ФЕОФАН
ИСПОВЕДНИК
ХРОНОГРАФИЯ
л. м. 6171, р. х. 671.
В сем году в апреле месяце, индиктиона
1‑го, скончался Мавиас, первый царь сарацинский. Он был вождем двадцать лет,
эмиром двадцать четыре года; после него принял правление Изид сын его. В это
время[297] народ
болгарский вступил во Фракию. Здесь необходимо сказать о древности унновундо[298],
болгаров и котрагов[299].
По ту сторону на северных берегах Эвксинского понта[300],
за озером[301],
называемым Меотийским[302],
со стороны океана чрез землю сарматскую течет величайшая река Ател[303];
к сей реке приближается река Тапаш[304],
идущая от ворот Ивирийских[305] в
Кавказских горах, от сближения Танаиса и Ателя, которые выше Меотийского озера
расходятся в разные стороны[306],
выходит река Куфис[307] и
впадает в Понтийское море близь Мертвых врат[308] против
мыса Бараньего Лба[309].
Из означенного озера море подобно реке соединяется с Эвксинским понтом при
Воспоре Киммерийском[310],
где ловят мурзулию[311] и
другую рыбу. На восточных берегах Меотийского озера за Фанагориею[312] кроме
евреев[313] живут
многие народы. За тем озером выше реки Куфиса[314],
в которой ловят болгарскую рыбу ксист[315],
находится древняя великая Болгария[316],
и живут соплеменные болгарам котраги. Во времена Константина на западе[317]...
Кроват[318] обладатель[319] Болгарии
и котрагов скончался, оставив пятерых сынов, которым завещал никогда не
расходиться: ибо таким только образом могли они всегда владычествовать и
остаться непорабощенными от другого народа. Но не в продолжительном времени по
кончине его, пять сынов его пришли в несогласие и разошлись все, каждый с
подвластным ему народом[320].
Старший сын, по имени Ватваян[321],
соблюдая завещание отца поныне остался в земле своих предков[322];
второй сын, брат его по имени Котраг[323],
перешедший за Танаис, поселился насупротив старшего брата[324];
четвертый и пятый, перешедши за Истр, или Дунай, один, покорясь кагану
аварскому, остался с народом своим в Паннонии аварской[325],
другой, пришедши в Пентаполис[326] при
Равенне, покорился царям христианским[327].
Потом третий по старшинству [ по имени Аспарух[328]]
, перешедши Данаприс и Данассрис и остановившись у Ольги[329],
реки текущей севернее Дуная, поселился между первыми реками и сею последнею[330],
находя сию страну отовсюду безопасною и непреоборимою: впереди она болотиста, с
других сторон защищена реками, итак народу ослабленному чрез разделение
представляла великую безопасность от врагов[331].
Когда они {262} таким образом разделились на пять частей и стали
малочисленны, то хазары, великий народ, вышедший из Верзилии самой дальней
страны первой Сарматии[332],
овладел всею Запонтийскою Болгариею[333] до
самого Понта[334],
и сделавши данником старшего брата Ватвайя, начальника[335] первой
Болгарии, поныне[336] получает
от него подати. Царь Константин[337],
услышав, что по ту сторону Дуная на Ольге[338] реке
вдруг поселился какой‑то народ грязный, нечистый, и делает набеги и опустошения
во всех прилежащих к Дунаю странах, т. е. тех, которыми они овладели[339],
и где прежде[340] жили
христиане[341],
крайне обеспокоился. Он приказал всем легионам[342] во
Фракии перейти за Дунай[343],
и двинулся на них с сухопутными и морскими силами, чтобы силою оружия выгнать их
из занятых ими стран. Он расположил пехоту между реками Ольгою и Дунаем, корабли
поставил у берегов реки[344].
Болгары, увидавши столь внезапное многочисленное войско и отчаявшись в спасении,
убежали в прежде упомянутое укрепление и здесь искали безопасности. В
продолжении трех или четырех дней они не смели выходить из этого убежища, а
римляне по причине болот не начинали сражения; тогда скверный народ, полагая со
стороны римлян трусость, сделался смелее. Царь страдал от жестокой подагры[345],
и принужден был возвратиться на юг для обычного пользования банями; при нем было
пять быстрых (судов) кораблей[346],–
и домашние сопровождали его[347] [
в Месемврию[348]]
. Оставляя военачальников[349] и
войско он приказал обходить и вызывать болгар из убежищ их, и сразиться с ними,
когда они выдут; иначе стоять в своих лагерях и наблюдать за ними. Конные
подумали, что царь бежит и объятые страхом обратились в бегство, хотя никто не
гнался за ними. Болгары уже приметивши это преследовали их, весьма многих
истребили мечом, многих ранили, гнались за ними до самого Дуная, переправились
чрез эту реку[350],
и пришедши к Варне, так называемой близь Одиссы[351],
увидели здесь плоскую землю, со всех сторон огражденную с тылу рекою Дунаем, с
боков горными теснинами и Понтийским морем, овладели живущими здесь семью
коленами[352] славян
и северян[353] поселили
на восточной стороне в теснинах береговых
[354], а прочих, обложивши данью, поселили к югу и к западу до
самой Аварии[355] [
, остальные семь родов[356],
которые платили им дань[357]]
. Расширившись таким образом они возгордились и начали нападать на лагери и
местечки под властью римскою находившиеся, и людей уводили в плен: почему царь
принужден был заключить с ними мир, согласившись платить ежегодную дань к стыду
римского народа по множеству неудач его. Странно было слышать и дальним и ближ‑{263}
ним, что подчинивший себе данниками все народы на востоке, на западе, на севере
и на юге, теперь сам должен был уступить презренному вновь появившемуся народу.
Но царь, веря что сие случилось по особенному Божьему промыслу, с евангельскою
кротостью заключил мир[358].
Он до конца своей жизни остался свободен от всех войн и прилагал особенное
старание соединить разделившиеся всюду св. церкви Божьи со времен царя Ираклия
прапрадеда своего, зломудрого Сергия и Пирра, которые недостойно правили
престолом константинопольским, учивши, что в Господе Боге Спасителе нашем Иисусе
Христе одна воля и одна сила. Чтобы истребить сие злое учение христианнейший
царь собрал вселенский собор из двухсот восьмидесяти девяти епископов в
Константинополе, утвердил догматы, поставленные на предыдущих пяти святых
вселенских соборах, и на сем святом и точнейшем соборе, на котором
председательствовал сам всеблагочестивый царь Константин, с благочестивыми
иерархами, положил чтить благочестивое учение о двух волях и двух силах.
л. м. 6172, р. х. 672.
При Изиде вожде арав. 1 год.
В сем году собрался в Константинополе
святой и вселенский шестой собор из двухсот восьмидесяти девяти епископов по
настоянию благочестивого царя Константина.
л. м. 6173, р. х. 673.
В сем году Константин отвергнул от престола
братьев своих Ираклия и Тиверия и царствовал один с сыном своим Юстинианом.
л. м. 6174, р. х. 674.
В сем году Мухтар лжец восхитив власть
овладел Персиею и назвался пророком. Аравитяне пришли в беспокойство.
л. м. 6175, р. х. 675.
При Маруаме вожде аравитян в 1 году.
В сем году умер Изид; аравитяне Ефривы
возмутились и поставили вождем над собою Авделу сына Зувера, но финикийские и
палестинские аравитяне собравшись пришли в Дамаск и до Гавифы к Асану, эмиру
палестинскому и дали правые руки свои Маруаму, поставили его вождем, и он был
эмиром девять месяцев. По смерти его принял власть сын его Авимелех, ко‑{264}
торый оставался эмиром 21 год, покорил тиранов и убил Авделу сына и преемника
Зувера.
л. м. 6176, р. х. 676.
Авимелех вождь аравитян. Феодор еписк.
Константиноп. 1 год.
В сем году в Сирии свирепствовала язва и
произошла смертность. Авимелех покорил народы, но когда мардаиты делали
нападения на страны, лежащие близ Ливана, при свирепствовавшей язве, то Авимелех
просил мира, выпрошенного Мавиею, отправил к царю послов, соглашаясь платить ему
ту же сумму триста шестьдесят пять тысяч золота, столько же рабов, и столько же
благородных коней.
л. м. 6177, р. х. 677.
В сем году почил благочестивый царь
Константин после семнадцатилетнего царствования, и начал царствовать сын его
Юстиниан.
Здесь должно знать, что некоторые
совершенно пустословят, что главные постановления шестого собора обнародованы
чрез четыре года. Как и везде обличается ложь их, так и здесь очевидно, что они
говорят не истину. Точное времясчисление говорит, что святой шестой вселенский
собор против монофелитов произошел в двенадцатом году царствования Константина
внука Ираклиева в лето мира 6172‑е; что после того Константин царствовал пять
лет, и по кончине его владел единодержавием сын его Юстиниан десять лет. По
низвержении же Юстиниана Леонтий владел 3 года, после Леонтия Тиверий, он же
Апсимар, 7 лет, потом опять царствовал изгнанный Юстиниан 6 лет, и что главы
собора изданы во второе лето царствования Юстиниана с усеченными ноздрями,
явствует из третьей главы: мы полагаем, по общему рассуждению, что двоеженцы не
вразумившиеся по 15 число января исходящего индиктиона 4‑го в лето мира 6190‑е,
если они осталися во грехе и не исправились по правилу каноническому, отдалить
от церкви, и между прочим: а тех, которые после рукоположения вступят в брак, то
есть пресвитеров, диаконов, иподиаконов на некоторое время отлучить от
священнодействия, подвергнуть епитимии, но после того поставить их опять на
своих степенях, отнюдь не допуская до высших степеней и то наперед торжественно
уничтоживши этот беззаконный брак. Из сего летосчисления совершенно ясно, что со
времени святого шестого все‑{265} ленского собора до обнародования правил
протекло 27 лет: ибо до времени святого вселенского собора Георгий
патриаршествовал в Константинополе 3 года и после собора также 3 года, после
Георгия Феодор патриарх 3 года, Павел 7 лет, Каллиник 12 лет, Кир 2 года; и лета
сих патриархов составляют вместе 27. С другой стороны: от издания правил по
четвертое лето Филиппика прошло пять лет; и в первом году царствования Филиппика
был безумный собор против святого шестого вселенского собора. По изгнании Кира в
шестом году его патриаршества, патриархом Константинопольским был Иоанн,
митрополитом Критским Андрей, Кизикским Герман, которые вместе с прочими
тогдашнего времени епископами торжественно подписались и предали анафеме
вышереченный св. шестой собор вселенский против монофелитов. После Иоанна,
скончавшегося чрез три года его патриаршества, Герман переведен из Кизика и
патриаршествовал в Константинополе 15 лет, но в 13 лето царствования Леона
изгнан, место его занял Анастасий и правил 24 года, после него Константин 12
лет, Никита 14 лет, Павел 5–, Тарасий 21 год, Никифор 8 лет, Феодосий 6–,
Антоний 16–, Иоанн Леканомантис 6 лет и один месяц.
л. м. 6178, р. х. 678.
Юстиниан царь рим. 1 год.
В сем году Авимелех прислал посольство к
царю Юстиниану о подтверждении мира, который и утвержден на сих условиях: что
царь отвел с Ливана отряды мардаитов и прекратил бы набеги их; Авимелех же будет
давать римлянам на день по тысяче монет, по лошади и по одному рабу; притом они
вообще и поровну должны пользоваться доходами с Кипра, Армении и Ивирии. Царь
послал мужа правительственного Павла утвердить условия. Это утверждение сделано
письменно и при свидетелях, и правительственный муж осыпанный великими почестями
возвратился. Царь вследствие того отозвал с Ливана 12 тысяч мардаитов и чрез то
ослабил силу римскую: ибо все города занимаемые аравитянами по вершинам гор от
Мансуеды до четвертой Армении были бессильны и не обитаемы от набегов мардаитов;
а когда их отозвали, то римское государство начало терпеть ужасные бедствия от
аравитян и поныне терпит.
В том же году Авимелех послал Зианда, брата
Мавии, в Персию против Мухтара лжепророка и тирана. Зианд истреблен Мухтаром.
Авимелех, услышав о том, пошел в Месопотамию; {266} между тем возмутился
против него Саид. Авимелех возвратился и на честное слово убедил отворить ему
Дамаск, который был занят Саидом, но потом коварным образом умертвил Саида.
Юстиниан, будучи слишком молод, около 15 лет от роду, не опытный в управлении
государства, послал военачальника Леонтия с римскою силою в Армению, который,
перебивши аравитян здесь живших, покорил римлянам также Ивирию, Албанию,
Вулкакию и Мидию, и собравши подати прислал царю множество денег. Авимелех после
сего известия взял Керхисион и покорил Феополис.
л. м. 6179, р. х. 679.
При Павле еписк. Константиноп. 1 год.
В сем году в Сирии был голод, и многие
пришли в римскую землю. Царь, пришедши в Армению, встретил мардаитов, эту медную
стену Ливана, которую он разрушил. Он нарушил также мир утвержденный с болгарами
и возмутил весь порядок условий, установленный отцом его, приказал коннице
перейти во Фракию, желая сделать пленниками и болгар, и славян.
л. м. 6180, р. х. 680.
В сем году Юстиниан имел поход против
славян и болгар; встретившись с болгарами на настоящее время прогнал их.
Прошедши до Фессалоники он захватил великое множество славян и силою оружия, а
которые отдавались добровольно, и переселил их в страны Опсикия за Абидосом, но
на возвратном пути, захваченный болгарами в тесных проходах, с великою потерею
войска, со множеством раненых едва мог сам уйти.
В том же году Авдела Зувер послал брата
своего Мусаву против Мухтара, который, вступив с ним в сражение, был разбит и
бежал в Сирию; но Авдела догнал его и убил. Авимелех пошел против Мусароса и
победивши убил его, и таким образом покорил всю Персию.
л. м. 6181, р. х. 681.
В сем году Авимелех послал хагана в Макку
против Зумира, и хаган убил Зумира, и покоривши Авимелеху ту страну, за
сопротивление сжег дом идола их и с самим идолом, предметом их глубочайшего
обожания. За это Авимелех поставил его {267} предводителем Персии; и
покорилась Авимелеху Персия, Месопотамия и великая Аравия Ефривы; и междуусобные
войны прекратились.
л. м. 6182, р. х. 682.
В сем году в государстве аравитян
прекратились все войны и установился мир; покоривши всех Авимелех успокоился.
Но в том же году Юстиниан по безумию
нарушил мир с Авимелехом; он вздумал переселить жителей острова Кипра, и не
принял от Авимелеха присланных вновь чеканенных денег. Переправлявшиеся киприйцы
во множестве все потонули в море и от болезней погибли; остальные возвратились в
Кипр. Услышав о том Авимелех с сатанинским лицемерием просил не нарушать мира и
принять его монету, потому что аравитяне не хотят видеть на своих деньгах
римские типы, и хотя они чеканят новые деньги, но подать римлянами принимается
весом. Юстиниан принял эту просьбу за робость не рассудивши, что все их старания
клонились к тому, чтобы прекратить нападения мардаитов и потом под первым
благословным предлогом нарушить мир. Что и случилось. Между тем Авимелех послал
строить в Макке храм и хотел взять для него колонны из святой Гефсимании, и
просил его Сергий некто, муж христианнейший, генерал‑счетчик Мансура, и
дружественнейший с самим Авимелехом, просил и товарищ его патриций, важнейший
муж и палестинских христиан, по прозванию Клезос, чтобы Авимелех не делал этого,
но они просьбами своими убедят Юстиниана вместо сих колонн доставить ему другие,
что и случилось.
л. м. 6183, р. х. 683.
В сем году Юстиниан набрал войско из
переселенных им славян всего тридцать тысяч, вооружил их и назвал войском
запасным, излишним, поставивши над ним начальником Невулона. Полагаясь на сие
войско, он писал к аравитянам, что более не хочет сохранять письменно
заключенного мира, и с запасными своими воинами и со всеми конными отрядами
пошел к Севастополю приморскому. Аравитяне притворялись, не принимая на себя
вины, что они нарушили мир, но принуждены это делать по вине и опрометчивости
царя, с оружием и сами пришли к Севастополю, свидетельствуясь пред царем, чтобы
он не преступал условий с клятвою положенных между обоими народами: Бог бу‑{268}
дет мздовоздаятелем и судьею виновному. Царь и слышать не хотел, но тем более
спешил начать войну и аравитяне, взявши мирную грамоту, привесили ее к длинному
копью в виде фифляммы или хоругви, устремились против римлян под
предводительством Муамеда и сразились; в первый раз аравитяне разбиты, но
Муамед, тайно снесшись с вождем славян союзником римским, послал к нему колчан
набитый деньгами, и, обманувши его многими обещаниями, уговорил перебежать к ним
с двадцатью тысячами славян; так он продал свою измену. Тогда Юстиниан истребил
всех оставшихся славян с женами, с детьми при Левкатии, месте утесистом и
приморском у Никомидийского залива.
л. м. 6185, р. х. 685.
В сем году Симватий, патриций Армении,
услышав о поражении римлян, отдал Армению аравитянам и сам покорился им, равно
как и внутренняя Персия, называемая Харазан; но там явился сопротивник по имени
Савин, который избил многих аравитян, и самого хагана едва не потопил в реке. С
сего времени аравитяне, более и более полагаясь на силы свои, опустошали Римскую
империю.
л. м. 6186, р. х. 686.
Каллиник еп. Константиноп. 1‑й год.
В сем году было затмение солнца сентября
5‑го дня, в первый день недели, в третьем часу, и видны были некоторые яркие
звезды. Муамед делал нападения на Римскую землю, имея при себе переметчиков
славян, которым известны были все местоположения, и многих взял в плен. В тоже
время сделано великое истребление свиней в Сирии. Юстиниан между тем старался о
построении дворцов и построил так называемую столовую Юстинианову и стены около
дворца. Надзирателем за работами приставил Стефана Перса, сакеллария своего,
первого евнуха, господина и полномочного, впрочем слишком кровожадного и
бесчеловечного: мало того, что он безжалостно мучил работников, но и самых
начальников их побивал камнями. В отсутствии царя, этот лютый зверь осмелился
высечь кнутьями, как секут розгами детей, царицу Анастасию, мать царя. В тоже
время, всяческим образом обижая народ, он сделал царя ненавистным. При сем в
должность генерала‑счетчика определил он какого‑то аббата Феодота, который
прежде жил в отшельничестве в теснинах Фракийских. Этот бедовый и слиш‑{269}
ком жестокий человек, требуя отчетов, налогов и взысканий, вешал на веревках и
соломою подкуривал многих правителей государственных, людей знаменитых, не
только должностных, но и частных жителей градских, и все это без вины,
понапрасну, и без всякого предлога. Сверх того градоначальник по царскому
повелению заключал в темницы весьма многих и заставлял томиться их там целые
годы. Все это увеличило в народе ненависть к царю. Между тем царь требовал от
патриарха Каллиника сделать молебствие для разрушения церкви пресвятой
Богородицы, именуемой Митрополичьей, которая находилась близ дворца, чтобы на
этом месте воздвигнуть беседку и ложи для венетов, где бы они могли принимать
царя. Патриарх отвечал на то: мы служим молебствия для основания церкви, а на
разрушение их молебствий не имеем. Но поелику царь принуждал его и всяческим
образом требовал молебствия, то патриарх отвечал ему: Слава Богу,
долготерпеливому всегда и ныне и присно и во веки веков, аминь. Выслушав это,
разрушили церковь и построили беседку, а церковь Митрополичью построили при
Петриуме.
л. м. 6187, р. х. 687.
В сем году Муамед имел поход в Армению
четвертую и с великим пленом возвратился. В том же году Юстиниан был низвержен с
престола следующим образом: приказал он Стефану, патрицию и военачальнику, по
прозванию Русию, ночью избить народ константинопольский и начать с патриарха.
Леонтий, патриций и тогда военачальник восточных стран, муж знаменитый военными
подвигами, находившийся под стражею три года, по суду вдруг выведен был из
темницы и назначен в военачальники в Элладе. Ему приказано было сесть на три
быстрых корабля и в тот же день оставить столицу. В ту же ночь, в Юлианской
пристани Софийской близ Мавров, окрестности, когда собирались отплыть, и он
пришел к воинам, своим спутникам, пришли к нему искренние друзья его – Павел
монах из Каллистратова, он же и астроном; Григорий Каппадакианин, он же
охранитель теснин; еще один монах и игумен из Флорова. Они часто навещали его в
темнице и принуждали быть царем римским. Но Леонтий отвечал им: я в темнице, а
вы принуждаете меня быть царем; и ныне жизнь моя проходит в бедствиях, а после
того я должен буду ожидать ежечасно смерти. Но они говорили ему: не {270}
медли, и то скоро совершится. Послушайся только нас, иди за нами. Леонтий,
принявши их предложение и взяв с собою оружие, какое мог взять, в глубоком
молчании пришел в преторию, постучались у ворот, давая знать, будто пришел царь
делать свои распоряжения. Градоначальнику тотчас дали знать; он поспешно пришел,
отворил ворота и был схвачен Леонтием. Его высекли и сковали по рукам и по
ногам. Леонтий, вошедши, отворил темницы, освободил многих заключенных
благороднейших людей, от шести и до восьми лет томившихся в оковах, большею
частью воинов, и вооруживши их вышел на площадь, восклицая: все христиане к
святой Софии; и пославши по всем частям города, приказал восклицать те же слова.
Народ в смятении поспешно собирался в купальнице храма. Сам же Леонтий с двумя
монахами, своими друзьями, и с некоторыми вышедшими из темницы знаменитейшими
мужами, пришел в патриаршеский дом к патриарху. Нашедши и его в смятении от
приказаний, данных патрицию Стефану Русию, уговорил его сойти в купальню и
провозгласить: Сей день, его же сотвори Господь. Тут всенародно кричали: Вон
кости Юстиниана; весь народ вышел на гипподром от конца его, [ с
наступлением дня[359] Юстиниана[360] вывели
на ипподром] и отрезавши ему ноздри и язык изгнали в Херсонес. Народ же
схватил монаха Феодота, генерал‑счетчика, и Стефана сакеллария Перса, и
привязавши к ногам веревки таскали их по площади, и притащивши на бычью площадь
сожгли, а Леона царя благословляли.
л. м. 6188, р. х. 688.
Леонтий царь Рим. 1‑й год.
В сем году воцарился Леонтий и всюду был
мир.
л. м. 6189, р. х. 689.
В сем году Алид имел поход в римские земли
и со многими пленными возвратился. Возмутился также Сергий, патриций Лазики и
Варнукия, и отдал земли сии аравитянам в подданство.
л. м. 6190, р. х. 690.
В сем году аравитяне ходили войною в
Африку, взяли ее, и из собственного войска поставили там начальников. Леонтий,
услышав это, послал туда патриция Иоанна, мужа способного, со всеми римскими
кораблями. Он поспешно прибыл в Карфаген, {271} быстрым стремлением
прорвал цепи ограждавшие пристань, прогнал и преследовал неприятелей, и
освободил все африканские крепости; и оставя там собственное свое охранное
войско, обо всем донес государю; по повелению его он провел здесь зиму. Но
верховный советник аравитян, получив об этом известие, послал сильнейший и
многочисленный флот и силою оружия выгнал Иоанна из пристани со всем его флотом;
нашедши его запершегося в укреплении, он окружил его осадою. Но Иоанн
возвратился в Романию, чтобы взять от царя большее войско, и доплыл уже до Крита
на пути своем к царю. Между тем войско, подстрекаемое своими начальниками, и не
желая возвратиться к царю,– оно мучилось страхом и стыдом,– обратилось к злому
намерению: изгладивши имя Леонтия, провозгласило царем Апсимара, начальника
дружины Кивиреотов в Курикиотах, переименовавши его Тиверием. Леонтий между тем
очищал пристань Неорисийскую, и вдруг язва с опухолью появилась в городе и в
четыре месяца истребила множество народа. Прибыл и Апсимар с флотом своим и
пристал в Сиках насупротив города. Несколько времени город не хотел выдать
Леонтия, но случилась измена от иностранцев, живших в стенах Влахернских,
которым под страшною клятвою из святой трапезы вверены были ключи от стен на
матерой земле. Они злоумышленно предали город. Воины с кораблей, вторгаясь в
домы, обнажали жителей; Апсимар отрезал нос у Леонтия и посадил под стражу в
обители Далмата; правителей же и друзей его, как бы обреченных на одну смертную
участь, высек, лишил имения, изгнал. Ираклия, брата своего, как способного
воина, назначил полным начальником всех конных пограничных отрядов, чтобы он
наблюдал границы Каппадокии и теснины гор, обращал бы внимание на врагов и на
средства против них.
л. м. 6191, р. х. 691.
Апсимар царь Константиноп. 1‑й год.
В сем году Апсимар овладел царством. В
Персии восстал Авдерахман и овладел ею, и выгнал хагана.
л. м. 6192, р. х. 692.
В сем году была великая смертность. Муамед
с многочисленным войском аравитян имел поход против Авдерахмана; занявши Персию,
соединился с хаганом, и сражаясь общими силами, убили его, и Персия опять
поручена была хагану. Римляне чинили {272} набеги в Сирии, доходили до
Самосата, и, опустошивши окрестные страны, многих избили, как говорят, убили до
двухсот тысяч аравитян, причем овладели великою добычею, многими пленными, и,
наведя на аравитян великий страх, возвратились.
л. м. 6193, р. х. 693.
В сем году Авделас ходил войною на римлян и
осаждавши Тарент без всякого успеха обратился назад в Мопсуестию и оставил здесь
охранительное войско.
л. м. 6194, р. х. 694.
В сем году Ваанис, по прозванию сам семь
Ч., покорил аравитянам четвертую Армению. Апсимар изгнал в Кефалонию Филиппика,
сына патриция Никифора, за то, что сему приснилось, будто он царствует;
рассказывал Филиппик, что голова его осенялась орлом. Царь, услышавши это,
тотчас его в ссылку.
л. м. 6195, р. х. 695.
В сем году восстали правители Армении
против сарацин и убили всех сарацин в Армении, и тотчас отправили послов к
Апсимару, и приняли в страну свою римлян. Но Муамед напал на них и многих убил,
и опять покорил Армению сарацинам, а вельможей их, собравши всех в одно место,
сжег живых. В то же время Азар с десятью тысячами воевал Киликию; но встретясь с
ним Ираклий брат царя побил большую часть войска его, а прочих в оковах отослал
к царю.
л. м. 6196, р. х. 696.
В сем году Азив, сын Хуниев, имел поход в
Киликию и осадою разрушил крепость Сисион; настигши его брат царя Ираклий, и
вступив с ним в сражение, убил у него двенадцать тысяч аравитян. Между тем
Юстиниан[361] жил
в Херсоне и объявлял, что он опять будет царствовать. Жители тех стран, боясь
подвергнуться опасности по причине царя, совещались или убить его, или отослать
к царю[362].
Юстиниан, заметивши это, как мог, убежал и, пришедши в Дарас[363],
просил свидания с хаганом хазарским[364],
который принял его с великою честью и выдал за него сестру свою Феодору[365].
Вскоре потом, по просьбе своей и с позво‑{273} ления хагана хазарского он
переселился в Фанагорию и там жил с Феодорою. Услышав то, Апсимар послал к
хагану послов и обещался дать ему великие дары, если он пришлет к нему Юстиниана
живого; если не живого, то по крайней мере главу его. Хаган согласился на эту
просьбу, отправил к Юстиниану телохранителей, будто злоумышление строится ему не
от своих соплеменных[366],
между тем приказал Папатце[367],
который от лица его[368] находился
при Юстиниане, и Валгитцу[369],
начальнику Восфора, убить Юстиниана по первому знаку. Служитель хагана известил
об этом Феодору; Юстиниан, узнавши это, призвал к себе для тайного совещания
Папатцу и удушил его на веревке; то же сделал он и с Валгитцем, начальником
Восфора. Феодору тотчас отослал в Хазарию, а сам тайно бежавши в Фанагорию
пришел к устью реки [ прибыл в Томы[370]]
, и нашедши здесь готовую[371] лодку,
сел на нее, и проплывши Асаду[372],
дошел до Симвулона[373] близ
Херсона; и тайно пославши в Херсон, вызвал Васвакурия и брата его, и Сальвана, и
Стефана, и Моропавла с Феофилом, и вместе с ним проплыл мимо Фароса
Херсонесского. Когда уже проплыли таким образом Мертвые враты и устья Днепра и
Днестра, то восстала буря, и все отчаялись в спасении своем. Но Миакес, домашний
человек его, говорил ему: вот мы умираем государь, обещайся Богу за спасение
свое, если Он возвратит тебе твое царство, не мстить никому из врагов твоих.–
Тот с гневом отвечал ему: если я пощажу кого‑либо из них, то потопи меня Бог в
этом море. Без опасности избавился он от этой бури и вошел в реку Дунай. Здесь
послал он Стефана к Тервелию[374],
владетелю[375] Болгарии,
просить содействия, чтобы возвратить ему свой наследственный престол, и за то
обещал ему великие дары, обещал выдать за него дочь свою. Тервелий обещался во
всем повиноваться ему и содействовать, с честью принял Стефана [ принял
Юстиниана[376] с
почестями] и двинул все[377] подвластные
ему народы болгар и славян[378].
В следующем году они с полным вооружением прибыли в царствующий град[379].
л. м. 6197, р. х. 697.
В сем году умер Авимелех вождь аравийский,
и начал владеть Валид, сын его. В том же году Юстиниан, с помощью Тервелия
прибывши в царствующий град, с болгарами остановился в пристани Харсия до самых
Влахерн. Три дня вели они переговоры с гражданами, но в ответ получали
ругательства, и ни одного слова. Юстиниан с немногими соплеменными колонною во‑{274}
шел в город без сопротивления, произвел кровопролитие и смятение, овладел
городом и на короткое время остановился во дворце Влахернском.
л. м. 6198, р. х. 698.
Юстиниан царь Рим. Уалид вождь Ар. Кир еп. Кон.
Иоанн иер.
В сем году Юстиниан опять принял царство и
щедро одаривши Тервелия, и подаривши ему царские утвари с миром отпустил его.
Апсимар, оставя город, бежал в Аполлониаду. За ним погнались, схватили и
представили его к Юстиниану. Ираклий также связанный приведен был из Фракии со
всеми военачальниками, которые с ним служили, и все они повешены на стенах.
Потом послал розыски во все внутренние земли, и замешанных, и незамешанных всех
убил, но Апсимара и Леонтия в оковах велел влачить по всему городу, и между тем
как совершались конские ристалища, и он сидел под своим балдахином, притащили их
и бросили к ногам его. До окончания игр он попирал их выи, а народ между тем
кричал: на аспида и василиска наступил и попрал льва и змия. Потом он отослал их
и на Собачьем рынке велел отрубить головы. Патриарха Каллиника, лишив зрения,
изгнал в Рим, и на место его определил Кира, заточенного на острове Амастрисе,
который предрек ему второе восстановление его. Бесчисленное множество и
гражданских, и военных чиновников погубил он; многих потопил в море, бросая в
мешках, иных приглашал на обед, и когда вставали от стола, то иных вешал, иных
рубил, и великий страх овладел всеми. Он[380] послал
флот, чтобы привести супругу свою из Хазарии, из которого многие корабли
потонули вместе с людьми. Услышав об этом хаган велел сказать[381] ему:
безумный, не лучше ль было бы для тебя прислать за женою своею два или три
корабля, а не губить такого множества людей. Ужли ты думаешь взять и ее силою
оружия? вот и сын родился тебе, пришли и возьми их. Юстиниан послал Феофилакта[382],
спальничего[383],
принял Феодору и Тиверия сына ее и венчал их царским венцом и они соцарствовали
ему.
л. м. 6199, р. х. 699.
В сем году Уалид овладел соборною святейшею
церковью в Дамаске из зависти к христианам, проклятый, по чрезвычайной красоте
сего храма. Он же запретил писать по‑эллински общественные отчеты, но велел
писать их по‑арабски, потому что на {275} этом языке нельзя написать ни
единицы, ни два, ни тройцы, ни восемь с половиною или третью. Поэтому и поныне
нотариусами у них служат христиане.
л. м. 6200, р. х. 700.
В сем году Юстиниан нарушил мир между
римлянами и болгарами и переведя конные отряды во Фракию, и вооруживши флот
пошел против болгаров и Тервелия. Прибывши в Анхиалос, флот свой поставил против
крепости, а коннице приказал сойти с гор неожиданно и без всякой осторожности.
Между тем войско, как овцы, рассеялось по полям для собрания травы; дозоры
болгарские с гор приметили беспорядок в римской коннице, и, как звери
собравшись, вдруг напали на римское стадо и много взяли пленных и лошадей, и
оружий не считая убитых. Юстиниан, укрывшись в крепости, с прочими оставшимися,
на три дня запер ворота. Но видя упорство болгар, сам первый подрезал жилы у
своей лошади и других заставил то же сделать. Потом вместо трофеев, прибивши к
стенам оружие, ночью, севши на корабли, тайно отплыл и со стыдом возвратился в
город.
л. м. 6201, р. х. 701.
В сем году Масальмас и Аббас приступили с
осадою к городу Тианам, в отомщение за войско, под предводительством Маюмы,
избитое Марианом, и при сей осаде провели всю зиму. Царь на помощь городу
прислал двух полководцев Феодора Картеруку и Феофилакта Саливана с войском и с
земледельцами, чтобы воевать против сарацин и преследовать их. Но эти полководцы
поссорились, без порядка вступили в сражение, обращены в бегство. Неприятели,
овладевши их обозом и жизненными припасами, остались до взятия города. Они
начали терпеть недостаток в продовольствии и хотели отступить, но жители Тиан,
хотя и видели это, но сами в отчаянии взяли честное слово от сарацин на свою
невредимость и вышли к ним, оставя город пустым, как он и доселе остается.
Сарацины не сдержали слова и переселили их в пустыню, а многих удержали в
рабстве.
л. м. 6202, р. х. 702.
В сем году Аббас ходил войною в Романию и
со многими пленными возвратился назад. Он начал строить город Гарис на месте
Илиополиса. {276}
л. м. 6203, р. х. 703.
В сем году Уфман ходил войною в Киликию и
на честное слово взял много крепостей. Отдал им Камахон со всеми прилежащими
странами. Между тем Юстиниан[384] из
памятозлобия послал в Херсон патриция Мафра с патрицием Стефаном, по прозванию
Асмиктом[385],
давши им большой вооруженный флот[386].
Он вспомнил о злоумышлении, которое имели против него херсонесцы и восфорианы и
прочие страны, и потому на счет жителей Константинополя[387]:
сенаторов, правителей, простых граждан[388] и
должностных людей устроил флот из кораблей всякого рода и быстрых и трехпалубных[389],
и огненосных[390],
и рыбачьих, [ вмещающих десять тысяч[391] галиад]
и даже из плотов[392],
и пославши этот флот велел истребить острием меча всех живущих в тамошних
крепостях, и никого не оставлять в живых. Он послал с ними Илью[393],
оруженосца, который должен был остаться правителем Херсона. Они заняли сей город
без всякого сопротивления, истребили всех[394] острием
меча, исключая отроков и детей, которых пощадили, и взяли в рабство[395].
Тундуна[396] же,
правителя Херсона, поелику он был от лица хагана, Зоила[397],
первого[398] гражданина
и по месту, и по роду[399],
и сорок других знаменитых и первенствующих в городе мужей[400],
привязавши к деревянным столбам, сжарили на огне; других двадцать человек,
связавши им руки назад, привязали к плотам[401],
которые наполнивши камнями потопили во глубине морской. Юстиниан, узнавши об
этом, весьма гневался, что спасли отроков и приказал с поспешностью прислать их
к нему. Флот отплыл в октябре месяце и при восхождении звезды, называемой Быком[402],
застигнутый бурею едва, едва не весь потонул в море; погибших при сем
кораблекрушении считали семьдесят три тысячи[403].
Юстиниан слушал об этом без всякого соболезнования и даже радовался, и в этой
высочайшей степени сумасшествия с громогласными угрозами послал еще другой флот
с приказанием срыть все и вспахать, и не оставить следов стен, даже где мочились[404].
Жители тех крепостей, услышав это, приняли свои предосторожности, поневоле
должны были вооружиться против царя и послали к хагану в Хазарию[405] просить
войска для охранения своего. В сих обстоятельствах восстал Илья, оруженосец, и
Вардан, изгнанник[406],
в это время вызванный из Кефалинеи[407] и
посланный с флотом в Херсон. Царь, известясь о том, с немногими быстрыми
кораблями послал Георгия, {277} патриция, по прозванию Сириянина[408],
генерал‑счетчика[409],
Иоанна градоначальника[410],
и Христофора, начальника[411] фракийских
войск[412] с
тремястами воинов[413],
присоединивши с ними Тундуна и Зоила, чтобы привести Херсон в прежнее его
положение, извиниться чрез посланца пред хаганом и привесть к нему назад Илью и
Вардана. Когда они прибыли в Херсон, то жители города не хотели вступить с ними
в переговоры[414];
уже на другой день только им одним позволили вступить в город и тотчас за ними
заперли ворота. Генерал‑счетчика с градоначальником изрубили мечом, а Тундуна с
Зоилом и начальника фракийских войск с тремястами воинов[415] отдали
хазарам и отправили к хагану. Когда Тундун умер на дороге, то хазары в тризну
ему[416] убили
фракийского начальника с тремястами воинов. Тогда жители Херсона изгладили имя
Юстиниана и с прочих крепостей и провозгласили царем изгнанника Вардана и
Филиппика[417].
Узнавши о том Юстиниан еще более неистовствовал и убил детей оруженосца Ильи в
объятиях матери, а ее принудил выйти замуж за повара своего индийца. Потом
снарядивши другой флот, послал патриция Мавра, по прозванию Беза[418],
давши ему для осады крепостей таран[419] [
, манганики[420]]
и всякие стенобитные орудия и приказал стены Херсона срыть, весь город срыть и
не оставить ни одной живой души, и как можно чаще уведомлять о своих успехах.
Без прибыл и уже сокрушил тараном башню Кентинаризийскую[421] и
другую ближайшую Сиагром[422] называемую,
но пришли хазары и война остановилась. Варданий убежал к хагану. Флот остался
без действия, но не смел возвратиться к царю, а потому изгладили имя Юстиниана и
сами провозгласили царем Вардана. Они просили хагана дать им в цари Филиппика.
Хаган потребовал от них честное слово, что они не выдадут Филиппика, и что он
сам получит с каждого человека по одной монете[423];
они тотчас исполнили его требование и получили Филиппика в цари. Когда флот
медлил и письма не приходили, то Юстиниан, подозревая причину, взял с собою
воинов Опсикия[424] и
часть фракийских отрядов, пошел к Санопу[425],
чтобы лучше узнать дела в Херсоне. Смотря в отдаленные части моря[426],
вдруг он увидел флот идущий в направлении к городу, взревел, как лев, и сам
поспешил к Константинополю. Филиппик предускорил и овладел городом; он же,
прешедши в Даматрис, здесь остановился с своими. Филиппик тотчас послал Мавра
патриция с Иоанном оруженосцем, по прозванию Стуфом, против Тиверия, Илью с
отборными воинами в Даматрис против Юстиниана, и еще одного за Васвакурием,
{278} искавших спасения в бегстве. Мавр с Струфом, пришедши во Влахерны,
нашли Тиверия державшегося одною рукою за столбик святой трапезы жертвенника
святой Богоматери, а другою рукою державшего честные древа и на шее с мощами, а
пред алтарем на ступеньках сидящую Анастасию мать отца его, которая, упавши к
ногам Мавра, умоляла не убивать внука ее Тиверия, который ничего дурного не
сделал. Между тем как она обнимала ноги Мавра и со слезами умоляла его, Струф,
вошедши в алтарь, насильно вытащил его, взял у него честные древа и положил на
святом жертвеннике, мощи повесил себе на шею и схвативши отрока на паперти
Каллиники раздели его, растянули на древесной коре, как агнца и перерезали
горло, и приказали похоронить его в храме святых Бессребренников, называемом
храмом Павлины. Схвачен был и Васвакурий, протопатриций и граф Опсикия и убит.
Илья же, с войском здешним, дал честное слово на безопасность Юстиниана, и все
воины отделились, бежали от Юстиниана, оставя его одного и приняли сторону
Филиппика. Тогда Илья оруженосец с яростью устремился на Юстиниана, схватил его
за шею и набедренным мечом, которым был опоясан, отрубил ему голову, и чрез того
же оруженосца послал ее в западные страны до самого Рима. Еще прежде
царствования Филиппика в обители Калистрата был затворник провидящий, впрочем
еретик, который вошедшему Филиппику сказал: тебе предлежит царство. Тот
смутился, а затворник говорил: если Бог повелевает, то что ты противоречишь; но
вот что скажу тебе: шестой собор худо составлен; итак, когда будешь царствовать,
отвергни его, и царствование твое будет сильно и долговременно. Филиппик дал ему
клятву сделать это. Когда Леонтий принял царство после Юстиниана, то Филиппик
пришел к затворнику, который ему сказал: не спеши, будешь царем. Потом начал
царствовать Апсимар, Филиппик опять пришел к нему, и он сказал: не спеши,
царство ожидает тебя. Филиппик поверил эту тайну одному своему другу; тот дал
знать Апсимару, который высек его плетьми, остриг, заключил в оковы и сослал в Кефаликию[427].
Юстиниан, вступивши на престол, вызвал его назад. Воцарившись сам созвал ложный
собор из лжеепископов по слову лжеотца и затворника и отвергнул святой шестой
вселенский собор. В тоже время дерзновенный лишился зрения. Провождая совершенно
беззаботную жизнь в своих {279} чертогах, и нашедши здесь множество
денег и драгоценных вещей, которые в продолжении многих лет собраны были
прежними царями чрез опись имений в казну и под разными предлогами, особенно при
последнем Юстиниане, все это расточил втуне, понапрасну, без всякой пользы. По
разговорам его он почитался ученым и умным, а по делам, так жил неприлично царю
и недостойно, в глазах всех казался ничтожным. К тому же был он еретик и
прелюбодей. Патриарха Кира он отторгнул от церкви и поставил на место его
единомышленного и подобного себе еретика Иоанна.
Комментарии
|