Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ФОМА МЕЦОПСКИЙ

ИСТОРИЯ ТИМУР-ЛАНКА И ЕГО ПРЕЕМНИКОВ

Любителям науки и ученым необходимо знать, что время имеет три подразделения: прошедшее, настоящее и будущее. Вардапетам церковным тоже необходимо знать об этих трех {подразделениях]: рассказывать о прошлом, говорить о настоящем и узнавать и предупреждать о будущем.

Также и мы должны рассказать о настоящем, о том, что случилось в наше время, рассказать о том, как безверные цари Востока за последнее время подвергли уничтожению наш народ айказян [армянский] и показать все это чужеродным племенам.

Некий муж, по имени Тимур-ланк 1, веры и толка предтечи антихриста Махамета, безжалостный, бессовестный и свирепый, преисполненный великой злости, гнусности и тайн клеветника-дьявола, появился на востоке в городе Самарканде. Некоторые считают, что он происходит из Сартапа 2 в области Коговит 3, близ горы Масиса, где остановился Ноев ковчег, недалеко от области Артаз 4

Прибыв в Тавриз, ханы послали его к кешикам, чтоб давал на дороге в Хорасан отпор неприятелям. Отправившись туда, он пошел в Хорасан, а оттуда, перейдя реку Джахун 5, дошел до города Самарканда на Востоке. Увидя, что в стране нет правителя и она беспризорна, он сделался предводителем разбойников, главарем убийц.

И собрались к нему пятьсот пятнадцать, или около этого, подобных ему злодеев. Проникнув тайно на городское пастбище, они похитили там табун и ушли. Ишханы города выступили против них войной, тогда те, возвратившись, вступили с ними в бой. нанесли им поражение и перебили, после чего захватили власть в городе и жену властителя, по имени Ханум, ставшую его [Тимур-ланка] женой.

Постепенно усилившись, он захватил город Бухару и, перейдя реку Джахун, вступил в страну Хорасанскую, взял там много городов и предал всех мечу. Охваченные страхом, они [хорасанцы] уступили ему свою страну.

Одних он подкупал ложными обещаниями, других — клятвами, некоторых усыновлял, а некоторым отдавал в жены своих дочерей, с помощью которых он убивал своих зятей и захватывал их земли. Таким образом, он захватил столичный город Гре 6. Он выдал дочь свою за ишхана этого города, а она спустя несколько дней, убила мечом своего мужа и послала за отцом, чтобы тот пришел и взял город. Он пошел, захватил город и сделал его царским городом.

Некий ишхан, по имени Шах-Мансур 7, сопротивлялся ему более восьми лет и не сдавал ему Шираза, Кирмана и Аспахана. Тогда поганый Тимур, заключив с ним мир, притворно возвратился на восток, а Шах-Мансур через посланников отправил ему много подарков. Увидев прибывшего посланника, он [Тимур] притворился больным, приказал зарезать ягненка, и выпил его кровь. Затем он приказал позвать посланника и в присутствии большого числа собравшихся показывал лицо свое, бледное, как у мертвеца. Потом приказал подать себе медную посуду, в которую изблевал перед собравшимися кровь ягненка. Увидя это, посланник обрадовался и сказал про себя: «Не сегодня-завтра он издохнет». В ту же ночь, сев на коня, он поскакал к Шах-Мансуру и сообщил стране свою радостную весть. И устроили они великий араиш, т. е. праздник. А бедствовавшее, изголодавшееся, истомленное жаждой и находящееся в опасности население страны разошлось па своим местам.

Замысливший зло, Тимур приготовил свое войско и, совершая трехдневный и четырехдневный переходы за один день, через несколько дней прибыл к воротам города [Испагана] и вырезал [население]. Городские укрепления были близки к падению. Мужественный Шах-Мансур, вооружив войско в 800 человек, внезапно открыл городские ворота и бросился в гущу многочисленного неприятельского войска. Так дошли они до того места, где со своей конницей арийцев находился Тимур. Он [Шах-Мансур] поднял меч свой над головой сына дьявола, но войско его закрыло щитами, поэтому-то не могли убить поганого адского вишапа, а наоборот, окруженные, все были истреблены мечом. Таким образом [войска Тимура] завоевали всю страшу Хорасанскую, город Бахл 8, Хорасан, Шираз, Кирман, Аспахан, Нюшапур, Куран, Макуран, Туе,. Танджан, Тамган, Мазандаран, Гре, Казвин, дошли до Султание и пределов Тавриза Атрапатаканского. Ишхан города Султание, по имени Эдиль, пошел к нему [Тимуру] навстречу с сокровищами и царскими подарками и заключил с ним мир.

А хан тавризский, султан Ахмат ,9 по дороге Востана10 Руштуника 11, предводительствуемый эмиром маров Иезидом, бежал к своим родственникам и к своему войску в город Вавилон 12, ныне называемый Багдадом, ибо к тому времени они властвовали также и над ними. Вышеупомянутый же Эдиль сопровождал Тимура в город Тавриз и сдал ему город, но потом тайно посоветовавшись со всем войском, он задумал убить хромого Тимура в городской бане.

Некто, узнав о его намерении, тайно пришел [к Тимуру] и сообщил ему о заговоре Эдиль-аги. Узнав об этом, он [Тимур] послал за ним и приказал развести огонь. Потом положили его [Эдиля] в медный котел и в присутствии [Тимура] и всей толпы сварили его. Таким образом уничтожили его. Надо знать также и о следующем. Перед тем как Тимур пришел в нашу страну, в восемьсот тридцать пятом году [1386] царь севера, владетель русов и Азаха 13, по имени Тохтамыш 14, находившийся близ Крыма в Сарае, отправил посланника к хану тавризскому Султану Ахмеду сыну Осиса для заключения дружбы и мира. А он [Тимур] оскорбил его злым и подлым своим поступком. Посланник, возвратившись обратно, разорвал перед ним [Тохтамышем1 воротник своей одежды. Тогда он [Тохтамыш], преисполненный гнева, вызвал к себе одного из своих ишханов, по имени Джани-бск и дал ему большое войско. Он [Джани-бек] двинулся через врата Аланские 15 и Дербендские 16 против него [Тимура]. Тот, избегая столкновения с ним, ушел на Востан, а оттуда пошел в Багдад. Северные войска осадили Тавриз и после семидневных боев, взяли его. Многих они вырезали, многих грабили к опустошили всю область. Оттуда они отправились в город Нахчуан 17. и разорили всю страну Сюнийскую 18, двенадцать областей ее, многих вырезали и взяли в плен. Была зима. И по божьему произволению в день благовещения [7 апреля] внезапно выпал сильный снег, много пленных спаслось, а они, бросив большую часть добычи, ушли в страну по той же дороге, по которой пришло это... племя татарское, называемое тогтоган. Они заключили мир с Шемахой, ибо она мирно перед ними открыла врата Аланские.

(Опущен абзац, относящийся к истории армянской церкви).

...В восемьсот тридцать шестом году нашем [1387 г.], после восьмилетней войны он [Тимур] покорил страну Хорасанскую, после чего пришел в город Тавриз, т. е. в Гандзак-шахастан 19, а оттуда двинулся в сторону Сюнийскую, на замок Ериджака 20, потом на страну Чаката 21, взял город Мари [Сурмалу] 22, уничтожил до основания наше укрепление, построенное благородным родом Багратуни. Он пленил город и все близлежащие селения, но один набожный старшина, по имени Мартирос, весьма храбрый воин из селения Когб 23, милосердный и добрый, ободренный могуществом и помощью всемогущего бога и нашего Иисуса Христа, вместе с весьма мужественными и храбрыми юношами селения, поднявшись на гору Бардог, называемую чужестранцами Такалту, вступил с ним в большое сражение и спас всех верующих. И хотя они [войска Тимура], много воевали, но не могли взять эту гору. Впоследствии этот муж принял мученическую смерть от ...туркмена, по имени Сахалг, утопившего его в водах Араза тайком от людей.

(Опущен абзац, повествующий о событии из церковной жизни).

...Оттуда он [Тимур] пришел в страну Араратскую в Карби 24 области Котайка 25 и, осадив укрепление Бчни 26, взял его, убил епископа области Тер-Ванакана, мужа мудрого и ученого, доброго и заботившегося о всех бедных. Все остальное множество верующих [христиан] было подвергнуто мучениям и пыткам; многолюдную Армянскую область они голодом, мечом, пленением, неимоверными терзаниями и бесчеловечным своим обращением превратили в пустыню.

(Опущен абзац, относящийся к истории армянской церкви).

...Взяв всю добычу и бесчисленных пленных, так что никого не осталось, кто бы мог рассказать о бедствии нашего народа, [Тимур] с большим войском отправился в город Тпхис, т. е. Пайтакаран 27, взял его и пленил бесчисленное множество народа. Говорили также, что убитых было больше, чем оставшихся в живых. Там [в Тбилиси] при этом находился вардапет Степаннос, по прозвищу Пир, еле спасшийся от убийства. Царем Иберии был Баграт 28 из племени евреев, уведенных при царях вавилонских в плен и приведенных в нашу страну. Впоследствии они от Просветителя приняли христианство и были причислены к нашим ишханам. После рода Аршакуни 29 они стали царями [жителей] Ани и остальных армян 30. От притеснений безверных он [Баграт] бежал в Иберию, отвернулся от истины [армянской веры] и принял веру халкедонскую.

С великим подарком он пришел и подчинился поганому царю. А он полный дьявольской злобы, заставил [Баграта] отречься [от веры]и взяв [его] с собою, пошел в Карабах, на место зимовки наших прежних царей. Царь иберский, преисполненный мудрости святого духа, обманул его и сказал:

«Дай мне большое войско и я пойду и захвачу всю страну, затем заставлю их [жителей] обратиться в нашу веру, ибо то племя состоит из восьми языков; я их всех подчиню тебе п обращу в твою веру. Они следующие: Драл, Осед, Имерел, Мекрел, Абхаз, Сонк, Иберы, Месхи» 31. Тот обрадовался, надел на него царское одеяние, пожаловал его халатом, оказал ему много почестей и дал большое войско. И он [Баграт], выступив с этим бесчисленным войском, пришел в страну иберов.

Баграт тайно известил своих сыновей: Георга, Константина и Давида, чтобы они незаметно пришли к нему навстречу и помогли бы ему бежать от них, а сам, взяв войско чагатая32, повел его по ущельям и тропам. Сыновья царя, внезапно преградив им дорогу, выхватили мечи и перебили многих из них, как говорят, больше, чем двенадцать тысяч и, взяв своего отца, ушли к себе. А поганый Тимур весной внезапно двинулся со своим войском на туркмена Кара-Махмуда 33. Тот, узнав об этом, бежал от него. Но он [Тимур], в своем стремительном наступлении проделав многодневный путь, быстро, подобно серне, через несколько дней настиг его в области Чапагчур 34. Тогда тот [Кара-Махмуд], поворотив своя войска, вступил с ним в бой. Совершилось удивительное дело: [войска Кара-Махмуда] поразили и обратили в бегство поганого тирана, убили начальника его войска, по имени Логма-ган, нанесли большой урон войску.

И возвратившись, он [Кара-Махмуд] пришел в страну Тарона, называемую Муш 35. Чагатай же,миновав страны Качберуни 36, Арчеш и Агиовит, резиденцию рода Хорхорупи 37, древнюю столицу и город Маназкерт, и Гаркнис 38, прибыл в страну Палуни 39, в области Тарона в места упокоения святого предтечи Гованна и Атанагена 40 в великолепный престольный монастырь Глака, сирийского вардапета Зеноба. [В это время] здесь скопилось великое множество христиан, пришедших на поклонение святым местам предтечи Говганна, Айрапета Атанагена, пустынников Антона и Хропидеса и всех постников.

(Опущена часть фразы религиозного характера)

...По приказанию тирана Усупа 41 войско туркменское ограбило всех наших христиан. Остаток же их имущества и всех пленных поручили эмиру Хута 42, по имени Шараф. Он насильно переправил их через реку Евфрат и привел к селению Асгет. Христиане воспротивились и не, хотели подниматься на гору Хута и Сасуна, они хотели возвратиться в свою страну, но он насильно и побоями, милостью и попечением божьим поднял нас по крутизне на гору Хута. В тот же день нас догнало войско чагатая, а милосердный бог...

(Опущен абзац религиозного характера)

подоспел нам на помощь, ибо туркмен, по имени Пир-Гасан, отделившись от того Кара-Махмуда, спустя некоторое время убил его и сына его, по имени Байрам и спустился с горы к подножию, а мы подымались на гору.

Вдруг дошла до нас печальная, подобно сообщению о смерти, весть о том, что войско туркменское взяло арьергард Изанкурана. Тут надо было видеть картины бедствия, происшедшего от замешательства всех отрядов: отец отрекался от сына, сын — от отца, мать — от дочери своей и дочь от своей матери, брат от своего брата и любящий от своей любимой. Вопль отчаяния доходил до небес. Я также находился среди них. Они с плачем молили бога, и взывали к посредничеству святого Оганнеса Карапета, святых апостолов, ангелов, населявших обитель Газара, а также святого знамения брата господня Акоба, находящегося в монастыре, ибо туркмен Пир-Гасан решил подыматься на гору Цовасарт и оттуда двинуться на гору Марута 43. Внезапно пришло и встретило их войско Чагатая. А они, предавшись богу и святой обители Газара, привели и на виду у обители зарезали быка, а также совершили литургию в память святых апостолов.

(Опущена фраза религиозного характера)

...Надо было здесь видеть храбрость мужей богатырей, ибо храбрые кричали, а малодушные убегали, трусы падали духом, шлемы блестели, сверкали сабли, сокрушались копья, храбрецы вступали в бой с храбрецами, а крик и ратный шум приводили в трепет наблюдавших сражение. Тут-то надо было видеть милосердие божие и плоды молитв и надежд верующих...

(Опущена фраза религиозного характера)

Потерпел поражение Чагатай и погибло его могущество, ибо только один человек из туркмен, по имени Мараф, перебил 100 душ. И войско восточное из страха быть уничтоженным в великом сражении в замешательстве обратилось в бегство. Охваченные величайшим страхом,, они устремились вниз и бросившись со скалы, уничтожились. Погибло, как говорят, свыше 2000 душ. А мы, спасшись от них с сыновьями и дочерьми, начали громко прославлять бога...

(Опущена фраза религиозного характера)

В этот же самый день совершилось удивительное событие: некая набожная и честная женщина из области Муш имела весьма красивого, миловидного, ангелоподобного сына в возрасте семи или восьми лет. При вступлении восточного войска на гору Хута, многие из христиан укрылись, кто где мог, скрывались также в густых лесах. Безверные, увидев их,, направились к ним, желая взять их в плен. И вот бедная мать, честная и набожная женщина, обернувшись и увидев, что они [татары] близки и хотят отнять у нее мальчика, взяла в руки меч и поразила своего любимого сына, как невинного ягненка 44,

(Опущена фраза религиозного характера)

а сама, пройдя немного вперед, поднялась на вершину высокой скалы и оттуда бросилась вниз.

(Опущены два абзаца религиозного содержания)

..Мужи области Сасуна и Хута, как верующие, так и неверующие из племен маров 45, воодушевляя друг друга, отправились на грабеж добычи Чагатая и разбогатели за счет этой добычи и сокровищ.

На второй год в город Муш прибыл Тимур и призвал к себе местного, эмира. Тот пошел к нему с великими подарками дарами. И сказал он [Тимур] ему: «Веди нас к туркменам». И тот повел его на то место сражения и показал массу убитых. Он [Тимур], испугавшись, вытаращил глаза и, посмотрев да случившееся, увидел, сколько из них пало пораженных мечом. Он увидел также и тех мужей, которые умерли не от меча и, обратившись ко. всем, сказал вслух: «Это не дело рук человеческих, а творца бога». И поворотив свое войско, сказал ему [эмиру]: «Веди нас на них, чтобы, я миг отомстить им». А тот ответил ему: «Не в человеческих возможностях гнаться за ними, ибо они поднялись на гору Марута и если ты пойдешь к нему, он причинит тебе такое великое бедствие, что и словами нельзя передать». Согласившись с ним, безверный тот возвратился в город Багеш 46. А эмир Амир-Шариф пошел к нему, любезно принял его, дал ему письмо о мире, вся страна умиротворилась. Оттуда он [Тимур] направился в Арцке.

(Опущены два абзаца религиозного содержания).

. . . Ишхан города Арцке 47 по имени Саганд, по совету ишхана области Гера и Зареванда 48, Орду-Буг и, пошел к нему. Он был очень любезно принят [Тимуром] и вся страна, избавившись [от бедствий], осталась в мире. Он сдал ему [Саганду] Арчеш, а тот немедленно пошел в город Хлат 49 и в в течение немногих дней занял всю страну Арчиша 50. Когда прибыли в Цгак 51, курды с утра до вечера грабили несчастную страну, а часть войска Саганда, придя в город Арцке, приступила к восстановлению страны, ибо вся страна была разорена войсками поганого и беззаконного чагатая.

Оттуда он [Тимур] двинулся в область Тоспа 52 на армянскую крепость на озере Ван. Эмир Ездин, из рода Сенекерима 53, не явился к нему; напротив, со всем своим войском и с толпой христиан заперся в крепости. Но затем, спустившись из крепости, он пошел к нему. А тот [Тимур], приказав схватить его и связать, повел наступление на крепость. В течение сорока дней длилась тяжелая осада крепости, не мало было перебито войска беззаконного чагатая. Однако истомленные голодом и жаждой горожане не могли более оставаться в осаде, и крепость была сдана ему.

О, бедствие! О, горькая печаль! Там можно было видеть страх и ужас как при последнем судилище. Плач и рыдания раздавались по всей крепости, ибо последовал приказ этого тирана, взять в плен всех женщин и детей, а остальных, как верующих [христиан], так и неверующих [нехристиан] сбросить с крепостной стены. И немедленно был приведен в исполнение этот злой приказ. Начали всех сбрасывать и до того педнялись трупы, что последние падавшие уже не умирали. Мы своими глазами видели их и слыхали нашими ушами от святого отца, преосвященного архиепископа Тер-Закаре и от отца вардапета, по имени тер-Погос, которые также были в крепости и спаслись, ибо чагатай выдал их одному из своих ишханов, а тот спас своих пленных. И наполнилась кровью невинных христиан вся страна вокруг замка.

Мугри, поднявшись на минарет в городе Беркри 54, пронзительным голосом начал кричать: «Сала-Тиамат», т. е. возвещать о наступлении последнего судилища. Подумав, тот поганый [Тимур] спросил: «Что это за крик?» Приближенные ответили ему: «Настал день судилища и Исе воскреснет. И это ты сегодня совершил». Мугри тот так кричал плачущим голосом, как будто издавал трубный звук. Да сокрушился бы тот рот: если бы он немного раньше закричал,—ни одного человека не убили бы, ибо тотчас же он [Тимур] приказал прекратить сбрасывание людей со стены и освободить остальных.

Но кто сможет рассказать о количестве пленных и невинно убитых! Только бог, сотворивший все. И вся страна наполнилась пленными армянами. Умерщвлены были священники и миряне, верующие [христиане] и неверные. И все это постигло нас за наши грехи, в особенности, за нерадение священнослужителей и отказавшихся от духовного сана лжецов.

Ушел он [Тимур] с пленными и добычей туда, откуда пришел. После этого пришли родственники убитых и увидели неизлечимые раны армян. Поднялись плач, вопль и рыдания. Один взывал: «О, сын мой!», другой—«О, отец мой!» И страна Васпураканская наполнилась всеобщим плачем и стенаниями по всем районам, ибо не было никого, у кого бы бесследно не пропал кто-либо из близких или родственников. Горе и стенания всем нам армянам! Ибо разрушилась вся наша страна. Начиная от Арчеша и до Иберии, до реки Куры Агванской, вся эта страна, подвергнутая всяким терзаниям, резне и пленению, была залита кровью невинных.

После ухода его [Тимура] пришел в нашу страну страшный голод, который распространился повсеместно. Съели собак и кошек, жарили сыновей и дочерей своих; муж—жену, жена—мужа; убивали друг друга, ели и не насыщались, а потом и сами умирали. Мы не в состоянии рассказывать о всем том, что видели нашими глазами и слышали нашими ушами, ибо истреблялся род человеческий.

(Опущено девять страниц, относящихся к церковной истории).

... В 844 году [1395 г.] тот поганый тиран опять поднялся с места и пошел по дороге, ведущей в Багдад. Он разрушил Багдад, всю страну Ассирийскую, всю Месопотамию, Тиарбакин и пошел в город Амид 55. Взяв город, он истребил знатных горожан огнем и мечом, подвергая их неимоверным и неописуемым пыткам. Всех молодых как мужчин, так и женщин увел в плен в свою страну. Затом он пришел в Мерлин 56, разрушил город и увел в плен пятнадцать окрестных сел, 3000 домов подлинных христиан, а 7500—остальных. Всех их увели в плен, а четыре села аревордиков, из язычников 57. Шел, Шмрах, Сафари, Мараш, были совершенно разрушены. По впоследствии ухищрениями дьявола они опять размножились в Мердине и Амиде.

Придя вторично, он [Тимур] подступил к городу Ерзнка 58. Взяв его без боя, он разрушил до основания великий кафедральный собор святого Саркиса, а по злому наговору парона Тахратана и всех таджиков города, разрушил также и остальные церкви. И пошел к нему наш вардапет Геворк, ученик Гованна Воротнеци. От страха и ужаса перед поганым у него растрескалась губа и пошла кровь. И возвратился муж божий с плачем и в слезах, ибо приказано было разрушить все церкви и постигла нас великая печаль.

Пришел он [Тимур] в верхнюю часть нашей страны и осадил крепость Басена 59, под названием Авник. Взяв ее, он заковал в оковы ишхана ее, по имени Мсир, и сбросил со стен крепости сто душ, которые умерли. Затем он пошел в обласгь Араратскую, разрушил всю страну и разграбив все имущество, осадил город багратунийцев 60. Взяв его, он отделил триста таджиков от трехсот христиан. Они решили: «перебьем христиан, а таджиков оставим». У епископа города Мкртича было два брата, которые пошли и смешались с таджиками. Тогда они [войска Тимура], наложив меч, вырезали таджиков, а верующие [христиане] спаслись. Те двое христиан кричали:«Мы рабы Христа, христиане». Но они говорили: «Проклятые гархор, вы говорили неправду, поэтому вам нет спасения», и обоих убили. И постигла епископа великая печаль, хотя они умерли истинными христианами.

Прошли они [войска Тимура] на Тчакаг 61, в стране Сурмару 62, на Когб и Барнакут 63 и область Арчиша. Население этих трех областей разбежалось. Все было разграблено ими, но милостью божьей население избежало пленения. И распространился во всех странах большой голод.

В тот же день был разграблен город Когб. В области Арчиша двадцать пять буйволов из верхнего Когба бросились со скалы. Христиане, наложив на них меч, прирезали их, поделив между собою, сделали себе запасы на дорогу и с вардапетами, епископами, священниками и народом пошли до Качберуника  64, прибыли в область Коговита в село Дара....

(Опущено несколько строк, относящихся к церковной истории).

Придя они нашли нашу страну разрушенной, пустующей и разграбленной. Они приступили к восстановлению. Область наша была поручена правителю Арчеша, по имени Саганд, но на следующий год пришел туркмен Усуп, снова разрушил страну нашу и взял город Арчеш, а назначенного правителя, по имени Гимат, с тридцатью четырьмя лицами убил, потому что им был убит уполномоченный города, священник Степаннос. По доносу и подстрекательству ненавистников-христиан предали мученической смерти также великородного танутера, по имени Мусевир. Весь город был предан огню и сгорел. В тот же день вместе с чагатайцами пришел на Усупа владетель Востана, по имени Эмир Езди. Несколько дней между ними происходили сражения, но. потом они помирились. На следующий день на помощь Эмиру пришел с 400 людей в село Аги правитель чагатайцев из крепости Басена и спросил относительно мира между ними. Они ответили, что помирились. Тогда на рассвете он, ограбив село Аги 65, пошел к себе. Но христиане стали преследовать их, поднялись ветер и пыль, они же, оставив пленных и добычу, убежали. А некий набожный муж, наш родственник, по имени Гованнес, добравшись, подобно серне, на равнину Арчеша, сообщил Усупу и брату его, по имени Арали, об этом. Они, прибыв ночью, захватили чагатая вместе с его войском, ограбили их, а некоторых убили. Они схватили также ишхана, по имени Аталмиш и отправили его в Мер 66.

Пока страна наша переживала эти бедствия, внезапно дошла до нас скорбная, плачевная и ужасная весть о том, что страна наша наполнилась войсками чагатая. Тут можно было видеть смятение и страх перед безверными, ибо уже дошло до села Еришат 15000 человек. Мы убежали в горы и разбрелись по ложбинам. А безверные, узнав об этом, окружили гору и 12 дней охотились за нами, как за дикими зверями и схватили всех. Некоторых они убили, страну же нашу предали огню.

(Опущено несколько строк, относящихся к церковной истории).

... А безверный Усуф, бежав от чагатая, с 844 по 855 год [1395—1406] не появлялся в нашей стране. В 846 году [1397] Тимур послал в нашу страну чагатая, по имени шех-Ахмад. Прибыв в нашу страну, он стал разыскивать наших вардапетов: великого Саркиса Сербского и настоятеля Мецопского монастыря вардапета Гованнеса. Обладая весьма мягким характером и будучи христианолюбивым, он восстановил нашу страну и собрал из разных мест [население]. Собрались все разбежавшиеся и приступили к восстановлению [страны]. Благодаря трудам ученых, в течение одиннадцати лет милостью божией процветало все побережье озера [Ванского].

(Опущено девять страниц, относящихся к церковной истории).

... В 850 году [1401 г.] смертоносный тот вишап Тимур двинулся из Самарканда и пришел в нашу страну. Пошел па страну Шама  67, разорил Халап и все окрестности его. Оттуда он пошел в город Дмшх 68, опустошил всю южную страну и был уже близок к окрестностям города Иерусалима. Целую зиму он пробыл в Дамаске. И пришли к нему жены их [мусульманских] учителей, являвшихся кади, мюфти, мютарис, имам и данишман, и говорят ему: «Ты являешься падишахом всей этой страны и по воле бога пришел спросить с тех, которые отвергли божие приказание, ибо здесь нет никого подобного тебе, который потребовал бы от них отпета. Злодеев ты живьем спустишь в ад, а в этом городе—все злодеи и мужеложники, особенно же лживы муллы». Он ответил им: «А если вы неправы будете, тогда вы будете умерщвлены моими руками». Те сказали ему: «От женщин ложного не будет. Вызови наших начальников и мы в присутствии их подтвердим все».

И объявил он по всему городу громогласно через глашатая строгий приказ о вызове к себе всех вождей злой веры. Немедленно собрали всех кадиев, мюдарисов. Он им сказал:

«Чей этот город?» Они ответили: «Пегамбара, падишах!». Он опять спросил их: «Есть ли у вас книга пегамбара? Имеется ли она у вас или нет?». Они ответили: «Мы живем и умираем по законам этой книги, но мы ее не читаем». Тогда он спросил: «Ваш пегамбар разрешил вам совершать злодеяния?» Они ответили: «Ни под каким видом». Тогда он спросил: «Если найдется такой человек, какое наказание должно быть ему?». Они ответили: «Он должен быть подвергнут самым страшным пыткам и уничтожению со всей своей семьей». Тогда он им сказал: «Это вы». Те заявили ему: «Хондкяр, город этот принадлежит Мустафе: таких вещей здесь не было и не могло быть». Он вызвал жен. Те пришли и в присутствии своих мужей подтвердили все сказанное о творимых ими беззаконных делах.

И последовало его приказание [войскам], в котором говорилось: «У меня вас 700 000 человек. Сегодня и завтра принесите мне 700 000 голов и соорудите из них семь башен. Кто не принесет головы, — будет отсечена его голова. А если кто скажет: «Я Иисуса», к нему не подойти». И многочисленное его войско предав мечу всех граждан, совершенно уничтожило мужчин и, не находя больше [мужской] головы, стали отрезать головы женщин. Войско исполнило его приказание. Тут можно было видеть всеобщую казнь, крик и шум, плач и торг.

Тот, кто не сумел убить и отрубить головы, покупал ее за 100 танг и давал в счет. Многим же из воинов не удалось ни отрубить и ни купить голову, таким головы отрубались и их складывали в виде холма. О таком бедствии и погибели нам рассказал духовный сын наш Мхитар из города Вана. Он сам, еле спасшись, миновал их рук.

Это случилось в Дамаске. Он [Тимур] вторично послал свое войско в том же количестве 700 000 человек в Багдад и там были сложены башни из тел человеческих. С ним [Тимуром] находились мелик Востана и духовный сын наш Мхитар. По причине пережитого страха и ужасов тот Мхитар уединился к нам и, прожив у нас три года, отошел ко Христу.

Потом, на следующий год [Тимур] пошел со своим войском на город Себастию 69, а город этот принадлежал хондкару Ильдриму 70, тирану греческой страны. Они [горожане] сперва решили не сдавать города тому безжалостному тирану, но он» обманув их, сказал: «Не бойтесь! Кто захочет вас поразить мечом,—его же мечом будет пронзено его сердце». Тогда, открыв городские ворота, они радостно, с ликованием, подобно освобожденным из темницы, вышли к нему навстречу. Тотчас же последовал злой приказ войску: бедных забрать в плен, а имущих предать мучениям и отнять у них спрятанные ими сокровища, женщин привязывать к хвостам лошадей, которых пускать вскачь, собрать бесчисленное множество мальчиков и девочек на равнине, потом разложить их подобно снопам для молотьбы и пускать по ним без всякой жалости упряжки с камнасайлами.

Надо было видеть здесь ужасное бедствие, постигшее невинных юношей верующих и неверных. Он [Тимур], который поклялся выступившим из города воинам не убивать их, приказал вырыть в земле яму, связать 4000 душ по рукам и ногам и заживо похоронить их, а потом залить их водой и золой, Их вопли доходили до небес. Кто может описать все ужасы,. которые творил этот антихрист, свирепый и безжалостный тиран. Я лишь кратко знакомлю тех, кто придет после нас, с теми [ужасами], которые мы сами видели и слыхали от прибывающих к нам пленных и взятых в плен их владетелей.

Оттуда [из Себастии] с большим войском он [Тимур] двинулся на хондкара Ильдрима, сына Мурад-бека, который, собрав огромное войско, в четыре раза превосходящее громадное войско Тимура, выступил против него. Но тот, обманув его, ночью обошел его, занял его страну и, вернувшись, вступив с ним в сражение, захватил его и большинство его войска. Ограбив их и взяв в плен бесчисленное множество народа, больше, чем звезд небесных и песка морского, он увел в плен в Хорасан до 60 000 71 дымов из племени, именуемого кара-татарами, с семьями и детьми, и еще больше, о чем невозможно и рассказать.

Прежде чем повести наступление на страну Горомов 72, на Ильдрима, он пошел на страну иберов, чтобы пленить и разрушить ее. Но, узнав о его злодейских намерениях, царь Иберии Георгий и его двое братьев Константин и Давид немедленно собрали войско. Водворив и укрепив всех иберов и армян в крепостях, поручили им охрану, а сами заняли ущелья и тропинки страны. Но доносчик-дьявол проникнув в сердце трех подлых сыновей безверных и безбожников, заставил их тайно уйти от царя и пойти к злому тирану, которому они указали дорогу в лес, где скрывались [царь и его братья]. И послал он [Тимур] на них большое войско, которое, подойдя к ним с верхней стороны, захватило весь многочисленный хрнстианский отряд. Начальников они перебили,а воинов увели в плен. Их было больше 60 000 человек.

Комментарии

1. Тимур-ланк. Ланк или ленк— персидское слово, означающее хромой. Восточные народы называют его Тимур-ленк (железный хромец), Тимур-бек или эмир Тимур. В европейских источниках он известен как Тамерлан, и армянских— Ленк-Тимур. Тимур, сын Таргая, из рода Барласов (отуреченный монгольский род), родился в 1334 г. в районе г. Кешт— (в Мавераннахре), недалеко от Самарканда. Он происходит из потомства Чингиз-хана по женской линии. По словам современников, Тимур был рыжебород, высок ростом и необычайно силен. Письменные источники указывают, что в 1362 г. в битве с туркменами в Сеистане Тимур был ранен стрелами; в результате он на всю жизнь остался хромым на правую ногу и с сухой правой рукой. В 1360 г. умер его дядя Серп-ад-дин. После его смерти Тимур возглавил татарское племя Бериан; спустя три года он примкнул к эмиру Хусейну и свергнул сына Тоглук-Тимура — Чагатая. Спустя шесть лет, он свергнул также Хусейна и сделался правителем Балха. В 1370 г. Тимур перенес свою ставку в Самарканд. Отсюда он постепенно расширил свои владения, покорив Хорезм, Кашгар, Хорасан, Фарс и другие. Семидесяти двух лет от роду Тимур вновь организовал. поход против Китая, но умер в самом начале похода в 1405 году.

2. Сартап — местность близ Араратских гор.

3. Коговит — область, находившаяся к юго-западу от горы Арарат. Граничили с ней с северо-запада Чакат, с юга — Багреванд и Цагкот, а с юго-востока — озеро Ван. Тут находится г. Баязет (старый). Ввиду отсутствия на востоке природной границы этой области, часто возникали споры между Ираном и Турцией, так .как местные курды переходили беспрепятственно в ту и другую сторону и грабили местное население.

4. Артаз — одна из частей Васпураканской провинции, лежавшей к югу от Араратских гор, к западу от р. Араке, совпадающей с нынешней персидской провинцией Маку.

5. Джахун (Джейхун) —библейское название Аму-Дарьи. Как известно, христиане были на Аму-Дарье до мусульман и употребляли это слово. Оно принесено христианами или мусульманами. Известий о том, что это название местное — нет.

6. Рей — город — древняя Рага, один из древнейших городов Ирана, взят и разрушен монголами в 1220 г.; ныне развалины к югу от Тегерана

7. Шах-Мансур—из династии Мозаффаридов (1313-1393) правитель Исфахана и Шираза (1387—1393). Он очень храбро воевал против Тимура, дважды нанес ему поражение, но впоследствии был побежден и в 1393 г. пал в сражении, после чего весь Иран оказался завоеванным Тимуром. По персидским источникам, войско Шах-Мансура составляла три-четыре тысячи всадников отборной конницы.

8. Бахл (Багл), правильно—Балх —столичный город древней Бактрии.

9. Ахмед Джелаири — султан из династии джелаиридов(1336—1411) —правитель Азербайджана (Южного) и Ирака (1382—1410), несколько раз изгонялся Тимуром из своих владений (между 1393—1405 гг.). Погиб в 1410 г. в войне с Кара-Юсуфом Кара-коюнлу.

10. Востан (Остан),—так назывались главные города— резиденции отдельных феодалов (нахараров или ишханов).

11. Рштуни-(к)—область одноименного, княжества на южном берегу озера Ван.

12. Вавилон и Багдад—отдельные города в Месопотамии. Первый стоял на Евфрате, а второй стоит на Тигре, примерно на одном меридиане. Летописец ошибается, отождествляя их.

13. Азах —племя.

14. В 1387 г. золотоордынский хан Тохтамыш (1376— 1391) двинулся с 90000 войском через Дербент и Ширван и Азербайджан, произведя большие опустошения по дороге.

15. Аланские ворота—Дарьяльское (испорченное персидское Дар-и-алан — ворота аланов) ущелье, по имени народа аланов, владевших этим проходом через Главный Кавказский хребет.

16. Дербендские ворота—знаменитый в древности проход на западном берегу Каспийского моря у Дербента, где отроги Кавказского хребта спускаются почти к берегу моря. оставляя узкую полосу низменности. Проход был единственным путем, по которому кочевники, находившиеся к северу от Кавказских гор, спускались в Закавказье и далее в Иран с целью грабежа. Проход в разные периоды имел различные у различных писателей названия: Дербендские, Албанские или Агванские, Каспийские, Гунские, Хазарские ворота, Чора.

17. Нахчуан—Нахичевань-на-Араксе—город бывшей провинции Васпуракан, ныне—столица Нах. АССР.

18. Сюник—Сюнийская страна—нынешний Нагорный Карабах, включая Севанское озеро.

19. Гандзак-шахастан—Таврнз.

20. Ернджак — средневековая крепость Алинджа-кала, недалеко от г. Нахичевань-на-Араксе.

21. Страна Чаката—область г. Игдыр (Сурмалинская) в северо-восточной Турции.

22. Мари — город Сурмалу в северо-восточной Турции, ныне Игдыр.

23. Когб — селение. Тут, на правом берегу р. Араке, к западу от Сардарапата, находятся знаменитые соляные копи Кульпы.

24. Карби — село на правом берегу р. Касах, недалеко от Аштарака.

25. Котайк — район в пределах Араратской равнины, орошаемый р. Занга (Раздан). Араратскую равнину не следует смешивать с Араратской страной. Первая из них простирается между горами Арарат (Масис) и Арагац (Алагез) по течению р. Араке.

26. Бчни (ныне Бджни) — старинный населенный пункт в области Ниг в Араратской провинции на правом берегу р. Занга (Раздан). Ранними источниками упоминается как крепкий замок. Впоследствии, в Х в.— большой город. В 1387 г. был разорен Тимуром.

27. Пайтакаран — древняя область на юго-западном побережье Каспийского моря, в состав которой входила территория современных Сальянского и Ленкоранского районов. Летописец отождествляет Пайтакаран с городом Тпхис (Тбилиси). Это объясняется тем, что он незнаком с северо-восточными соседними странами, близлежащими к Армении. Ту же ошибку допустили летописец Х в. Фома Арцруни и некоторые другие.

В эпоху средневековья Пайтакаран — Байлакан — город недалеко от слияния Куры и Аракса, разрушенный монголами (ныне — городище Орен-кала).

28. Согласно сообщению историка Моисея Хоренского, багратиды вели свой род от пленных евреев, переселенных в пределы Армении после падения израильского царства. Впоследствии (с 885 г.) этот род положил начало династии, управлявшей Анийским царством. По сведениям армянских историков, грузинские багратиды происходили от анийских царей.

29. Аршакуни, или аршакиды — парфянский род, царствовавший в Армении, по некоторым сведениям, с 150 г. до н. э. по Тациту—с 58 г., когда стал царствовать Тирит I или Трдат-Арташес, второй раз утвержденный Римом в 62 г., и царствовавший до 107 г. Очевидно, с 150 г. до н. э. аршакиды царствовали в южной Армении. Имя первого царя этой династии Вагаршак.

30. Багратиды анийские—см. прим. 28.

31. Перечисленные историком Ф. Мецопским название грузинских племен не все можно объяснить, ввиду искажений. Так, «имерелы»—имеретины, «мекрел»—мегрелы, «месхи»— южно-грузинское племя, «сонк»—сваны, «осед». и «абхаз» уже не относятся к грузинским племенам, первые—это осетины, а вторые—абхазцы—народности, имеющие каждая свой язык и обычаи.

32. Чагатаи (чагат)—войско Тимура или монголов.

33. Кара-Махмуд (1378—1388)—первый правитель из династии Кара-коюнлу (1378—1469); владел Азербайджаном (Южным) и Арменией.

34. Чапагчур—местность в западной Армении, в области Муша.

35. Муш—область по западному побережью оз. Ван, в-провинции Тарон; она делилась на две части: на горную часть под названием Сасун и низменную—Муш.

36. Качберуни, Арчеш, Агиовит — районы с городом Арчеш, на западном побережье оз. Ван.

37. Хорхоруни—один из древних феодальных родов Армении, область их называлась тем же именем. Она находилась. в западной Армении.

38. Аркнис—город в районе Диарбекира в Турции.

39. Страна Палуни—в провинции Тарон, см. прим. 35.

40. Афиноген (Атанаген)—сирийский патриарх. Монастырь Глака находился в провинции Тарон. Зеноб был настоятелем этого монастыря в дни Григория Просветителя, т. е. в IV в. Известен как летописец, описавший события своего времени.

41. Кара-Юсуф (1388—1420)—правитель из династии Кара-коюнлу, сын Кара-Мухаммеда, в 1400—1405 гг. неоднократно изгонялся Тимуром из своих владений, безуспешно пытаясь вновь овладеть ими. Лишь после смерти Тимура правил вторично, с 1405 по 1420 гг. В 1411 г. Кара-Юсуф присоединил к своим землям владения джелаиридов.

42. Хут—горный район Сасуна.

43. Горы Цовасарт и Марут находятся в Сасуне.

44. Другие историки также упоминают эту женщину; имя ее—Карине Мшеци (Карине из Муша).

45. Мары—мидийцы. В данном месте употребляется наименование в духе существовавшей литературной традиции.

46. Багеш (Битлис) — торговый город на юго-западном побережье оз. Ван (в Турции).

47. Арцке—Алджаваз, или Атилджеваз—одна из областей у оз. Ван, между Малазкертом и Эрджишем. В древнее врем» один из торговых городов к северу от оз. Ван.

48. Гер и Зареванд — нынешние области Хой и Солмаст-на северо-западе Ирана.

49. Хлат или Ахлат—главный город области Багеш (Битлис) на северо-западном берегу оз. Ван.

50. Арчеш—в древности большой знаменитый город в области Васпуракан на северном берегу оз. Ван, на запад от Беркри. Ныне—Эрджиш.

51. Цгак—поселение на западном берегу оз. Ван в провинции Бзнуник.

52. Тосп—старое название области и города древнего государства Урарту (Туспа), ныне—город Ван (находится в Васпураканской области.

53. Сенекерим—последним армянский царь Васпуракана из рода Арцруни, обменявший в XI в. свое владение в Васпуракане на Себастию—малоазиатскую область Византии.

54. Беркри—город н крепость в Васпураканской области,. на северо-восточном берегу озера Ван.

55. Амид—ныне город Диарбекир в северной Месопотамии в Турции. Автор ошибается, считая их за разные города.

56. Мердин — город па юго-западе от озера Ван. Фома Мецопский в данном случае ошибается, так как в этот поход Тимура г. Мардин не был взят и разрушен. Местный владетель-ортокид, Меджд-ад-дин Иса Захир (1376—1406), оказал ему сопротивление и отразил нападение на крепость. Затем между ними состоялось примирение: Иса Захир согласился платить. Тимуру дань, если тот мирно уйдет из его владения. Таким образом, осажденные в крепости как христиане, так и мусульмане спаслись.

57. Аревордик—секта солнцепоклонников в Армении, являвшаяся пережитком маздаизма.

58. Ерзнка (ныне—Эрзинджан)—на реке Евфрат, к западу от города Эрзурума.

59. Басен—крупная область Араратской провинции в. древней Армении. Делилась на две части: Верхний Басен и Нижний Басен. Верхний примыкал к Карсской области, на западе доходил до пределов Эрзурума. Басен — одна из плодороднейших долин западной Армении. Здесь находится крепость Басена—Авник.

60. Ани—город багратунийцев—средневековый торговый центр Армении, столица царей династии багратидов.

61. Тчакат—поселение в районе Игдыра—см. прим. 21.

62. Сурмару, Сурб Мари (святой Мари)—город, ныне— Игдыр.

63. Барнакут — поселение в области Чакат в Айрарате, близ Сурмару.

64. Страна Качберуник—см. прим. 36.

65. Аги—село. Предполагается, что Аги было названием горы. Фома Мецопский знает гору Агу и древнюю Аги около Арчеша (Эрджиша).

66. Мер (Мисир)—семитское имя Египта; так же называли в средние века Старый Каир.

67. Страна Шама—название Сирии в мусульманском мире; в просторечье (в устном языке) — название Дамаска.

68. Город Дмшх—(Димашк)—Дамаск.

69. Себастия—нынешний город Сивас в Турции на реке Кызыл-Ирмак (древний Галис).

70. Ходкар Ильдрым — османский султан Баязид I Ильдрим (1389—1402). В битве при Ангоре (Анкаре) был разбит Тимуром наголову и взят в плен.

71. А. Бакиханов в «Гюлистан-Ирам'е» приводит следующие сведения об этих переселенцах: «Пятьдесят тысяч семейств, приведенных им (Тимуром) из Турции и Сирии, по большей части потомков тех тюрок, которых Хулагу-хан переселил в Персию и которые по временам переходили в Турцию и Сирию, он поселил в Карабахе, Гяндже и Эривани. Племя Айрум, которого название изменилось из Эль-Рум, было также присоединено к ним из Турции. Большая часть кочующих ныне племен в вышеозначенных провинциях—суть их потомки».

72. Хоромы (румы)—греки; страна х'оромов—Византийская империя.

Текст воспроизводится по изданию: Фома Мецопский. История Тимур-Ланка и его преемников. Баку. 1957

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.