|
ФОМА МЕЦОПСКИЙИСТОРИЯ ТИМУР-ЛАНКА И ЕГО ПРЕЕМНИКОВЦарь Георгий, еле спасшись, с сотней воинов ворвался в центр неприятельского войска и, упомянув имя Иисуса Христа, они многих перебили, а затем ушли в неприступные места. А они [войска Тимура] предали огню и мечу всю страну иберов, уничтожили церкви. Пленных они доставили в нашу страну голыми и босыми, голодными и истомленными жаждой. Каждый из чагатаев имел 20 пленных, большинство их умирало в дороге, они же взяв камень, разбивали головы [умирающим], чтобы те не остались живыми, после чего, бросив их, продолжали свой путь. Это мы видели своими глазами и слыхали лично. И поднялся горестный вопль их над всем христианским племенем. Мы встретили пленных и не были в состоянии помочь им, но плач и рыдания их душили нас, поэтому избегая их, мы бежали от них. Забрав их, пошли они [войска Тимура] в Хорасан, и тот поганый тиран назначил сына своего Миран-шаха 73правителем районов Атрапатакана в шахастан Тавриз, а последний дал его сыну своему, по имени Омар, который страшно ненавидел христиан. Первый год своего правления он насильственно обратил в безверие трех наших ишханов, оставшихся [после уничтожения всех остальных], подобно виноградной веточке: сына Иване, внука Буртела, именем Буртела из рода Орбелян, владетелея Воротана, брата его, по имени Смбат со всей семьей увели с собою в Самарканд, но он милостью божией и молитвами их, освободившись, возвратился в свою страну. Затем владетеля Егекац, по имени Тарсаич, сына Горгона, заставили отречься [от христианства]. Они отвратили также от ложного учения ахтарства, принимающего два естества, владетеля Маку и сына одного азата, по имени Азитан, из области Араратской из села Агувац (обратив их в безверие). Но они после, раскаявшись, превратились в истинных христиан, верующих во Христа и унаследовали рай. Злой вишап и предтеча антихриста Тимур, вторично взяв войско свое, пошел в страну Гонов 74, победил их царя по имени Тохтамыш и подчинил себе всю его страну. Он назначил им царя, по имени Идик, который сел. в Сарае, и покорил он [Тимур] страну протяжением до восхода солнца в шесть месяцев. После этого он вторично направился на восток, пошел в Индию и взял город Дили 75, причем говорят, что он оставался там в течение 40 дней со своим войском, однако конца городу он так и не знал. Он подчинил себе также страну Амазонок, т. е. страну женщин, а также завоевал Кешубара 76 и [Бадашхан], страну индусов и то море, где, спускаясь на дно моря, добывают жемчуг. А сын Тимура, Миран-шах, был очень милостив и мягкого характера: он любезно принял великого вардапета Григория, как ангела божьего. Ему стали клевагать на эмира Багеша, именем Ибрагима, который наследовал своему брату Амир-Шарафу, и говорили, что он отказывается подчиниться ему. А тот Ибрагим ужасно ненавидел Христа и христиан, в противоположность своему брату, который уважал христиан. Он [Ибрагим] захотел уничтожить нашу веру. Он приказал громогласно объявить по городу, что один бог и нет ни сына, ни духа, а бог такой, у которого нет ни мудрости, ни души. Он не любил мира, и в городе господствовали грабежи, поэтому христиане были очень огорчены. И возбудил в нем [Миран-шахе] гнев милосердный бог. В 845 году [1396 г.] пришел со своим войском в город Арчиш, поклонился святой церкви и не зашел в мечеть таджиков, пренебрегая ими. Неожиданно пошел он на Багеш, а эмир Ибрагим пришел к нему. Он же [Миран-шах] приказал схватить его, затем убил его и причинил в городе и области много разрушений. Владетель Востана эмир Ездин, встав между ними, помирил их. Назначив младшего сына Амир-Шарафа, по имени Шамшадин, эмиром, [Мелик-шах] ушел в Тавриз. Это, между прочим, в порядке повествования. Об этом довольно. А поганый Тимур, ушедший в свою страну, издох 77, как собака, и в могильнике Мешеда выл, подобно собаке. Вынув его оттуда, положили в огонь и провели через воду, но долго еще не прекращался его поганый голос. Туркмен Усуф. после того как околел Тимур,-выйдя в 857 [1408 г.] из тюрьмы Дамаска, взял небольшое измученное и безоружное войско, снова пришел в нашу страну, сначала в город Багеш. Сын Амир-Шарафа, эмир Шамшадин, вышел к нему навстречу, оказал ему большие почести [и снабдил] хлебом, мулами, лошадьми, оружием и всем военным боевым снаряжением. Получив все это, они пришли на страну Рштуника, в монастырские поместья Барара. А там, коварное племя маров, собрав свое, более чем двенадцатитысячное войско, выступило против них и, обманув мягкого, милостивого к христианам мелика, уклонившись [от боя], убежало. Усуф же разорил страну огнем, грабежами и убийствами. После этого подчинились ему эмир Ездин и сын его Мелик. (Опущено два абзаца религиозного содержания). ...Усилившись, Усуф пришел в Тавриз и воевал с амиром Миран-шахом, чагатаем, сыном Тимура. Взяв Тавриз, он убил его [Миран-шаха — 1408 г.], ограбил его и все его войско 78и умиротворил верхнюю [северную] часть страны армянской. На второй год, собрав бесчисленное войско [пришел], сын Миран-шаха, по имени Абу-Бакир. В течение нескольких дней они стояли друг против друга, но однажды ночью, оставив туркмену все свое имущество, палатки и снаряжение и все сокровища государственные и своего войска, Лбу-Бакир вместе со своим войском тайно убежал. Еще более усилившись, на следующий год он [Усуф] пришел и мирно подчинил себе город Ерзинка, ибо ишхан города, по имени Дархрат, околел.Он взял также укрепление Мертин и всю область, затем пошел на Амит и Арзин 79, осадил их и предал разрушению те страны. Владетель Ерзинка Пир-Омар выступил между ними посредником, помирил владетеля Амита, по имени Отман Ак-гойунлу, очень уважавшего армян, храброго воина, про которого говорили, что он убил 72 парона и покорил Диарбекир. В те дни [1409/10] пришел из Багдада Султан-Ахмат 80 и, взяв Тавриз, вступил туда, а сын Иване, Смбат, внук Буртела, поддавшись на уговоры своих же, пошел к нему. Оказав ему почести, он [Ахмат] дал ему в подарок селение Ангегакут. Услыхав об этом, Усуф немедленно выступил против хана Тавриза. Сразившись с султаном, он схватил его и задушил [1410], ибо считал себя владетелем тех местностей и именовался ханом и сыном хана. Благодаря божьему произволениию по всей стране Иберии и Агвании установился мир, восстановилась вся наша страна так, что, начиная от Арчиша и до области Айраратской, люди, покинув развалины, стали жить в поселениях и хотя взимались большие налоги, но зато прекратились беспорядки, а мир не нарушился, и церкви процветали своими священниками и архидиаконами. Отвернувшиеся же при чагатае от своей веры. люди снова возвратились в свою веру, как-то: Буртел из Воротана, Тарсаич из Егекика, Суратмиш из Маку, Азитан из Агцика. В Арчише, где монастырь был отнят таджиками, церковь вновь была возвращена, и христиане много радовались. (Опущено два абзаца религиозного содержания). ...Глупый сын Ардбуги, Иване, предпочитал [безверных] всем христианам. А те находились под его властью. Взяв много сокровищ, он, пришел к тирану Усуфу в Вагаршакерт в области Багревавда и сообщил ему о своем злонамерении. Взяв его, они пошли в Иберию, сдав город [Ахалцих] ему [Усуфу]. Как разъяренные безжалостные звери, предав мечу, они вырезали невинных агнцев больше, чем доступно это человеческому воображению, пленили они всю страну, женщин и молодых, наполнили пленными всю страну армянского племени и повергли в бедствие всех христиан нашего народа как духовных, так и мирян: все имущество, как [предназначенное] для жизни и на спасение души, они отдали в виде выкупа. Бывали случаи, когда воровали, убегали и спасались, но бывали случаи, когда их отдавали на растерзание зверям. Кто может рассказать или описать те страшные бедствия: душераздирающий плач и рыдания отцов и матерей, сыновей и дочерей. Особенно же непереносимо это было для очевидцев. Женщины срывали с себя свои украшения, мужи [выводили] животных, священники и духовные лица показывали свою нищету. У кого были баран или бычок — отдавали и .выкупали [себя]. Увидя желание их выкупать, безверные довели цену за каждого пленника до 10000—20000, а одного священника в Арчеше и Арцке выкупили за двести тридцать тысяч дахека-пов. Все это послужило причиной гибели злого и безверного тирана Усуфа, ибо бог лишил его своей помощи и ему больше не было удачи. Это случилось в 865 году [1416]. Вторично двинувшись на Диарбекир, он расположился в районе Шама, подобно лисе, и, как слабый нетопырь, возвратился обратно, ибо назначенный им ханом над всей страной сын его издох. В следующем году владетель Амида, Отман, взял Ерзинка, и Пир Омар издох тяжелой смертью. На следующий же год сын Тимура, Шах-Рух, владетель Хорасана с бесчисленным войском, выступив против него, пришел в Султание и Тавриз. Когда они подошли друг к другу и готовы были не сегодня-завтра вступить в бой, бог отомстил туркмену за безжалостное пленение христиан, ибо тиран этот изнемог и издох 81. Войско его, оставив его непогребенным, ушло. Пришли, они в горестную и бедную, попранную копытами страну нашу Качберуник, расположились в христианских монастырях и селениях, где пробыли до наступления весны и при уходе своем ограбили всех. Сын его [Кара-Юсуфа], по имени Аспаган, оказал много внимания верующим и, умилосердившись над ними, освободил всех и отпустил в область Рштуник. Итак, они, еле спасшись, избавились от войска чагатая, которое, подобно стремительному орлу, догнало туркменские войска в стране Тарона, а те, бросив награбленную добычу, тайно ушли в страну Шама, на равнину города Амида. Сыну Усуфа, Скандару 82 не удалось встретить своего отца. Заступив его место, он пришел со стороны Багдада и, взяв войско своего отца, а также храбрецов Гизана, выступил в область Багреванда 83 [и расположился] близ святой обители, построенной руками Трдата и просветителя Григория, намереваясь нанести удар Шах-Руху, который прибыл в область Гер и Зареванд, а затем в Беркри. Дошла до него [Шах-Руха] весть о прибытии Скандара и он с многочисленным войском опять пришел в Арчеш. Приказав вырыть в двух местах рвы, один в Арчеше, а другой — в Джрапсаке до горы Агу, он на следующий день, поднявшись, пошел на равнину Апагуника 84 в Ханагя и, устрашившись мужественного и могущественного войска воина Скандара, также вырыл там яму. Прнбыв, в Вагаршакерт на равнину Багреванда, они стали лагерем друг против друга. Вступив в бой, бились [жестоко], бросившись в центр бесчисленного войска Шах-Руха, мужественные и храбрые его [Скандара] воины перебили много чагатайцев. Отсек он [Скандар] хобот слона, отнял у рабов Шах-Руха одну женщину из его семьи и навел на восточпый отряд ужас. По Шах-Рух оставался неустрашенным. Пришли к нему некоторые из его слуг и сказали: «Почему сидишь спокойно? Мы погибаем от страха перед храбрым богатырем—сыном Усуфа. Тогда, выйдя из палатки, он [Шах-Рух] приказал пустить впереди войска верблюдов и [других] животных. Прокричали они все вместе, а колдуны, бросив к небу бумаги, обнажили сабли, бросились вперед и немедленно предали мечу непокорного туркмена. Нужно было видеть плачевное бедствие их. От шума и крика трепетали обе стороны, подобно тому, когда храбрые Вардан и Мушег сражались с персами. Отец отвернулся от сына, сын от отца, мать от дочери своей и дочь от матери. Оба брата Скандар и Аспаган еле спаслись, бежав с небольшим войском в южные пределы страны, в Мертин и Мосул, все войско и хизаны их попали в руки чагатая. И на том самом места, где они делили между собой пленных армян и иберов, было истреблено и уничтожено бесчисленное и несметное их число. Кто может описать крик и шум детей безверных, оставшихся там. Все они, терзаемые голодом, были пожраны зверями. Случилось это в 870 году [1421 г.]. Чагатай, взяв награбленную добычу, пошел в Хорасан, откуда он пришел, а сыновья Усуфа бежали в нижние [южные] пределы страны. Узнав об уходе их [войск Шаха-Руха], Аспаган немедленно с небольшим войском пришел по Багешской дороге в Тавриз, но пробыл там несколько дней, ибо другой брат его, Скандар, прибывший по Багдадской дороге, вступил в Тавриз. Обратив в бегство брата своего, он покорил всю страну, вступил на царство и стал управлять всеми областями нашей страны. Брат же его пришел в Басен и взял укрепленный Авник, а на другой год пошел в Багдад к своему брату, по имени Шах. Махмуд, и пробыл там два года, затем он обратил свое войско против брата своего и захватил всю страну Бабелона. А тот, бежав от своего брата, попал в руки чагатая, который и убил его, ибо он являлся мужем миролюбивым, уважающим христиан. Многие даже говорят, что он был раб Христа. И залил тот Аспаган страну Бабелона кровью, ибо он отнял сокровища страны и прятал их в тайниках. Тех, которые скрывали их от него, он убивал, не щадя ни таджика, ни сирийца. Он разрушил и пленил Мосул, Сиджар, Тклан и всю страну, а потом, придя в Джизире, учинил там большое кровопролитие. Двинувшись на Мертин, он перебил тридцать христиан. И выступил против него владетель Мертина, сын Отмана, султан Гамзе, захватил все его войско и награбленную добычу, а тот еле спасся от рук его. Так как кровь невинных взывала к богу [об отмщении], то войско его [Аспагана] и он сам были уничтожены. А Скандар, воссевший царем в шахастане Тавризе в 871 году [1422 г.], двинулся с войском своим против Хлата и, покорив всю страну, осадил крепость Агванскую. Некий глупый курд, по имени Шараф, став во главе христиан, ругал его со стен крепости. Разъяренный [Скандар] дал приказание стрелять в них из луков, и тотчас же крепость. была взята. Предав мечу христиан, перебили из находившегося там народа 150 душ, а руками одного гнусного христианин были зарезаны 60 человек из Цсука и агванцев. Забрав оставшихся женщин и детей, увели их в плен и многих уничтожили, Случалось, что за небольшую сумму серебра их возвращал, И с того дня весь армянский народ пребывал в печали и в рыданиях до последнего дня его уничтожения. На следующий год двинулся он [Скандар] на Багеш и Хлат, вызвал зятя своего Шамшадина и сказал:-«Дай мне крепость Хлата». Подошедши к крепости, он [на виду у всех] развязал свой пояс и, завязав затем его крепче, возвратился. Эмир, сняв головную повязку, бросил ее на землю, давая этим знак, что голова его будет отсечена, чтобы они не сдавали крепость, а, напротив, покрепче завязали свои пояса. Возмущенный [Скандар] приказал отрубить ему голову. И, схватив владетеля Рштуника, по имени Султан-Ахмат, сына эмира Езда, он спешно двинулся на крепость Вана. Разрушив всю страну, он осаждал ее [крепость] четыре месяца. И умерло в осаде бесчисленное множество христиан от жажды и от голода. Многие умерли от желудочных болезней. Он [Скандар] не мог взять его [гор. Ван] в том году и, отправившись в Тавриз, в тот год не проявлял себя. Он убил Султана-Ахмата, сына эмира Езда, в крепости Ериджака. В следующем 874 году [1425 г.] он вторично выступил в поход на Ван и осадил его. Сын курда, по имени Мелик Асд, принужден был сдать ему крепость, сам же, спасаясь, со своим имуществом и сокровищами ушел оттуда и пошел в Джуламерк. В том же году убили дядю его [брата отца], по имени Пагатин, и захватили всю страну Рштуника и остров Ахтамар 85. Население рассеялось по разным местам, по горам и холмам, и много умерло христиан от голода. Я не в состоянии перечислить количество умерших, описать плач и слезы, вопль и Гибель нашего народа, причиной которых был злой тиран и безверный предтеча поганого антихриста. Напал в этом году коварный и безжалостный тот курд Багеша на благочестивый город Арцке и, взяв его, поразил мечом многих из нашего народа. (Опущеио несколько строк религиозного характера) ... В этом же году [1425] безжалостный вишап и кровожадный тот зверь [Скандар] вторично двинулся на армянский город Урми и, разрушив всю страну, убил 700 таджиков, отрубив им головы. Беспощадный злодей, захватив много пленных, истребил наш армянский народ согласно предсказанию Нерсеса Великого, о том, что род Арама будет истреблен народом стрелков 86. В 878 году [1429] он опять собрал войско, выступил в поход на город Султание. После четырехмесячной осады, он взял его, предал мечу находившееся там войско, зарезав более 300 человек. А они в отчаянии с душераздирающим плачем и рыданиями кричали: «Господь, будь мстителем за нашу кровь!» Схватив владетеля той местности, сына Хаджи Еллиса, он заключил его в свою крепость. А владетель этот являлся сыном свояченицы Шах-Руха 87, царя восточных районов Мидии, Персии и Хорасана. И вот, распаленный гневом он [Шах-Рух] с несметным, подобно множеству небесных звезд, войском и с громадным боевым снаряжением выступил В поход на глупого бесчувственного, непокорного, надменного и гордого тирана Скандара А тот бежал от него. И вот они расположились в Салмасте друг против друга, тгин против тгина, то есть отряд против отряда. Он не давал своему войску бежать от гнева войска чагатая, ибо колдовством так связали его, что никто не мог достать из колчана своего даже одной стрелы. В час боя удалился и бежал с поля брани тот, который, говорил, что он с войском в одну тысячу человек сможет воевать с десятитысячным войском. Он не знал и никто не давал ему знать, насколько хвастлив его характер, и этот несчастный не знал, что сердце царя в руках бога и он дает победу как верующим, так и неверным. Понадеявшись на свои силы, он захотел совершить славное дело. Но бог не дал ему могущества для победы и со всем своим войском он был предан в руки чагатая. Взял он [чагатай] в плен всех туркмен, а также многих христиан и повел их на зимовки в Карабах, где провел суровые дни зимы. Спасшееся от резни войско Скандара разбежалось в разные стороны и, пробравшись в страну Качберуник, заняло города и села, монастыри и поселения, разграбило и разорил их и, не оставив ни хлеба и ни сена, все уничтожили по-звериному. И поразил гнев божий наше побережье сверху и снизу. Сверху снег и ливень, а снизу бедствия, причиняемые неверными. Еле спасшись, мы захотели уйти на остров Лим 88, ни когда мы вступили туда, то не нашли, где сесть и стать, а также места для приготовления Телесной пищи по причине страшного гнева божьего и страшного дождя и снега. Принял нас любезно духовный наш брат Гованнес. Пока мы находились в таком бедственном положении, внезапно прибыло на лодках на остров войско из крепости Амика с злым и безверным поганым ишханом своим, по имени Гаджи-бек, который, схватили всех наших христиан, потребовал от них много золота и серебра. И в течение ночи он взял у нас 40000 дахеканов, но на самом деле было больше чем 100 000. Мы были в таком страхе от них, что желали, чтобы море поглотило нас, особенно, когда .до нас доходили крики и вопли женщин и детей. Ибо они всех их избивали палками. Пока мы предавались таким размышлениям и искали способа, как выйти из моря, дошла до нас печальная весть о том, что туркмен Отман пришел в город Арчеш и ограбил всех оставшихся там христиан, ибо он враждовал со Скандаром и его войском и по его подстрекательству Шах-Рух поразил поганого туркмена. Исполнились над нами слова святого: «Бежавший от оленя попался змею». Но тут снизошла на нас к милость благодетеля бога в помощь измученному нашему народу: спасавшийся бегством от чагатая Скандар пришел в город Ван, стал во главе своего войска и решил вывести того фарнака, который, захватив нашу область, подобно злым зверям, растерзал всех. И они вывели этих поганых зверей из селений и монастырей. А мы, избавившись от них, отдохнули немного в течение трех зимних месяцев, ибо бедствие это случилось в дни поста праздника креста Варагского. Весною тот Скандар, спасаясь от чагатая, тайно скитался по разным местам, останавливаясь иногда в Тавризе, иногда в крепости Ернджак и в других местах. Затем он пришел в город Арцке, которым владел подлинный владетель города, по имени Савалан. Но немного дней пробыл в нем, а потом произошло большое сражение. Всю свою мощь и храбрость проявили как христиане, так и нехристиане, не прекращая своих молитв, ибо злой дьявол тог грозил предать всех мечу. Собралась вся область в крепости. Но вдруг злое войско чататая, в числе 20 000 человек, во главе с сыном Шах-Рухя, по имени Джонка 89, подобно стремительному орлу, достигло города. Войско Скандара, когда увидело их, содрогнулось от ужаса, ибо оно не было подготовлено, и кричало: «Где ты, Амирза!, пришел враг и настиг!». А он [Скандар], желая показать вид, что их не боится, спокойно и не торопясь, надел на себя панцырь, взял все вооружение и с небольшим войском в 1000 человек или около этого выступил впереди всех по дороге в Кора-Дзор за горой святой обители Чудотворца. А те [войска Джонки], воодушевленные, выступили за ними в числе 20 000, но не могли прорваться и захватить его. Тогда один могучий воин и храбрый богатырь, отделившись от чагатайцев, поскакал к нему и прокричал ему с лошади: «Эй талба [шпион ?] Скандар, вернись, чтобы мы могли друг друга видеть, ибо я пришел и:» Хорасана, чтобы воевать с тобою». Он [Скандар], возвратившись, взял меч в руки, дошел до него и сказал: «Ты из Хорасана пришел ? Тогда я исполню твое желание». И, нанеся ему удар мечом, пересек его от шеи вдоль спины, разделив его ни две части. Увидя это, все войско восточное ужаснулось и, удрученное, заявило: «Кто может померяться с ним, совершившим такой великий и невыразимый подвиг храбрости!». После этого больше не вступили с ним в бой и со страхом следовали за ним. А он без всякого страха продолжал свою дорогу и дошел до области Басена. Население же города Арцке, выступив из города, собрало всю награбленную добычу туркмена, оставленную чагатаями и перенесло в город. Но сын злодея и наследник погибели не преследовал их [войско Скандара] а, возвратившись, пришел в страну Арчеша. Все христиане как духовенство, так и миряне, разбрелись по горам и холмам, по скалам и пещерам. Они же [войска Джонки], окружив горы, подобно орлу, охотящемуся за птицами небесными, кричали, звали, скакали на конях. Сжимались сердца мужчин и женщин, как будто постиг их день страшного судилища и ужасного возмездия: взрослых убивали, некоторых подвергали обрезанию и заставляли отвратитъся от своей веры, и, отняв от мужей и отцов жен и детей, уводили их в плен. Мать звала сына, а сын—свою мать: «Мать моя, кто даст мне видеть тебя!» А мать к сыну: «Сын мой, горе мне и печаль, горе дню твоего рождения, горе мне и горе отцу твоему, горе разломанным рукам моим, которые обнимали тебя, сын мой, ты уходишь в море бедствий. Неужели Христос не окажет тебе помощи для спасения?». Всей этой горести и бедствий и всех этих терзаний нельзя и описать и даже рассказать о них. Но я сообщаю все это для сведения грядущим поколениям, чтобы они слезно оплакивали гибель нашего армянского народа, ибо мы лично присутствовали там. Забрав ограбленное и добычу и несчастных бесчисленных детей наших из городов и сел, они пошли в область Тоспа, в страну Вана, к подножью святой обители Варага, предводительствуемые безверным курдом по имени Севдия из рода доброго строителя Амира-Езда и Мелика—владетеля стран Беркри. Пленив всю область и захватив несметное я бесчисленное множество женщин и детей христиан, они увели их. в Хорасан. И овладели нами рыдания, горе и стенания. Мы несколько раз расспрашивали, пытаясь узнать число уведенных в плен из Арчиша и Вана, но никто не мог точно сообщить. Нам только известно; что три диакона из святой обители Мецоба и 27 пленных из села Аги, находящегося недалеко от нас, из нашего рода, а также близкие наши знакомые были взяты в плен и 10 пленных из одной семьи в селении Мачарук. Гере нам и увы с того дня до сегодняшнего дня и до будущего. Случилось это в 879 году [1430] в день Пятидесятницы. В день праздника креста опять пришел Скандар, осадил город Арцке и придумывал средства, как бы взять его. И вот христиане тайно от неверных, особенно же с советником и мудрым подобным ишхану, христианолюбивым старшиной, по имени Мурат, надумали вместе со старшиной Арчеша Гованнесом Пхоко, со старшиной и приказчиком Аги-мелик Георгием пойти к тирану Скандару и потушить гнев ярости его, ибо он пришел предать мечу бедных христиан. И спустившись к нему, он» мольбами и просьбами поклялись ему [в покорности], лишь бы он не вспоминал о прежнем их восстании и неподчинении. которое допущено было ими раньше, и чтобы он не причинял им вреда. Милостью Христа они потушили его жестокость. Поклялся он не причинять им никакого вреда. Спустившись среди ночи с крепостной стены, они пошли к нему, а он, исполненный неизреченной радости, полюбил всех горожан: вступил он в город мирно и без грабежа. Комментарии73. Джелал-ад-дин Миран-шах (1404—1408)—сын Тимура, назначенный правителем Азербайджана (Южного) и Ирака. 74. Гоны—гунны. 75. В 1397 г. Тимур двинулся в поход на Индию, вступил в Северную Индию и в следующем, 1398 г., захватив города Дели и Кашгар, разграбил их. 76. Кешубар (Кашмир) — область в Индии. 77. Тимур умер в городе Отраре 18 февраля 1405 г. и погребен в Самарканде. 78. По получении известия о смерти Тимура, Султан-Ахмед Джелаири (1382—1410), прибыл в Багдад, выгнал оттуда Абу-Бекр-Мирзу, внука Тимура (сына Миран-шаха), и вместе с Кара-Юсуфом Кара-коюнлу пошел на Азербайджан. Миран-шах и его сын Омар были разбиты. Миран-шах убит в 1410 г., а Омар спасся бегством (А. Бакиханов «Гюлистан-Ирам»). 79. Арзин (Арзан), или Алдзник—область на юго-западе Армении. Вдоль реки Тигр. 80. «Вражда, возникшая между ним (Султан-Ахмедом Джелаиридом) и Кара-Юсуфом, кончилась войной. Султан Ахмед, разбитый в Азербайджане в 1411 г., попал в плен и был убит эмиром Исфендиаром, сыном Кара-Юсуфа, в Таври-зе» (А. Бакиханов «Гюлистан-Ирам»). 81. Кара-Юсуф, по словам А. Бакиханова, в 1414 г. выступивший против Шах-Руха, сына Тимура, скоропостижно умер в Уджане, близ Тавриза. По данным Лэн-Пуля, Кара-Юсуф правил до 1420 г. 82. Искендер (1420—1437 гг.)—сын Кара-Юсуфа, из династии Кара-коюнлу. 83. Багреванд—нынешние районы Алашкерт и Диадин по берегам реки Арацани (Мурат). Алашкерт бывшая крепость Вагаршакерт, ныне Топрак-Кала. 84. Апагуни (к)—владение одноименного феодального дома к северу от озера Ван, с главным городом Малазкерт (Малазгирт). 85. Ахтамар—небольшой остров в юго-восточном углу озера Ван. 86. «Народ стрелков», или «племя стрелков»—прозвание монголов летописцами XIII-XV вв. 87. Шах-Рух (1404—1447)—-сын Тимура, правитель Хорасана, Мазандарана, Седжестапа, Исфахана, Шираза и др. 88. Лим—остров на озере Ван. 89. Мухаммед Джуки — сын Шах-Руха, умер в 1445 г. Текст воспроизводится по изданию: Фома Мецопский. История Тимур-Ланка и его преемников. Баку. 1957 |
|