|
ДЖИЛЬС ФЛЕТЧЕРО ГОСУДАРСТВЕ РУССКОМГЛАВА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ О домашней или частной жизни царя Домашняя жизнь царя, сколько она
известна, состоит в следующем. Обыкновенно
встает он около четырех часов утра
149 Затем входит опять духовник, или придворный священник, с серебряной чашей, наполненной святой водой и кропилом св. Василия (как они его называют), которым окропляет сперва образа, потом царя. Святую воду приносят каждый день свежую из дальних и ближних монастырей, так что присылает ее царю игумен, от имени того святого, в честь которого построен монастырь, в знак особенного благоволения его к царю. Окончив этот религиозный обряд, царь
посылает к царице спросить, хорошо ли она
почивала и проч., и
[153] Около девяти часов утра идет он в
другую церковь в Кремле, где священники с певчими
отправляют полное богослужение, называемое обедней,
которая продолжается два часа, и в это время
царь обыкновенно разговаривает с членами Думы
своей, с боярами или военачальниками, которые о
чем-либо ему докладывают, или же сам отдает им
свои приказания. Бояре также рассуждают между
собой, как будто бы они находились в Думе. По
окончании обедни царь возвращается домой и За обедом прислуживают ему следующим
образом: во-первых, каждое блюдо (как только оно
отпускается к накладчику) должен прежде
отведывать повар в присутствии главного
дворецкого или его помощника. Потом принимают
его дворяне-слуги (называемые жильцами
150 По одну сторону комнаты стоит стол с прекрасной и богатой посудой и большим медным чаном, наполненным льдом и снегом, в коих поставлены кубки, подаваемые к столу. Чашу, из которой пьет сам царь, в продолжение всего обеда держит особый чиновник (чашник) и подносит ее царю с приветствием всякий раз, как он ее потребует. Когда поставят кушанье на стол, то, обыкновенно, раскладывают его на несколько блюд, которые потом отсылает царь к тем дворянам и чиновникам, кому он сам заблагорассудит. Это почитается великим благоволением и честью. После обеда царь ложится отдыхать и, обыкновенно, почивает три часа, если только не проводит один из них в бане или на кулачном бою. Спать после обеда есть обыкновение, общее как царю, так и всем русским. После отдыха идет он к вечерне и, возвратясь оттуда, большей частью проводит время с царицей до ужина. Тут увеселяют его шуты и карлы мужского и женского пола, которые кувыркаются перед ним и поют песни по-русски, и это самая любимая его забава между обедом и ужином. Другая особенная потеха есть бой с
дикими медведями, которых ловят в ямах и тенетами
и держат в железных клетках, пока царь не
пожелает видеть это зрелище. Бой с медведем
происходит следующим образом: в круг, обнесенный
стеной, ставят человека, который должен возиться
с медведем, как умеет, потому что бежать некуда.
Когда спустят медведя, то он прямо идет на своего
противника с отверстой пастью. Если человек с
первого раза дает промах и подпустит к себе
медведя, то подвергается большой опасности; но
как дикий медведь весьма свиреп, то это свойство
дает перевес над ним охотнику. Нападая на
человека, медведь поднимается обыкновенно на
задние лапы и идет к нему с ревом и разинутой
пастью. В это время если охотник успеет ему
всадить
Иногда проводит он время, рассматривая работу своих золотых дел мастеров и ювелиров, портных, швей, живописцев и т.п., а потом идет ужинать. Когда приходит время спать, священник читает несколько молитв, и царь молится и крестится, как и поутру, около четверти часа, после чего ложится. Теперешний царь (по имени Феодор
Иванович), относительно своей наружности, росту
малого, приземист и толстоват, телосложения
слабого и склонен к водяной; нос у него
ястребиный, поступь нетвердая от некоторой
расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен,
но всегда улыбается, ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ О домашнем или придворном штате царя Главные чиновники царского двора суть
следующие: первая должность конюшего боярина,
или начальника конюшенного ведомства. Она
заключает в себе не более того, сколько выражает
самое название, то есть обязанность главного
надзора над лошадьми, а не то, что Magister
Equitum Должность конюшего занимает теперь
Борис Федорович Годунов, брат царицы. Лошадей
царских, назначенных для войны (кроме других,
употребляемых для обыкновенной работы), до 10 000,
все они содержатся в окрестностях Москвы. Вторая
должность — дворецкого, занимаемая в настоящее
время Григорием Васильевичем Годуновым. Третья
— казначея, который хранит все царские деньги,
драгоценные вещи, Кроме того, в комнатах царских и при
его особе находятся двести человек (называемые жильцами-стряпчими
156 Стрельцы, коих числом 2000 (как было сказано выше), сторожат дворец царский или опочивальню по двести пятидесяти в ночь; другие двести пятьдесят человек караулят на дворе и около казначейства. Дворец, или дом царский, в Москве построен в виде крепости, обнесен стенами, уставленными множеством хороших орудий, и заключает в себе большое пространство земли с многими домами, назначенными для жительства людям, известным своей верностью и преданностью царю. [158] ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ О домашней жизни и свойствах русского народа О домашней жизни и свойствах русского народа можно иметь некоторое понятие из того, что было сказано в главе об общественном состоянии и обычаях государства. Что касается до их телосложения, то они большей частью роста высокого и очень полны, почитая за красоту быть толстыми и дородными, и вместе с тем стараясь отпускать и растить длинную и окладистую бороду. Но большей частью они вялы и недеятельны, что, как можно полагать, происходит частью от климата и сонливости, возбуждаемой зимним холодом, частью же от пищи, которая состоит преимущественно из кореньев, лука, чеснока, капусты и подобных растений, производящих дурные соки; они едят их и без всего и с другими кушаньями. Стол у них более нежели странен. Приступая к еде, они обыкновенно выпивают чарку, или небольшую чашку, водки (называемой русским вином), потом ничего не пьют до конца стола, но тут уже напиваются вдоволь и все вместе, целуя друг друга при каждом глотке, так что после обеда с ними нельзя ни о чем говорить, и все отправляются на скамьи, чтобы соснуть, имея обыкновение отдыхать после обеда, так точно, как и ночью. Если наготовлено много разного кушанья, то подают сперва печенья (ибо жареного они употребляют мало), а потом похлебки. Напиваться допьяна каждый день в неделю у них дело весьма обыкновенное. Главный напиток их мед, а люди победней пьют воду и жидкий напиток, называемый квасом, который (как мы сказали) есть не что иное, как вода, заквашенная с небольшою примесью солода. Такая пища могла бы произвести в них
разные болезни, но они ходят два или три раза в
неделю в баню, которая служит им вместо всяких
лекарств. Всю зиму и [159] Русский человек, привыкнув к обеим крайностям, и к жару и к стуже, может переносить их гораздо легче, нежели иностранцы. Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз. Женщины, стараясь скрыть дурной цвет лица, белятся и румянятся так много, что каждый может заметить. Однако там никто не обращает на это внимания, потому что таков у них обычай, который не только вполне нравится мужьям, но даже сами они позволяют своим женам и дочерям покупать белила и румяна для крашения лица и радуются, что из страшных женщин они превращаются в красивые куклы. От краски морщится кожа, и они становятся еще безобразнее, когда ее смоют. Одежда их сходна с греческой. Бояре одеваются таким образом. Во-первых, на голову надевают тафью, или небольшую ночную шапочку, которая закрывает немного поболее маковки и обыкновенно богато вышита шелком и золотом и украшена жемчугом и драгоценными каменьями. Волосы на голове стригут плотно до самой кожи, кроме того, когда кто бывает в опале у царя. Тогда отращивает он волосы до плеч, закрывая ими лицо, как можно уродливее и безобразнее. Сверх тафьи носят большую шапку из
меха черно-бурой лисицы (почитаемого за лучший
мех) с тиарой или длинной тульей, которая
возвышается из меховой опушки наподобие
персидской или вавилонской шапки. [160] На шею (всегда голую)
надевается ожерелье из жемчуга и драгоценных
камней, шириной в три и четыре пальца. Сверх
рубахи (разукрашенной шитьем, потому что летом
они дома носят ее одну) надевается зипун, или
легкая шелковая одежда, длиною до колен, которая
застегивается спереди, и потом кафтан, или
узкое застегнутое платье, с персидским кушаком,
на котором вешают ножи и ложку. Кафтаны шьются,
обыкновенно, из золотой парчи и спускаются до
самых лодыжек. Сверх кафтана надевают распашное
платье из дорогой шелковой материи, подбитое
мехом и обшитое золотым галуном: оно называется ферезью
157 При выходе из дома набрасывается сверх всей этой одежды (которая очень легка, хотя состоит из нескольких платьев) так называемая однорядка 160, похожая на охабень, с той разницей, что шьется без воротника; она бывает, обыкновенно, из тонкого сукна или камлота. Сапоги, которые носят с заправленными в них онучками (вместо носков), делаются из персидской кожи, называемой сафьян, и вышиваются жемчугом. Нижнее платье обыкновенно из золотой парчи. Со двора они всегда выезжают верхом, хотя бы на самое близкое расстояние, что соблюдается и боярскими (детьми), или дворянами.Боярские дети, или дворяне, одеваются точно так же, употребляя только другую материю на платья, но кафтан или нижнее платье и у них бывает иногда из золотой парчи, а прочее платье суконное или шелковое. Благородные женщины (называемые женами боярскими) носят на голове тафтяную 161 повязку (обыкновенно красную), а сверх нее шлык, называемый науруз, белого цвета. Сверх этого шлыка надевают шапку (в виде головного убора, из золотой парчи), называемую шапкой земской, с богатой меховой опушкой, с жемчугом и каменьями, но с недавнего времени перестали унизывать шапки жемчугом, потому что жены дьяков и купеческие стали подражать им. В ушах носят серьги в два [161] дюйма и более, золотые, с рубинами, сапфирами или другими драгоценными каменьями.Летом часто надевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста, завязываемое у подбородка, с двумя длинными висящими кистями. Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом. Когда выезжают верхом или выходят со двора в дождливую погоду, то надевают белые шляпы с цветными завязками (называемые шляпами земскими). На шее носят ожерелье, в три и четыре пальца шириной, украшенное дорогим жемчугом и драгоценными камнями. Верхняя одежда широкая, называемая опашень, обыкновенно красная, с пышными и полными рукавами, висящими до земли, застегивается спереди большими золотыми или, по крайней мере, серебряными вызолоченными пуговицами, величиной почти с грецкий орех. Сверху, под воротником, к ней пришит еще другой большой широкий воротник из дорогого меха, который висит почти до половины спины. Под опашнем, или верхней одеждой, носят другую, называемую летником, шитую спереди без разреза, с большими широкими рукавами, коих половина до локтя делается, обыкновенно, из золотой парчи, под нею же ферезь земскую, которая надевается свободно и застегивается до самых ног. На руках носят весьма красивое запястье, шириною пальца в два, из жемчуга и дорогих каменьев. У всех на ногах сапожки из белой, желтой, голубой или другой цветной кожи, вышитые жемчугом. Такова парадная одежда знатных женщин в России. Платье простых дворянских жен отличается только материей, но покрой один и тот же. Что касается до мужиков и жен их, то они одеваются очень бедно: мужчина ходит в однорядке или широком платье, которое спускается до самых пят и подпоясано кушаком, из грубого белого или синего сукна, с надетой под ним шубой или длинным меховым или овчинным камзолом, в меховой шапке и в сапогах. У мужиков победнее однорядки из коровьей шкуры. Так одеваются они зимой. Летом обыкновенно не носят они ничего, кроме рубахи на теле и сапог на ногах. Женщина, когда она хочет нарядиться, надевает красное или синее платье [162] и под ним теплую меховую шубу зимой, а летом только две рубахи (ибо так они их называют), одну на другую, и дома, и выходя со двора. На голове носят шапки из какой-нибудь цветной материи, многие также из бархата или золотой парчи, но большей частью повязки. Без серег серебряных или из другого металла и без креста на шее вы не увидите ни одной русской женщины, ни замужней, ни девицы.Что касается до их свойств и образа жизни, то они обладают хорошими умственными способностями, не имея, однако, тех средств, какие есть у других народов для развития их дарований воспитанием и наукой. Правда, они могли бы заимствоваться в этом случае от поляков и других соседей своих; но уклоняются С этою целью цари уничтожают все средства к его улучшению и стараются не допускать ничего иноземного, что могло бы изменить туземные обычаи. Такие действия можно бы было сколько-нибудь извинить, если б они не налагали особый отпечаток на самый характер жителей. Видя грубые и жестокие поступки с ними всех главных должностных лиц и других начальников, они так же бесчеловечно поступают друг с другом, особенно со своими подчиненными и низшими, так что самый низкий и убогий крестьянин (как они называют простолюдина), унижающийся и ползающий перед дворянином, как собака, и облизывающий пыль у ног его, делается несносным тираном, как скоро получает над кем-нибудь верх. От этого бывает здесь множество грабежей и убийств. Жизнь человека считается ни по чем.
Часто грабят в самих городах на улицах, когда кто
запоздает вечером, [163] Бродяг и нищенствующих у них несчетное
число: голод и крайняя нужда до того их изнуряют,
что они просят милостыни самым ужасным,
отчаянным образом, говоря: Подай и зарежь меня,
подай и убей меня, и т.п. Отсюда можно заключить,
каково обращение их с иностранцами, когда они так
бесчеловечны и жестоки к своим единоземцам. И,
несмотря на то, нельзя сказать наверное, что
преобладает в этой стране — жестокость или
невоздержание. Впрочем, о последнем я и говорить
не стану, потому что оно так грязно, что трудно
найти приличное для него выражение. Все
государство преисполнено подобными грехами. И
удивительно ли это, когда у них нет законов для
обуздания блуда, прелюбодеяния и Что касается до верности слову, то русские большей частью считают его почти ни по чем, как скоро могут что-нибудь выиграть обманом и нарушить данное обещание. Поистине можно сказать (как вполне известно тем, которые имели с ними более дела по торговле), что от большого до малого (за исключением весьма немногих, которых очень трудно отыскать) всякий русский не верит ничему, что говорит другой, но зато и сам не скажет ничего такого, ла что бы можно было положиться. Эти свойства делают их презренными в глазах всех их соседей, особенно татар, которые считают себя гораздо честнее и справедливее русских. Те, которые внимательно обсуждали состояние обоих народов, полагают, что ненависть к образу правления и поступкам русских была до сих пор главной причиной язычества татар и их отвращения от христианской веры. КОНЕЦ Комментарии149 В то время в России сутки делились на часы дневные и на часы ночные (от восхода и захода солнца). 150 Жильцы — разряд феодалов-землевладельцев, занимавших промежуточное положение между чинами московскими и городовыми служилых людей. Служили при царском дворе в Москве (по охране дворца и для срочных поручений). В походах включались в «государев полк». За службу получали поместное жалованье. 151 Кравчий, крайчий — от кроять, кроить, рушать — придворный чин, сан. Тот, кто «рушит» за столом жаркое, пироги, режет съестное. 152 Капеллан — в католической и англиканской церквах: священник при часовне (капелле) или домашней церкви, а также помощник приходского священника. 153 Не вполне ясно, что автор имеет в виду. А. П. Клешнин в это время был окольничим. 154 Заведывал великокняжеской (царской) спальней, мастерской палатой, в которой шили белье и платья для царя и членов его семьи. Хранил личную печать царя и часто возглавлял его канцелярию. Управлял слободами дворцовых ткачей. 155 Заготовитель съестных припасов; фуража; квартир для армии. 156 Автор ошибочно отождествляет эти понятия. Стряпчий — царский чиновник при хлебном, конюшем и других дворах. 157 Ферязь, ферезь — мужское длинное платье, с длинными рукавами, без воротника и без пояса. Ферязью называлось также женское платье, застегнутое донизу. 158 Суровая шерстяная ткань. 159 Верхняя длинная одежда с прорехами под рукавами и четырехугольным откидным воротом. 160 Долгополый кафтан без ворота с прямым запахом и пуговицами, однобортный. 161 Гладкая, тонкая шелковая ткань. Текст воспроизведен по изданию: Дж. Флетчер. О государстве русском. М. Захаров. 2002 |
|