Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ГЕОРГИЙ МОНАХ

ВРЕМЕННИК

Книга 7

Антиохи

Глава 106

А после Селевка (305-281) царствовал Антиох (281-261), /128а/ сын его, <и> другие пять 1 Антиохов. Затем царствовал Антиох Гордый 2 (175-164), сын Селевка (IV) Филопатора, то есть отчелюбца (187-175). При нем 3 была вторая погибель 4 Иерусалима (170 г.), и <деяния> Маккавеев были, и церковь была осквернена, по Даниилову пророчеству. Ведь говоривший с ним архангел сказал о трех с половиной годах этого пленения: "И <от> времени изменения постоянного, (когда) дастся мерзость запустения - 1290 дней" (Дан 12.11). Затем, об окончании бедствий благовествуя, продолжает: "Блажен претерпевший <и> достигший 1335 дней" (Дан 12.12). Об этой погибели было написано еще вот что: "И было после разгрома 5 Дария, царя Персидского и Мидийского, Александром Филипповичем, <и> воцарился вместо него, и много войн совершил, и овладел городами великими, и убил царей многих, и землевластителей, и воевод, и старейшин /128б/ воевод, и повелителей, и дошел до края земли, и огромное богатство собрал; и никто не противился ему, и вознеслось сердце его чрезмерно, и господствовал над странами, и племенами, и повелителями, и все были ему <данниками>. А после этого лег на одре своем и, уведав, что уже умереть /И200/ ему, призвал знатных своих, с которыми воспитывался, и разделил им царство, и умер, процарствовав 12 лет. И /Б287/ мужи его, возложив (на себя) венцы, царствовали, и умножилось зло на земле. От них же вышел корень греховный - Антиох Гордый (1 Макк 11-10), сын Селевка Филопатора 6, то есть отчелюбца.

Это был муж лукавый и хищный до чужого. И, совершив много грабежей и гибели, собрал серебра и золота бесчисленное множество. И к /128в/ тому же <из-за> великой необузданности и развращенности предал себя блудницам 7, так что на виду у всех, не стыдясь, бесновался с женщинами.

Чтобы завладеть царством египетским, он устремился на <соседний> Египет, желая объединить в одно царство Антиохию и Египет. И, когда он пришел в Египет с большим войском, на колесницах и на слонах и с множеством воинов, он вступил в битву с Птолемеем, царем египетским [171] и победил его, и бежал Птолемей, Антиох же покорил города Египта и все разграбил (1 Макк 1.16-19).

Глава 107

"Когда святой город жил (еще) в полном мире благодаря святителю Онии, ненавидящему зло и благочестивому" (2 Макк 3.1), "случилось, что по всему городу почти /128г/ 40 дней являлись в воздухе на конях рыщущие с оружием <и> в золотых одеждах, облаченные в различные доспехи; и сражения между ними были, и движение оружия, и золотых украшений блистание. Из-за этого все молились, чтобы ко благу было являемое" (2 Макк 5.2-4). Явление же проявляло злое нашествие Антиохово.

Ведь вернувшись 8 со многой победой, он от великого безумия и гордыни "рассвирепев душой, взял /Б288/ город и копьем [его] погубил 9 (170 г.). И затем 10 повелел воинам нещадно сечь <всех> [бывших] в городе, и убито было 180 тысяч. И дерзнул войти в святыню с гордыней великой" (2 Макк 5.11- 15), /И201/ и поставил капище идолам, мерзость запустения, и, церковь осквернив нечистыми жертвами, церковью Дия Олимпийского назвал (2 Макк 6.2). И так, на высоком месте сидя, в окружении своих /129а/ вооруженных воинов, повелевал копьеносцам каждого иудея хватать и принуждать есть свиное мясо, (приготовленное) в жертву идолам. А кто из них не хотел есть скверное, тех, замучив, убили.

Глава 108

И многие были схвачены, и среди них был <некий> Елеазар 11, старейшина книжников, муж уже престарелый по возрасту, (которого) принуждали есть от скверного. Он же предпочел принять смерть с доброй славой /129б/ вместо жизни с ненавистью 12; сам на мучения пошел и так, со многими полученными истязаниями и ранами 13, окончил свою жизнь, своей смертью не только молодым, но и старым пример доблести и память о добродетели оставив" (2 Макк 6.18-31). А с ним 14 и другие <некие> семь братьев с матерью мучимы были различно и страстотерпческими венцами также увенчаны были (2 Макк 7). О них великий Григорий говорит: Г- Так принял чин святости 15 божественный Елеазар, наученный и научивший небесному, <и> не внешним окроплением Израиля /Б289/ освятивший, [а] собственной кровью и сделавший (свою) кончину <конечным> таинством. Так и юные отроки не наслаждениям послужили, но властвовали над грехом 16 и, очистив тело, к безгрешной жизни преставились. Так вкусила /129в/ многочадие и мать. Так живыми была украшена, <и>, отойдя, с ними упокоилась; рожденных для мира /И202/ она представила Богу.

Удивился и Антиох, в такое чудо превратив угрозу. Ведь и враги могут дивиться добродетели мужа, когда ярость кончается и деяние [172] говорит само за себя; так что он ушел, беспомощный 17 и неуверенный. Итак, посрамленный этим, мучитель, разгневавшись еще больше, и <все> священные сосуды захватив, золота же и серебра без числа, и весь город разграбив, и скот в мясо превратив, и много убийств совершив, похваляясь, ушел в Антиохию, великий плач оставив сынам Израилевым (1 Макк 1.21-25). И через два года, собравшись воевать с персами, послал в /129г/ город Иерусалим князя 18 - собирать дань. Придя с большой силой (168г. до н.э.), и сказав с хитростью городу Иерусалиму слова мира, и войдя, он поразил <его> ударом великим, и, разрушив городские стены, весь город сжег и уничтожил. И церковь распутством и скверными жертвами наполнил, а иудеев, не желавших переходить в эллинскую веру и есть скверное, без пощады убивал. <И> многих мужчин, и женщин, и детей многими злыми муками погубив, а /Б290/ [других] взяв в плен (1 Макк 1.29-32), ушел, князя оставив, чтобы мучить иудеев.

Глава 109 /130а/

Некий же иерей Маттафия имел пять сыновей, среди которых был и Иуда Маккавейский. Исполнившись рвением и восстав против князя, он убил его. И, собрав всех своих (1 Макк 2.1-2;3.23) и придя, срыл нечистые капища эллинские и иудеев, отступивших от Закона, убил (166 г. до н.э.).

Антиох же, возвращаясь из Персидской земли после постыдного поражения, от многого уныния заболел и сказал вельможам своим: "Отступил сон от глаз моих, и пал я от многой печали. И теперь вспомнил я /И203/ о злодеяниях, которые совершил в Иерусалиме, и понял 19, что за них получил я эти беды, - и вот, я погибаю в земле чужой" (Ср 1 Макк 6.10,12- 13). И повелел вознице своему безостановочно погонять, указывая <продолжать> путь, так как ясно чувствовал, что наказание - от высшего суда. Его охватила /130б/ непрекращающаяся 20 боль в утробе и жестокие муки внутри. Случилось же ему упасть с колесницы, так как быстро его везли, и тяжелым падением упал, и все члены тела его расслабились, и настолько усилился недуг его, что и черви вскипели, и от сильных болей распадалось тело его. /Б291/ Кроме того, от смрада его злополучного и скверного тела все воины очень страдали (2 Макк 9.4-10). <И> тот, кто много похвалялся и много зла совершил, так нелепо <и> /130в/ уродливо в чужой стране окончил жизнь. И здесь неправедный справедливо наказан был, и там, худо умерев, будет вечно мучиться.

Глава 110

После же Антиоха царствовал Антиох, который и Евпатор 21 (164-162), сын его. При нем Иуда Маккавейский начальников стражи Антиоховой победил. И- И двинулся на него Антиох с 20 тысячами конников, а пеших 100 тысяч, а колесниц 300 22, а слонов 55, обученных для войны. И, разделив [173] слонов на отряды, приставил к каждому слону по тысяче мужей, закованных в броню, и шлемы медные на головах их; и конников отборных было 500 при каждом звере, и башни деревянные на каждом животном, искусно сделанные, а в каждой 32 храбрых вооруженных мужа. /130г/ Когда же воссияло солнце на золотых щитах и оружии 23, заблистали от них и засияли горы, /И204/ как от светильников горящих. /Б292/ [И] потому смутились все видевшие и слышавшие глас множества и скрип колесниц 24. Ведь войско было весьма большое и сильное, и было собрано вооруженных воинов без числа.

<И> в разгар битвы Елеазар, брат Иудин 25, увидел разъяренных слонов и сидящих на них лучников, один же выше остальных и покрыт царской броней. И, думая, что на нем находится царь, он выскочил из полка своего, бросился <в середину> противников и, многих из окружавших слона перебив, под слона подобрался [и] пропорол слону брюхо. И тут же животное пало на него, и раздавило его. А Иуда, увидев это и [чувствуя, что] битва усиливается, бежал в Иерусалим. И погнался Антиох, и осадил город. /131а/ Потом он с клятвою сказал слова мира, и впустил его Иуда внутрь города. А он, войдя, клятву переступил, и городскую стену полностью разрушил, и, жителей пленив, возвратился в Антиохию (1 Макк 6.60-63).

После этого Иуда бывшую в небрежении отеческую веру за три года восстановил и, много браней показав и победы великие одержав, <всех> Антиоховых людей изгнал из страны своей и церковь очистил. Весь народ иудейский дал ему святительство 26.

При нем Иисус Сирахович 27, мудрый <и> многоученый, /131б/ добродетельную Премудрость составивший, у евреев известен был. /Б293

М- Римские же дела устраивались /И205/ ранее ипатами, 364 года, вплоть до Юлия Кесаря, нерожденного. Ведь мать его умерла на девятом месяце, и, пропоров ее, вынули его из чрева; потому и называется Кесарь. От него римские цари стали зваться Кесарями, что на языке римлян означает "испоротый".

Комментарии

И199

1. И других пять Антиохов: инехъ антиохъ ·є· в соот. с alloi pente. Греч. "другие пять" нужно понимать как пять правителей до Антиоха IV, два Селевка и три Антиоха; слав. "других пять Антиохов" - недоразумение. Хронология сирийских правителей, упоминаемых в ХГА, дана в комм к И299.

2. Антиох Гордый: антиохъ, иже гордыи И19912 - Антиох IV Епифан EpijanhV Б2864 (175—164), с именем которого связывается второе падение Иерусалима. Слав. эпоним гордыи — дань смешению epijanhV "светлый, блестящий" и uperhjanoV "гордый" Так и на И200. См. комм. к И152 на более горд. На И2997, И3001 антиохъ взрачныи. См. также комм. к И18613.

3. При нем - в греч. "которым": uj ou. Ср. ej ou "при котором".

4. Погибель: погыбелье И19913 в соот. с alwsiV Б2866 "захват". Так и на И2919, И17510.

5. После разгрома Дария: meta to pataxai Б28615 (patassw "поражать" и т. п.). В пер. по оубьении дарья И19919, что неверно фактически. См. комм. к И5, И4624.

И200

6. Антиох Гордый, сын Селевка Филопатора - Антиох IV Епифан был сыном Антиоха III Великого (223—187), Селевк IV Филопатор - старший брат Антиоха IV и правил до него (187—175).

7. Блудницам: блоудницамъ (S къ блудникомъ) И2007. В греч. "к актерам": eiV touV mimouV Б2877.

8. Вернувшись: anazeuxaV прич. аор. муж. ед. им. Б28724; во Врем заповадивъ И20021. В Срезн заповадити толкуется как "вооружаться" в соот. со вторым значением гл. anazeugnumi: "сниматься с лагеря" 1) "чтобы уйти домой" или 2) "чтобы выступить в поход против врагов". Здесь Антиох вернулся с победой из Египта и выступил на Иерусалим. Получается, что отражены одновременно оба значения. В Лет вьороужи бо се сь победою ЛМ117. В Микл тоже "armare se". См. въсповадивъ И2963.

9. Копьем погубил: копиемь погоуби И20023 в соот. с dotialwton вин. Б2881 "копьем взятый", "завоеванный". В Лет грецизм: дориалоть ЛМ117.

10. И затем, и убито было - два раза союз и из Эрм. Его нет ни в греч. тексте, ни в Тр, ни в сп2.

И201

11. Некий Елеазар. В греч. "некий" (tiV); в пер. елеазаръ именемь И2018.

12. С ненавистью: с ненавистью И20111 на месте kata musouV Б28811 "с позором". В пер. исчезло противопоставление "слава" — "позор". В Лет с мрьзостию ЛМ117об.2. То же на И20715, зависти 3588, 36027, 3902.

13. С... полученными истязаниями и ранами: съ многыми первее (S нет первее) ранами и мозольми (S язвами) И20112, так и в греч.: meta pollwn proteron aikismwn kai mastigwn род. Б28816. В Лет по мнозехь моучениихъ и ранахь ЛМ117об.2.

14. С ним: с нимь на месте meq on вин. "после него".

15. Чин святости: ierwsuneV Б28823 зд. "святости", а не "священничества". В пер. ереискыи И20116.

16. Над грехом: греха (S грехом) И20119, в греч. paqwn род. мн. Б2893 "страстями". См. комм. к И74.

И202

17. Беспомощный: бес помощи И2023 на месте apraktoV Б28910 "ничего не достигший".

18. Послал... князя - так в 1 Макк 1.29-32: описываемые здесь страшные бедствия совершил в Иерусалиме начальник податей Антиоха IV Епифана; по Иосифу Флавию, это был сам Антиох (Древ 12.5.4).

И203

19. Понял: egnwn аор И29013. В Тр разоумею И2031 - порча сравнительно со сп2, где уразумех. В Лет разоумех аор ЛМ118.

20. Непрекращающаяся: беспрестани на месте anhkestoV Б29017 "неодолимая". Понятие неодолимости, неисцелимости болезни (при воздействии на нее) во Врем передано признаком внутренним, характеризующим ее течение. В Лет более точно: неоутьшнаа ЛМ118об.

21. Антиох Евпатор - сын Антиоха IV Епифана Антиох V Евпатор.

22. Колесниц 300 - в [Иосф Древ 12.9.3): 100 тысяч пехотинцев, 20 тысяч всадников и 32 слона; в "Иудейской войне" того же Иосифа другие числа (Войн 1.1.5), но нигде нет колесниц. В 1 Макк 6.30: 100 тысяч пеших, 20 тысяч всадников, 32 слона = [Иосф Древ 12.9.3]. У Амартола четыре предмета: 20 тысяч конников, пеших 100 тысяч, колесниц = armata t' Б29112 "300", слонов 55. Так и в переводе: колесниць ·т· И20317. Греч. arma понято славянским переводчиком в его обычном значении "колесница" (небольшая колесная тележка на двух колесах).

23. На щитах и оружии: на... щиты и на ороужия И20323 в соот. с epi taV... aspidaV kai ta armata вин. Б29115 "на щиты и колесницы". Слав. ороужие значит и "колесницы", но Антиох шел через узкие проходы, и блестели у него не колесницы, а щиты: "были обнажены золотые и серебряные щиты, издававшие необычайный блеск" (по рус. пер. Иосф Древ 12.9.4). И в 1 Макк 6.39, и в Иосф Древ 12.9.5 солнце блестело только на щитах. Это был военный прием: открыть внезапно щиты (находящиеся в чехлах) и ослепить противника их блеском. В Септ "на золотых и медных щитах" = синод. пер. В Острож на щиты златы 1 Макк 6.39.

И204

24. Скрип колесниц: скрипания колесниць И2042 в соот. с ton sugkrousmon twn armatwn Б2922. По 1 Макк 6.41, "столкновение оружия": Септ sugkrousmon twn oplwn; в Острож сражениа оружии. Подробнее о слав. переводе этого места см. [Матвеенко, 2000в].

25. Брат Иудин; по Острож сынъ аварань 1 Макк 6.43. В синод. пер. "Елеазар, сын Саварана". По Иосф Древ 12.9.4: "брат Иуды Елеазар, по прозвищу Ауран".

26. Святительство: святительство И20417 на месте thn arcierwsunen Б29224 "первосвященство".

27. Иисус Сирахович — Иисус, сын Сираха, автор библ. Кн. Премудрости, был ревностным защитником иуд. верований и установлений в эпоху ускоренной эллинизации Палестины при Антиохе IV Епифане (175—164).

Текст воспроизведен по изданию: Временник Георгия Монаха (Хроника Георгия Амартола). М. Богородский печатник. 2000

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.