдерабада Мир Карам Али-хан, третий сын Мир
Субадар-хана. Его девизом были слова:
«Оказал мне милость великую Али». И он
принял титул «Саркар-я азамат мадар» (т. е.
«великий правитель»).
Во время правления этого мира раджа
Ранджит Сингх 12
поднял восстание. Но по милости британского
правительства оно было подавлено. Шах Шуджа
ул-Мулк, падишах Афганистана 13, в то время
вступил в Хайдерабад, но все-таки его уговорили
уйти. Сабит Али-шах — индийский поэт, был
плакальщиком жителей Севистана во времена этого
мира. Когда по велению Всевышнего он отправился
из мира недолговечного в мир вечный, то его прах
был похоронен на холме вблизи города
Хайдерабада. Год его смерти виден из слов: «Пусть
рай будет его дворцом», которые значат, что он
умер в 1244 г. хиджры (в 1828/29 г. христианской эры).
Мир Мурад Али-хан был четвертым сыном
Мир Субадар-хана. В том же, 1244 г. хиджры он
наследовал трон своего брата. Его девизом были
слова: «По милости святых Наби и Али, всего
удостоился от Всевышнего Мурад Али». А также
такие слова: «Раб Мустафы (т. е. пророка Мухаммада)
Мурад Али».
Сначала он присвоил себе титул
«Саркар-и баланд иктидар», т. е. «могущественный
правитель», а потом — «Саркар-и джахан мадар», т.
е. «правитель мира (или вселенной)».
Во время его правления были заключены
в 1248—1249 гг. хиджры, что соответствует 1832/34 г.
христианской эры, различные соглашения с
британскими властями о развитии торговли [48] и о свободном плавании
кораблей, а также по другим вопросам 14. В
последний год своей жизни Шах Шуджа ул-Мулк
подошел к городу Шикарлуру и захватил этот город
со всей его округой. По этой причине вспыхнула
кровопролитная война между ним и эмирами Синда. В
той войне некоторые знаменитые сардары из
Хайдерабада и Хайрпура пали смертью мучеников.
Война эта шла вне пределов Сакхар-и кохна
(Старого Сакхара) и известна как «джанг-и
Кахрари» (Кахрарская война). А Кахрари — это
название местности около города Сакхара,
недалеко от берега реки Инд. Победу в той войне
одержал падишах (Шуджа ул-Мулк).
В 1249 г. хиджры (1833/34 г. христианской эры)
вышеупомянутый мир (Мурад Али-хан), оставив
четырех сыновей,—их имена будут упомянуты — из
этого непостоянного мира отправился в мир вечный
и был похоронен рядом с гробницей своего брата
Мир Карам Али-хана. Жаль, что не найдены стихи,
содержащие дату его смерти.
Четверо братьев, которые один за
другим правили в Хайдерабаде в стране Синд,
известны как «чахар-яр», т. е. «четверо друзей». А
вечность только у Всевышнего!
Упомянув город Сакхар, автор, который
сам является жителем этого же города, считает
уместным описать некоторые события и чудесные
случаи из жизни пресветлого Шаха Хайруддина, да
помилует его Бог, знать которые не без пользы.
(Ниже следует) краткое описание
откровений и чудес пресветлого Шаха Хайруддина,
да помилует его Бог, святая гробница которого
находится в центре города Сакхар-и кохна (т. е.
Старого Сакхара).
Достоверно известно, что пресветлый
Шах Хайруддин, да помилует его Бог, сын
светлейшего Ахмад-шаха, да помилует его Бог,
который происходит в пятом поколении от
пресветлого мауланы 15, муршида 16,
пира пиров 17,
почтенного, уважаемого, славного Шейха Шаха
Абдул Кадира Джелани из Багдада, да помилует его
Бог! Он родился в столичном городе Багдаде в 911 г.
хиджры, что соответствует 1505/06 г. христианской
эры. Когда ему было сорок лет, он из
величественного города Багдада отправился в
святую Мекку. Он двенадцать раз совершал хадж 18.
Потом он отправился в сияющую Медину и
четырнадцать лет изучал там науки. После этого он
совершил путешествия по странам арабским, по
Ирану и по Хиндустану. После тридцатитрехлетних
странствований он по указанию своего муршида
отправился в город Сакхар и на горе, которая до
сих пор известна как Джебел-и Шах (Гора Шаха), в
одной из пещер совершал богослужения. Жители
этого города услышали от него несколько
откровений, и поэтому люди становились его
муридами 19.
Приведу некоторые из его откровений, чтобы для
тех, кто интересуется историей, когда они
подумают над ними, стали ясными происходившие
события. [49]
Из воспоминаний, записанных покойным
Hyp Мухаммад-ханом Джалбани, джагирдаром из талуки
Наушахра-Фироз, старший сын которого — Миан Дин
Мухаммад-хан Джалбани, джагирдар, здравствует по
сей день.
От Халифа Махмуда, жителя местности
Корие в талуке Тандо Мухаммад-хан, в зила
Хайдерабада слышали: Пир-сахиб Рауза-и Дахни,
именуемый «Пир Мухаммад Рашид», да помилует его
Бог, на престоле которого восседает почитаемый
внук его — Пир Шах Мардан-шах, живший в селе Ход, в
талуке Лохари (Рохари), сообщал о том, что
светлейший Шах Хайруддин, да помилует его Бог,
совершенство учености и обладатель сокровенного
знания, жил в городе Сакхаре. Однажды один мурид
из его муридов, который был из людей Синда,
молился за пределами города в уединенном месте.
Неожиданно это место было затоплено водами реки
Инд. Спустя год река изменила русло, а там, где она
текла раньше, остались груды песка. И вот однажды
пресветлый Шах Хайруддин спросил у муридов: «Что
же это уже столько времени этот мурид не
показывается? Куда он ушел?» И бывшие с ним
ответили, что (тот мурид) в уединенном месте за
городом молился, и то место затопила река; и вот
теперь, когда река ушла, там только груды песка. И
тогда (Шах Хайруддин) приказал оседлать и
привести кобылицу. Сел на нее и добрался до тех
куч песка, и там кобылица остановилась и стала
бить копытами. (И Шах Хайруддин) приказал
раскопать ту груду песка. И под ней оказалась
закрытая дверь в стене. А когда открыли ту
запертую дверь, то увидели, что мурид лежит
головой в сторону севера, а ногами в сторону юга.
Так как языком того мурида был язык синдхи, то
поэтому пресветлый Шах Хайруддин на языке синдхи
заговорил с ним и сказал: «Нет у тебя ни Каабы, ни
Киблы 20,
когда распростерся ты на земле, потому что
покрыли тебя воды реки». И на это тот мурид также
на языке синдхи ответил: «Для нас, которые
признали повелителем (Шаха Хайруддина), зачем нам
Кибла, и нам, им любимым, кому нам поклоняться».
(Как видно) из комментария к откровениям того
пресветлого (Шаха Хайруддина), он был муршидом
для тысяч муридов. А то место, где молился тот
мурид, и по сей день существует, и по сей день
известно под названием «Шах Бела».
(Когда Шаху Хайруддину) исполнилось 116
лет, то он получил от тарханов 21 Великих
Моголов немного земли в том месте, где теперь
находится его святая гробница. И на этом месте,
которое находится на горе, называемой Джебел-и
Шах, выбрал себе место для жительства. И при нем
были два мурида — Миан Садхо и Миан Джамалуддин.
По велению Всевышнего 27-го числа святого месяца
рамадана 1027 г. хиджры (он умер). Какой-то поэт
сложил стихотворные строки, которые написаны на
его святой гробнице. Из них видно, что (он умер) в
1027 г. хиджры, что соответствует 1618 г. христианской
эры.
Из потомков вышеупомянутого Миана
Джамалуддина один, [50] по
имени Миан Гулам Мухаммад, был смотрителем того
святого места. Он гробницу, которая была
построена сначала, разрушил, так как она была
очень маленькой, и построил более высокую. Год
строительства этой гробницы виден из
стихотворения (написанного по этому поводу): 1174 г.
хиджры (1760/61 г. христианской эры). Каждый год 27-го
числа месяца рамадана собирается у гробницы
много муридов и других почитателей (Шаха
Хайруддина). Жаль только, что после смерти
последнего смотрителя этого святого места —
Миана Сайида Мухаммада, который полностью
соответствовал своему имени,— не было у него
своего смотрителя. Но все же по воле Бога должно
это завершиться наилучшим образом!
А теперь продолжим (рассказ о мирах из
династии Талпур).
После смерти Мир Мурад Али-хана его
старший сын Hyp Мухаммад-хан в 1249 г. хиджры (1833/34 г.
христианской эры) стал обладателем трона
Хайдерабада. Другие миры также правили в своих
владениях: его брат Мир Насир-хан; Мир
Мухаммад-хан, сын вышеупомянутого Мир Гулам
Али-хана, и Мир Субадар-хан, сын Мира Фатх
Али-хана, первого властителя (из династии Талпур).
Их девизы говорят о том, как их почитали: «От Hyp
Мухаммада свет миру»; «Али, Хусейн и Хасан
покровительствуют, и Бог помогает Мухаммаду
Насиру»; «Мир Мухаммад — луна щедрости»;
«Покровительство Мухаммада — венец субадара» 22,
а также: «Правление миром — от Фатх Али». И у
каждого из них были почетные титулы: у Мир Hyp
Мухаммад-хана — «Саркар-и али-мадар», у Мир
Насир-хана — «Саркар-и файз асар», у Мир
Мухаммад-хана — «Саркар-и али мадар», а у Мир
Субадар-хана — «Саркар-и хашамат-мадар».
Хотя у каждого из них была своя
территория, которой он владел и управлял, но
верховным правителем страны был правитель
Хайдерабада — Мир Hyp Мухаммад-хан. Он правил
самым наилучшим образом и оставил как память о
себе двух сыновей — Мир Шахдад-хана и Мир
Мухаммад Хусейн Али-хана. В 1255 г. хиджры (1839/40 г.
христианской эры) он отправился в мир вечный. Был
похоронен в Хайдерабаде на кладбище рядом со
своими предками. К сожалению, стихотворных строк
с датой его смерти не найдено.
Каждый из его сыновей получил от отца в
управление свою территорию. Девизами их были
слова: «Шахдад-хан—прах под ногами Муртазы» и (у
другого) «Сделал вечный Бог по милости своей
солнцем мира Хусейна Али». Этот второй принц был
очень добронравным человеком и весьма учтиво
относился к автору.
(Ниже следует рассказ) о других
покорителях страны Синд, правителях Хайрпура.
Мир Сухраб-хан, второй покоритель,
благодаря своей отваге и сообразительности
расширил пределы унаследованных им владений.
Подробности описаны в книге «Хайрпур-нама» и о
них уже говорил автор; поэтому о них говорить не
будем. [51]
Мир Сухраб-хан после сорока семи лет
царствования унаследованную им страну разделил
между тремя своими сыновьями. Две части он отдал
Мир Рустам-хану, одну часть — Мир Мубарак-хану и
одну часть отдал Мир Али Мурад-хану. После этого
он несколько дней провел в уединении и вручил
свою душу Всевышнему. Какой-то поэт дате его
смерти посвятил несколько стихотворных строчек
в стиле кытъа 23,
из которых видно, что он умер в 1246 г. хиджры, что
соответствует 1830/31 г. христианской эры. Он был
похоронен вблизи города Хайрпур. Мир Рустам-хан,
старший сын, стал наследником отца. Мир
Мубарак-хан и Мир Али Мурад-хан в то время были
еще малолетними и правили в своих владениях,
которые были им завещаны отцом. Так как Мир Али
Мурад-хан был малолетним, его старшие братья
многократно нападали на него. Подробности этих
событий описаны в «Хайрпур-нама». Мир
Мубарак-хан, второй сын Мир Сухраб-хана, умер в 1255
г. хиджры (1839/40 г. христианской эры). Его старший
сын наследовал ему и правил во владениях своего
отца. Но он не был таким сильным правителем, как
его отец, и ничем не прославился.
(Ниже приводится рассказ) о следующих
(третьих) покорителях страны Синд, которые
правили в Мирпурхасе.
Мир Тахара(Тхаро)-хан, третий
покоритель страны Синд, на полученной им
территории местом своего трона избрал Мирпурхас.
Он присоединил также к своим владениям некоторые
земли Регистана. Умер он в 1245 г. хиджры (что
соответствует 1829/30 г. христианской эры).
Мир Али Мурад-хан, его старший сын, в
том же году стал обладателем трона Мирпурхаса.
Известно, что он был набожным человеком и другом
странствующих дервишей. Он оставил трех сыновей:
Мир Шер Мухаммад-хана, Мир Шах Мухаммад-хана и Мир
Хан Мухаммад-хана. В 1252 г. хиджры, что
соответствует 1836/37 г. христианской эры, он из
этого печального мира отправился в мир вечный.
Мир Шер Мухаммад-хан, которого в народе
называли Шер-и Синд, т. е. Лев Синда, и в историю
вошел как Лев Синда. Он с отвагой и великодушием
правил на унаследованном им престоле Мирпурхаса.
Автор надеется, что всем
интересующимся историей из того, что было им выше
изложено, стало совершенно ясно, что в 1258 г.
хиджры (1842/43 г. христианской эры) в стране
Хайдерабада были правителями разных земель: Мир
Насир-хан, сын покойного Мир Мурад Али-хана, а
также Мир Мухаммад-хан, сын покойного Мир Гулам
Али-хана, и Мир Субадар-хан, сын Мир Фатх Али-хана,
а также (правили) Мир Шахдад-хан и Мир Хусейн
Али-хан, сыновья покойного Мир Hyp Мухаммад-хана.
В стране Хайрпур хотя и были
правителями своих земель, но между ними не было
сердечных отношений: Мир Рустам-хан, сын
покойного Мир Сухраб-хана, а также Мир Али
Мурад-хан, [52] сын
покойного Мир Сухраб-хана, а также Мир Насир-хан,
сын покойного Мир Мубарак-хана, сына Мир
Сухраб-хана.
В стране Мирпурхас правителем был Мир
Шер Мухаммад-хан, сын покойного Мир Али
Мурад-хана.
Всякая власть земных правителей
когда-нибудь да кончается. И некоторые признаки
того, что кончится власть и этих правителей, были
уже видны (в то время). Из этих признаков автор
ниже назовет следующие:
во-первых, ненависть и междоусобные
войны между правителями Хайдерабада и Хайрпура,
которые лишь на время затухали;
во-вторых, напряженные отношения,
которые существовали между эмирами (с одобрения
их неопытных сановников) и британскими властями,
чем британские власти были весьма недовольны;
в-третьих, несоблюдение (мирами Синда)
обязательств по соглашениям, подписанным с
британскими властями, которые представляли (в
своем лице) могущественную державу;
в-четвертых, неоднократные нападения
на британских солдат и грабеж британских
товаров;
в-пятых, совершение (мирами Синда)
некоторых деяний, которые нарушали подписанные
ими соглашения.
И в результате по воле Всевышнего
между названными выше мирами (кроме Мир Али
Мурад-хана из, Хайрпура, который не поддержал
своих братьев и родичей, а поддержал солдат и
офицеров Британии) и британскими властями
произошло два сражения. Одно в месяце ал-мухаррам
1259 г. хиджры (февраль 1843 г. христианской эры), а
другое в месяце сафар 1259 г. хиджры (март 1843 г.
христианской эры). Сражения эти произошли около
Миани и Даба 24.
И в обоих сражениях миры Синда потерпели
поражение. Сильная армия сэра Чарльза Нэпира
одержала победу. Миры Хайдерабада и Хайрпура
сложили оружие и подчинились британским властям.
Лишь Мир Шер Мухаммад-хан, после того как война
была проиграна, ушел сначала в Регистан, а потом в
Хорасан. Впоследствии он обосновался в Панджабе,
признав власть губернатора Панджаба.
В соответствии с правилами, которых
придерживались британские власти, они
(отстраненных от управления Синдом) миров
сначала держали под надзором в Бомбее, потом в
Пуне, Сурате, Калькутте, Хазар-и Баг и в других
местах. Высланные под надзор британских властей
миры (Синда) в этих областях и провинциях
находились до тех пор, пока они не ушли из этого
тленного мира в вечный мир. Лишь некоторые из них
при жизни возвратились в свои родные места. Ниже
автор приводит сведения о правителях
Хайдерабада — годы их смерти и названия мест, где
они умерли.
Мир Насир-хан умер в 1261 г. хиджры, что
соответствует 1845 г. христианской эры, в
Калькутте. [53]
Мир Субадар-хан умер в 1262 г. хиджры (1845/46
г. христианской эры) в Калькутте.
Мир Мухаммад-хан умер в 1271 г. хиджры
(1854/55 г. христианской эры) в Калькутте.
Мир Шахдад-хан умер в 1274 г. хиджры (1857/58 г.
христианской эры) в Калькутте.
Мир Мухаммад Хусейн Али-хан еще при
жизни вернулся (на родину) и умер в 1295 г. хиджры (1878
г. христианской эры) в Хайдерабаде. Он был
похоронен на кладбище своих предков в
Хайдерабаде.
Из правителей Хайрпура только двое
были высланы в чужую страну под надзор, где они и
умерли. Мир Рустам-хан в 1262 г. хиджры (1845/46 г.
христианской эры) в Пуне и Мир Насир-хан в 1281 г.
хиджры (1864/65 г. христианской эры) в Пуне. Тела
правителей Хайдерабада и Хайрпура были
перевезены из тех мест (где они умерли) и
похоронены на кладбище их предков.
Правитель Мирпурхаса Мир Шер
Мухаммад-хан, который не был под надзором
британских властей, а поселился в Панджабе, еще
при жизни возвратился в Мирпурхас, где и умер в 1294
г. хиджры (1877 г. христианской эры).
Выше нами было сказано, что правитель
Хайрпура Мир Али Мурад-хан с самого начала не
поддержал своих братьев и соплеменников, а отдал
себя (в распоряжение) главнокомандующего
одержавших победу войск сэра Чарльза Нэпира.
После победы британских властей он
стал правителем унаследованной им части
владений своего отца. В 1311 г. хиджры, что
соответствует 1893/94 г. христианской эры, он умер.
Его тело увезли в высокую Кербелу и похоронили
рядом с Саидом Ал-Шухада. Его третий сын, сэр Мир
Файз Мухаммад-хан, сахиб-бахадур, наследовал
своему отцу, и события (его жизни) подробно
описаны автором в книге «Хайрпур-нама». Поэтому
нет необходимости еще раз повторять все то, что
описано в этой книге.
Автору представляется необходимым
рассказать (читателям) некоторые подробности о
жизни потомков правителей из династии Талпур.
Его высочество Мир Мухаммад Хасан
Али-хан, Си-Ай-И 25,
сын покойного Мир Насир-хана, правителя
Хайдерабада, получает пенсию от британских
властей — каждый месяц в размере трех тысяч
рупий — и живет в уважении и почете на реке Инд,
вблизи Хайдерабада. Он имеет очень хороший
особняк и сад.
Его высочество Хаджи Нур-Мухаммад-хан,
сын покойного Мир Мухаммад Хусейн Али-хана,
последнего по времени правителя Хайдерабада. Он
тоже получал от британских властей пенсию в три
тысячи рупий (в месяц) и жил в уважении и
довольстве. Живет (и-сейчас) вблизи
Хайдерабада,на берегу реки Инд.
Его высочество Мир Абдул Хусейн-хан, сын
покойного Мир [54] Аббас
Али-хана, двоюродный брат его высочества Мир
Мухаммад Хасан Али-хана, Си-Ай-И, названного выше,
получал (пенсию) от британских властей в размере
восемьсот рупий (в месяц) и жил в уважении и
удовольствии на берегу реки Инд около
Хайдерабада.
Мир Рустам-хан Сани (Второй), внук
покойного Мир Рустам-хана (Первого), правителя
Хайрпура, получал пенсию от британских властей в
размере тысяча двести рупий (в месяц). Он жил в
селении Джануджи в талуке Лохри вместе со своими
родными братьями и родителями.
Его высочество Мир Али Мадад-хан, сын
покойного Мир Насир-хана, правителя (одной) части
Хайрпура, получал от британских властей пенсию в
размере девятьсот пятьдесят рупий (в месяц). Он
живет в полном довольстве в талуке Лохри, в
селении Алиабад.
Его высочество Мир Хаджи Фатх-хан,
первый сын покойного Мир Хаджи Шер Мухаммад-хана,
правителя Мирпурхаса, получал две тысячи рупий
пенсии от британских властей. Он живет в полном
довольстве в Мирпурхасе.
Все эти шестеро миров — потомки
правителей Синда. Кроме них были и другие миры из
этого рода, число которых доходит до ста человек.
Многие из них получали соответствующие пенсии,
некоторые получили в дар джагиры и земли,
подробное описание которых будет очень длинным.
А такого длинного изложения хотел бы избежать
автора Поэтому он не излагает подробностей,
полагая, что для тех, кто интересуется историей, и
сказанного достаточно.
Комментарии
1 Джалалуддин Акбар
— император из династии Великих Моголов; правил
в 1556—1605 гг.
2 Хайрпур — город в
Верхнем Синде, около 30 км к югу от Саккара: в
настоящее время административный центр
одноименного округа; 62 тыс. жителей в 1981 г. В
1783—1955 гг. Хайрпур был столицей княжества, где
правили потомки Мир Сухраб-хана Талпур (ум. в 1830
г.), после 1843 г. вассалы Англии.
3 Мирпурхас — город в
Центральном Синде, в округе Тхарпаркар,
провинции Хайдерабад; 124 тыс. жителей в 1981 г. В
1783—1843 гг. — столица княжества, первым правителем
которого был Мир Тахара (Тхаро) хан Талпур (ум. в
1829 г.).
4 Шахдадпур — город в
Центральном Синде, в западной части округа
Сангхар, провинции Хайдерабад; 42 тыс. жителей в 1981
г.
5 Джагирдар (от перс.
«джагир» — «поместье, земельное владение»)—
держатель привилегированного земельного
пожалования, освобожденного (полностью или
частично) от выплаты налогов.
6 Шах Заман — падишах
Афганистана из династии Дуррани; правил в 1793—1801
гг. Подробнее о нем см.: Ганковский Ю. В.
Империя Дуррани. М., 1958; Массон В. М., Ромодин В. А.
История Афганистана. Т. 2. М., 1965, с 143—145; Риштия С.
К. Афганистан в XIX веке. М“ 1958. с. 33—41.
7 Шикарпур — город в
Верхнем Синде; в настоящее время
административный центр одноименного округа в
провинции Саккар; 88 тыс. жителей в. 1981 г. В
XVII—начале XIX в. Шикарпур был крупнейшим торговым
центром Верхнего Синда; во второй половине XVIII в.
находился под властью шахов Дуррани. Хусайн Али
называл Шикарпур «благоустроенным городом», в
котором купцы — индусы «обладают богатыми
сокровищами и драгоценностями». Талпуры
овладели Шикарпуром, воспользовавшись
междоусобной борьбой, которую вели за трон отца
сыновья падишаха Тимур-шаха Дуррани — Шах Заман
и Хумаюн (см.: «Зиб-и тарихха», л. 47-А, 85-А). По
свидетельству М. Элфинстона, относящемуся к
началу XIX в., большую часть населения города
Шикарпур составляли индусы, среди которых было
много богатых купцов и банкиров (Elphinstone М. An
Account of the Kingdom of Caubul. Vol. 2, с. 231). В конце XVIII в. в
Шикарпуре побывал Габайдула Амиров, оставивший
интересное описание города, жизни, быта. занятий
и обычаев его жителей.
8 Лакхпат — город и
крепость в западной части Большого Качского
Ранна (в настоящее время на территории
Республики Индия).
9 Наби (араб.
«пророк») — здесь основатель ислама, пророк
Мухаммад. Родился ок. 570 г., ум. в 632 г. Али ибн Абу
Талиб — двоюродный брат и зять Мухаммада,
четвертый из «праведных халифов» (преемников
Мухаммада); правил в 656—661 гг.
10 Мир (сокр. от араб.
«амир» — «правитель, князь, эмир») — титул
правителей княжества Синд из династии Талпур.
11 Худадад-хан имеет
в виду договор между Синдом и Англией от 22
августа 1809 г., статья 1 которого
провозглашала«вечную дружбу» между двумя
государствами.
12 Ранджит Сингх
(1780—1839) — махараджа Панджаба в 1799—1839 гг. (см.: Семенова
Н. И. Государство сикхов. М., 1958, с. 24—116; Кочнев
В. И. Государство сикхов и Англия. М., 1968, с. 25—96).
13 Шах Шуджа ул-Мулк — падишах
Афганистана из династии Дуррани; правил в 1803—1809
и 1839—1842 гг. (см.: Риштия С. К. Афганистана XIX
веке, с. 47—60, 113—117, 153—169).
14 Текст англо-синдхских
договоров от 4 апреля и 20 апреля 1832 г. см.: Агеев
В. Ф. Английское завоевание Синда. М., 1979, с.
134—135.
15 Маулана (перс. «наш
господин») — почетное прозвище или титул
мусульманских богословов.
16 Муршид (от араб.
«рашада»—«идти правильным путем») — духовный,
религиозный наставник; глава мусульманской
секты.
17 Пир (перс. «старик,
старец») — глава религиозной общины или секты;
духовный наставник.
18 Хадж (араб.) —
паломничество в Мекку — один из «пяти столпов»
ислама.
19 Мурид (араб.) —
ученик, последователь религиозного или
духовного наставника (муршида или пира).
20 Кааба — наиболее
почитаемое мусульманское святилище в Мекке в
Западной Аравии; по преданию. Кааба построена
пророком Авраамом, поместившим в нее «черный
камень», полученный от архангела Гавриила:
Кибла—направление в сторону Мекки с Каабой, куда
мусульмане должны обращаться лицом во время
молитвы.
21 Тархан
(тюрко-монг.) — почетный титул, обладатель
которого освобождался от налогов и повинностей и
получал привилегию без доклада входить к
правителю.
22 Субадар
(араб.-перс.) — губернатор, правитель области или
провинции в государстве Великих Моголов и шахов
Дуррани. В Британской Индии — полицейский
офицер.
23 Кытъа (араб.) —
короткое стихотворение на одну рифму.
24 Миани и Даба
(Дабба) — селения в Синде, около которых в феврале
— марте 1843 г. синдхские вооруженные отряды
потерпели поражение от превосходящих сил
английской армии (см.: Агеев В. Ф. Английское
завоевание Синда, с. 70—102). Подробнее об
английской политике в отношении Синда до 1843 г. и
английском завоевании Синда см.: Huttenback R. British
Relations with Sind. 1793—1843. Berkeley, 1962; Mariwalla С. L. Essays on
British Policy towards Sind. Karachi, 1947.
25 Си-Ай-И (сокр. англ.
Companion of the Order of the Indian Empire) — кавалер ордена
Индийской империи, учрежденного королевой
Викторией (1837—1901) в декабре 1877 г.
Текст воспроизведен по изданию: Худадад-хан. Сущность истории Синда. М. 1989
|