|
ГЕОРГИЙ МОНАХВРЕМЕННИККнига 6 Начало царствования Навуходоносора, царствовавшего в Вавилоне Глава 89 /И185/ После вышеназванных ассирийских царей царствовал, как сказано было, Навуходоносор, [2]4 года, который <и> Иерусалимом владел семь лет, и город величайший в Вавилоне построил из плинф обожженных и из камней тесаных; /Б265/ каждый же камень был три локтя в ширину и шесть локтей /119в/ в длину. Размером 1 же сделал город в 40 стадий, то есть шесть с половиной поприщ. Высота же (стены) городской 80 локтей, а толщина 30 локтей. И сделал ворота в нем медные, взведенные в высоту на 50 локтей, а в ширину на 20 локтей - для входа и выхода народа своего. И столпы поставил над воротами его в высоту по 100 локтей, а в ширину по 60 локтей. Вблизи же города выкопал озеро - размер его был 40 стадий, а глубина его 40 сажен - и построил вокруг него достославную стену. Построил также <и> и другое достославное сооружение: возвел на большой высоте подпоры каменные и насадил наверху всяких плодовых деревьев наподобие густого леса, назвав <его> висячим раем, в котором жена его прохаживалась <и>, [всю землю ту видя], увеселялась, /119г/ никем не видимая.Это город, о котором он говорил "с гордыней многою и хвастовством, 2 проходя по нему: Не это ли великий Вавилон, который я сделал жилищем царей в могуществе силы моей в честь /Б266/ славы моей?". И когда еще слово его было в устах его, голос с неба был: "Тебе говорится, Навуходоносор: царство твое прейдет от тебя, и от людей изгонят тебя, и со зверями жилище твое, /И186/ и травою, как вол, питаться (будешь). И семь времен сменятся на тебе, доколе не уведаешь, /120а/ что Вышний владычествует над царством человеческим; кому пожелает, даст его". И в тот же час исполнилось слово на Навуходоносоре: и от людей изгнан был, и траву, как вол, ел, и от росы небесной тело его почернело, пока волосы его как львиные (не) отросли, и ногти его (не) стали как у птицы" (Дан 4.26-30). А после этого он уже сам говорит о своем восстановлении: "В то время разум мой возвратился ко мне, и вошел я в честь царства своего, и образ мой возвратился ко мне. И правители /120б/ мои и вельможи мои искали меня, и на царстве своем укрепился я, и умножилось еще [161] более величие мое. Ныне же я, Навуходоносор, хвалю, и превозношу, и прославляю Царя небесного, ибо все дела Его истинны и пути Его праведны, и всех ходящих в гордыне может смирить" (Дан 4.34-34). А что ему от Бога была дана слава, и сила, и гордыня 3, Божье Слово возвещает через Иеремию, говоря: "Так говорит Господь: Вот, Я дал всю землю Навуходоносору, царю вавилонскому, /Б267/ чтобы служили ему, и зверей полевых на служение ему, и племена, и царства; если же кто не наклонит шеи своей под ярмо его, мечом и голодом посещу их – доколе не исчезнут от рук его" (Иер 27.6,8). И: "Посрамлены будут 4, и не помилует. Голос его - как море волнующееся. С конями многими /120в/ и с колесницами исполчится, как огонь, на брань с тобой, дочь Сиона" (Иер 6.23). И: "От шума натиска его, и от оружия ног его, и от сотрясения оружия и шума колесниц его - не возвратятся 5 отцы к сыновьям своим от оков рук его" (Иер 47.3). И "От Дана услышан будет глас ярости коней его, и от гласа ржания /И187/ <жеребцов> его сотрясется вся та земля. И придет и поглотит землю и концы 6 ее, города и живущих в них" (Иер 8.16). То же и через Иезекииля говорит Господь: "Вот, Я наведу [на Тир 7] Навуходоносора, царя вавилонского, который есть царь царей, с конями и колесницами <и> с войском многих стран. И окружит тебя валом, и построит вокруг тебя ров, и подступит с оружием, и копья свои направит на тебя. Стены твои и столпы твои он разрушит орудиями <своими>, и от множества коней его /120г/ покроет тебя пыль их" (Иез 26.7-10). И /Б268/ еще: "Так говорит Адонай, то есть сущий 8, Господь: вот Я даю Навуходоносору землю египетскую, и возьмет множество ее и добычей сделает добычу ее, и захватит захваченное ею. За службу, которую он сослужил (Иез 29.19-20) при Тире, Я дал ему землю египетскую. <И: "Погублю множество египетское> рукою Навуходоносоровой. И: "Мечами исполинов своих ниспровергнет силу их" (Иез 32.12). И после этого: "Выйдут живущие в городах и зажгут и сожгут оружие; и щиты, и тетивы, и копья, и луки, и стрелы, и жезлы ручные, и копья огнем сожгут за семь лет. И не будут брать дров с полей и не будут рубить в дубравах, но оружие будут жечь" (Иез 39.9-10). Так что справедливо говорил ему Даниил: "Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный дал царство, сильное, крепкое и прекрасное по всей земле, где /121а/ живут сыны человеческие. И зверей полевых и птиц небесных дал в руки твои, и поставил тебя господином над всеми ими. Ты - золотая глава образа того" (Дан 2.37-38). И: "Дерево, которое ты видел, - возвеличенное; высота его достигла неба, /Б269/ и ширина его по всей земле, и листья его цветущие, и плод его многочислен, и пища всем на нем, и под ним жили звери, и в ветвях его гнездились птицы, — (это) ты, царь, потому что ты возвеличился и укрепился, и величие твое доходит до /121б/ неба, и господство твое до края земли" (Дан 4.17-19). /И188/ [162] Глава 90 А после Навуходоносора царствовал Улемародах 9, который <и> Эвилад, сын его, пять лет (562-560). Он, освободив Иехонию от уз, сделал его своим сотрапезником. Ф- О нем рассказывает и История, то есть изображение, царств, [и] божественный Иеремия: "И было. На 37-й 10 год выселения Иоакима, царя иудейского, в десятый месяц, в двадцать четвертый (день) месяца, взял Эвилад, он же Улемародах, царь вавилонский, в год, в который воцарился, голову Иоакима, царя иудейского, и вывел его из дома, где он был заключен, и говорил ему благое, /121в/ и дал ему <место выше> престол<ов>, царствовавших у него 11 в Вавилоне, сменив одежду его темничную. И всегда ел хлеб перед лицом его во все дни до самой смерти (4 Цар 25.27-29; Иер 52.31-33). Иоаким же этот и есть Иехония. Ведь его отца Иоакима, при котором и /Б270/ Даниил пленен был, Навуходоносор в Иерусалиме убил и выбросил за <стену> города. -Ф Глава 91 А после Улемародаха царствовал Валтасар, 12 брат его, три года. Он осквернил на пиру священные сосуды Божьи, которые принес отец его Навуходоносор из Иерусалима; убит же был Божьим гневом. Ведь Даниил говорил ему: "Бог (Все)вышний дал Навуходоносору, отцу твоему, царство, и величие, и славу; из-за величия его все народы, и колена, и племена трепетали и боялись пред лицом его; кого хотел, убивал, кого хотел, спасал. А когда возвысилось сердце /121г/ его и дух его уклонился к гордыне, сведен был с престола царства своего и честь его отнята была от него. От людей изгнан был и к зверям приложен был. И со зверями жилище его, и травою, как вола, кормили его, и от росы небесной тело его почернело, пока не уразумел, что (Все)вышний владеет царством человеческим и дает его, кому пожелает. А ты, сын его Валтасар, не смирил сердца своего, и вельможи твои, <и жены,> и наложницы /И189/ твои пили вино из святых сосудов. За то и послана кисть руки от лица Его, и /Б271/ написана такая надпись: "Мене, фекел, фарес". Это значит: "Мене" - "измерил Бог царство твое и окончил его"; "фекел" - "было поставлено на весы и оказалось /122а/ легким"; "фарес" - "разделено царство твое и дано мидянам и персам" (Дан 6.18-28). "И в ту ночь убит был Валтасар халдей, и Дарий принял Царство" (Дан 5.30-31). Ф- Не думай, говорит, что [отец твой] принял царство и овладел всей вселенной своею силой -Ф. Ведь Бог, налагая наказание на грешных людей, использует очевидно предназначенных дурных, служащих как бы неким орудием божьего гнева. Поэтому говорит через Исайю: Ф- "Разве [163] прославится секира без секущего ею? Вознесется ли пила без влекущего ее? Так и если кто возьмет жезл или палку" (Ис 10.15). Ибо как невозможно, говорит, чтобы секире или пиле, или палке придти в движение самим - ведь каждая из них действует, если кто, взяв ее в руки, захочет привести в движение, - так и Я -Ф пользуюсь дурными против дурных. То же говорит Иеремия: "Так сказал Господь Бог /122б/ Израилев: Я сотворил землю великой Моей силой и мышцею Моею высокой, и дам ее тому, кому пожелаю в глазах Своих. И вот Я дал всю землю Навуходоносору, царю вавилонскому, рабу Моему, чтобы служили ему все племена" (Иер 27.4-7) [и так далее]. По этой причине он мудрствовал о себе больше, чем (следует) человеку, и пренебрег божественными приговорами, неизреченным правосудием и долготерпением, <в конце концов> справедливо был испытан неподкупным и неизбежным Божьим гневом. Глава 92 После же Валтасара царствовал Дарий Мидянин, он же и /Б272/ Астиаг и Артаксеркс 13, 17 лет. У него была жена, Мардохеева Есфирь, выбранная за красоту из еврейских девиц. Когда он собирался, по совету воеводы Амана, истребить ее иудейский народ, она, избавив (народ), заставила /122в/ (Дария) проколоть его тем же колом, которым он советовал проколоть ее дядю Мардохея, не почитавшего его и не поклонявшегося. На них по справедливости /И190/ исполнилось сказанное в Писании: "Кто разожжет злобу, погибнет от нее (Прит 19.9); "Кто готовит сеть на лицо ближнего своего, попадает в нее ногами своими" (Прит 29.5); и: "Творящий зло попадет в него и не уведает, откуда оно пришло к нему" (Сир 27.30); "копающий яму ближнему упадет в нее" (Екк 10.8; Сир 27.29); "чем кто согрешает, [тем и наказывается]" (Прем 11.17). Ибо кто-то из вельмож сказал: "Вот <и> дерево поставил Аман для Мардохея, в 50 локтей. И сказал царь: "Пусть распят будет Аман на том дереве". И было так по велению цареву Артаксерксову. При нем и Даниилу явились через архангела Гавриила видения, /Б273/ и время было явлено Христова /122г/ пришествия. Этому Даниилу за великую честь от царя позавидовали вельможи, и брошен был в ров львиный. Глава 93 После же Дария царствовал Кир Персидский, 32 года (559-530). Он, убив Дария, овладел всей землей: и Халдейской, и Ассирийской, и Персидской, и Палестиной, и всей Асией; и Лидийское царство принял, убив Креза (546г.), как раньше сказано было. При нем еще больше прославился Даниил, который, и Вила сокрушив, и змея убив (Дан 14.22, 27) - кумира персов, опять "брошен был в ров львиный, и был там шесть дней. [164] /123а/ А в нем было семь львов, и давали им каждый день два тел[ьц]а и два овна, <а> тогда не дали им ничего: "Пусть съедят, говорили, Даниила" (Дан 14.31-32). Глава 94 "И был Аввакум пророк в Иудее. И, сварив варево и раскрошив хлеб в миске, шел в поле отнести жнецам. И сказал ему ангел Господень: "Отнеси обед этот в Вавилон Даниилу, в ров львиный". Он же сказал: Господи(н), Вавилона я не видел и рва не ведаю, где он. [И взял] ангел его за макушку <и>, перенеся, поставил в Вавилоне надо рвом в шуме духа своего. И возопил Аввакум, говоря: Даниил, [Даниил], прими обед этот, /Б274/ который послал /И191/ тебе Господь. И сказал Даниил: Помянул Ты меня, Боже, и не оставил любящих тебя, Господи. И, встав, Даниил ел. И тут же ангел опять поставил Аввакума на его землю. А царь, в седьмой день придя ко рву и увидев его /123б/ невредимым <от львов>, спасшего его Бога прославил, а Даниила тотчас вывел из рва, виновных же в гибели его вверг в ров. <И> тотчас съедены были львами перед ним" (Дан 14.33-42). При том царе, в первый год царствования его отпущены были иудеи (538 г.). Когда он объявил, что отпускает их, в Иерусалим идти повелевая, закончился семидесятилетний срок пленения их, согласно божественному определению. Сын же Салафиилов Зоровавель 14 и сын Иоседеков <Иисус>, когда пришли они в Иерусалим и церковь начали сооружать по повелению Кирову, с великой честью и богатством, /123в/ помешали им живущие в том месте, оговорив их перед царем. Глава 95 После [же] Кира царствовал Камбиз, сын его, которого и Навуходоносором 15 звали, 18 лет. [Он] воевал против Арфаксада, царя индийского, и помощи просил у всех 16 стран вплоть [до] Египта. И так как не дали ему и отказали, то он, победив <и /Б275/ одолев> Арфаксада, после победы начал войну против тех, кто не помог ему. И, вернувшись с победой, послал на них своего старейшину воевод Олоферна с большою силой. И, всеми странами овладев, Олоферн идолов их сокрушил и к Ветилуе, городу иудейскому, подошел со 120 тысячами (тяжело)вооруженных воинов. Глава 96 Олоферн изготовился к бою, а сыны Израилевы затворились в городе. Стратиг же его Ахиор совет дал ему не воевать /И192/ с /123г/ народом 17 иудейским, потому что защитник им Бог. И, разгневавшись, Олоферн послал его в город, пригрозив убить его, если возьмет город. Ахиор же был в городе Ветилуе, а Олоферн [приступил к городу, перед этим] [165] завладев водой. И когда народ изнемог от водной жажды и собирался сдать город, Иудифь, сняв вдовьи одежды, - ведь она оплакивала мужа и все время пребывала в посте - украсила себя как новобрачная, и, немало обличив князей в малодушии и наказав не сдавать город в течение пяти дней, вышла к Олоферну. И с Божией помощью и собственной мудростью она обманула его, и отсекла голову его, и на третий день ночью возвратилась в город, и показала голову Олофернову. Иудеи же очень подивились, и помогшему и вразумившему Богу славу воздали, /124а/ и очень ободрились. Стратиг же Ахиор, еще больше подивившись великой, [и] сильной, и /Б276/ крепкой помощи Божьей, сразу же принял обрезание и уверовал в Господа Бога Израилева. А когда настало утро, ассирийцы, увидев голову Олофернову на копье, бежали, весьма посрамленные. Сыны же Израилевы, разойдясь повсюду, воинов порубили и, добычу собрав, отдали Иудифи все Олоферново. Иудифь же, пойдя в Иерусалим и Господу все возложив, возвратилась в дом свой и в <такой же> своей добродетели и воздержании умерла вдовой, прожив 105 лет. Так вот, если некоторые думают, что этот рассказ был при первом Навуходоносоре, (то) они ошибаются из-за совпадения имен, не ведая, что это было после пленения. Ведь первый Навуходоносор умер /124б/ раньше, во время пленения. /И193/ Глава 97 А после Камбиза (II) царствовал Спердий волхв 18, семь месяцев. Глава 98 А после Спердия царствовал Дарий Гистаспянин, 20 лет (522-486). При нем Зорававель <и> Иисус, получив повеление, завершили сооружение церкви, прекращенное за 40 лет до этого. Вот почему иудеи говорили об этом Господу: "46 лет сооружалась церковь, и Ты возведешь ли ее в три /Б277 дня?" (Ин2.20). Ведь Кир, как было сказано, дал иудеям свободу и повеление построить церковь и город, но так как самаритяне помешали им, то прошло 30 лет, а после этого еще 9 лет, до шестого года царствования Дариева. <Итак>, возвращение сынов Израилевых из Персии в Иерусалим произошло сначала по повелению Кира; потом же и Дарий повелел рукой Иисуса Иоседековича, и Зоровавеля, и Немесии, скопца иудея. /124в/ Причина же возвращения была такова. Глава 99 Три воина 19, царя охранявшие, среди которых был и Зоровавель, бились об заклад, положив условие, чтобы одолевший просил у царя чего захочет. Первый же сказал: "одолевает вино", второй же сказал: "одолевает царь", а Зоровавель сказал: "одолевают женщины, но превыше всего истина". [166] И, сказав это, Зоровавель одолел, и повелено ему <было> просить, чего он хочет. И умолил отпустить пленников и отстроить Иерусалим. И было так. Ведь тогда исполнились до конца 70 лет пленения <и> гнева. Архиерей же и книжник Ездра учил народ закону и истолковывал, как самый ученый из всех. Он восстановил святые книги, [по]гибшие от воинов - [ведь] халдеи, захватив Иерусалим, сожгли все. Бог же вдохнул в него благодать, чтобы /124г/ он собрал их. /Б278/ Итак, от [перв]ого построения церкви до второго прошло 511 лет 20. Глава 100 Образ же и вид второго здания 21 церковного <и> города /И194/ Иерусалима был таким. Город тремя стенами укреплен был и был неприступным. В стенах же были столпы четырехугольные, в ширину и высоту по 50 локтей, и каждый камень в постройке был 20 локтей. На них же были различные высокие дома и корыта каменные для сбора дождевой воды. Были и другие столпы высокие восьмиугольные 22, огромные, по 200 локтей высотой, так что оттуда при восходе солнца видно было <даже> Аравию. Размеры же города и протяженность от края до края была 50 стадий и высота 40 локтей. А камни здания <в длину> имели по 20 локтей, /125а/ в ширину же и в толщину по 10 стоп. Камни в сооружении были так пригнаны друг к другу, что казались единым камнем: не <было> заметно никакого соединения и сочленения. Церковь же на холме укреплена <была> и окружена четырьмя оградами. Камни этого здания были белые и обтесанные, 40 стоп величина каждого /Б279/ камня. К церкви, находящейся в середине города, вело 12 ступеней подъема, высота спереди была 100 локтей, а сзади - 40 локтей. Ведь одна часть города была ниже по склону, а другая на горе выше. Первые ворота церковные, имевшие в высоту 70 локтей, а в ширину 26 локтей, были обложены коринфской медью, так что превосходили красотой позолоченные и посеребренные ворота. Внутренние ворота были размером в 40 локтей; /125б/ так как они были украшены толстым (слоем) золота и серебра, то всё блестело и смотрящему казалось, что они полностью позолочены. Первое /И195/ здание имело внутри надстройку (в) высоту 90 локтей, а (в) длину 50. Ворота же здания были позолочены золотом и над ними был виноград, и свисали гроздья золотые больше человеческого роста. За входом на паперть церковную было другое, внутреннее, здание, высота которого была 60 локтей, а ширина 20. В нем находились светильник, <и> трапеза, и кадильница. Внутренняя часть этого здания была 20 локтей, завешена же была от внешней катапетизмой. В ней ничего не лежало, она была недоступной и чистейшей, почему и называлась "Святое святого". А верхняя и внешняя (часть) этой чистейшей /125в/ церкви вызывала у смотрящих великий страх: украшенная толстыми золотыми досками, при [167] первом восходе солнца она испускала огнеподобную зарю, как какое-то солнечное сияние, бьющее в глаза, (заставляя) смотрящих отворачивать лица. Поэтому приходящим странникам церковь виделась издалека как снег, лежащий на высокой горе, /Б280/ потому что из бело<снежно>го мрамора была сложена и на холме поставлена. На кровле же были поставлены и укреплены золотые гвозди /125г/ по 40 локтей в высоту и по 6 [локтей] в ширину, не позволяющие птицам садиться и церковь нечистотами осквернять. И окружали церковь четыре ограды, каждая из которых, согласно Закону, имела свое назначение. В первую, <самую> внешнюю, позволено было входить всем местным жителям и чужеземцам, во вторую же иудеям позволено было входить, в третью же - только молящимся 23 иереям, чистым и пречистым, а в четвертую — только пречистым иереям, в самую же церковь - иереям беспорочным, одетым в священнические одежды, а в заповедное, где были жертвенница, и трапеза, и кадильница, и неугасимый светильник, - одному только архиерею /И196/ позволялось, /126а/ один раз в год. Итак, справедливо говорил пророк: "И будет слава дома этого последняя больше первой, говорит Господь" (Агг 2.9). Ибо второе <это> церковное здание было великолепнее, чем первое, по красоте, величию и по всему остальному. И об этом так. А после этого царь /Б281/ Дарий (I), собрав воинов из различных стран, Сирию, и Финикию, и все приморье 24 захватил. Пойдя же на Иерусалим, был повержен и погиб ужасно; ведь Бог поразил ранами, язвами и болезнями <его> и многие тысячи бывших с ним. <Так> в правление Зоровавеля Бог даровал жителям Иерусалима удивительную победу без оружия и без боя, богатством и бесчисленною добычею исполнил их. После же Зоровавеля не было властителей [от Иудеи], но архиереи правили. <Ведь> после /126б/ исхода из Вавилона не было царей, но архиереи ими правили. Потому сказал Великий Василий: В- С тех пор, как уничтожен был Иерусалим Навуходоносором, разрушились царства, и <правление> уже не передавалось от отца, как прежде, но сначала 25, во время пленения, потомки Давида, а по возвращении народом стали править <менее> родовитые бывшие с Зоровавелем и Салафиилом, и <в конце концов> власть к священникам перешла, так как слилось священническое и царское колено. Потому Господь - это <и> царь, <и> архиерей, что до Бога. И не прекращалось царское колено до самого Христова пришествия, <и> не сидело более на престоле Давидовом семя Иехониево. Престолом же называется, конечно, царский сан. Вообще /126в/ вспомни Историю, как дань давали Давиду - вся Иудейская страна, /Б282/ <и> Идумейская, и Моавская, и Сирийская, и прилегающие к стране той, и дальние, до самого Междуречья, и с другой стороны - до самой реки Египетской. [168] Итак если никто не был в столь великом сане после него, (то) как не истинно /И197/ пророчество Иеремии, говорящее: "Осквернился Иехония, как сосуд, от которого нет пользы, так что отвергнут он сам и семя его (Иер 22.28), и не восстанет от семени его сидящий на престоле Давидовом, правящий в Иудее. Ведь ни один из бывших от него, кажется, не достиг 26 такого сана <и могущества>. Так что не прекратилось Иудино колено, "покуда не пришел, Кому предназначено" (Быт 49.10), который сам [не] сидел на плотском престоле. Перешло же иудейское /126г/ царство к аскалонитянину, (сыну) Антипатра Ироду (37-4 гг.) и его мужам 27. А те на четыре власти разделили Иудею, когда правителем (Иудеи) был Пилат, а всей римской державой владел Тиберий Кесарь (14-37). Но престолом Давида, на котором воссел Господь, он называет неуничтожимое и вечное царство: ведь Сам Он "чаяние племен" (Быт 49.10), <и> не меньшей части всей вселенной. Ведь "Будет, говорит, корень Иессеев, <и> поднимется, чтобы владеть племенами, [и] на него уповают племена" (Ис 11.10), "И 28 положил Я тебя в завет для рода, во свет для племен" (Ис 42.6), "И положу на веки веков семя его, и престол /Б283 его – как дни небесные" (Пс 88.30). Таким образом Он и пребывал царем, пусть даже и не приняв скипетров иудейских. И Он - царь всей земли, ибо Он - Бог, и исполнилась свобода 29 Иакова, <и> "Благословенны стали в семени его все колена земные" (Быт 22.18), и все племена /127а/ прославляют Христа. -В А чтобы яснее стало, как святительское колено смешалось с царским, мы скажем так: ведь Иуда родил Фареса, а Фарес - Есрома, а Есром - Арама, а Арам - Аминадава, а Аминадав — [Наасона, а Наасон] — Салмона, а Салмон - Вооза, а Вооз — Овида, а Овид - Иессея, а Иессей – Давида царя (Лк 3.31-33). Поскольку же Наасон был сын Аминадавлев, (то) его сестру Елизавету взял себе женою великий архиерей Аарон, брат Моисеев, бывший из колена Левитского. Далее, и боголепный святитель Иодай, бывший из колена Левитского, взял себе женой сестру Охозиеву, бывшую из колена Иудина. С тех пор царское колено смешалось с Левитским. И весьма справедливо, (что) Господь, происходя от Марии Девы <и> по плоти матери своей, /И198/ таким образом явился людям царем <и> иереем, что до Бога, как он сказал 30, и ясно провозглашается /127б/ Царем /Б284/ вечным <и> иереем навеки по чину Мелхиседекову. Ведь царство Его - царство вечное и неразрушимое, и "род Его" - то есть непостижимое, и пресущное, и безначальное божество - "кто изъяснит?" (Ис 53.8). Глава 101 А после Дария царствовал Артабан, 7 месяцев. Глава 102 А после Артабана царствовал Артаксеркс Долгорукий 31, 41 год. При [169] нем Софокл <и> Гераклит, и Анаксагор, и Пифагор, и Фукидид, и Еврипид, <и> Геродот, и Эмпедокл, и Диоген, и Зенон, и Ферекид, и Аристарх, <и> Гиппократ, и Парменид, и Платон, и Аристотель, и Демосфен, и Сократ 32 известны были. Последний, уничтожив закон эллинский, умер в темнице, выпив яд 33. Глава 103 А после Артаксеркса царствовал другой Артаксеркс <и> последующие /127в/ вплоть до Дария Арсамянина, которого разбил Александр. И разрушил персидское царство, и овладел всей землей, и умер в Вавилоне. И разделили царство его мужи его, как было сказано ранее. Глава 104 <Итак>, цари персидские после Навуходоносора и сыновей его 34 были следующие: Дарий Астиаг, или Артаксеркс, /Б285/ царствовал 17 [лет]; Кир - 32, Камбиз - 18, Спердий волхв - семь месяцев, Дарий же Гистаспович - 20 лет, Ксеркс (I), сын его — 25 лет, Артабан — шесть месяцев, Артаксеркс Долгорукий - 41 год, Артаксеркс второй – два месяца, Согдиан - семь месяцев, Дарий Тайный - 19 лет, Артаксеркс (II), сын его — 40 лет, и Артаксеркс, который и Ох - 27 лет, Арс же Хоос - четыре года, Дарий Арсамянин 35 - шесть лет. Последнего разбил Александр, как [я говорил], разрушив персидское царство, существовавшее 36 240 лет. И столько /127г/ об этом. Вернемся же снова, как обещали, к той последовательности, с которой мы начали. /И199/ Глава 105 Итак, мужи <и > вельможи Александровы царство его разделили: в Египте царствовал Птолемей Лагоевич, то есть Заячич, и было подряд тринадцать Птолемеев, до Клеопатры, дочери Дионисиевой. Асией <же> всей Антигон владел, а в Сирии, и Вавилонии, и Палестине царствовал Селевк, он же Никатор. Он построил три города, один 37 в Киликийской стране, другой в Сирии. Первый он назвал Селевкией, второй Антиохией, третий Лаодикией - по имени своему, и по сыну, и по дочери – ведь было имя ей Лаодикия. При нем родосцы, морем владевшие, поставили на острове медный кумир солнцу, который из-за величины назвали Колоссон, и сами от него колоссянами именуются. /Б286/ КомментарииИ185 1. Размером: мероу, мера — два раза на месте perimetron "периметр, окружность". 2. Хвастовством; в пер. прещениемь (сп2 прельщениемъ) в соот. с alazoneiaV сущ. род., которое значит "хвастовство" и "обман"; пер. обозначил второе, неуместное здесь, значение (представленное в сп2); в Тр правка: обман заменен угрозой. И186 3. Слава, и сила, и гордыня: слава и сила и гордыни И18613 - противоречивый ряд достоинств в соот. с греч. poluolbian вин. (~ "счастье"), rwmhn ("силу"), perijaneian ("известность") Б26624. Последнее переосмыслено: "известность" —> "гордыня": может быть, perijaneia соединилось для переводчика с однокоренным uperhjania "чрезмерная гордость, высокомерие". В Лет "многая слава, и доблесть, и светлость" ЛМ107об. — пер. по корню. 4. Посрамлены будут, и не помилует: посрамлени боудоуть, (сп2 осрамленъ будет) и не помилоуеть И18618 на месте itamoV esti kai ouk elehsei Б2674 = Септ (estin) ~ "он дерзок-бесстыден и не помилует". Различие в грам. числе идет от текстов Библии: в Острож мучитель еси и не оумилосердится Иер 6.23 и далее ед. - о Навуходоносоре; в синод. пер. везде мн. - обо всем "народе северной страны": "они жестоки и немилосердны" и т. д. Итак, сп2 поддерживает Амартола и Септ. 5. Не возвратятся отцы к сыновьям своим от оков рук его: не възратяться отци къ сынамъ своимъ, от оузъ роукоу его И18622. В греч. ouk epistrajhsontai зд. "не оглянутся отцы на сыновей своих apo eklusewV от расслабления рук своих", то есть отцы будут как бы парализованы происходящим. Так и в Острож: не огледахуся отцы на сыны опустивши руцы Иер 47.3. Перевод Врем обусловлен тем, что основное значение гл. epistrejw все-таки "возвращаться". См. греч. параллели к възвратитися в СтСл. 132. Влиянием этого основного пер. вызвано понимание последующего eklusiV (ekluw "расслаблять") как alusiV "цепь, узы" и переосмысление autwn "их" или "своих" в "его". И187 6. Концы: конець (сп2 конци), на месте to plhrwma "содержимое", "население" от plhrow "наполнять" и "кончать". В Лет испльнение ЛМ10812. 7. На Тир - нет в Тр, в сп2 на, насора в соот. с epi Swr Б26715. Септ epi se, Swr Иез 26.7, Острож на тя тире. 8. Сущий - в слав. в составе глоссы: адонаи рекше сыи господь И187, на месте Adwnai kurioV Б2681 "Адонай Господь". Адония (евр.) = "Господь мой", то есть Яхве. Слав. глосса поясняет слово Яхве, а не Адонай: Яхве, непроизносимое Божье Имя, проявляется в формуле "Я есмь, Который есмь". Острож: адонаи господь Иез 29.13; синод. пер.: "Господь Бог". То же на И15720, И27522. И188 9. Улемародах, Эвилад - под этим именем в ХГА объединены два вавилонских царя: Амель-Мардук (562—560) и Нериглиссар (560—556). 10. На 37-ой год - так в 4 Цар 25.27 и в Иер 52.31: "В тридцать седьмой год переселения Иехонии"; Острож: въ лето ·лз·-е преселения накима. Во Врем число приобрело фантастический вид: на месте en tw triakostw kai ebdomw Б269 "в тридцать седьмом" в пер. въ ·т·-ное и ·о·-ное лет И1884 = "в 370". В некоторых сп2 нет. 11. У него: в пер. по немь И1888 - из-за неоднозначности предлога meta (зд. meta + род. "с ним"). 12. Валтасар. После Амель-Мардука и Нериглиссара в Вавилоне воцарился Набонид (556—539). Его сын Валтасар, бывший соправителем отца, был убит во время захвата Вавилона Киром Персидским в 539 г. В Кн. Даниила Валтасар назван сыном и преемником Навуходоносора, Кир - Дарием. И189 13. Дарий Мидянин, Астиаг, Артаксеркс. В библ. Кн. Даниила преемником Валтасара на вавилонском престоле назван Дарий Мидянин (Дан 5.31) - персонаж мифический. В библ. Кн. Есфири, рассказ из которой далее излагается, действие происходит при персидском царе Артаксерксе - так назван Ксеркс I (486—464). Артаксерксы были в Персии позже (см. комм. к И198). Астиаг Мидянин (575—550) - последний царь Лидии, побежденный Киром Персидским гораздо раньше (550 г.). И191 14. Сын Салафиилов Зоровавель - в греч. tou de uiou Zorobabel Salaqihl Б27414 "сын Зоровавеля Салафиил" вместо "сын Салафиила Зоровавель". 15. Навуходоносором звали. Навуходоносор (как и Арфаксад, и Олоферн) - персонаж Кн. Иудифи, содержание которой - художественное соединение событий и лиц не только разновременных, но и разноплоскостных, исторических и вымышленных. Амартол привязывает это имя к Камбизу - реальному царю Камбизу II, Ахемениду (530—522). Впрочем, во времена Камбиза II был Навуходоносор III (522 г. до н. э.), которого в Персии считали самозванцем. Примечательно, что в ХГА рассказ о Иудифи завершается пояснением о Навуходоносоре: это был, говорит Амартол, не первый Навуходоносор, а тот, что правил после пленения (Б27610-14). Комментаторы синод. пер. видят в Навуходоносоре Книги Иудифи "настоящего", "первого". 16. У всех: pantwn Б27423; в Тр техъ И19116, возможно, испорченное *всехъ. И192 17. С народом иудейским: на языкъ июдеискъ И1921, в соот. с eqnoV twn Ebraiwn Б2759 - редкое в данном памятнике именование народа Божьего (обычно laoV). Нарушено противопоставление laoV - eqnoV. То же на И17524. И193 18. Спердий волхв - Бардия Смердис Гаумата. Жрец Гаумата объявил себя братом Камбиза Бардией (которого Камбиз II ранее убил) и пытался захватить власть в Персии во время египетского похода Камбиза. Гаумата был убит преемником Камбиза Дарием I (521-486). 19. Три воина — краткий пересказ из [Иосф Древ 11.3.2-8]. 20. 511 лет: по Библии, от построения храма Соломона до второго храма прошло 460 лет (с 975 по 515 год). 21. Образ и вид второго здания церковного: описание следует (очень неточно) за [Иосф Войн 5.4.1 сл.]. Употребляемые меры длины: phcuV "локоть", слав. локотъ = 10 вершков, 24 пальца, примерно полметра; pouV, podoV "фут", в слав. стопа = 30 см; stadion "стадия, стадий", в слав. стадии "стадий" ("стадия"), равный примерно 185 м. О пехии см. комм. к И55. См. также комм. к И158 на поприще. Перед сущ. образъ — первым словом главы, стоит прил. нынешнии, отсутствующее в греч. Оно есть в Архивском Хронографе л. 303а (Истр. II, 85)., который заимствовал это место из Врем. И194 22. Восьмиугольные - так в S: ·и· оуголъ; в Тр на ·д· оуглы И1946, что приходится признать более поздним, так как в греч. фразе фигурируют восьмиугольные промежуточные башни: metapurgia oktagwna kai pammegeqh ana phcwn ss Б2789 "промежуточные башни восьмиугольные и огромные, по 200 локтей (в высоту)". Греч. текст ХГА отступает от Иосф Войн 5.4.3 в количестве восьмиугольных башен и в размерах: по Иосифу Флавию, восьмиугольной была только башня Псефина на сев.-зап. углу стены, высотой 70 м; с нее видна была Аравия. В приведенной фразе ХГА прил. oktagwna "восьмиугольные" не на месте; оно попало сюда из-за компрессии текста. У Иосифа на этом отрезке семь предметов описания: цистерны для дождевой воды - 90 башен на третьей стене - промежутки между башнями 200 локтей - 14 башен на средней стене - 60 на древней - окружность города 33 стадий - башня Псефина 70 локтей, вид на Аравию. У Амартола три единицы: цистерны для дождевой воды - промежуточные башни восьмиугольные по 200 локтей высотой, вид на Аравию - окружность города 40 стадий. И195 23. Молящимся иереям: молящемься (сп2 молящимъся) иереемъ И19520 на месте toiV arresi twn ierewn Б28010 "мужам из иереев" - порча относительно Иосифа (Войн 5.5.6), у которого речь идет о мужчинах (вообще) и священниках. Неточное представление о порядке приближения к храму получал не только рус. читатель XI в., но и византиец IX в. И196 24. Приморье - Ионийское побережье Малой Азии, которое было захвачено Дарием I в 515 г. 25. Сначала: искони И19614 в соот. с to men ex archV Б28114 "сначала" или "что до власти" (в данном контексте допустимы оба значения arch). Переводчик под впечатлением слав. Быт 1.1 и Ин 1.1. И197 26. Не достиг: oudeiV... epeilhmmenoV прич. перф. пасс. Б28210 (epilambanw "принять" и т. п.); в Тр ни единъ... оставленъ И1974, как если бы переводилось близкое по звучанию прич. epileleimmenoV (epileipw "оставлять"). Смысловая замена вывела высказывание в противоположный ключ: вместо "ни один не получил такого сана" получилось "ни один не оставил такого сана". В Лет адекватное никто и силоу премь ЛМ144об.15. Формы этих гл. часто подменяются во Врем (см. комм. к И286 на важное). 27. Его мужам: его моужемъ И1977 в соот. с touV ekeinou paidaV Б2829 зд. прямо "его детям", то есть сыновьям Ирода. 28. И на него - союза нет в греч., нет в Тр, нет Ис 11.10 по Септ, Острож. Есть в S (И19712). 29. Свобода: свобода И19715 на месте eulogia Б2834 "благословение". Ср. eleuqeria "свобода". И198 30. Как он сказал: рече 3 ед. - Василий Великий в ранее приведенной цитате из Посл. 236. В греч. wV ejhn 1 ед. 31. Артаксеркс Долгорукий - Артаксеркс I Лонгиман, персидский царь из династии Ахеменидов. 32. И Сократ. Ко времени правления Артаксеркса I Лонгимана (465-423) едва ли возможно отнести Пифагора, Гераклита (кон. VI — нач. V в.), а также Платона (429—347), Аристотеля (384—322), Аристарха (кон. IV — нач. III в.). 33. Яд: kwneion Б28415, лат. cicuta "болиголов, ядовитое растение". Пер. прахъ И19811. Предложение яда — обычная в античные времена казнь. 34. Сыновей его: в слав. от навходоносора доже и до сыновъ его соуть лет ·лв· и прочии И19816, далее перечисляются персидские цари в соот. с греч. apo N. kai twn uiwn autou eisin oide Б28422 "со (времени) Навуходоносора и его сыновей были..." Слова доже и до и лет ·лв· - дело русских справщиков, придавших фразе такой смысл, что Навуходоносор и его сыновья оказались в числе персидских царей. 35. Дарий Арсамянин. Хронология персидских царей: Дарий "Мидянин" - царь мифических времен; Кир Персидский (555—530), Камбиз I (530—522); Спердий; Дарий I Гистасп (521—486); Ксеркс I (486—464); Артабан; Артаксеркс I Лонгиман, "Долгорукий" (465—423); Ксеркс II (423); Согдиан; Дарий II Нот, "Незаконнорожденный", "Тайный" (423—404); Артаксеркс II Мнемон, "Памятливый" (404—359); Артаксеркс III Ох, сын Дария Нота (359-338); Арс Хоос (338-336); Дарий III Кодоман, сын Арса (335-330). (Последний персидский царь, Дарий III Кодоман не был сыном своего предшественника Арса. Отец Дария носил имя Арсама и принадлежал к боковой ветви рода Ахеменидов - А.Ч.) 36. Бывшее: diarkesasan вин Б2858 зд. "продолжавшееся". В пер. довълевше И19824 — по исходному значению гл. di-arkew и arkew "быть достаточным". Так и на И20519, 29917, 3005. И199 37. Один в Киликийской стране - в греч. "два в Киликии" duo Б28516. Текст воспроизведен по изданию: Временник Георгия Монаха (Хроника Георгия Амартола). М. Богородский печатник. 2000 |
|