|
РАУЛЬ ГЛАБЕРПЯТЬ КНИГ ИСТОРИИ СВОЕГО ВРЕМЕНИОТ ИЗБРАНИЯ ГУГО КАПЕТА В КОРОЛИ ДО 1046 г.GLABRI RADULPHI, CLUNIACENSIS MONACHI, HISTORIARUM SUI TEMPORA LIBRI V, AB ELECTIONE HUGONIS CAPETI IN REGEM, AD ANNUM USQUE MXLVI 71. Первые еретики во Франции. (1047 г.).В 1017 г., в городе Орлеане открылась грубая и неистовая ересь, которая, оставаясь долгое время потаенною и посевая гибель, успела поймать многих сетями своего ослепления. Рассказывают, что эта безумная ересь была начата в Галлии какою-то женщиною, явившеюся из Италии и преисполненною дьявола, с помощью которого она увлекала всех, кого угодно, не только глупых и бессмысленных людей, но даже и таких, которые по-видимому были ученейшими из духовенства. Появившись в городе Орлеане, и оставаясь там некоторое время, она [942] заразила многих ядом своего нечестия. Принявшие в себя зачатке ее учения старались распространить их всеми мерами. Такими ересиархами того развращенного учения сделались двое, о ужас, о горе! из духовных лиц города, самые славные и родом, и своею ученостью, а именно, Гериберт и Лизой. Они, пока их учение распространялось втайне, снискали приверженцев между людьми близкими к королю и придворною знатью. Им легче было увлечь подобного рода людей, потому что умы их были менее проникнуты любовью к истинной вере. Они попытались посеять свое пагубное учение не только в вышесказанном городе, но даже и в соседних местах; так они вознамерились сделать участником своего безумия одного здравомыслящего священника в Руане, и отправили к нему людей, которые изложили бы пред ним всю тайну их превратного толка. Они говорили, что в непродолжительном времени их учение будет принято всем народом. Выслушав все это, священник носпешил к христианнейшему графу того города, Ричарду, и изложил ему дело по порядку, как слышал. В свою очередь граф отправил немедленно вестника к королю, извещая его о готовящейся погибели овец в самом стаде Христа. Разведав о том, король, а именно Роберт (сын Гуго Капета), как муж ученейший и христианнейший, весьма опечалился, опасаясь погибели и отечества и душ человеческих; отправившись немедленно в Орлеан, куда были созваны епископы, аббаты, монахи и некоторые светские, он начал тщательно исследовать, кто были виновниками такого превратного учения, и кто, обманутый ими, разделяет его. По испытании каждого из духовных, как кто понимает и верит в то, что католическая вера неизменно блюдет и проповедует по апостольскому учению, оказалось, что только те двое, Лизой и Гериберт, не отрицая своего образа мыслей, открыто выразили то, что до того времени было ими скрываемо. А за ними и многие признались их единомышленниками, подтверждая, что они ни в каком случае не отделятся от них. Узнав это, король и епископы, пораженные печалью, допрашивали тех двух секретно, как людей до тех пор весьма уважаемых за чистоту своих нравов; а один из них, Лизой, живший в монастыре св. Креста, был чрезвычайно любим всею братиею, другой же Гериберт, по прозванию девственник, заведывал школою при церкви св. Петра. На вопрос, от кого или откуда они заимствовали свое лжеучение, они отвечали: «Мы уже давно принадлежим этой секте, о которой вы узнали только что теперь; но мы ожидаем, что и вы, и все другие, какого бы закона или ордена кто ни был, присоединитесь к ней, и до сих пор верим в то». После того, они изложили сущность своей ереси, далеко превосходящей все древние своей нелепостью. Их разглагольствование тем труднее передать в приличной речи, что оно во всем противоречило истине. Так они отрицали [943] троичность и единичность божества. Далее они утверждали, что земля и небо, как мы их видим, существовали всегда без того, чтобы быть кем-нибудь сотворенными. Так лаяли эти бессмысленнейшие из всех еретиков, подобно псам, и только в одном походили на последователей эпикурейской ереси: они также полагали, что не будет никакого возмездия тем, которые предаются наслаждениям страстей. Все убеждения христиан о благонравии и правде, о вечном вознаграждении за труд земной, они не признавали. Между тем, когда они бесстыдно утверждали такие и многие другие безумства, в числе верных поборников правды не нашлось таких, которые, заботясь об истине и спасении, могли бы хорошо отвечать на их слепое заблуждение. Потому я решился сам, не смотря на свое скудоумие, ответить хотя в нескольких словах на их лжеучение. Прежде всего мне должно обратить внимание на те слова апостола, которые он произнес в своем предвидении будущего: «Ереси нужны, говорил он, чтобы испытать тех, которые пребывают в вере». Вот, из чего главным образом видно их безумие и отсутствие в них всяких познаний и ума, когда они утверждают, что Бог не есть творец всего существующего. Всякий понимает, что каждая вещь, какой бы она ни была тяжести или величины, но если существует что-нибудь другое еще большее, то она должна происходить от того, что превосходит величиною все остальное. И это справедливо одинаково и для вещей телесных, и для предметов безтелесных, потому что и телесное и безтелесное, подвергаясь переменам по закону случайности, движения, развития, одинаково отличается от неизменяющегося виновника всякого существования, а потому должно происходить от него и иметь конец, как только что придет в спокойное состояние. А так как один творец по своей сущности неизменяем, по своей сущности благ и вместе справедлив, и он один мог в своем всемогуществе устроить разнообразность природы и распределить все в порядке, то кроме его существующее нигде не может найти своего первоначального спокойствия, и возвращается туда, где возъимело свое начало. Известно также и то, что во вселенной у творца ничто не погибло, кроме того, что дерзновенно преступило начертанные им пределы природы. А потому всякая вещь тем лучше и истиннее, чем тверже и прочнее она состоит в порядке предназначенном для собственной ее природы. Потому же самому все то, что неизменно повинуется предписанием творца, будет постоянно ему служить. Если же что-нибудь, уклоняясь от его воли, приходит к падению, то оно тем служит уроком для всего остального. Между всеми тварями, род человеческий занимает средину, а именно, человек выше всех прочих животных, и ниже небесных духов. Занимая средину между высшими и низшими существами, человек делается подобным тем или другим, смотря потому, к кому он более [944] склоняется. Вследствие того же, человек становится тем выше и лучше животных, чем более подражает качествам небесных духов. Одному человеку дано достигать блаженства сравнительно пред прочими животными, но за то, если он его не заслужит, ему предназначено сделаться более жалким, чем последнее животное. Благость всемогущего творца, предвидя от начала времен, что при таком условии своего существования, человек очень часто может ниспадать до глубины, назначила время от времени совершать чудеса для искупления падшего человечества. Доказательством тому служить каждая книга св. Писания, каждая его страница..... Но всего более то явствует из особенного милосердия всемогущего отца, с которым Он ниспослал добровольно на землю сына, единого с ним по величию и божественности, то есть Иисуса Христа; вместе с Отцом, служа началом всякой жизни, истины и блага, Он предоставил себя на спасение всем верующим. Своим истинным учением и чудесами Он доказал, что Он и его Отец и их дух составляют в трех отдельных лицах одно божество, одной вечности и могущества, одной воли и действия, одной благости и одной сущности. Им, чрез него и в нем все существует; всегда полный и неизменный, Он был прежде нежели началось время. Все им преисполнено и в нем будет иметь свой конец.... Этот же самый творец послал в мир для преобразования человечества Сына, одно из лиц своего божества; но его не оценили и не захотели верить и любить так, чтобы в нем найти для себя спасение; даже многие, под влиянием греха, тем более восстали против истины, чем более думали его знать. К разряду последних без сомнения относятся все ереси и различные секты на земном шаре. И лучше было бы им не существовать, если только они обратившись не исповедают Иисуса. Ум, полный любви и веры, повинуется ему , и тем более совершенствуется, чем ближе становится к тому, кто есть начало и конец всякого добра. К числу таких принадлежат все святые, память о которых украшает собою все века. Им дано жить и пребывать вечно с творцом, вселенной и блаженствовать от лицезрения Его. Мы же полагаем, что это немногое сказанное нами служить достаточным ответом на возражения тех еретиков. Когда были употреблены все усилия, чтобы отвратить их ум от вероломства и наставить их в истинах вселенской веры, а они противились всеми мерами, тогда им было объявлено: если они не обратятся к истинной вере, то по приказанию короля и определению всего народа будут сожжены на костре. Но еретики в своем безумии не только не убоялись того, но еще хвастались, что выйдут из огня невредимы и надсмехались над убеждавшими их. Король и с ним все другие, видя, что их нельзя образумить, приказал не вдалеке от города развести большой огонь, в надежде, что страх переломит их [945] упорство. Когда их повели туда, они в одурении кричали, что сами желают того, и торопили свою стражу. Огню было предано 13 человек; когда их начало палить, они стали кричать с костра, что их обманул дьявол, что они ложно не признавали творца вселенной, и теперь за свое нечестие подвержены временным и вечным мукам. Многие из близко стоявших, услыхав их слова и побуждаемые человеколюбием, вознамерились спасти их, хотя полуживых, но было поздно: пламень мести обратил их в пепел. После того, где бы ни отыскивались последователи этого учения, они везде подвергались той же казни. А вследствие того католическая вера, искоренив безумие безумных, во всех странах приобрела новый блеск. Монах Радульф Глабер. Historiarum sui tempora libri V. О Радулъфе Глабере и его сочинениях, см. ниже, в примечания к ст. 72. (пер. М. М. Стасюлевича) |
|