|
ХАНЫКОВ Н. В. ОПИСАНИЕ БУХАРСКОГО ХАНСТВА ПРЕДИСЛОВИЕ. Бухарское Ханство издавна привлекало внимание Европейцов. В последние 5 веков, каждое столетие имело одного или нескольких путешественников посещавших сию страну и оставивших по себе более или менее замечательные описания виденного ими на месте. Но нет сомнения что ни один век, не был так богат произведениями этого рода как настоящий, каждое десятилетие его было ознаменовано свежими известиями из этой части Азии занимательной своим прошедшим, и потому читателю покажется менее самонадеянною решимость моя, изложить не просто впечатления путешественника, а сделать опыт систематического описания Ханства; мне легче предшественников моих было предпринять такой [II] труд, потому что я имел преимущество пользоваться их изысканиями, тем не менее, я считаю долгом сказать несколько слов в защиту несовершенства моей книги, упомянув о причинах погрешностей неизбежных в описании стран такого рода как Бухарское Ханства. Материалы из коих путешественник составляет описание посещаемого ими Государства, вообще: трех родов, собственные наблюдения, расспросы и письменные документы как официальные, так и частные, от большей или меньшей легкости пользоваться ими, зависит степень верности взгляда, его на страну и, следовательно, верность изображения оной; но собственные замечания сопряжены со многими трудностями, особенно в стране совершенно отличной по нравам, вере и образованию ее жителей, от того к чему Европеец пpиcмoтpелcя смолоду; ему трудно понимать вещи так как они есть, многое кажется ему странным, темным и даже не понятным, хотя оно ясно, естественно и есть не принужденное следствие существующего порядка вещей ему совершенно, или почти совершенно [III] чуждого. Конечно, в этом случае много помогают предварительные занятия, но и они имеют то не удобство, что могут породить в путешественнике некоторые мысли, от коих, самый взгляд на страну, служившую ему прежде предметом кабинетного изучения не будет в состоянии освободить его; но как бы то ни было, собственные наблюдения во всяком случае суть лучшие материалы, потому что хотя и тут ошибки неизбежны; тем не менее в выводах их будут факты несомненные и действительно существующие. Расспросы расширяют значительно сложность существенных данных к обсуждении страны; но их и везде надобно делать с большою разборчивостью, а тем более между Мусульманами. Мусульмане сколько мне удавалось их наблюдать, любопытны только тогда, когда удовлетворение этого побуждения может быть достигнуто не только спокойно; но еще может служить предлогом к тому без действию, которое составляет их блаженство; приезжайте в любой город Средней Азии или даже в любой аул Киргизов, от посетителей нет отбоя, день и ночь будут они [IV] осаждать вашу дверь; но как вы ошибетесь если подумаете что побуждением к тому есть желание узнать нравы отличные от принятых между ними, или расширить круг своих знаний; Мусульманин целый день просидит на дворе вашей квартиры или у входа вашей кибитки, и не обеспокоит вас ни одним вопросом; много если он укажет своему соседу на какую-нибудь часть вашей одежды или на невиданную ими вещь и прибавит Хода аджаб махлюк доряд т. е. удивительные творения есть у Бога или Аждаиб уль Кяфыр т. е. удивительный неверный; если же желание похвастаться поможет ему преодолеть лень и сделать вам какой-нибудь вопрос, то это весьма вероятно будет что-нибудь такое нелепое, что невольно отобьет у вас охоту не только рассказывать ему; но даже и его расспрашивать. Тоже отсутствие любопытства будет причиною не удовлетворительности его ответов, если вы по необходимости предложите ему вопрос о его земле, примечательности ее кажутся ему так обыкновенными и не интересными, что он или их и не вспомнит пока вы сами их не [V] назовете: или начнет, рассказывать для доказательства силы и могущества своего отечества такие небылицы, что вы должны будете только пожалеть о потерянном времени. Конечно все это относится к большинству и есть счастливые исключения, составляющие истинный клад для путешественника, потому что всего сам он видеть не может и по недостатку времени и по свойственной всем властителям Средней Азии склонности к подозрению чужестранцев, и должен невольно дополнять неизвестное расспросами; но и тут если он найдет добросовестного человека, который решится сообщить ему кое какие сведения, он должен принимать их весьма осторожно, потому что по привычке Мусульманин склонен к гиперболе и вставляет ее везде, иногда и сам того не замечая и всегда не заботясь о том помешает она, или нет истине рассказа. Третий род названных нами источников для Бухарского Ханства так богат, что о нем не стоит и упоминать. Официальные документы или не существуют, или вовсе недоступны для иноземца; а частные и малочисленны и малозначащи; я вывез с [VI] собою некоторые исторические сочинения относящиеся до Бухары и до Бухарского Ханства и надеюсь со временем извлечения из них сообщить публике. Изложив причины ошибок вообще, я некоторым образом уже заранее дал ответ на те, которые могут быть замечены в моей книге, тем не менее я буду весьма благодарен за указания их особенно если критики мои последуют нравоучению хафиза: *** С. Петербург 1 Января 1843 года Текст приводится по изданию: Н. В. Ханыков. Описание Бухарского ханства. СПб. 1843 |
|