ХУДАДАД-ХАН
СУЩНОСТЬ ИСТОРИИ СИНДА
ЛУББ-И ТАРИХ-И
СИНД
ПРАВЛЕНИЕ РОДА АББАСИ, ИЗВЕСТНОГО
КАК ДИНАСТИЯ КАЛХОРА
...После убийства Надир-шаха Афшара в 1160 г.
хиджры (что соответствует 1747 г. христианской эры) 1
падишахом в том же году стал Ахмад-хан Абдали,
который известен под именем Ахмад-шах Дуррани 2.
Он стал. обладателем трона Афганистана.
Надир-шах Афшар, отремонтировав крепость
Бхаккар 3,
до того как уйти из Синда, назначил наваба 4
и правителя этой крепости, а также окрестных
земель. Назначил он своего правителя и в город
Татта 5.
Ниже мы даем перечень навабов, распорядителей,
правителей, комендантов крепостей и субадаров,
резиденцией которых была крепость Бхаккар. Все
они назначались шахами Хорасана.
Первым навабом был наваб Саадат-хан. Вторым —
наваб Мансур-хан. Третьим — наваб Максуд-хан; о
нем рассказывают такую историю. Однажды он
случайно встретил ахунда 6 какой-то мечети и
спросил, как его имя. Тот ответил: «Ахунд мулла
Мухаммад Мааруф». Наваб был огорчен и воскликнул:
«Ты всего лишь мулла мечети, а имеешь такое
длинное имя! Я же наваб крепости Бхаккар и ее
окрестностей, а зовут меня просто Максуд-хан».
После него навабом стал Зулфикар Али-хан. А
после него власть перешла к навабу Гулам
Сидык-хану, во времена которого был произведен
новый (шестой по счету) ремонт крепости Бхаккар.
Это произошло в 1192 г. хиджры, что соответствует 1778
г. христианской эры.
После него навабами поочередно были Садик
Мухаммад-хан, затем Гулам-хан, Муса-хан, Атаи-хан,
Мауладад-хан. Сын этого последнего наваба звался
Дилавар-хан, и он был паттадаром 7 Госарджи талуки 8
Сакхар 9.
Автор этой книги видел его своими глазами. Его
второй сын, Самандар-хан, стал зятем автора. Но в
то время, когда это случилось, он — Дилавар-хан—
уже давно покинул этот мир, оставив еще двух
сыновей: Гулам Расул-хана и Гулам Сараар-хана.
После него навабом был Ма-дад-хан, а затем и
другие правители. Этого наваба автор видел
своими глазами в городе Шикарпуре. Он был очень
религиозным [34] и
благочестивым человеком. После смерти остался
его сын Мухаммад Умар-хан.
Возможно, что интересующихся историей удивит
то обстоятельство, что о навабах шахов
Хиндустана рассказывается в хрониках подробно, а
о навабах шахов Хорасана не сообщается ничего,
кроме их имени. Объяснение этому такое. Навабы
времен шахов Хиндустана имели ранг
пятитысячника или четырехтысячника 10, а
также имели войска, распоряжались значительными
средствами, обладали территориями, могуществом,
были фаудждарами 11.
Навабы же времен падишахов Хорасана были
навабами только по имени, они также были лишь
номинально фаудждарами и комендантами
крепостей. Поэтому и время их правления нигде не
было подробно описано.
Как полагает автор, переходя ко времени
правления Ахмад-шаха Дуррани, уместно кратко
рассказать об афганских племенах, тем более что и
сам автор происходит из одного из этих племен.
Автор надеется, что рассказ этот будет интересен
для его читателей.
По мнению авторов «Тарих-и Ахмади» и других
хроник Кайс Абдуррашид был человеком из племени
Бани-Исраил и происходил от потомства Ибн-Ямина,
брата Юсуфа, да будет мир над ним! А на языке
ибрани Ибн-Ямином называют того человека,
который вырос без матери. Этот Кайс во дни
последнего из пророков был обращен в ислам. У
него было три сына:
Сарин, Мабхин и Гургушт. От Сарина осталось два
сына: Шарафуддин по прозвищу Шер-и Хайван и
Хайруддин по прозвищу Хайр-и Шабун.
У Шарафуддина было пять сыновей: Ширани, Тарин,
Бахредж, Миана и Утар. У Тарина был сын Абдал,
которого афганские племена считают своим
высоким предком; хотя он сначала имел другое имя,
но стал известным по имени Абдал.
У Абдала было двое сыновей: Зирак и Пандж Пао. От
Зирака происходят Попол, Алко и Барак. От Попола
происходят Исмаил, Хасан, Бали, Газаб и Каландар.
От Бали пять сыновей: Садо, Салех, Али-хан, Ратак и
Адрак. У Садо было двое сыновей; один из них —
Ходжа-и Хизр — предок Ахмад-хана, впоследствии
ставшего Ахмад-шахом Дуррани. Остальные
подробности о роде Ахмад-шаха будут изложены в
другом месте 12.
Автор этой книги происходит из племени тарин.
Мухаммад Заман-ха.н Абдали, отец Ахмад-шаха,
вместе со своим малолетним сыном выехал из
Мултана в сторону Герата и Кандагара. И там он
стал во главе племени абдали. Ахмад-шах
удостоился того, что был принят на службу к
Надир-шаху Афшару. Исполняя свои обязанности
наилучшим образом, он постоянно находился при
особе Надир-шаха. И падишах был им доволен.
Известно, что падишах неоднократно в своем
дворце в присутствии знатных людей говорил, что в
Иране, Туране и Хиндустане не найти человека,
который так заслуживал бы [35] дохвалы,
как Ахмад-хан Абдали. И падишах постоянно держал
егo в своей ставке или военном лагере.
Однажды Надир-шах сидел на золотом троне, а
Ахмад-хан почтительно стоял около него. И
Надир-шах приказал ему подойти поближе. Ахмад-хан
сделал шаг вперед. Но Надир-шах снова приказал
ему подойти ближе. И после того как Ахмад-хан с
почтением приблизился, шах сказал: «После меня
бразды правления перейдут к тебе, и ты должен
обещать справедливо относиться к моим потомкам».
На это Ахмад-хан ответил: «Я готов всем
пожертвовать для Вашего Величества, и нет нужды
говорить мне то, что сказали». Но Надир-шах
повторил сказанное им: «Я точно знаю, что после
меня ты будешь падишахом. Относись же ж моим
потомкам по-доброму». По словам Надира все и
стало. Поистине он предвидел будущее: «Слово
шаха, это — шахское слово!»
Придя к власти, падишах Ахмад-шах всегда помнил
слова Надир-шаха и всегда стремился оказывать
помощь и поддержку потомкам Надир-шаха.
Священный город Мешхед он оставил во владении
Шахруха Мирзы 13
(сына Риза Кули Мирзы и внука Надир-шаха), который
был сыном Фатимы Султан-Бегим, дочери Султана
Хасана Сафави.
Тимур-шах 14,
старший сын и преемник Ахмад-шаха, также выполнял
это обещание.
Автор нашел в хронике «Тарих-и Ахмади» очень
интересный рассказ, который приводится ниже. До
того еще, как Ахмад-шах взошел на трон, какой-то
дервиш по имени Сабир-шах пришел в лагерь
Надир-шаха. Он из каких-то лоскутьев устроил себе
маленькую палатку, а перед нею поставил
несколько маленьких глиняных лошадок, которыми
играл, как ребенок. Всякий раз, как Ахмад-хан
направлялся ко двору Надир-шаха, он проходил по
этой дороге и приветствовал дервиша, а дервиш
говорил: «Я готовлюсь к твоему царствованию». И
Ахмад-хан верил этим словам дервиша. А в день
убийства Надир-шаха он взял того дервиша с собой
и, спасаясь от солдат Надир-шаха, замешательства
и кровопролития, отправился в сторону Кандагара.
Когда они отошли уже на довольно большое
расстояние от лагеря Надир-шаха, тот дервиш
сказал Ахмад-хану: «Теперь ты станешь падишахом».
На это Ахмад-хан сказал: «Господин мой! Я не
достоин царствования и величия». Но дервиш,
устроив из земли подобие трона, посадил на него
Ахмад-хана и сказал: «Это трон твоего
царствования». Потом, возложив ему на голову
венец из зеленой травы, дервиш сказал: «Это твой
венец, и ты падишах времени». С того дня Ахмад-шах
свое племя абдали стал называть «дуррани»
(«жемчужное»), хотя правильнее было бы называть
его «даурани» 15.
А самого себя стал титуловать Ахмад-шах Дуррани.
Таким образом, по слову и молитве дервиша
исполнились правдивые святые слова: «Даем тому,
кому пожелаем, и отбираем у того, у кого
пожелаем». После этого все люди, и высокого ранга,
и низкого ранга, молодые [36]
и старые, приветствовали его как падишаха. И в
Кандагаре он воссел на трон царствования, и
старый город Кандагар стал называться
Ахмад-шахи.
Когда стало известно Миану Hyp Мухаммаду Аббаси,
что Надир-шах из этого тленного мира ушел в мир
вечный, то он выплату дани, наложенной покойным,
прекратил. Несмотря на это, Ахмад-шах, новый
падишах, удостоил его титулом Шах-Наваз-хан 16
и все управление страной по-прежнему оставил за
ним. Спустя несколько лет падишах Ахмад-шах
прибыл в страну Синд. В Сакхаре, перейдя Инд через
только что построенный мост, он выбрал город
Лохри, или Рохри 17,
местом своей остановки.
Какой-то поэт год его прибытия назвал «Две
великие бури». Это был 1167 г. хиджры, что
соответствует 1753/54 г. христианской эры. У
интересующихся историей может возникнуть
вопрос: какой смысл вложил поэт в слова «Две
великие бури»? Отвечу им так: первая буря — это
внезапное прибытие в Синд падишаха и
строительство нового моста, а вторая буря — это
побег и смерть Миана Hyp Мухаммада Аббаси.
После того как Ахмад-шах осчастливил своими
шатрами Рохри, Миан Hyp Мухаммад Аббаси, чтобы
укрыться от лучей шахского солнца, только в
побеге нашел для себя спасительную тень. Но в
середине пути, в Джайсалмере 18, по велению
истинного всевышнего владыки владык он
отправился в вечный мир. Пусть Аллахего
благословит!
Миан Мухаммад Мурадъяб-хан, его старший сын, в
том же году воссел на унаследованный трон.
Падишах Ахмад-шах, взыскав дань за прошлые годы и
получив приношений больше, чем прежде, удостоил
его титулом Сарболанд-хан 19 и все
управление страною Синд отдал в его руки. И, взяв
с собой Мухаммада Атр-хана, его брата, как
заложника, вернулся к себе.
Автор считает нужным сказать еще несколько
слов об этом шахе, покорителе мира, хотя кое-что о
нем уже было сказано выше. Одна из его печатей
была украшена изображением павлина. На другой
имелась надпись: «Содрогается земля и
останавливается бег времени, когда Ахмад-шах
обнажает меч!»
После того как Ахмад-шах ушел из Синда, Мухаммад
Мурадъяб-хан, носивший титул Сарболанд-хан,
перестал тревожиться и построил город, назвав
его Худаабад, и этот город сделал своей
резиденцией. Теперь от него остались только
руины в углу восточной части теперешнего города.
И там же гробницы людей из рода Аббаси и Талпур.
Мурадъяб-хан, в полном соответствии со своим
титулом Сарболанд-хан (т. е. знаменитый,
прославленный хан), считал себя таким
прославленным, что творил насилия над людьми
высшими и низшими. По этой причине люди всех
рангов, и знатные и простые, питали к нему
отвращение и наконец заключили его в тюрьму.
Этому событию какой-то поэт посвятил [37]
стихотворение, из которого мы можем
узнать, что оно произошло в 1170 г. хиджры, что
соответствует 1757 г. христианской эры. В заточении
он и умер.
После его смерти Миан Гулам-шах, его пятый брат,
благодаря своим способностям и стараниям людей,
а также по велению Всевышнего сел на трон
правителя. Здесь уместно вспомнить
знаменательный рассказ на языке сирайки 20,
в котором содержится упоминание о матери этого
правителя, а она была из Гилана. Это упоминание на
языке фарси звучит так: «Появился бутон розы из
Гилана, он еще расцветет!»
Миан Гулам-шах, придя к власти, начал править
наилучшим образом, хотя ему и приходилось
неоднократно из-за мятежей братьев совершать
походы в Качх и другие области и находиться из-за
этого вдали от своей резиденции. Он был весьма
умей, дальновиден и отважен. Правление его, как
представляется, было устойчивым.
В 1171 г. хиджры, что соответствует 1758 г.
христианской эры, он охотно позволил английским
купцам торговать в городе Татта. В 1172 г. хиджры (1759
г. христианской эры) он построил новый город,
названный Шахпур, и сделал его своей резиденцией.
Теперь это маленькое селение в талуке Сакранд. В
1175 г. хиджры (1761/62 г. христианской эры) Ахмад-шах,
падишах Хорасаяа, присвоил ему титул Шах
Варди-хан 21,
так как он был чрезвычайно доволен его
деятельностью как правителя, а также одарил его
множеством ценных подарков, даже подарил ему
собственного слона. И его дела в управлении
государством были так успешны, что его братья и
вее другие люди, которые поднимали мятежи против
него, были унижены и стали подчиняться его
приказам. С присущей ему отвагой он силой отнял в
1176 г. хиджры, что соответствует 1762/63 г.
христианской эры, у правителя соседней с Синдом
страны и присоединил к своим владениям — у Рас
Качха и Баходжа Бхуджа — порты Буст и Лакхпат. И
кроме того, стал его зятем. У наваба Бахавалпура 22
— Бахавал-хана Давудпутра он отнял город Уч и
крепость Сабзал-кот и присоединил к стране Синд.
Также он отобрал из-под власти хана Калат-и
Брагуи город Карачи 23 и его
окрестности и подчинил себе.
Вследствие таких успехов в управлении Синдом в
1178 г. хиджры, что соответствует 1764/65 г.
христианской эры, Ахмад-шах, падишах Афганистана,
удостоил его титула Самсам ад-Даула 24 и
поручил ему управление областями Дера Гази-хан и
Дера Исмаил-хан.
В 1182 г. хиджры (1768/69 г. христианской эры) в
городе-Хайдерабаде 25, подлинное
имя которого Ниран-кот, он построил крепость
самым наилучшим образом и сделал этот город
своей столицей. Эти крепость и город существуют
по сей день.
Пишут, что вблизи вышеупомянутой крепости была
еще другая, маленькая крепость, которую построил
один святой — Саид Мухаммад Маки,—да будет мир
над ним! Так как эта крепость [38]
была выше, чем крепость, построенная
Мианом Гулам-шахом, то в 1185 г. хиджры, что
соответствует 1771/72 г. христианской эры, она была
разрушена. Дата сооружения священной гробницы
того святого и его крепости видна из
посвященного их постройке стихотворения. Они
были построены ранее крепости Миана Гулам-шаха, в
1083 г. хиджры, что соответствует 1672/73 г.
христианской эры. По словам сведущих людей, когда
к крепости и гробнице того святого было
проявлено неуважение со стороны Миана
Гулам-хана, то в ту же ночь он заболел, с ним
случился припадок и он был парализован. И в
результате этой болезни в 1186 г. хиджры (1772 г.
христианской эры) птица его души отлетела. Год
его смерти известен из стихов какого-то поэта.
Неуважение к святому оказало свое действие!
Человеку надо всегда быть осторожным и чтить
святых! Вышеупомянутая святая гробница и по сей
день существует и является местом паломничества
высших и низших, старых и молодых людей, которые
постоянно в девятый день месяца зул-хадджа
собираются там. Люди приходят туда из краев
дальних и близких. Что же касается Миана
Гулам-шаха, то он похоронен в гробнице в северной
части города Хайдерабада и его гробница — место
паломничества простого народа и знати.
Миан Мухаммад Сарфараз-хан, старший
сын Миана Гулам-шаха, в том же, 1186 г. хиджры (1772 г.
христианской эры) сел на трон отца. Он, начав
править, отощел от отцовских традиций.
Случилось так, что в 1187 г. хиджры (1773 г.
христианской эры) Ахмад-шах, падишах Дуррани, из
этого тленного мира отправился в мир вечный. Год
его смерти виден из строки поэта; «Из бренного
мира шах ушел». Его старший сын Тимур-шах воссел
на шахский трон.
Тимур-шах удостоил Миана Сарфараз-хана
почетным титулом Худаяр-хан 26.
Печать Тимур-шаха была украшена
словами: «Приказ по велению Всевышнего —
Всемирной державе Тимур-шаха». На монетном дворе
чеканились на монетах такие слова: «Фортуна
приносит золото и серебро от Солнца и Луны. Чтобы
чеканили на них печать Тимур-шаха».
Миан Мухаммад Сарфараз-хан во многих
делах нарушал предписания своего отца. Здесь мы
скажем только о некоторых из них, самых важных.
Во-первых, он изгнал тех купцов, которым его отец
разрешил поселиться в городе Татта и заниматься
торговлей. Во-вторых, он без оснований казнил Мир
Бахрам-хана Талпур, виднейшего государственного
деятеля в то время, вместе, с его сыном Мир
Субадар-ханом. Год их казни виден из стихов поэта:
это случилось в 1189 г. хиджры (1775/76 г. христианской
эры). Они были похоронены в Худаабад-и Hay, которое
существует и теперь.
Такое недобросовестное ведение
государственых дел привело к тому, что вспыхнуло
всеобщее восстание, в котором и низшие [39] и высшие объединились и
стали союзниками. И в том же году он (Миан
Мухаммад Сарфараз-хан) был схвачен и посажен в
тюрьму, где и умер. А на трон посадили его брата —
Мухаммад-хана.
Мухаммад-хан, второй сын Миана
Гулам-шаха, в 1189 г. хиджры, что соответствует 1775/76
г. христианской эры, занял трон Синда, но он не был
осведомлен в делах управления государством.
Поэтому он в том же году был лишен власти.
Миан Гулам Наби, сын Миана Hyp Мухаммада
Аббаси и брат Миана Гулам-шаха, в том же, 1189 г.
хиджры (1775/76 г. христианской эры) с одобрения
высшего сословия сел на трон правителя. Он вел
дела управления разумно. В душе у него постоянно
гнездился страх, как бы вдруг главы племени
талпур 27
не стали ему мстить за кровь покойного Мир
Бахрам-хана. Наконец так и случилось. В 1190 г.
хиджры (1776/77 г. христианской эры), когда Бухар-xaн,
возвращаясь из святой Мекки после того, как он
удостоился поклонения Бейт-Аллах (Дому Божьему),
прибыл в Синд, белуджи и другие племена
соединились и начали войну против Миана Гулам
Наби. И в той войне Миан Гулам Наби вблизи
Умар-кота 28
был убит. Его тело было перевезено в Хайдерабад и
похоронено рядом с гробницей брата — Миана
Гулам-шаха.
Миан Абд ан-Наби, брат Миана Гулам Наби,
сын Миана Hyp Мухаммада Аббаси, в соответствии с
завещанием своего покойного брата, с одобрения
знати, а также с одобрения Мир Бухар-хана Талпур в
1191 г. хиджры, что соответствует 1777 г. христианской
эры, занял трон правителя. Упомянутый Миан Абд
ан-Наби в начале своего правления пленил тех лиц
из потомков дома Аббаси, которые искали и хотели
власти, и, наконец, всех их без вины казнил.
И всех тех, кто был из рода Аббаси и
претендовал на трон, он заключил (в тюрьму): И
наконец, всех их без вины казнил. Были казнены
сыновья Гулам-шаха Мухаммад Сарфараз-хан и
Мухаммад-хан, а также Миан Махмуд-хан, который был
младшим братом Миана Атр-хана и Миана Гулам Наби,
(последний) был убит в начале войны Мир
Баджар-ханом. Всего пять человек были казнены в
один год. Какой-то поэт год их казни сложил в
таких стихах:
Цветник Аббаси
Уменьшился на пять роз.
Числовое значение букв, составляющих
фразу «Цветник Аббаси» — «Гул-баг-и Аббаси»,
равно 1196 г. Если уменьшить на пять, то получится
1191, а это тот год хиджры (соответствующий 1778 г.
христианской эры), когда пять человек из этого
рода отправились в мир вечный 29.
Миан Абд ан-Наби, казнив своих братьев,
правил спокойно, И стал забывать о необходимости
посылать дань шаху Афганистана, что издавна
делали правители из династии Аббаси, [40]
И вот, то ли по этой причине, то ли по
призыву Иззат-хана, претендовавшего на место
правителя Синда, но в 1192 г. хиджры (1778 г.
христианской эры) падишахой Афганистана было
отправлено в Синд огромное войско во главе с
Махфуз-ханом.
Миан Абд ан-Наби вместе с войском и со
свитой, в которой был и великий вазир 30 Мир
Баджар-хан, выступил к городу Шикарпур и встал
там в ожидании того войска. А так как честь и
унижение, победа и поражение даются Высшим
повелителем и перед ним равны великий и
ничтожный, то тогда знамя победы водрузил Миан
Абд ан-Наби. Но падишах Тимур-шах вознамерился
отправить в Синд новое многочисленное войско.
Тогда Миан Абд ан-Наби и его эмиры, предвидя это
событие, обратились к падишаху Тимур-шаху с
просьбой о прощении, выплатили все причитавшиеся
дани и налоги и освободили себя от этой угрозы.
После этого они с особым усердием занялись
государственными делами.
Миан Абд ан-Наби боялся отваги,
сообразительности и политического опыта Мир
Баджар-хана. Его страшила мысль, как бы тот при
удобном случае не убил его. Из-за этого страха он
вызвал палача раджи Джодхпура 31, и тот казнил
(Мир Баджар-хана) в его присутствии. По этому
поводу один поэт сказал: «С сожалением шепнул мне
мой тайный голос: “Мир погиб мученической
смертью от руки индуса"». А другой сказал:
«Среди мучеников оказался Мир Баджар».
Числовые значения этих слов показывают, что
случилось это в 1194 г. хиджры, что соответствует 1780
г. христианской эры.
Вскоре Миан ан-Наби отправился в Калат
белуджский и там получил помощь. Но эмиры во
время его отсутствия посадили на трон правителя
Миана Садык Али, сына Миана Гулам Хусейна Аббаси.
Однако Миан Абд ан-Наби с помощью хана Калата,
хана Бахавалпура и сардара 32 Мадад-хана
вновь сел на трон правителя.
Если тех, кто интересуется историей,
слишком длинный рассказ не затруднит, то хотя бы
кратко я расскажу о жестокости и беспощадности
сардара Мадад-хана и подчиненных ему войск. Дата
его вторжения в страну видна из этой
стихотворной строки: «О (горе), от беззакония
этого жестокого тирана», что дает 1194 г. хиджры (1780
г. христианской эры). Уместно вспомнить те
события и начать рассказ о них словами
«Бисмалла» («Во имя Аллаха»). Когда он (Мадад-хан)
дошел до Умар-кота, а оттуда пошел от одного места
к другому, то всюду он занимался грабежом и
присвоением (чужого), жег людей и хижины"
бедняков. Кони его воинов были без узды и без
браздов, и они поворачивали от одного места к
другому для грабежа. Знатные и простолюдины,
молодые и старые от всех этих жестокостей были в
ужасе и в страхе. После того как он вступилв
страну Синд, разорение и ограбление, убийства и
кровь стали повседневными событиями, и если их
все описать, то они будут звучать как легенда. А
так как эта книга озаглавлена «Лубб-и [41]
тарих-и Синд» («Сущность истории Синда»),
то не будем поэтому отвлекаться на подробности.
Достаточно будет, если мы скажем, что после этого
вторжения люди Синда, если им приходилось
терпеть какие-то несчастья — от Бога или от
правительства, — всегда восклицали на языке
синдхи: «Конница! Конница!» Это восклицание
осталось как предупреждение о приближении войск
сардара Мадад-хана, которые к каждому городу, к
каждому селению поворачивали своих коней для
грабежа. Люди, увидев их, кричали: «Конница!
Конница!» — чтобы оповестить других, и убегали. И
это восклицание и по сей день существует, и его
употребляют в разговоре и высокопоставленные
люди и простолюдины. Автор побывал во многих
областях и странах: в Хорасане, в странах
иранских и арабских, Белуджистане, Пенджабе,
Хиндустане, Макране, Декане, Кокане, Катхиаваре,
Регистане, Марваре, Гуджарате — и ни в одной из
них он такого возгласа не слышал. Ведь в каждой
стране и в каждом краю свои порядки и обычаи.
Автору вспоминается интересный
случай, который произошел в 1285 г. хиджры (в 1868 г.
христианской эры), когда он вместе с господином
Менсфилдом, высоким комиссаром Синда, и
некоторыми другими господами для исполнения
особого задания был в столичном городе Багдаде.
Там он удостоился встречи со всемилостивым
господином, великим помощником Шейха Абдул
Кадира Джелани, да освятит его Аллах! В то время
автор удостоился также аудиенции у
высокородного, ныне покойного, Пира Мустафа-шаха,
сына мауланы Пира Сулейман-шаха Эфенди.
В то время на высоком троне предков
восседал также почтенный и уважаемый хазрат,
ныне покойный. Сайд Али-шах, а светлый возраст его
славного и восхваленного сына не превышал тогда
одиннадцати лет. И большинство его помыслов и
слов было обращено к жителям Афганистана и
Хиндустана, Панджаба и Синда. После официальной
аудиенции, во время обмена любезностями, когда
они узнали, что грешный автор родом из страны
Синд, то с автором очень любезно говорили:
«О 33, я хорошо
помню возглас в вашей стране: “Конница!
Конница!"». На это автор ответил, что таков —
безусловно и на самом деле — возглас, жителей
Синда. И что это— воспоминание о том сардаре
(Мадад-хане), которое живет среди народа. И если
кто-то по необходимости, или по приказу, или в
страхе куда-то бежит, то другие люди, упрекая его,
говорят: «Почему ты так бежишь, чего ты боишься?
Разве за тобой Мадад гонится?»
После того как Мадад-хан ушел (из
Синда), один поэт сказал: «Был человеком, ушел!» Из
числового значения этих слов видно, что событие
это произошло в 1194 г. хиджры (1780 г. христианской
эры). Вскоре он умер и никого после себя не
оставил.
Так, с помощью сардара Мадад-хана и
других навабов Миан [42] Абд
ан-Наби Аббаси вновь сел на трон правителя Синда.
В 1197 г. хиджры (1782/83 г. христианской эры) он,
посчитав момент удобным, убил Мир Абдуллах-хана и
Мир Фатх-хана Талпур. Оба они были людьми
знаменитыми и в то время были его приближенными.
И вот он их, так же как ранее Мир Баджар-хана, убил.
Талпуры, другие белуджи и сардары тех
времен были очень возмущены несправедливой
казнью вышеупомянутых лиц. Они объединились,
приготовили оружие и начали войну против Миана
Абд ан-Наби Аббаси. Командовали войсками Мир Фатх
Али-хан. Мир Сухраб-хан и Мир Тахара-хан. Все они
были из одного племени. Они одержали победу в
этой войне над Мианом Абд ан-Наби, и тот бежал и
обратился за помощью к хану Калата и к Тимур-шаху,
падишаху Афганистана. Но ему уже не пришлось
вернуться на престол правителя Синда. Весь 1193 г.
хиджры (1779 г. христианской эры) Миан Абд ан-Наби
провел в поисках помощи. По воле Всевышнего
каждому определено его время, и это время у него
кончилось.
Потомки дома Аббаси, которые правят в
областях Панджаба и Раджпутаны, известны как
«сахаб-задаган-и Синд», т. е. как «сыны владык
Синда».
Комментарии
1 Мусульманское
летосчисление начинается с хиджры (букв.
«бегство», «переселение») пророка Мухаммада из
Мекки в Медину 20 июня 622 Р. н. э. (точнее, с 15 июля 622
г. — первого новолуния после хиджры).
Мусульманский год (лунный) делится на 12 месяцев и
имеет 354 дня. Для перевода лет имеются
специальные таблицы. См.: Синхронистические
таблицы для перевода исторических дат по хиджре
на европейское летосчисление. Л., 1940; то же. М.—Л.,
1961 и рецензию В. В. Цыбульского (с исправлениями) в
журнале «Народы Азии и Африки» (1962, № 3, с. 245—247).
Надир-шах Афшар — падишах Ирана
(1736—1747); подробнее см.: Арунова М. Р., Ашрафян К. З.
Государство Надир-шаха Афшара. М., 1958.
2 Подробности жизни и
правления Ахмад-шаха Дуррани (1747—1773) см.: Губар
М. Г. М. Ахмад-шах — основатель афганского
государства. М., 1959; История Афганистана. М., 1982, с.
125—135. О созданной Ахмад-шахом обширной державе
см.: Ганковский Ю. В. Империя Дуррани. М., 1958.
3 Бхаккар (Баккар) —
город и крепость в Северном (Верхнем) Синде.
4 Наваб (от араб.
«наиб») — наместник, заместитель; также почетный
титул.
5 Татта (Тхатта) — с
1948 г. административный центр одноименного округа
(дистрикта) в Южном (Нижнем) Синде, в 100 км к
востоку от Карачи. В XVI—XVII вв.
крупнейшийэкономический, а также политический,
культурный (в городе было 400 Мадраса) и
административный центр Спида. Татта была и
крупным центром ремесленного производства.
Население города достигало 300 тыс. В XVIII — начале
XX в. в результате внешних вторжений и феодальных
смут город пришел в упадок. В 1809 г. в городе
насчитывалось только 20 тыс. жителей, а в 1851 г. —
всего 7 тыс. (подробнее см.: Ганковский Ю. В.
Народы Пакистана. М., 1964, с. 105, 121, 122).
6 Ахунд
(перс.)—духовный наставник, учитель,
мусульманский богослов.
7 Пaттaдap (от «патта»,
на урду — «участок земли, земельное владение») —
держатель земли, полученной на условиях несения
службы, обычно военной.
8 Талука (араб.
«принадлежность, собственность») —
административный район, часть провинции; также —
земельное владение. В Синде после 1846 г. талука —
часть округа (дистрикта), подокруг, низшая
налогово-поли-цейская административная единица.
9 Сакхар (Саккар) — на
географических картах, изданных в СССР, название
города передается как «Суккур», от
транслитерации английского написания Sukkur. В
настоящее время административный центр
одноименного округа и провинции (дивижн) в
Северном Синде. Город насчитывает 200 тыс. жителей,
расположен на правом берегу р. Инд. В XVIII—начале
XIX в. Сакхар сильно пострадал от феодальных
усобиц; значительная часть города лежала в
развалинах.
10 О рангах
военачальников в державе Великих Моголов см.: Антонова
К. А. Очерки общественных отношении и
политического строя могольской Индии времен
Акбара (1556—1605 гг.). М., 1952, с. 146—147; Qureshi 1. Н. The
Administration of the Mughal Empire. Karachi, 1966, с. 88—113.
11 Фаудждар (от араб.
«фаудж» — «группа людей»; «воинский отряд») —
военачальник; командующий. В Синде в середине XIX
в. фаудждаром называли начальников полиции в
крупных городах.
12 Подробнее о
генеалогии и происхождении афганских
(пуштунских) племен см.: Ганковский Ю. В.
Народы Пакистана, с. 128—147; Ромодин В. А. Генеалогическая
структура основных групп афганских (пуштунских)
племен и их расселение в XVI—XVII вв.—Страны и
народы Востока. Вып. 22. Кн. 1. М., 1980, с. 239—251; Темирханов
Л. Восточные пуштуны в новое время. М., 1984, с.
78—83.
13 Шахрух, внук
Надир-шаха Афшара, правил в Мешхеде, в
северо-восточном Иране, в 1749—1796 гг. Признавал
сюзеренитет шахов Дуррани.
14 О Тимур-шахе
Дуррани (1773—1793) см.: История Афганистана. М., 1982, с.
130, 135—136; Азизуддин Попользай. Тимур-шах
Дуррани. Кабул, 1332 (на яз. дари) и рецензию Ю. В.
Ганковского на эту книгу (Индия и Афганистан. М.,
1958).
15 См. об этом: Рейснер
И. М. Развитие феодализма и образование
государства у афганцев. М., 1954, с. 329—331.
16 Шах Наваз-хан
(перс.) — хан, угодный (угождающий) шаху.
17 Рохри (Лохри)
—город в Верхнем Синде, к югу от Саккара, на левом
берегу р. Инд. В настоящее время насчитывает 30
тыс. жителей.
18 Джайсалмер —
город и крепость в западной части Раджастхана (в
настоящее время в Республике Индия). Известен с XII
в. В конце XVII—начале XVIII в., в годы правления
махараджи Амар Сингха (1661—1702), Джайсалмер был
столицей крупного государства, в состав которого
входили Юго-Западныи Панджаб и восточная часть
Верхнего Синда. В 1818 г. правитель Джайсалмера
стал вассалом Англии. После завоевания Синда
английская администрация (в 1844 г.) отделила
западные районы княжества Джайсалмер и
присоединила их к Синду (подробнее см.: The Indian Year
Book. 1943—44. Bombay, 1944, с. 210, 1131).
19 Сарболанд-хан
(перс.) — прославленный, знаменитый хан.
20 Неясно, какой
диалект Худадад-хан назвал «языком сирайки».
Вероятно, речь идет о разговорном диалекте
Верхнего Синда (эту часть страны синдхи называли
Сиро).
21 Шах Варди-хан
(араб.-перс.) — хан, славословящий шаха.
22 Бахавалпур —
город в Юго-Западном Панджабе, столица
одноименного княжества; город был построен в 1718
г, Его правители (претендовавшие на
происхождение от дских халифов, правивших
в Багдаде в 749—1258 гг. и в Каире в 1261—1517 гг.) были
выходцами из Синда. В 1748—1809 гг. признавали
сюзеренитет шахов Дуррани; в 1809—1833 гг. —
фактически независимы; с 1833 г. — вассалы
Англии. Площадь княжества — около 44 тыс. кв. км,
население в конце XIX в.— 700 тыс. человек. В 1947 г.
княжество было включено в состав Пакистана, в 1955
г.—ликвидировано (подробнее см.: Тhе Imperial Gazetteer of
India. Vol. VI. Oxf., 1908, с. 196—198).
23 Карачи — в
настоящее время крупнейший город Пакистана
(около 5 млн. жителей), важный порт на берегу
Аравийского моря. Во второй половине XVIII в.
находился под властью правителя Белуджистана
Насир-хана (1750— 1795); Худадад-хан называет его
«ханом Калат-и Брагуи», так как столицеи
Белуджистана тогда был город Калат, а Насир-хан
по этническому происхождению был брагуем. В
начале XIX в. город пришел в упадок; в 1839 г. в Карачи
было всего 14 тыс. жителей. После английской
оккупации Синда Карачи становится
административным центром страны и важнейшим
пунктом экспортно-импортной торговли. В 1891 г. в
Карачи было почти 100 тыс. жителей (подробнее см.: Ганковский
Ю. В. Народы Пакистана, с. 122, 208).
24 Самсам ад-Даула
(араб.) — острый меч державы.
25 Хайдерабад —
город в южной части Синда, в 160 км к северо-востоку
от Карачи; административный центр одноименного
округа и провинции; около 750 тыс. жителей в 1981 г.
Хайдерабад под именем Ниран-кот (крепость на
холме Ниран) известен ранее VIII в. н. э. Когда Миан
Гулам-шах Калхора сделал город своей столицей, он
переименовал его в Хайдерабад в честь халифа Али
(656—661), которого последователи-шииты называли
«хайдер» (лев). Хайдерабад оставался столицей
Синда до 1843 г.
25 Худаяр-хан (перс.)
— хан, любящий Бога.
25 Талпур —
белуджское племя (понообнее см. ниже).
25 Умар-кот — город и
крепость в Юго-Западном Синде.
29 Буквы арабского алфавита,
который употребляется и в языке фарси, имеют
числовые значения. Например, первая буква
алфавита (алиф) имеет значение 1; 25-я буква (нун)
—50, 19-я буква (гайн) —1000 и т. д.
30 Вазир (от араб. «вазара» —
«помогать, содействовать»; «нести бремя») —
глава гражданской правительственной
администрации; министр.
31 Джодхпур — город в
Раджастхане, построенный в 1450 г. раджей Рао
Джодха; столица одноименного княжества в XV—XVIII
вв.
32 Сардар (от перс. «cap» —
«голова, глава») — начальник, командующий,
предводитель. Здесь — почетный титул хана
афганского (пуштунского) племени или клана.
Упоминаемый Худадад-ханом сардар Мадад-хан
Исхакзай был военачальником Тимур-шаха Дуррани».
33 Мунши (араб.) — писец,
секретарь, делопроизводитель.
Текст воспроизведен по изданию: Худадад-хан. Сущность истории Синда. М. 1989
|