|
ГЕОРГИЙ МОНАХВРЕМЕННИККнига 3 Судьи Израиля Глава 22 А после Иисуса с помощью судей Бог спасал народ, притесняемый живущими окрест в земле той оставшимися иноплеменниками. Первым из них /Б146/ был судья, называемый именем Иуда 1, и судил народ 7 лет, и захватил Адонивезека, царя иноплеменников, и отрубил ему руки и ноги. Сказал же Адонивезек: "Семьдесят царей с отсеченными /73а/ пальцами рук и ног собирали объедки под моим столом. Как делал я, так и воздал мне Бог" (Суд 1.6-7).Глава 23 А после Иуды судьей был Гофониил 2, 50 лет; он поразил Хусарсафема, царя сирийского, причинявшего зло народу 8 лет. Глава 24 А после Гофониила судьей был Аод Левша 3, 80 лет. Он разбил Еглона, царя моавского, причинявшего зло Израилю 18 лет, обоюдоострым мечом длиною в пядь (Суд 3.16). Глава 25 А после Аода судьей был Самегар, 7 лет. (Рогаткой) для пахоты на воловьих ногах он разбил за один день 600 человек иноплеменников (Суд 3.31). /73б/ Глава 26 /Б147/ После Самегара судьей был Варак, а с ним и Девора, пророчица и жена Афиадокова 4, 40 лет. Он воевал с Иавином и Сисарой 5, причинявшим зло Израилю 20 лет. В то время Иаиль, жена кенея Хевера, и убила Сисару колом (Суд 4.22). При нем известны были Прометей и Орфей фракиец, эллинские мудрецы, и Асклепий врач, и Ликург 6 спартанец, законодатель эллинов. /И114/ [105] Глава 27 А после Барака был судьей /73в/ Гедеон, он же Иероваал, 40 лет, поразивший Мадиама с тремя сотнями, лакавшими воду (Суд 7.6). Орива, и Зива, и Зивея, и Салмана 7, князей их, творивших зло Израилю семь лет, он измолотил терновником и столп в Пенуэле разрушил (Суд 8.17). /Б148/ Глава 28 А после Гедеона был судьей Авимелех 8, сын его, три года (Суд 9), и поразил братьев своих, (рожденных) от свободных жен, 70 мужей, на одном камне, из которых ни одного осталось, кроме младшего, Иофама, который убежал. А когда Авимилех с воинами своими шел <мимо>, Иофам взошел на высокую гору и, возвысив голос свой, рассказал им такую притчу. "Послушайте меня, мужи сихемские, и пусть послушает вас Бог! Отправляясь, отправились все деревья /73г/ помазать себе царя. И сказали маслине: царствуй у нас. И сказала им маслина: Оставлю ли обилие свое, которые прославили боги и люди, и пойду владеть деревьями? И сказали смоковнице: царствуй у нас. И сказала им смоковница: Оставлю ли сладость свою и пойду владеть деревьями? И сказали виноградной лозе: царствуй у нас. И сказала им виноградная лоза: Оставлю ли вино свое, увеселяющее людей, и пойду владеть деревьями? И сказали деревья терновнику: иди и царствуй у нас. И сказал терновник [деревьям]: если поистине помазываете меня царем себе, то придите и станьте под сенью моею; а если нет, то пусть выйдет из меня огонь и поглотит кедры /Б149/ ливанские. А теперь, поистине ли вы поставили царем Авимелеха, сына наложницы отца моего? Если нет - пусть изойдет /74а/ огонь [из Авимелеха и поглотит мужей сихемских и пусть изойдет огонь из мужей сихемских] и поглотит Авимелеха. И, сказав это, Иофам тут же убежал" (Суд 9.7-21). И послал Бог злого духа между Авимелехом и мужами сихемскими, и отверглись мужи сихемские от дома Авимелехова, чтобы обратить неправедность и кровь 70 сыновей Гедеоновых на голову Авимелехову (Суд 9.23-24). И когда он собрался захватить башню и приблизился к дверям башни, чтобы поджечь ее, бросила женщина обломок жернова ему на голову и разбила череп его. И, возопив, тут же сказал оруженосцу своему: /74б И115/ - Вынь меч свой и умертви меня, чтобы не сказали: "Женщина убила его". И пронзил его отрок, и убил. И возвратил Бог Авимелеху злодеяние, которое он причинил отцу своему, убив 70 братьев своих, и все злодеяние мужей сихемских обратил Бог на голову Авимелехову, по слову и притче Иофама, сына Иероваалова (Суд 9.50-57). [106] Следует же знать, что слово "притча", как говорит прославленный Златоуст, имеет много значений. З-Притча может обозначать изречение, и пример, и порицание, /74в/ как когда Давид говорит: "Ты сделал нас притчею в племенах и покиванием головы /Б150/ среди народов" (Пс 43.15) 9. Притчей называется тайная речь, которую многие называют загадкой, ведь она заключает скрытый смысл, не ясный из самих слов, как когда Самсон говорит: "Из уст сильного вышло сладкое" (Суд 14.14), и Соломон сказал: "Тогда уразумеешь притчу и темное слово" (Прит 1.6). Говорится "притча" и об уподоблении, <ибо сказано>: "Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, сеющему доброе семя" (Мф 13.24). Притчей называется и образная речь, как, например: "Сын человеческий, расскажи им такую притчу: Орел великокрылый" (Иез 17.2-3), (где) орлом назван царь. Притчей называется также образ и изображение, как Павел сказал: "Верою искушаемый, Авраам привел Исаака, /74г/ единородного принес принявший обетование" (Евр 11.17), "почему и получил (его) в притчу (Евр 11.19), то есть в (про)образ и (пред)изображение". -З И- Притча есть также слово, передающее мысленное посредством чувственного и представляющее надмирское 10 и невидимое через мирское и видимое. -И З- А загадка - это речь затемненная и иносказательная, по сказанному: "Приклоню к притче ухо мое, открою пением загадку мою" (Пс 48.5) и: "Произнесу гадания мои из древности, от сотворения мира" (Пс 77.2). Загадка - это премудрость, соединяющая 11 размышление и познание, а пример - это высказывание, /Б151/ от частного И116 ведущее к общему, или 12 доказательство, <доказывающее> 13 частное частным или подобным (Пс 48.2-3). -З О- Притча же есть слово тайное, являемое другим, ясным. –О Глава 29 А после Авимелеха судьей был Фола, 23 года (Суд 10.1-2). Глава 30 А после Фолы судьей был Иаир, 22 года (Суд 10.3). /75а Глава 31 А после Иаира судьей был Иеффай, 6 лет (Суд 12.7), который разбил аммонитян (Суд 11.33) и <филис>тимлян, причинявших скорбь Израилю 28 лет. Глава 32 После Иеффая судьей был Авесс 14, 7 лет (Суд 12.8-9). [107] Глава 33 После Авесса судьей был Елом, 10 лет (Суд 12.11). Глава 34 После Елома судьей был Лавдон 15, 8 лет (Суд 12.13). Глава 35 А после Лавдона судьей был Самсон, 20 лет, поразивший <филис>тимлян 16 <ослиной> челюстью, и жезлом и /Б152/ лисицами, и разрушением дома (тех), кто скорбь творил Израилю 40 лет. Это показывает его силу и мужество. Кроме того, он легко разрывал руками различные <самые> крепкие оковы и взломал городские /75б/ ворота. Ведь сказано: "И пришел Самсон в город Газу к одной блуднице, и, узнав, газейцы стерегли с вечера, заперев городские ворота, собираясь убить его утром. А он встал (в) полночь, взялся за городские ворота, <поднял> вместе с двумя мраморными столбами, стоявшими по обеим сторонам ворот, и с засовами, и, возложив на плечи свои, вышел оттуда и положил их на верх горы напротив города" (Суд 16.1-3). При нем 17 был известен <знаменитый> у эллинов Геракл. Однако 18 хорошо /75в/ учит пророк, говоря: "Не верь друзьям своим и подруги своей остерегайся, чтобы не открыть ей чего-либо" (Мих 7.5). Ведь этот праведник был обманут первой своей женой, разгадав ей загадку, и стала она для него причиной большой печали. Так и вторая жена, Далида, словами /И117/ лживыми обманув преподобного, доставила радость врагам его, - и (тот), кто был зачат по обещанию <и>, судил Израиля /Б153/ 20 лет, и руками разодрал пасть льва, и челюстью ослиной убил 1000 мужей и выпил воду из челюсти, и благодаря огромной силе поднял, как было сказано ранее, /75г/ [городские] ворота, и, проще говоря, от чрева матери освященный и нареченный назореем 19 (Суд 13.5), <и> Святого Духа исполненный, был, увы, обманут женщиной и погубил не только великую Божью благодать и <такую> силу, но и стал, лишенный зрения, игрушкой для детей иноплеменников, среди которых и закончил жизнь нелепой глупостью 20, став для врагов посмешищем, а для друзей - плачем. Глава 36 А после Самсона было безначалие, 40 лет, и каждый творил зло, как хотел. /76а/ Поэтому Писание, указывая причину беззакония, говорит: "В те дни не было царя в Израиле, но каждый делал то, что было угодно перед глазами его" (Суд 21.25). Вот до какого вреда доводит безначалие. Ибо, поднявшись друг на друга, <вместе> погибали, особенно же, когда [108] колено Вениаминово сотворило блуд с наложницей путника и погубило ее крайней разнузданностью (Суд 19) и 11 колен воевало с одним коленом. Так как и эти (11 колен) совратились к идолам, то 11 колен были побеждены одним коленом и один раз, и второй. Затем и сами /Б154/ <они> погибли, по сказанному: "Ты погубил всякого прелюбодействующего 21 от Тебя" (Пс 72.27). Ведь эти, охваченные праведным гневом против гаваонитян 22, совершивших беззаконие над отроковицей, ополчились 400 тысячами. Бог же, желая наказать творящих подобное и видящих зло в других, а себе не хотевших этого делать, <допустил> над ними победу /76б/ и один раз, и второй, и погибло у них много тысяч. <> И когда (Бог) увидел, что (11 колен) получили наказание и подвергаются справедливому гневу, горюя /И118/ и проливая слезы, он посодействовал их цели <и> вскоре <полностью> погубил беззаконное колено, кроме немногих благочестивых, под командованием Финееса, сына Елеазарова. Ведь сказано: "И вопросили сыны Израилевы Господа - в те дни ковчег завета Господня находился там 23 — и Финеес, сын Елеазара, сына Аарона, предстоял пред ковчегом, [и] сказал: Выходить ли мне еще на сражение с сынами Вениамина, брата нашего? Или остановиться? И сказал Господь: Идите, потому что завтра Я предам их в руки ваши (Суд 20.27- 28). Так и случилось. Сражаясь, они убили у них 25 тысяч и весь город их посекли мечами. И хуже распутных (были) те, кто /76в/ принял за них бедствие. Ибо хотя <со>племенники 24 требовали дерзнувших на беззаконие, они не только <не> выдали, но и с охотой помогали. Потому все и подверглись гибели (Суд20.12-13), и под этим предлогом, так как время призывало, /Б155/ были справедливо наказаны судом Бога 25, который говорит: "Когда изберу время, Я буду судить правоту" (Пс 74.з). Он говорит о времени, когда будет собрано и подсчитано Богом множество грехов, требующее отмщения и воздаяния, как записано в Песни Моисея: "Не собрано ли все это у Меня и не запечатано ли в сокровищницах Моих? В день мести воздам, в (то) время, когда ошибется нога их, ибо близок день гибели их" (Втор 32.34-35). Глава 37 Так же, когда Моисей, стоя в своем сокрушении, просил <Бога> /76г/ не губить неразумный и греховный народ, Бог, сжалившись, сказал ему: А теперь иди, то есть пока, ради твоего прошения, и веди народ. А в день, когда посещу их, обращу на них грех их (Исх 32.34). И Писание добавляет, говоря: "И поразил Господь народ за создание тельца" (Исх 32.35). Так что поистине совершенно невозможно 26 избежать посланного Богом суда, даже если Благой и Человеколюбивый терпит и не тотчас насылает [109] суд на согрешающих, ожидая их обращения или вступления на худшее и на злонравие, как вкратце ясно показано. Об этом сказал и великий Кирилл: /Б156/ К- Совершаемые людьми по всей земле во все времена прегрешения исчисляются, /И119/ (за) которые, когда до некоторого определенного множества <доходит> наш живущий 27 грех, тогда <наконец> Законодатель Господь, печалуясь, наводит суд. По свойственному Ему человеколюбию он ожидает /77а/ и, бывает, что терпит наши грехи, гневаясь не на всякое прегрешение. Так и Аврааму Бог сказал: "Не исполнились грехи аморреев до сего дня" (Быт 15.16). А помраченным 28 фарисеям он говорит: "И вы наполните меру отцов ваших" (Мф 23.32). -К <Итак>, если кто хочет жить правильно и прожить эту жизнь <как можно более> благоразумно и умеренно, <не> пойдет <ли> прямым путем и <не> отвергнет <ли> дурное, получив плод правого и неразвращенного желания - не делать зла. И воистину 29. Ведь нам свойственны оба <стремления> - я имею в виду, к добру и ко злу. И те, которые, согласно слову, достойны удивления, будут в добре добродетели, а склоняющиеся ко злу и впустую губящие свою жизнь, предпочитая добру неправду, суть <убийцы> и злые губители, на свою голову избранные 30. /Б157/ О том же говорит и святой Исидор: И- Сила грехов вынуждает божественное и безгрешное /77б/ естество вместо естественной благости вмещать в себя 31 противоестественный гнев. Потому Христос <и> сказал иудеям: "Много раз хотел Я собрать вас, а вы не захотели. Вот остается дом ваш пуст" (Мф 23.37-38). Поскольку, говорит Он, вы не принимаете человеколюбия, то познаете власть наказания. -И Ведь когда Бог видит, что человек дошел в пороке до крайности, он отнимает у него свою благодать; лишенный же ее, человек еще более подстрекается дьяволом к строптивости и, не имея в себе Бога, советующего воздерживаться от зла, предается гневу. На это ясно указывает <решение> неподкупного Божьего /И120/ суда, явленного немедленно 32: "Узрят праведники и возвеселятся, и всякое беззаконие сомкнет уста свои" (Пс 106.42). И весьма справедливо: ведь "лукавым кривые пути посылает Господь" (Прит 21.8). /77в/ И "<не> несправедливо расстилаются сети пернатым. Ведь ноги их бегут ко злу, и скоры они на пролитие крови" (Прит 1.17,1.16). Поэтому апостол говорит: "Или ты не понимаешь, что благость Божия ведет тебя к раскаянию? <Но> жестокосердием своим и нераскаявшейся душой собираешь себе гнев на день гнева <и> праведного суда Божьего" (Рим 2.4-5). /Б158/ Ибо, сказано, "все дела Господа — с правдой, нечестивый же сберегается на день бедствия" (Прит 16.4). А ныне делающие беззаконие и гневающие Бога ведут безбедную жизнь, по Божьему долготерпению, и не претерпевают никакого зла, благоденствуют, богатеют и процветают в здоровье [и] долголетии и этим, говорят глупые нечестивцы, угождают и радуют Бога. Потому /77г/ будем творить зло еще больше, чтобы вышло больше блага. Такие осуждены 33 на [110] суд" (Рим 3.7-8). О таких и Давид говорит: "В трудах человеческих нет их, <и с людьми не бичуются>, оттого овладела ими крайняя гордыня и облеклись они в неправду и нечестие" (Пс 72. 5-6). "<И> думали и говорили в лукавстве, и неправду на высоту говорили; положили на небо уста свои, и язык их прошел по земле; и сказали: Как узнает Бог? <И> разве есть знание у Вышнего?" (Пс 72. 8-9,11). За их заблуждения положил им Бог бедствия и ниспроверг их, когда возгордились, и пришли в запустение Внезапно погибли за беззаконие свое. Потому "сказал Я законопреступникам: не преступайте закона, и согрешающим: не возносите рога и не говорите на Бога неправды, ибо Бог - Судия" (Пс 74. 5-6, 8) и "не ревнуй /Б159/ успевающему на пути своем /78а/ человеку, творящему беззакония" (Пс 36.7), "ибо как трава скоро засохнет и как зелень злака упадет и погибнет" (Пс 36.2), "Ибо праведен Господь и возлюбил правду" (Пс 10.7). Итак, если мы в самом деле благоразумные /И121/ и непритворные рабы (Бога), то надо быть добродетельными не ради надежды <на Царство> или ожидание каких-то других будущих благ, но терпеть все ради <самого> Владыки Бога. Однако много прегрешающих; ленивы (они), и не стремятся к добродетели <даже> за награду, и не слушают Бога, Царство обещающего, а дьявола, ввергающего в геенну, любят. А что хуже и неистовее такого безумия? Да что я говорю о геенне? И до геенны здесь он приносит страдание и стыд, и насмешки, и <тысячи> наказаний, и множество смертей тем, которые подчиняются ему и стремятся к нему. Глава 38 А после судей судил народ первосвященник Илий, 20 лет. И /78б/ за беззаконие и нечестивость обоих его сыновей, Офни и Финееса при жертвоприношениях (1 Цар 2.12-17) их также настиг Божий суд. Они были жестоко убиты на войне; /Б160/ он же услышал глас Божий, говорящий: "Я сказал: дом твой пребудет предо Мною вовек. Ныне же не так, но прославляющих Меня прославлю, а отрекающиеся от Меня наказаны будут. Истреблю семя твое от жертвенника Моего" (1 Цар 2.30, 33). И еще сказал: "Вот Я отомщу дому Илия навеки за неправедность сыновей его, так как злословили на Бога сыновья его и не образумил их" (1 Цар 3.13). Услышав сначала об убийстве обоих сыновей своих, а после этого и о захвате ковчега 34 узнав, он упал с сидения навзничь, и сломалась спина его, и умер, будучи 90 лет. О нем рассказывает и Иоанн Златоуст: З- Был у иудеев один священник по имени Илий, человек смиренный и кроткий, /78в/ отец двух сыновей. И, видя, что они шествуют ко злу, не удерживал и не возбранял, вернее, удерживал и возбранял, но не со строгостью и гневом. А прегрешение сыновей было в прелюбодеянии и чревоугодии. Ведь "спали, <говорится>, [111] с женщинами, стоявшими у дверей скинии свидетельства" (1 Цар 2.22), и ели мясо до освящения и принесения жертвы (1 Цар 2.15). А отец, услышав об этом, не наложил /И122/ на них наказания, а словами и поучением думал отвести их от этого зла, говоря: "Не поступайте, дети так, /Б161/ ибо нехорош слух, который я слышу о вас: побуждаете людей не служить Господу. Ведь если, согрешив, согрешит муж против мужа, то помолятся о нем Господу; если же против Господа согрешит, кто помолится о нем?" (1 Цар 2.23-25). Итак, за то, что он не пригрозил им так сурово, как следовало, и сам с ними погиб. Ведь надо было угрозу высказать, /78г/ и избить, и прогнать со своих глаз, и совершенно не щадить. А за то, что он несвоевременно пощадил своих детей, вместе с детьми и собственное спасение погубил. Послушай же, что сказал ему Бог, вернее, не ему, ведь из-за его согрешения не удостоил его ответа, но через другого уведомил об ожидающих его бедствиях. Потому Он сказал через ученика своего Самуила: "Я узнал, что сыновья его злословят Бога, и не наказывал их" (1 Цар 3.13), а если и наказывал, то не принято было наказание, так как не было сильным и суровым. Высказав обвинение, Он наводит и наказание, говоря в великом гневе: "Поклялся Я дому Илия, что (не) загладится грех дома его ни курением, ни жертвами вовек" (1 Цар 3.14). Видишь, как суров гнев, как безжалостно и беспощадно наказание всему его дому и роду, несмотря на то, что -З для своей /79а/ жизни он никогда ничего не просил 35 3- <и> Бог ни в чем другом не мог упрекнуть старца, достойного удивления во всем остальном. А мудрость не только из прочего можно видеть, но и из того, что случилось во время самих бедствий. Ведь услышав все это /Б162/ и увидев, что он дошел до крайнего наказания, он не отпрянул 36, не опечалился, не вознегодовал, не говорил того, что только и говорят <обычно> многие: "Разве я господин чужой воли? И должен ли я отвечать за их грехи? Они взрослые и по справедливости должны только сами нести наказание". Но ничего такого он не сказал и не подумал, а как благоразумный раб ответил, говоря: "Господь угодное пред очами Своими да сотворит" (1 Цар 3.18). Итак, если первосвященника, старца знаменитого, 20 лет стоявшего во главе и беспорочно служившего Богу, ничто это не смогло спасти от страшного Божьего гнева и угрозы, и он погиб из-за чужих грехов, /79б/ /И123/ и его подвиги в течение стольких лет не умолили Бога, то какое прощение получим мы, столь далекие от его добродетели и, когда другие согрешают, молчим и попускаем, и даже если в наших силах воспрепятствовать им и удержать от дурного, мы чаще поступаем <наоборот>, оставляя их без обвинения и наказания. И пусть никто не говорит, что многие не заботились о своих детях еще больше, чем Илий, и не пострадали, как он. Пострадали многие, много раз, и тяжелее, чем он, хотя мы по своей великой бесчувственности не ведаем [112] о причинах напастей и бедствий, происходящих с нами от прегрешений 37. Ведь откуда безвременные смерти? Откуда тяжелые беспрерывные недуги у нас и у <самих> детей наших? Откуда убытки, скорби и печали? Откуда /79в/ тысячи разнообразных [зол]? Не от того ли, /Б163/ что мы не обращаем внимания на прегрешения детей? Что это истинно, тому свидетель <и> этот старец, и мудрец свидетель, говорящий: "Не радуйся сыновьям нечестивым, и если нет в них страха Божьего, не надейся на их жизнь" (Сир 16.1-2), чтобы не вздыхать в безвременной скорби и не узнать неожиданно об их гибели. Итак, многие, как я сказал, претерпели множество подобного, а если некоторые и избежали, то [не] окончательно избежали, но, в зле своей головы скончившись, там еще большее понесут наказание. Зная об этом, апостол учит, говоря: "Отцы, воспитывайте детей в наставлении и учении Господнем" (Еф 6.4). -З В- <Действительно, рискованно и> очень опасно молчать о прегрешениях согрешающих, как говорит и Писание. Ведь вот, когда Ахар украл золотой язык и простую одежду, был гнев Господень на всем народе, хотя они даже /79г/ не знали ни согрешившего, ни прегрешения, до тех пор, пока вор не объявился и не погиб той страшной смертью вместе со всеми своими (Нав 7.16-21). А Илий, хотя и не молчал о нечестивости своих сыновей, как было сказано, но словом многим говорил /И124/ о скверности греха и неизбежности суда, все же не очень сильно наказывал, так обострив гнев Бога, что вместе с его сыновьями и народ /Б164/ погиб от меча, и этот страшный ковчег, доступный немногим, руки иноплеменников носили куда хотели, и сам он - я говорю о великом иерее - окончил жизнь печальной кончиной. Если же против не знающих согрешившего и против запрещавшего и обличавшего согрешивших такой гнев воспылал, то что можно сказать о знающих и молчащих? Кто, если не они, доказывают сказанное апостолом: "Почему /80а/ не плакали вы сильнее, чтобы изъят был из среды вас сделавший это дело?" (1 Кор 5.2). Предстоит и самим им погибнуть, как [подвергающимся опасности 38] и ныне всем вместе претерпеть такую же или худшую гибель. Ведь семикратно отмщается на Каине, а на Ламехе, согрешившем столько же, - семью семьдесят (Быт 4.24). -В Почему же все-таки из людей прегрешающих одни караются, а другие не караются? З- Как из всех иудеев, тельца сотворивших, одни наказаны, а другие не наказаны? Потому что совершенно ясно, что одни покаялись и в <благоговейном> страхе само естество 39 не познали, а другие во зле пребывали, так что грех был одинаковый, а последствия разные. И почему Адам и Ева наказаны по-разному за одинаковый грех? Потому что не одно и то же - женщиной /Б165/ быть прельщенным [или] змеем. <Именно> [113] поэтому Павел не назвал (Адама) обольщенным, говоря так: "Ведь Адам не обольщен, женщина же, обольстившись, впала в преступление" (1 Тим 2.14). <А> почему /80б/ собиратель дров не удостоился человеколюбия? Потому что великое беззаконие было сделано - с самого начала преступил повеление Божие - и для того, чтобы и другие научились не преступать заповеди. То же было с Сапфирой и Ананией (Деян 5.1-10). Так и мы, согрешая, подумаем, достойны ли мы милости и сделали ли что-нибудь для того, чтобы быть помилованными: [искренне] ли раскаялись, хуже или лучше /И125/ сделались, отступились ли от дурных своих дел. Ведь <сказано>: "Уклонись от зла и сотвори благо" (Пс 33.15). -З Глава 39 А после Илия судил народ Самуил 40, священник и пророк, 30 лет (ок. 1040 г.). А сыновья его Иоиль и Авия не шли путем его и в добродетели его, но продавали истину за мзду 41. И собрался народ к нему в Армафем, требуя /80в/ царя, по обычаю племен. Он же сильно опечалился. И сказал ему Бог: "Послушай голоса народа, ибо не тебя они унизили, [а] Меня, чтобы Я не царствовал над ними" (1 Цар 8.7). И дал им /Б166/ Саула, сына Кисова, из колена Вениаминова, помазав его царем, мужа прекрасного и большого, [плечистого], самого высокого на всей земле (1 Цар 9.2). И так от него началась в Израиле царская власть. КомментарииИ114 1. Иуда; по Кн. Судей, Иуда был назначен Богом для предводительства народа после смерти Иисуса Навина (Суд 1.2), но не был воздвигнут Им как судья (правитель). 2. Гофониил - первый судья Израиля (Суд 3.10). Что касается времени правления судей, то тут наблюдаются расхождения между Кн. Судей, ХГА и ее слав. пер. О Гофонииле в Суд 3.11 по Острож ·м· - "40 лет", у Амартола ?' "50 лет" = Септ; во Врем ·и· "8 лет". 3. Левша: amjoterodexioV Б14612 "с двумя правыми руками"; свободный пер.: левыи И11311. Для Аода (Авода) годы правления по источникам совпадают (Суд 3.30). 4. Афиадокова: Ajaidwk; в Острож: лафидофова Суд 4.4. 5. С Иавином и Сисарой; Иавин - хананейский царь, побежденный Вараком и Деворой примерно в 1123 г. до н. э. Сисара - военачальник Иавина. 6. Ликург. Ко времени судьи Варака и пророчицы Деворы (= 1123 г. до н. э.) в ХГА отнесены Прометей, Орфей, Асклепий и Ликург. В ряде древнегреч. преданий титан Прометей считается создателем людей. Орфей Фракийский считается человеком, и традиция греч. мистерий вынесла из глубокой древности имя и поэзию великого посвященного в божественные тайны. Его имя соотносится чуть ли не с XIV в. до н. э. [Грейвс, 82]. Асклепий - сын Аполлона, был, по Гомеру, под стенами Трои, тем самым был современником Моисея (XIII в.). Полулегендарный царь Спарты Ликург мог жить ок. Х-ІХ вв. Встречается его имя и в ранних мифах в связи с Дионисом, Асклепием, Гераклом. Он уже упоминался в ХГА в цитате из Афанасия как создатель законов (см. комм. к И63). И114 7. Зивея и Салмана. В сообщении о расправе Гедеона с мадианитянами и их князьями Амартол отходит от рассказа Книги Судей. Орива и Зива убили союзники Гедеона и принесли Гедеону их головы (Суд 7.25). Зивея и Салмана он убил собственноручно (Суд 8.21), и не терновником, а мечом. Терновником он измолотил непокорных жителей города Сокхофа (Суд 8.16). Гедеон считается шестым судьей Израиля. 8. Авимелех не был вдохновлен Богом на судейство; его действия, согласно Библии, были злодейскими. И115 9. Среди народов; первая часть этого библ. выражения (Пс 43.15) в его церк.-слав. виде: в притчу въ языцех, (и покиванию главе в людех) И1158 - сохранилась в совр. языке как фразеологизм "притча во языцех". В ХГА и в слав. пер. так: "притчей" среди eqnh, то есть среди разноязычных народов, в слав. въ языцех; "упреком среди laioi, то есть среди людей, толпы, народа, обычно изр. народа, в слав. людех. В синод. пер. это противопоставление не отражено: "притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками". В Септ: en toiV eqnesin... en toiV laoiV Б14924. 10. Надмирское: от мирьскых И11519 - прекрасная находка для ta uprkosmia Б15018. Не на высоте здесь оказался переводчик XIV века: в Лет. неоукрашеная ЛМ6Іоб. - перевод по корню. В другом месте в Лет пер. адекватный (см. комм. к И34627). 11. Соединяющая размышление и познание: совъкоупляя премудрость и разоумъ И11523 в соот. с sunteinon proV qewrian kai gnwsin Б15023. Слав. пер. топорный во всех трех точках: В прич.-кальке не передана каузативность, сущ. не передают процессуальности, деятельности ума, хотя бессуффиксная основа разоумъ, употреблялась в значении процесса (например 2 Петр 1.3 - есть в Дъяч.). И116 12. Или; в пер. аще И1161 - по смешению союзов-омофонов h "или" и ei "если", неуместного здесь. 13. Доказывающее: pistoumenh Б1511. В Тр явиши послоушание мое И1161 на месте deixiV pistoumenh "доказательство, доказывающее" - порча *послоушаемое (так в сп2, так в Син), которое могло появиться из-за похожести этого прич. (pistow "доказывать") на peiqomenh (peiqomai "слушаться"). Существенное расхождение между сп1 Тр и Син. См. комм. к И34721. 14. Авесс: авеса И1168 = Abessa Б15113 — порча-метатеза слогов в греч. и/или в слав. Септ Суд 12.8 Esebwn, Острож есевон "Есевон". 15. Лавдон: лавдинъ = Labdwn Б15117 = Септ Суд 12.13 = Лет лавдонь; Острож авдонъ = синод. пер. 16. Филистимлян: touV Fulistieim Б15120; в пер. два раза колена тиимля И11612 (S тимля). См. комм. к И349 (где для смещения смысла было содержательное оправдание). См. также И29716, 17. При нем: ej ou Б1521; в пер. потомь (по томь?) И11621. 18. Однако: toinun Б15214; в пер., как всегда, оубо И11622, которое, по-видимому, охватывает все оттенки этого формального присоединителя. И117 19. Назореем. Здесь (И1175) назореем ("посвященным" Богу, святым) назван Самсон. Первое упоминание этого слова в Библии - Числ 6.1 (обет назорейства при Моисее). См также И176І8, И24216. 20. Глупостью; в греч. "участью": morw Б1539; в пер. нелепомь послоушьствомь (S пустошьствомь) И1178. Если считать послоушьствомь порчей * пустошьствомь, то это результат смешения moroV "участь, судьба" и mwroV "глупый", что могло произойти как в греч. тексте, так и в момент перевода. 21. Прелюбодействующего: любодеющаго И11720 в соот. с ton porneuonta Б1541. Так и в Септ Пс 72.27. В Острож нейтральное оудаляющеися. См. комм. к И61. 22. Гаваонитян; это жители Гаваона, называемого чаще Гивой (Суд 19). Есть еще другой Гаваон, бывший город племени евеев, который тоже перешел к Вениаминову колену. И118 23. Там - в упомянутой Гиве (по Суд 19 и 20). 24. Соплеменники: twn omojulwn род. мн. Б15423; в пер. иноплеменьныхъ. Ср. allojulwn "иноплеменных". То же на И128. Здесь, а также на И128, И166, И263 местоим. элемент инъ употреблен в редком значении "один" (как сокращение единъ, по Дъяч., на иноходьцъ), остатком чего в совр. является инок, иноходец. Не удержалось в языке в силу конкуренции со своим омонимом-антонимом иныи = "другой". И во Врем слова иноплеменьныи И118, 128, 215, иноядець и иноселникъ, И166, инравныхъ, (S инонравныхъ) И263 смотрятся скорее с элементом "иное-другое". По Праж, инопльменьникъ - "человек иного племени". Только инорогъ "однорогий" (Пс 91.11) и иномысльнъ "единомышленник". Тем не менее не прав Истрин, видя на И118 ошибку переводчика [Истр. II, 214]. См. материал о слове инорогь в статье [Ковтун, Синицына, Фонкич 1973/: Максим Грек уже увидел в инорогь архаизм, заменив его на единорог. См. также [Симонов 1998] со ссылкой на Турилова и Чернецова. 25. Судом Бога - в пер. божествьнымь И11812 вм. божьимь. 26. Невозможно: amhcanon Б15517; в пер. неизреченьно И11824, так как среди произв. значений прил. a-mhcanoV есть "невозможный", "неизреченный" и пр. И119 27. Живущий: живоущю И1192 - смысловая подмена (по-видимому, под влиянием Рим 7.17,20), оказавшаяся уместной на месте hkoushV прич. наст. жен. род. "достигают" (hkw "доходить до"); это прич. было принято за омофоничное ему oikoeshV (oikew "жить"), возможно, оно и было в протооригинале перевода. 28. Помраченным: омрачено оскоудевшемъ И1197 — пер. выявляет картину многоэтапных смысловых замен в сфере перф. причастий в греч. текстах. У Кирилла Александрийского здесь (Кир. Покл. III) ascetwV eklelutthkotaV вин. мн. = "впавшим в безудержное бешенство"; у Амартола akaqektwV ekleluphkotaV И1568 "неудержимо огорчившим"; слав. оскоудевшемъ соответствовало бы прич. ekleloipotaV (ekleipw "оскудевать"). Для нареч. омрачено скорее подошло бы akaqartwV "нечисто". (См. также комм. к И1049). Лет поддерживает прич. ХГА по де Боору и нареч. Кирилла и Амартола: неоудрьжанно оскорьбывших ЛМ6Зоб. 29. Воистину. В Тр словесъ ныне И11910 в соот. с kai atrekhV o logoV Б15614 "и истинно слово". Порча *слово истиньне или под. В Лет истинно слово ЛМ6Зоб. 30. Избранные: соуть господьсе и гоубители зли на свою главоу исбори (S избрани) И11914 на месте "(как) самоубийцы... изобличенные": auqentai... exelhlegmenoi Б15620. Неуместное господсье - позд. значение сущ. auqenthV (оно заимствовано в тур. эфенди) зд. "собственной рукой совершивший убийство", "убийца" или "самоубийца" (autoV + jonoV, родст. qanatoV). Впрочем, в Микл. отмечено это редкое значение в Супр и Номоканоне XI в.: господьскъ оубиица (auqenthV), господьскъ (auqentiaV) хлебъ. В Праж есть владати ХІVв. в соот. с auqentew. Прич. exelhlegmenoi (exelegcw "уличать") похоже на eklelegmenoi ('eklegw "избирать"). Конструкция сильно изменена и в Лет: вь грьдости и оубіистве люты, соугоубо на свою главу изьобретоше ЛМ63об.18; сущ. не понято и здесь; гл. форма соответствует тому же eklelegmenoi ('eklegw), следовательно, замена произошла скорее всего в греч. 31. Вмещать в себя: от... въ... въместити гневъ. И11916 в соот. с 'ek... eiV... cwrein Б1573, "от (благости) в (гнев) отступать", так как гл. cwrew значит и "отступать от" неперех., и с вин. "вмещать в себя" перех. Неучет гл. переходности, актуализация неуместного значения и, как следствие, создание новой синтаксической конструкции. В Лет то же: от естьствьные благости вь чресестествьныи вмещати гневь ЛМ63об18. И120 32. Немедленно: напрасно (наступает суд) И1201 на месте di epitomhV Б15714 "вкратце" (указывает). Ср. однокоренное suntomwV "немедленно, тут же". См. комм. к И31. 33. Осуждены: (ихъ же соудъ) осоуженъ есть И12013 на месте endikon ср. ед. Б1589 "законный, справедливый". Ср. однокоренное katadikoV (такое соответствие указано в СтСл, 423) "осужденный, приговоренный". Неучет значения приставки. И121 34. О захвате ковчега - филистимлянами в битве, в которой погибли Офни и Финеес (1 Цар 4.11). И122 35. Несмотря на... не просил: ничтоже вопроси И12218. Цитата из Златоуста [Злат. Вражд. III. 3] разорвана собственной вставкой Амартола: tou men idioubiou ekeken ouden htiaqh аор. пасс. pote Б16123 "в своей жизни ни в чем не был обвинен"; аор. пасс. от aitiaomai "обвинять" был понят переводчиком как форма от однокоренного [Шантрен I, 41] бессуффиксного aitew "просить". Подробнее см. [Щеголева 1995, 218-219]. В Лет адекватное повыньнь быс ЛМ65об.11. 36. Не отпрянул: не отскочи И1222І в соот. с вар. греч. сп. ou katehedhsen "не отпрыгнул". В Ко ouk apeduspethsen "не отчаялся" Б1621. И123 37. От прегрешений: от прегрешении И1238 на месте kai... twn pelaV Б16222 "и с близкими" - непонятное смысловое несоответствие. Возможно смешение с twn planwn род. мн. "ошибок, заблуждений". Вместо "бедствия, происходящие с нами и с близкими" получилось: "бедствия, происходящие с нами от прегрешений". И124 38. Подвергающимся опасности: kinduneuousi. В Тр ведети весма "хорошо известно", в S бедовати, как если бы справщик сп2 имел перед собой греч. текст и взял основное значение гл. kinduneuw. 39. Само естество не познали - то есть не создали бога-тельца. И125 40. Самуил — последний судья Израиля 1 Цар 7.15). 41. Продавали истину за мзду - очень похоже на упрек латинян в ПВЛ (988 г): "прощают грехи на дару" (об индульгенциях), см. [Кириллин, 67]. Текст воспроизведен по изданию: Временник Георгия Монаха (Хроника Георгия Амартола). М. Богородский печатник. 2000 |
|