|
АБУ СА'ИД ГАРДИЗИУКРАШЕНИЕ ИЗВЕСТИЙЗАЙН АЛ-АХБАР 66 [92]/ Что до правителей Хорасана 1, то в старину существовало иного рода установление. От поры Аферидуна 2 до времени Ардешира Палегана 3 сему миру был один верховный владыка (По тексту Нафиси — *** , у Хабиби— *** «сипахсалар»). Когда же пришел Ардешир, он дал миру четырех сипахсаларов 4: одного для Хорасана, другого для Магриба 5, третьего для Нимруза 6, четвертого для Азербайджана, а для Хорасана — четырех марзбанов 7: один марзбан Мерва 8 изобильного, другой марзбан Балха 9 и Тохаристана 10, третий марзбан Мавераннахра 11 и четвертый марзбан Герата 12, Пушенга 13 и Бадгиса 14. Когда Персидское царство захватили мусульмане (В переводе А. К. Арендса пропуск фразы: - *** «и Хорасан стал принадлежать мусульманам»), все предписания мугов 15 были заброшены. В пору нашего пророка, да благословит его Аллах и да, приветствует, рука мусульман не простиралась до Хорасана и также [во время] халифства Абу Бакра Сиддика 16, да будет им доволен Аллах всевышний. Но когда сел халифствовать 'Омар 17 , да будет им доволен Аллах, он послал на Персидскую землю Халида, сына Валида 18, чтобы завладеть ею. Когда тот дошел до поля Кадисии 19, на него вышло персидское войско по повелению Йездегерда, сына Шахрийара 20 , а начальником того войска был Рустам, сын Фарруха 21. Там они сразились. Победа досталась людям ислама, они одолели мугов, многих из них захватили и продали в рабство. Йездегерд бежал и был убит в Мерве, властителе души. Рать ислама вступила в Ирак и таким способом продвигалась вперед и занимала города, покуда не дошла до Хорасана. В пору халифства 'Омара никто до Хорасана не доходил. Когда же халифствовать сел 'Осман, сын Аффана 22, да будет им доволен Аллах, он отправил в [18] Хорасан 'Абдаллаха, сына 'Амира, сына Курайза 23. 'Абдаллах, сын 'Амира, послал с передовым своим полком 'Абдаллаха, сына Хазима 24. Дорогой через Парс 25 и Керман 26 они вышли к обоим Теббесам 27 и заняли их. Из населения Хорасана первыми сделались мусульманами жители обоих Теббесов. Точно так же вслед за ним приходили другие правители и одерживали победы вплоть до последнего времени. Имя каждого правителя, название [главного] города каждого владения эмира и имена халифов, которые были в их [правителей] пору, срок правления и дату начала правления каждого я здесь привел и составил таблицу, дабы скорее и легче находить и справляться. Вот эта таблица :
Комментарии1 Хорасан — в домусульманскую эпоху как географический термин обозначал древнюю Парфию и «восток» в сасанидском государстве, делившегося по странам света на Апахтар (север), Нимруз (юг), Хорбаран (запад) и Хорасан (восток). Пределы Хорасана на северо-востоке совпадали в домусульманский период с пределами сасанидской державы, а при Омейядах и Аббасидах - с пределами халифата. В последнем случае арабы от Хорасана иногда отличали «Заречье» (Мавераннахр), т. с. области за Амударьей. В эпоху правления арабских наместников в состав Хорасана входила и северная часть нынешнего Афганистана с главным городом Балхом, а также область Мерва. (Бартольд, Иран, Исторический обзор. С. 260—261; Его же. Историко-географический обзор Ирана. С. 102 и сл.). 2 Аферидун (Афридун) — представитель древней иранской мифической династии Пишдадов, потомок царя Хушенга. (Бартольд. Иран. Исторический обзор. С. 278). 3 Ардешир Папеган (Арташир Папакан) (226 или 227—241) — основатель иранской династии Сасанидов, при котором была создана упорядоченная система управления. Вся страна была разбита на 18 провинций (сатрапий), которыми управляли назначаемые лично государем сатрапы, или марзбаны. (Иванов. Очерк истории Ирана. С. 23,27; История Ирана. С. 107). 4 Сипахсалар — командующий войсками, а также титул наместника областей, как это следует из настоящего текста Гардизи и из других первоисточников (ср. Сиасет-намэ. С.111,114; Та'рих-и Систан. С.109,169, 210; Еартольд. Туркестан. С.287—288). 5 Название Магриб обозначает западную часть Северной Африки — восточная называется Ифрикийе (Массэ. Ислам. С.48).6 Нимруз — в сасанидском государстве «юг», южная часть страны; в мусульманскую эпоху — область низовьев Хильменда, то же.-что Систан. (Бартольд. Иран. Исторический обзор. С.261; Абу-л-Фазл Байхаки. История Мас'уда. С.843, прим. 32). 7 Марзбан — при Сасанидах титул правителя одной из 18 провинций, на которые делилась вся страна (см. прим. 3). По Бартольду В. В. — также домусульманский правитель города (см. его «К истории орошения Туркестана». С. 138).8 Мера — один из самых крупных городов арабского Хорасана; как при Сасанидах, так и при арабских наместниках был главным городом Хорасана. О Мерве существует подробное историко-географическое исследование В. А. Жуковского — Древности Закаспийского края. Развалины Старого Мерва, Спб., 1894; Материалы по археологии России. Вып. 16; см. также: Бартольд. Историко-географический обзор Ирана. С.60 и сл.; Его же. К истории Мерва. С. 172 и сл. 9 Балх — древнейший центр иранской культуры. По сведениям арабских географов он находился на расстоянии 12 фарсахов от берегов Амударьи, и это расстояние проходили в 2 дня. Завоевание Балха арабами произошло, по одним известиям, при халифе Османе, по другим — при Му'авийе. Город оказал, по-видимому, сильное сопротивление, так как был разрушен и на время перестал существовать. Новый арабский город, Барукан, был построен на расстоянии 2 фарсахов (примерно 12 км) от Балха. В 725 г. наместник Асад восстановил Балх и переселил туда арабов из Барукана, который после этого уже не упоминается. В эпоху Тахиридов и Саманидов Балх — один из крупнейших городов Хорасана наравне с Мервом и Гератом. По словам Макдиси, он равнялся по величине Бухаре (описание Балха IX — Х вв. см.: Бартольд. Туркестан. С.128 и сл.; Его же. Историко-географический обзор Ирана. С.41 и сл.). 10 Тохаристан — в узком смысле — область к востоку от Балха и к югу от Амударьи, простиравшаяся на восток до Бадахшана, на юг — до Гиндукуша. В широком смысле — области верхних притоков Амударьи по обе стороны от главного русла. (Бартольд. Иран. Исторический обзор. С.260; Его же. Историко-географический обзор Ирана. С.47). 11 Мавераннахр — в переводе с арабского «Заречье», т. е. области, расположенные за р. Амударьей. (Бартольд. Иран. Исторический обзор. С. 261). 12 Герат — располагался в долине реки Горируд (арабские географы считали 6 дней пути от Герата на северо-восток до Мерверруда и 5 дней от Герата на северо-запад до Серахса). Об истории города см.: Бартольд. Историко-географический обзор Ирана. С.70 и сл. . 13 Пушенг — город находился на реке Герируд, южнее Герата (поданным арабских географов—в одном дне пути или в 10 фарсахах от него). Об истории города, название которого приведено в существовавшей арабизированной его форме — Бушендж (Бушандж, Бушанг, Фушандж), см.: Бартольд. Бушендж. С.394—395. 14 Бадгис — область между Гератом и Серахсом (в северо-западной части, нынешнего Афганистана) — см.: Бартольд. Бадгис. С.348. Его же. Историко-географический обзор Ирана. С.70. 15 Муг — последователь одной из важнейших религий древности — зороастризма (огнепоклонники). Настоящая форма термина произошла от греческого наименования последователя зороастризма — маг, возникшего по названию одного из миднйских племен, обладавшего монополией жречества. (История таджикского народа. T.I. С. 173—174). 16 Абу Бакр Сиддик, халиф (11/632—13/634) — первый из четырех преемников пророка Мухаммада, известных под титулом «правоверных халифов». Наследуя после Мухаммада руководство мусульманской общиной, Абу Бакр принимает титул «халиф» — букв. «тот, кто следует после, «преемник». (Босворт. Мусульманские династии. С.27; Лэи-Пуль. Мусульманские династи. С. 3 и сл.; Бартольд. Ислам. С.104; Беляев. Арабы, ислам. С.133). 17 Омар ибн ал-Хаттаб, халиф (13/632—13/644) —второй преемник пророка Мухаммала, стал халифом по завещанию своего предшественника Абу Бакра Сиддика (переход власти по завещанию и потом признавался самой законной формой престолонаследия). Омар первый принял титул «амир ал-му'минин» («повелитель правоверных»), ставший самым употребительным титулом халифов. Погиб от руки убийцы, перса. (Босворт. Мусульманские династии. С.27 и сл.; Лэи-Пуль. Мусульманские династии. С.3,7; Бартольд. Ислам. С.104—105).18 Халид б.Валид — крупный деятель мусульманских завоеваний; с его именем связаны первые победы на западных границах Сасанидского государства. Первая победа Халида ибн ал-Валида над персами при Уллейсе произошла в 633 г. при халифе Абу Бакре (11/632—13/634), а не при Омаре, как это сказано в тексте Гардизи. (История Ирана. С.87; Массэ. Ислам. С.34 и сл.). 19 Кадисия, при которой в 637 г. произошла известная битва арабов с персами, в Х в. упоминается арабскими географами в качестве пограничного пункта Ирака на западе, в 5 днях пути от Багдада, к юго-западу от Куфы. (Бартольд. Историко-географическнй обзор Ирана. С. 195). Арабским войском командовал Са'д б. Абу Ваккас, а не Халид б.Валид, как сказано у Гардизи, так как еще в 634 г. с приходом к власти халифа 'Омара (13/ 634—23/ 644) Халид б.Валид был переброшен в Сирию. (История Ирана. С.124; История стран Зарубежной Азии в средние века . С.133—134; Иванов , Очерк истории Ирана, с.З6). 20 Йездегерд, сын Шахрийара — Йездегерд III (632—651), последний правитель из династии Сасанидов, при котором в результате арабского завоевания пала Сасанидская держава. Теснимый арабами Йездегерд III с небольшим отрядом и огромным двором (до тысячи человек) переходил на протяжении нескольких лет из одной области в другую и после взятия арабами Хорасана бежал в Мервский оазис. Мервский правитель запер перед ним ворота Мерва и подчинился арабам, а Йездегерд III был убит во время сна прельстившимся его драгоценностями мельником, у которого он остановился на ночлег. (История стран зарубежной Азии в средние века. С.134; История Ирана. С.124). 21 Рустам, сын Фарруха — прославленный сасанидский военачальник, был убит в сражении при Кадисии в 637 г. (История Ирана . С.124). 22 Осман ибн 'Аффан, халиф (23/644—35/656) — третий преемник пророка Мухаммада; происходил из рода Омейядов, представители которого при 'Османе стали все более выдвигаться. 'Османом была осуществлена официальная редакция Корана в том виде, в каком она дошла до наших дней. Погиб в результате мятежа недовольных элементов. (Бо сворт. Мусульманские династии. С.27—28; Лэн-Пуль. Мусульманские династии. С. 3,7; Бартольд. Ислам. С.105 и сл.). 23 'Абдаллах б, 'Амир б.Курайз — двоюродный брат халифа 'Османа, назначенный им в 29/649—650 гг. правителем Басры. Завоевание Хорасана 'Абдаллах б,'Амиром подробно описано у Табари (Ивтория ат-Табари, С.30 сл.; см. также Та'рих-и Систан. С. 405, прим. 208). 24 'Абдаллах б.Хазим (Абу Салих 'Абдаллах б.Хазим Судами Басри)—отважный арабский полководец; был полновластным наместником Хорасана (64/683— 72—692) и даже чеканил от своего имени монеты. Убит в 72/691—692 г. по приказанию халифа 'Абдалмалика (65/685—86/705), которому отказался подчиниться. (Бартольд Туркестан. С.242; История ат-Табари. С. 31,35 и сл.; Хабиби. С. 101, прим. 5). 25 Парс (Фарс) — область в южном Иране, из которой вышли основатели персидского государства в VI в. до н.э., а также династия, восстановившая в III в. н.э. могущество персидской национальности. (Бартольд. Историко-географический обзор Ирана. С.152 и сл.). 26 Кернам — юго-восточная область Ирана и город того же названия, до прихода арабов— столица этой области. При арабах главным городом области Кер-ман стал Сирджан, о котором пишут арабские географы Х в. (Бартольд. Историко-географический обзор Ирана. C.140 и сл.). 27 Теббесы (Таббасайи) — два города в области Кухистан, на западе Систана. Один из них арабы называли «Тебес ал-уннаб» (Тебес унаби), другой — «Тебес ал-темр» (Тебес финиковый), а жители тех мест к первому прилагали название «Теббес-и мисинан» (Теббес медников); ко второму — «Теббес-и гилаки» (Теббес гилякский). Последний Теббес в Х—XI вв. был большим цветущим городом в оазисе среди песчаной пустыни, окруженный многочисленными рощами финиковых пальм и садами. Название Теббесайн часто относилось именно к этому городу. (Xабиби , С.92, прим. 12; Абу-л-Фазл Байхаки. История Мас'уда. С. 872, прим. 14). Описание дороги через пустыню между Наймом и Теббесом имеется у Насир-и Хусрау в его «Сафар-наме». (Бартольд. Историко-географический обзор Ирана. С.141). 28 Указанный год начала правления в Хорасане 'Умайра б.Ахмара ал-Йашкури не согласуется с годами, приведенными в тексте, где в главе (1) о правлении 'Абдаллаха б.'Амир б. Курайза, предшественника 'Умайра б.Ахмара сказано, что 'Абдаллах б.Амир б.Курайз в 31 году (а не в 27) отправился в хадж и был оставлен халифом 'Османом. Вместо себя 'Абдаллах б.Амир б.Курайз оставил в Хорасане Кайса б.Хайсама ас-Сулами, а потом, как следует из следующей главы (II). Осман послал в Хорасан 'Умайра б. Ахмара. 29 Здесь *** , т. е. «четыре месяца» (Хабиби. С. 99). 30 В тексте (перевод) сказано, что 'Абдаррахман б.Абизи ал-Хуза'и был назначен правителем Хорасана Халифом "Али (35/656—40/661), что не соответствует году начала правления "Абдаррахмана б.Абизи — 31, приведенный в таблице. 31 В тексте (перевод) началом правления Са'ида б. Османа б.'Аффана в Хорасане назван 55/ 674—675 год, а в таблице указан 52/ 672. 32 В тексте (перевод) сказано, что Салм б.Зийад был назначен наместником в Хорасан Йазидом I (60/680—64/683), в таблице же назван 'Абдаллах б.Зубайр (см. прим. 68 к гл. XI). 33 Год начала правления Салма б. Зийада (58-й в таблице) не соответсгвует годам начала правления Йазида I (60/680—64/683) и 'Абдаллаха б. Зубайра (60/680— провозгласил себя халифом в Мекке). 34 По текстам Нафиси (с.68) и Хабиби (с.94) — «Амир»(***); А. К. Арендс исправляет его на «Умаййа» (***). 35 Хабиби со ссылкой на Цамбаура пишет, что в это время наместником правителя Хорасана, Халида б.'Абдаллаха Кисри, был в Нишапуре Джунайд б. 'Абдаррахман***, внук Аби Хариса Мисри, умерший в 116 г.х. (Цамбаур, 77) — Хабиби. С. 99 прим.18. 36 В текстах Нафиси (с.69) и Хабиби (с.95) — *** вместо*** Хабиби в примечании к этому имени пишет, что так написано в обоих списках сочинения Гардизи, однако Цамбаур дает *** 116 г. х. (Xабиби. С. 99,прим.20). 37 Хабиби, указывая на то, что в обоих списках написан 132 год, исправляет его на 140 по Цамбауру. который пишет, что «в 140 г.х. он ['Абдалджаббар б.'Абдаррахман] стал правителем, а в 141 г.х. был убит». (Xабиби. С.99, прим. 24). Вариант Хабиби *** (Xабиби. С.95). 38 Цамбаур годом начала правления Хазима называет 150 (Хабиби. С. 99, прим. 25). 39 Цамбаур пишет, что'Абдалмалик Хорасанский был правителем в 159 г. и чеканил монету. (Xабиби. (стр.99), прим.26). 40 По Цамбауру Усайд б.Абдаллах *** правил при халифе ал-Махди в пределах 150 г.х. (Хабиби. С.99, прим. 27). 41 У Хабиби — 167 г.х. и в его примечании (с. 95, прим. 32) сказано, что «Так в обоих списках». По Цамбауру Мусаййаб б. Зухайр был правителем при Махди в 163 г. х. (Хабиби. С. 99, примеч. 32). 42 Первая буква здесь, вероятно, не ***«дал» (число 4 по абджаду), а *** «вав» (число 6), на что наталкивает промежуток времени между началом правления Абу-л-'Аббаса ал-Фадла (166 г. х.) и Джа'фар б. Мухаммада (172 г. х.). 43 У Хабиби — Мансур б. Йазид. (Xабиби. С. 96).44 У Хабиби добавлено ар-Рашид. (Хабиби. Там же). 45 У Хабиби: 205 г. х. (Хабиби. Там же). 46 Первая буква 1 «алиф», соответствующая цифре 1 не согласуется с последующим годом правления — 207 (первый — 204). Вместо «алифа» в таком случае должна бы быть буква *** дже (=3). 47 По Хабиби: 230 год хиджры. (Хабиби. С. 97). 48 По Хабиби: 248 Г. х. (Цамбаур).— (Хабиби. Там же). 49 По Хабиби: *** Йакуб б.Лайс (Хабиби. Там же). 50 По Хабиби: 254 г.х. (Хабиби. Там же). 51 По Хабиби: 265 г. х: (Хабиби. Там же). . 52 По Хабиби: 259 г. х. (Хабиби. Там же). 53 По Хабиби: 289 г. х. (Хабиби. Там же). Текст воспроизведен по изданию: Абу Са'ид Гардизи. Зайн ал-Ахбар. Ташкент. Фан. 1991 |
|