ФЕОФАН
ИСПОВЕДНИК
ХРОНОГРАФИЯ
л. м. 6121, р. х. 621.
Мухамед вождь аравитян 9 л. Ормизда царь персов
1‑й год.
В сем году, когда царь Ираклий находился в
Иераполисе пришел к нему Афанасий патриарх яковитов, муж остроумный и хитрый со
враждебною хитростью сирийца. Он начал слово с царем о вере; Ираклий обещал
сделать его патриархом Антиохийским, если он примет собор Халкидонский: сей
притворно принял собор, исповедуя во Христе два соединенные естества; но он
вопросил царя о силе и волях, как должно назвать их во Христе, двоякими или
единою. Царь услышав сей новый вопрос, писал к Сергию, патриарху
Константинопольскому, обратился с тем же вопросом к Киру, епископу Фарсийскому и
нашел его согласным с Сергием, что едина сила, едина воля. Сергий, как сирианин
и от родителей яковит, исповедывал во Христе одну естественную волю и одну силу,
о чем и писал. Царь сравнивши мнение того и другого, нашел что и Афанасий с ними
согласен. Он увидел, что где признают одну силу, там допускают и одно свойство;
и так принужден был писать к Иоанну, папе римскому, и открыть мнение того и
другого. Папа не принял этой ереси. По смерти Георгия, епископа
Александрийского, Кир послан был {243} епископом на место его; Кир
соединился с Феодором, епископом Фароса и подписал это растворенное водою
исповедание, признающее во Христе одну физическую (естественную) волю.
Вследствие этого Халкидонский собор и кафолическая церковь подверглись великому
поруганию. Яковиты и феодосианы хвалились; не мы присоединились к Халкидону, но
Халкидон с нами согласен, потому что через одну силу признает во Христе едино
естество. В это время рукоположен во епископы иерусалимские Софроний, который
созвавши под властью своею состоявших епископов, предал анафеме учение
монофелитов и писал соборное послание Сергию Константинопольскому и Иоанну
Римскому. Ираклий, услышав это, устыдился, не хотел отказаться и от принятого
мнения, и не мог перенесть укоризны, и как важное дело издал свой эдикт такого
содержания, чтобы не исповедывать во Христе ни одной, ни двух сил;
единомышленные Севера, прочитавши сей эдикт, и на торжищах и в банях смеялись
над католическою церковью и говорили: прежде халкидоняне согласны были с
Несторием, но опомнились и обратились к истине, и соединились с нами чрез одну
силу, признавая во Христе единое естество. Теперь отступя от хорошего дела,
истребили и то и другое, и не признают во Христе ни одного, ни двух естеств. По
смерти Сергия занял престол константинопольский Пирр, нечестиво утверждавший
учения Сергия и Кира. По кончине Ираклия, наследовал ему сын его Константин, но
Пирр с Мартиною отравили его ядом, и овладел царским престолом Ираклеон, сын
Мартины, но сенат и город изгнали Пирра, как нечестивого с Мартиною и ее сыном;
и взошел на царский престол Констант, сын Константина, а Павел рукоположен в
епископы Константинопольские, такой же еретик, как и прежние. Иоанн, римский
епископ созвавши собор епископов, предал анафеме ересь монофелитов. Равным
образом в Африке, Визакии, Нумидии и Мавритании епископы собравшись предали
анафеме монофизитов. По кончине Иоанна Римского, на место его рукоположен в папы
Феодор. Пирр пришедши в Африку свиделся с святейшим отцом Максимом, уважаемым по
монашеским подвигам и с другими божественными мужами иерархами, которые
обличивши его и убедивши послали в Рим к папе Феодору; он представил папе книгу
своего православия и был им принят. Выехавши из Рима, в Равенне яко пес
обратился к блевотине своей. Узнавши о том папа Феодор, созвал восполнение
церкви и при гробе первого апостола Петра попросил божественную чашу и от
животворящей {244} крови Христовой впустивши каплю в чернило,
собственною рукою написал низложение Пирра и его единомышленников. Когда по
смерти Павла Пирр прибыл в Константинополь, то дерзкие иноверцы возвели его
опять на престол константинопольский. По смерти папы Феодора Мартин святейший
рукоположен в Риме. Между тем Максим из Африки прибыл в Рим, возжег папу Мартина
божественною ревностью, и они собравши собор изо ста пятидесяти епископов,
предали анафеме Сергия, Пирра, Кира и Павла; а две воли и две силы Христа, Бога
нашего объяснили, утвердили в девятый год царствования Константа[289],
внука Ираклиева, индиктиона 8, который узнавши о сем[290],
с великим гневом призвавши святого Мартина[291] и
Максима[292] в
Константинополь, мучил их и послал в изгнание в страны Херсонеса[293].
При сем он наказан многих из западных епископов. По изгнании Мартина, Агафон
рукоположен в папы римские, который двинутый божественною ревностью, также
созвал святой собор, уничтожил ересь монофелитов, и утвердил две воли и две
силы. Таким образом, между тем как возмущали церкви и цари и нечестивые иереи,
восстал на поражение Христова народа пустыннейший Амолик и при первом его
стремлении пало римское войско при Гавифе, Иермухане с ужасным кровопролитием;
затем взята Палестина Кесарии, Иерусалим, истреблен Египет с внутренними своими
землями и с островами и последовало пленение всего римского царства, в Финикии
совершенное истребление и войска и флота римского, и всеобщее избиение всех
христианских народов и мест, которое прекратилось не прежде, как гонитель церкви
постыдным образом убит был в Сицилии в бане Дафны.
В сем году окончил жизнь Мугамед вождь и
лжепророк сарацинский, избравши на место свое родственника своего Абубахара.
Ужас всюду распространился. Обманутые иудеи при первом появлении его думали, что
он есть ожидаемый ими Христос; некоторые из них люди важнейшие, прилепились к
нему, приняли его учение и отложились от Боговидца Моисея. Десять человек
сделали это и оставались при нем до самой кончины его. Они же увидевши, что он
ест верблюжину, узнали, что он не тот, за кого они приняли его и недоумевая, что
им делать, уже не смели несчастные отстать от учения его, но внушали ему
злодейские намерения против нас христиан; они остались при нем. Здесь считаю
необходимым сказать о происхождении его: он происходил из благороднейшего
племени от Измаила, сына Араама. Низарос, потомок Измаила почитается отцом сего
племени: у него было два сына Мун‑{245} дарос и Аравиас. От Мундароса
произошли Курасос, Изос, Фелимес, Асадос и другие неизвестные; все эти жили в
стране Мадианитской, занимались скотоводством и жилищем служили им хижины. За
ними во внутренних странах жили и другие, но не из того племени, а от Ектана,
называемые аманитами, то есть олифитами. Некоторые из них торговли верблюдами.
Упомянутый Муамед, как человек недостаточный, сирота, вздумал вступить к одной
богатой женщине, родственнице своей, по имени Хадиге, как наемник для хождения
за верблюдами и для торговли в Египте и Палестине. Мало по малу он делался
смелее, сделал предложение женщине вдовице и женился на ней, получив за нею
верблюдов и все ее имение. Приходя в Палестину, он познакомился с иудеями и
христианами, и заимствовал от них кое‑что из писаний, но был одержим падучею
болезнью. Жена, заметивши это, очень опечалилась, что она благородная связалась
с таким больным и не только бедным, но и в падучей болезни находящимся. Но он
старался утешить ее и говорил: я вижу видение одного ангела, называемого
Гавриила и не вынося его лица смешиваюсь и падаю. Она знала одного монаха,
который по зловерию изгнан и жил там, рассказала ему все и имя ангела; монах для
успокоения ее сказал ей: он сказал правду: этот ангел посылается ко всем
пророкам. Она выслушав слова лжеотца, первая поверила ему и проповедывла другим
женщинам того же колена, что муж ее пророк. Эта весть от жен перешла к мужьям,
сначала к Абубахару, которого он оставил своим наследником; и эта ересь
утвердилась в странах Ефрибы, наконец разрешилась ужасными войнами. Сначала
таилась она в скрытности в продолжении десяти лет, потом открылась войною
десятилетнею, наконец девять лет проповедывалась явно. Он учил своих подданных,
что убивающий врага, или врагом убитый вступает в рай, который, по словам его,
составляли плотская пища, питье и наслаждение с женщинами: там реки вина, меду и
млека, там женщины не такие как здесь, но совсем иные; там наслаждение
продолжительное и полное; учение его исполнено и прочего неистовства и глупости,
но он хвалил сострадание друг к другу и помощь обижаемым.
В том же году, индиктиона четвертого,
ноября 8 дня родился у Ираклия на востоке сын Давид. В тот же день родился
Ираклий сын Ираклия малого, также и Константина сына Ираклия великого, и крещен
во Влахернах от Сергия патриарха 5 индиктиона ноября 3 дня. {246}
л. м. 6123, р. х. 623.
При Абубахаре вожде арабов. 1. При Модесте
еписк. Иерусалимском. 1‑й год.
В сем году персы восстали друг против друга
и воевали междуусобною бранью. В том же году царь индийский прислал Ираклию
поздравления с победою над персами, и жемчугу и много драгоценных камней. Муамед
уже умер, поставивши четырех эмиров для войны против христиан из рода аравитян.
Они подошли к селению Мухеон называемому, в котором управлял Феодор Викарий и
отложили нападение на них до дня идоложертвования своего. Викарий, узнавши об
этом от Коразана Кутавы, собрал всех воинов с стражб пустынных и тщательно
узнавши от сарацина и день и час, в который хотели они напасть, сам сделал
нападение на них в местечке Мофы, убил трех эмиров и множество простых воинов.
Спасся только один эмир, по имени Халед, прозванный мечом Божьим. Некоторые из
ближайших аравитян получали от царя жалованье небольшое, чтобы охранять проходы
пустыни. В это время прибыл один евнух для раздачи жалованья воинам; аравитяне
по обыкновению также пришли получать свое жалованье, но евнух прогнал их и
сказал, что государь его едва дает жалованье только воинам своим, а этим там и
того менее. Оскорбленные аравитяне ушли к своим соплеменникам и сами привели их
в страну Газу, как устье пустыни против горы Синайской, в страну очень богатую.
л. м. 6124, р. х. 624.
При Ормизде Персид. царе 11 лет.
В сем году Абубахарос послал четырех
вождей, которые, как я уже сказал, под руководством аравитян пришли и взяли Иру,
всю страну у Газы, как устье в пустыне против горы Синая. Сергий с немногими
воинами едва пришел, вступил в сражение и первый был убит с тремястами воинов.
Аравитяне с множеством пленных и с великою добычею возвратились после славной
победы.
В том же году случилось в Палестине
землетрясение и явилась на полдень на небе звезда в виде бревна в знамение
распространяющегося могущества аравитян и в продолжении тридцати дней стояла
простираясь от полдня к северу в виде меча. {247}
л. м. 6125, р. х. 625.
При Софронии еп. Иерусалим. при Кире Александ. в
1‑м году.
В сем году умер Абубахарос, бывши эмиром
два года с половиною и начальство его принял Омар, который взял город Востру со
многими другими городами и проникнул до Гавифы. Феодор, брат царя Ираклия
сразился с ним, был побежден и убежал к брату своему в Эдессу. Царь назначил
другого полководца по имени Вааниса и с ним Феодора сакеллария и послал с
великою силою против аравитян: при Эдессе Ваанис встретил множество сарацин и
разбивши их преследовал эмира их с остальными до Дамаска, и здесь при реке
Варданисе укрепился лагерем. Между тем Ираклий оставил Сирию как бы в отчаянии и
взявши честныя древа возвратился в Константинополь, Ваанису приказал отступить
от Дамаска к Эдессе, также и Феодору сакелларию с сорока тысячами войска, они
прогнали аравитян от Эдессы к Дамаску.
л. м. 6126, р. х. 626.
При Ормизде Перс. царе 11 лет. При Омаре вожде
Аравийском. 1 год.
В сем году сарацины в бесчисленном
множестве воевали Аравию со стороны Дамаска. Ваанис, услышав о том, послал к
царскому сакелларию, чтоб он с войском своим наискорее поспешил к нему на помощь
по причине множества аравитян. Сакелларий пришел и они пошли от Эдессы навстречу
аравитянам, дали сражение в первый день, который был третьим недели 23 июля
месяца и сакелларий побежден. Воины Вааниса возмутились, провозгласили его
царем, отвергли Ираклия. Сакелларий с своими отступил и сарацины отважно
вступили в сражение. Южный ветр дул против римлян и от сильной пыли они не могли
видеть врагов и были разбиты, бросались с крутых берегов в реку Иермохфу и здесь
почти все погибли. У двоих полководцев было сорок тысяч войска. Сарацины
одержавши эту знаменитую победу пошли к Дамаску, взяли его, пришли в Финикию и
здесь вселились; потом пошли против Египта. Кир обвинен был от царя, что он
будто отдал сарацинам египетское золото; и царь в гневе послал за ним, а на
место его послал августалием Мануила некоего армянина. По прошествии срока
сборщики сарацинские прибыли получить золото. Мануил прогнал их без
удовлетворения и сказал: {248} я не Кир безоружный, чтобы платить
вам подать, я имею войско ; сборщики ушли и сарацины начали вооружаться против
Египта; вступивши в сражение с Мануилом прогнали его и он с немногими бежал в
Александрию. Сарацины собрали дань. Царь услышав о случившемся послал Кира
уговорить их, чтобы они отступили от Египта на первых условиях. Кир, пришедши в
лагерь сарацинский оправдывался, что он невинен в нарушении условий и если они
хотят, то он утвердит клятвою первое соглашение, но сарацины не согласились и
отвечали епископу: можешь ли ты сожрать этот огромный столп? Он отвечал: это не
совместно. Они сказали: и нам несовместно уже отступить от Египта.
л. м. 6127, р. х. 627.
При Ормизде перс. царе 11 лет.
В сем году Омар воевал Палестину и после
двухлетней осады взял святой град на честное слово. Софроний иерусалимский
архиерей принял это слово за безопасность всей Палестины. Омар вошел в город во
власенице из верблюжей шерсти изношенной и замаранной и с сатанинским лицемерием
хотел видеть храм иудейский, построенный Соломоном. Софроний, увидевши его
сказал: это поистине мерзость запустения, глаголанная пророком Даниилом, стоящая
на месте святе, и сей защитник благочестия со многими слезами оплакивал род
христианский. Между тем как Омар здесь стоял, патриарх просил его принять от
него рубашку и платье и едва согласился надеть его, пока вымоют собственное его
платье; а когда вымыли, то он возвратил Софронию его платье и надел свое. В это
время умер Софроний, украшавший иерусалимскую церковь и словом и делом,
поборавшийся с Ираклием и с злочестием монофелитов Сергия и Пирра.
В том же году Омар послал Иада в Сирию и
покорил сарацинам.
л. м. 6128, р. х. 628.
В сем году Иоанн по прозванию Катеас
правитель провинции Хозроины пришел к Иаду в Халкидон и условился платить ему
ежегодно сто тысяч денег, чтобы Иад не переходил за Евфрат ни под видом мира, ни
под видом войны, пока будут уплачивать {249} положенную сумму. Для
сего Иоанн прибыл в Эдессу и ежегодную дань прислал к Иаду. Ираклий, услышав это
обвинил Иоанна, что он сделал это без ведома царского и вызвавши его осудил на
изгнание, а на место его послал Птолемея некоего начальника.
л. м. 6129, р. х. 629.
В сем году аравитяне взяли Антиохию и
Мавиас послан Омаром как вождь и эмир всех стран сарацинами покоренных от Египта
до Евфрата.
л. м. 6130, р. х. 630.
При Ормизде перс. царе 11 лет. При Пирре еп.
Константинопольском 1 год.
В сем году Иадос перешел со всем войском за
Евфрат и взял Эдессу. Эдессинцы отворили ему врата и сдались на честное слово со
всею страною своею, с военачальником и с римлянами, которыми он
предводительствовал, отсюда пошли они к Констанции, осадили ее и взявши силою
убили триста римлян; отсюда пошли в Дорас, взяли его силою и многих в нем
избили; таким образом овладел Иадос всею Месопотамиею.
л. м. 6131, р. х. 631.
В сем году сарацины воевали Персию и
вступив с ними в сражение, одержали победу и силою покорили всех персов, но
Ормизда, царь персов спасся бегством и в дальнейших странах укрылся в своем
дворце. Сарацины пленили дочерей Ормизды со всеми его царскими богатствами и
представили Омару, в то же время Омар приказал переписать всю землю, покоренную
его власти. Эта перепись простиралась на людей, скотов и на растения.
л. м. 6132, р. х. 632.
В сем году в марте месяце индиктиона 14
умер царь Ираклий от водяной болезни; царствовал он 30 лет и 10 месяцев; после
его вступил на престол сын его Константин и чрез четыре месяца своего
царствования отравлен Мартиною, своею мачехою и патриархом Пирром, и начал
царствовать Ираклион с матерью своею Мартиною. {250}
л. м. 6133, р. х. 633.
Ираклион царь константинопольский шесть месяцев.
При Павле еп. константинопольском 1 год.
В сем году Мавиас взял Кесарию Палестинскую
после шестилетней осады и убил в ней семь тысяч римлян, в то же время сенат
низложил Ираклиона с Мартиною матерью его и Валентином, у Мартины отрезали язык,
у Ираклиона нос, и изгнавши их, возвели на престол Константа, сына Константина,
внука Ираклия, который и царствовал 27 лет. По низложении с епископства Пирра
рукоположен в константинопольские патриархи, Павел пресвитер и эконом месяца
октября, индиктиона 15, который и правил церковью 12 лет.
л. м. 6134, р. х. 634.
При Константе царе константинопольском 1‑й год.
В сем году Констант, взошедши на престол
говорил к сенату: родитель мой Константин, при жизни отца своего, моего деда
Ираклия, царствовал с ним довольно долгое время, а после его очень короткое: но
зависть мачехи Мартины прекратила все добрые надежды и лишила его жизни, и это
она сделала для Ираклиона, сына своего незаконнорожденного от Ираклия, и ваш
приговор с волею Божиею справедливо лишил престола ее и сына ее, чтобы не видеть
беззакония на римском престоле, о чем особенно печется ваша отличная
знаменитость и потому прошу вас быть мне советниками и указателями общего
благосостояния подданных. Сказавши сие, он распустил сенат, щедро осыпав его
своими дарами.
л. м. 6135, р. х. 635.
В сем году Омар начал строить в Иерусалиме
храм, но здание его не стояло, а падало. Когда он спрашивал о причине, то иудеи
сказали ему: если вы не снимете креста с горы Елеонской, то ваше здание никогда
не устоит, по сему совету снят крест с горы Елеонской и здание их устояло, по
этой же причине ненавистники Христа низвергли многие кресты.
л. м. 6136, р. х. 636.
При Петре Александ. епископе 1‑й год.
В сем году произвел возмущение против
Константа патриций Валентиан, и царь приказал убить его и таким образом об‑{251}
ратил войска к повиновению; в октябре месяце 5 числа, в шестой день недели в
десятом часу случилось солнечное затмение.
л. м. 6137, р. х. 637.
В сем году коварно убит Омар, вождь сарацин
в октябре месяце 5 числа от одного переметчика перса, который заставши на
молитве кланяющегося поразил его в чрево мечом; и таким образом он окончил жизнь
бывши эмиром 12 лет. После него восстает Отман, родственник его, сын Фана.
л. м. 6138, р. х. 638.
При Отмане вожде аравитян 1‑й год.
В сем году патриций Григорий с африканцами
произвел возмущение в Африке.
л. м. 6139, р. х. 639.
В сем году сильный ветр свирепствовал,
вырывал с корнем растения, искоренял и уносил величайшие деревья, ниспровергал
колонны. В том же году сарацины воевали Африку, вступили в сражение с Григорием,
обратили его в бегство, а воинов его побили и наложивши дань на африканцев
возвратились.
л. м. 6140, р. х. 640.
В сем году Мавиас с флотом приступил к
Кипру, кораблей у него было тысяча и семьсот; он взял Констанцию со всем
островом, который совершенно опустошил, но услышав, что приближается Кикоризос,
спальничий несравненно с большим флотом римским, он направил путь свой к Араду и
став с флотом против маленького городка того острова, со всеми осадными
орудиями, хотел взять крепость, но ни мало не успевши, послал к жителям епископа
некоего, по имени Фомариха, чтобы устрашить их, заставить сдать город на
капитуляцию и оставить остров. Когда пришел к ним епископ, то они удержали его и
не уступили Мавии, и он после бесполезной осады своей возвратился в Дамаск, где
застигла его зима.
л. м. 6141, р. х. 641.
В сем году Мавия возобновил свое нападение
на Арадос с сильным вооружением и взял его на честное слово, чтоб жители
{252} переселились куда пожелают, город же сжег, стены разрушил и
оставил остров необитаемым и поныне.
В том же году в Риме папою Мартином
составлен собор против монофелитов.
л. м. 6142, р. х. 642.
В сем году начальник лагерей аравийских с
войском пришел в Исаврию, многих побил и пленил, и возвратился с пятнадцатью
тысяч пленных. Царь Констант послал Мавию некоего Прокопия просить мира, который
заключен был во втором году и Григория, сына Федора Мавия оставил заложником в
Дамаске.
л. м. 6143, р. х. 643.
В сем году возмутился против царя
Пасагнатес патриций Армении, сделал мирные условия с Мавиею и отдал ему своего
сына. Царь, услышав это, пришел до Кесарии Каппадокийской, но не имея никакой
надежды удержать Армению, возвратился.
л. м. 6144, р. х. 644.
В сем году Григорий брат Ираклия умер в
Илиополисе и набальзамированный привезен в Константинополь. В том же году падала
с неба пыль и люди пришли в великий страх.
При Павле еп. Константинопольском 12 лет.
Павел умер и Пирр опять восстановлен на
четыре месяца и 23 дня.
л. м. 6145, р. х. 645.
В сем году Мавиа, взявши Родос, сокрушил
колосс Родосский, стоявший тысячу триста шестьдесят лет, который купил один жид,
купец Эдессинский и на восьмистах верблюдов перевез медь от сего колосса. В том
же году Авизос, военачальник аравитян воевал Армению и, встретившись с Маврианом,
полководцем римским, преследовал его до Кавказских гор, опустошая всю страну.
л. м. 6146, р. х. 646.
В сем году предпринял поход Мавия, и начал
вооружать величайший флот против Константинополя. Все приготовление происходило
в Триполисе Финикийском. Увидевши сие два брата {253}
христолюбивые, жившие в Триполисе дети Вукинатора, проникнутые божественною
ревностью устремились к градской темнице, в которой находилось множество узников
римских, выломали двери, освободили заключенных, напали на эмира градского и
убивши его со всеми бывшими при нем, всю утварь его предали огню и отплыли в
Романию; но враг не оставил своих приготовлений. Мавия пошел на Кесарию
Каппадокийскую, оставив Абулабара предводителем флота, который приплывши к
Финикийской, где стоял с флотом своим царь Констант, произвел с ним морское
сражение. Пред сражением царь видел во сне, что он находится в Фессалонике;
проснувшись он рассказал сон свой одному сногадателю который сказал ему: ах!
государь, если б ты не спал и сна этого не видал! Что ты был в Фессалонике, это
значит морскую победу и победу на стороне неприятелей. Царь, не обративши на это
внимания, поставил в строй римский флот для сражения; сразились и римляне
побеждены; море смешалось с кровью римлян. Царь приказал другому одеться в его
платье; между тем сын Вукинатора, вышеупомянутый, вскочивши на царское судно,
схватил царя и пересадивши его на другое чудесным образом спас, а сам
мужественно стоя на царском корабле много врагов побил и благороднейший человек
умер за царя. Враги окруживши его сильно со всех сторон нападали на него, думая,
что это был сам царь. Так он, избивши многих и сам был убит вместе с тем, на
котором была царская одежда. Царь же спасся бегством, и оставя всех, прибыл в
Константинополь.
л. м. 6147, р. х. 647.
В сем году Отман вождь сарацинский коварным
образом убит от жителей Ефривы, бывши эмиром 10 лет. Между сарацинами произошло
несогласие: жители пустыни желали Алия, внука Алия, зятя Муамеда; сирийские и
египетские желали Мавии, который, одержавши победу и владычествовал 24 года.
л. м. 6148, р. х. 648.
Мавия вождь Арав. 29 лет.
В сем году Мавия предпринял поход против
Алия, оба с силами своими стали посредине Барбалиссы, при Кесарии близ Евфрата.
Воины Мавии многочисленнейшие перехватили воды; воины Алия страдали от жажды, и
Мавия не хотел дать сражение, но без труда одержал победу. {254}
л. м. 6149, р. х. 649.
В сем году царь имел поход в Славянию, взял
многих в плен и покорил под власть свою. В том произошло гонение на святого
Максима и на учеников его, которые за православную веру подвизались против
монофелитов. Констант, не могши склонить их в зловерие свое, приказал отрезать
язык и отсечь правую руку богомудрому и многоученнейшему мужу за то, что он с
учениками своими двумя Анастасиями очень много писал против нечестия, что все
переписано последними слово в слово, как известно людям любознательным.
л. м. 6150, р. х. 650.
В сем году по посольству Мавии римляне и
аравитяне раздираемые междуусобиями условились, чтобы аравитяне платили римлянам
на день по тысяче монет, по лошади и по невольнику; в это же время произошло
великое землетрясение с обрушением в Палестине и Сирии в мае месяце индиктиона
второго. Тогда же[294] Мартин,
святейший папа Римский мужественно подвизавшийся за истину и признанный
исповедником, скончался в изгнании в пределах восточных[295].
л. м. 6151, р. х. 651.
В сем году Констант убил Феодора, родного
своего брата. Когда аравитяне находились в Сафисе, то Али, вождь персидский убит
был коварно. Мавия начальствовал самодержавно и по‑царски жил в Дамаске, где
устроил и сокровищницы свои для денег.
л. м. 6152, р. х. 652.
В сем году проявилась секта аравийская, так
называемые радотворцы (харургиты). Мавия укротивши их, жителей Персии унизил, а
жителей Сирии возвысил; одних назвал исамитами, а других иракитами; жалованье
исамитов возвысил до двухсот монет; жалованье иракитов понизил до тридцати
монет.
л. м. 6153, р. х. 653.
В сем году царь оставя Константинополь,
переселился в Сиракузы в Сицилию, желая перенесть престол царский в Рим. Он
{255} послал за женою и за тремя сыновьями Константином, Ираклием и
Тиверием; но византийцы не отпустили их.
л. м. 6154, р. х. 654.
В сем году аравитяне предпринимали походы
против римлян и многих пленили, и много земель опустошили.
л. м. 6155, р. х. 655.
В сем году часть Алзилии была взята
неприятелями и жители по воле переселились в Дамаск.
л. м. 6156, р. х. 656.
В сем году произошло замешательство
касательно постов. Абдерахман, сын Хиледа, пришел в Романию с войском и здесь
зимовал, опустошил многие страны. С ним соединились славяне, перешли вместе в
Сирию и поселились в окрестностях Апамеи в селении Скевокозоло.
л. м. 6157, р. х. 657.
При Фоме еп. Константинопольском.
В сем году воевал против римлян Буссор;
умер Фомарих, епископ Апамеи, и сожжен епископ Эмесы.
л. м. 6158, р. х. 658.
В сем году Буссор имел второй поход против
римлян, опустошил страны шестиградия, и Фадалас провел там зиму.
л. м. 6159, р. х. 659.
В сем году предводитель армянский Савориос,
родом персианин возмутился против царя Константа и послал к Мавии Сергия
военачальника, обещаясь Мавии покорить ему Романию, если он вступит с ним в союз
против царя. Константин сын Константа, узнавши об этом и сам послал к Мавии
Андрея спальничего с дарами, просить чтоб он не содействовал возмущению. Когда
Андрей прибыл в Дамаск, то уже нашел там Сергия, который предупредил его. Мавия
оказал притворное уважение к ца‑{256} рю. Сергий сидел против Мавии, и
когда вошел Андрей, то Сергий, видя его, встал. Мавия бранил его за это и
говорил: ты обробел. Сергий оправдывался, что сделал это по привычке. Мавия
обратившись к Андрею говорил: чего ты хочешь?– Чтобы ты подал помощь против
возмутителя, отвечал Андрей. Вы оба враги и кто больше даст, тому помогаю,
сказал Мавия. Но Мавий отвечал: не колеблись эмир; лучше тебе получить от царя
малое, нежели от возмутителя великое: впрочем поступай, как тебе благоугодно.
Сказавши это Андрей замолчал, а Мавий говорил: я рассмотрю об этом, и обоим
приказал выйти. Но особенно призвавши Сергия, сказал ему: не кланяйся Андрею,
иначе не успеешь в своем деле, и на другой день Сергий, предупредивши Андрея,
уже сидел у Мавии. Когда вошел Андрей, то Сергий не встал как вчера. Андрей,
бросивши строгий взор на Сергия, ругал его и пригрозил: если буду я жив, то
покажу тебе, кто я. Но Сергий отвечал: я не встаю пред тобою, потому что ты ни
мужчина, ни женщина. Тут Мавия заставив молчать того и другого, обратил речь к
Андрею: положи дать то, что дает Сергий.– А сколько это? спросил Андрей. Отдать
аравитянам все общественные доходы, сказал Мавия. Ба! ба! Мавия, ты советуешь
отдать тело, а для себя оставить одну тень, говорил Андрей,– как хочешь,
условливайся с Сергием, но я не сделаю этого; оставя твою помощь, мы прибегаем к
Богу, как сильнейшему, чтобы защитить римлян, и на него полагаем свою надежду.
Сказавши это он, прощай Мавия! заключил сим свое слово и вышел из Дамаска в
Мелитину, потому что в сих странах, чрез которые надлежало проходить и Сергию,
управлял независимый тиран. Прибывши в Арависс, он явился к страже прохода; к
самому тирану его не представили. Этому стражу приказал он наблюдать, когда
будет возвращаться Сергий, и привесть его к нему. Сам Андрей направил путь свой
в Амнисию в ожидании Сергия и об всем происшедшем уведомил царя. Между тем
Сергий, сделавши с Мавиею свои условия, взял от него Фадаласа, предводителя
аравитян, с варварским войском на помощь Саворию. Он шел впереди Фадаласа, с
радостью возвращаясь к Саворию и в проходе попал в засаду, устроенную Андреем;
его схватили и в оковах привели к Андрею. Увидев Андрея, Сергий повергся к
стопам его и просил пощады. Андрей говорил: ты Сергий хвалился пред Мавиею своею
срамотою и называл меня ни мужчиною, ни женщиною. Вот теперь срамота твоя не
поможет тебе, но послужит причиною смерти. Сказавши это {257}
приказал вырезать ему тайные уды и самого повесить на древе. Константин же,
услышав о прибытии Фадаласа на помощь Саворию, послал патриция Никифора с
римским войском, чтоб с ним сразиться. Саворий находился тогда в Адрианополе и
узнавши что Никифор идет против него, упражнялся для приготовления в военных
действиях. В один день по обыкновению он ездил верхом за город. У ворот градских
он ударил лошадь бичем; она стала на дыбы и, размождивши голову его об стену
ворот, несчастным образом прекратила жизнь его. Итак Бог даровал победу
Никифору. Фадалас, пришедши в шестиградье, и узнавши об этом, был в недоумении и
послал к Мавию просить помощи, потому что римляне между собою пришли в согласие.
Мавия послал к нему сына своего Изида со множеством варваров. Оба они пришли в
Халкидон и многих пленили, взяли также Аморий Фригийский и для охранения
оставили в нем пять тысяч мужей, а сами возвратились в Сирию. При наступлении
зимы царь послал того же Андрея спальничего; при глубоком снеге, во время ночи
по дереву Андрей взобрался на стену и вступил в Аморию; все пять тысяч аравитян
перебиты, и не осталось от них ни одного. В ту же зиму в Эдессе случилось
наводнение, от которого многие погибли. Также явилось знамение на небе.
л. м. 6160, р. х. 660.
При Иоанне еп. Константинопольском 1‑й год.
В сем году коварством убит Констант в
Сицилии в Сиракузах в бане, называемой Дафна; поводом к сему было следующее:
после убиения брата своего Феодосия он навлек на себя всеобщую ненависть от
византийцев[296];
особливо, когда он бесчестно привел в Константинополь Мартина папу Римского и
изгнал его в Херсонес, а Максиму мудрейшему исповеднику отрезал язык и правую
руку, и многих из православных казнил мучениями, изгнаниями и лишениями имений
за то, что они не принимали ереси его, равно двух Анастасиев, учеников
исповедников и мученика Максима предал изгнанию и мучениям. За это все жестоко
возненавидели его, и он устрашившись хотел перенесть столицу в Рим, и часто
покушался увесть туда царицу и троих сынов своих, но Андрей спальничий и Феодор
начальник колоний воспрепятствовали его намерению. Он провел в Сицилии шесть
лет. Однажды пришел он в помянутую баню, с ним вместе вошел {258}
некто Андрей, сын Троилов, который прислуживал ему. Когда Констант начал
тереться галльским мылом, то Андрей ударил его шайкою в голову и тотчас ушел;
когда царя долго не видно было, то извне вошли в баню к нему и нашли его
мертвого, и похоронивши его провозгласили царем Мизизия некоего армянина против
воли его: ибо он был очень благовиден и величествен. Константин, известясь о
кончине отца, с великим флотом прибыл в Сицилию и схвативши Мизизия убил его
вместе с убийцею отца своего и устроивши дела на западе возвратился в
Константинополь и начал царствовать с братьями своими Тиверием и Ираклием. (По
иным: во время пребывания в Сицилии царя Константа напал на него Мизизий с
умышленниками в бане и убил. По другим: царь боролся с Мизизием и с прочими
дерзкими злодеями и снял с них головы, в том числе и с Юстиниана патриция отца
Германа, сделавшегося патриархом, а Германа человека вспыльчивого сделал
евнухом.)
л. м. 6161, р. х. 661.
При Константине царе константинопольском 1‑й
год.
В сем году начал царствовать Константин с
братьями. Сарацины устремились воевать Африку и, как говорят, взяли в плен
восемьдесят тысяч. Жители восточного округа пришли в Хрисополис и говорили: мы
верим во святую Троицу и идем венчать на царство троих. Константин смутился,
потому что венчан был один, а братья его оставались без всякого достоинства; он
послал Феодора, патриция поселений, и похваливши их расположение, отделился от
них. Он попросил первых из них придти в город посоветоваться о сем деле вместе с
сенатом, чтоб он мог поступить по желанию их; когда они пришли, то он приказал
их повесить по ту сторону насупротив Сик. Прочие смотря на то постыдились и с
горестью возвратились назад. Царь отрезал носы у братьев своих.
л. м. 6162, р. х. 662.
В сем году свирепствовала жестокая зима и
пострадали много люди и животные. Фадалас зимовал в Кизике.
л. м. 6163, р. х. 663.
В сем году воевал Вусур и возвратился со
множеством пленных. {259}
л. м. 6164, р. х. 664.
В сем году явилась на небе необыкновенная
радуга в феврале и марте месяцах и вострепетала всякая плоть; все говорили, что
настал конец мира. В это время отвержники Христа, соорудивши великий флот,
проплывши Киликию, зимовали Муамед сын Абделы в Смирне, Каисос в Киликии и
Ликии. В Египте случилась великая смертность. Послан Халеб эмир с другим флотом
на помощь первому, как человек искуснейший и отважнейший на сражении. Но
Константин, узнавши о движении богоборцев против Константинополя, и сам устроил
двухпалубные огромные корабли с горшками огненосными, и быстрые корабли с
огненными сифонами, и приказал им напасть на неприятеля в Проклианизийской
пристани при Кесарии.
л. м. 6165, р. х. 665.
В сем году упомянутый флот богоборцев,
двинувшись к Фракии, протянулся от западного мыса Евдомы, или Магнавры до
восточного мыса Кикловиа. Всякий день происходила сшибка от утра до вечера; от
рукава златых врат до Кикловиа толкали друга и отталкивали. В таких сшибках
провели время с апреля месяца до сентября; тут отступили враги к Кизику и,
занявши его, здесь зимовали. С наступлением весны опять двинулись и возобновили
войну на море с христианами. До семи лет продлили эту войну, наконец,
посрамленные помощью Божьею и Богородицы, потерявши много храбрых мужей, со
множеством раненых отступили с великою досадою. На возвратном пути сей Богом,
гонимый флот застигнут был жестокою бурею, при Силее, и совершенно был сокрушен.
Суфиан сын Аифа и меньший брат его между тем сразились против Флора, Петрона и
Киприана, которые начальствовали над римским войском. Здесь тридцать тысяч
аравитян побито. В это время зодчий Каллиник, прибежавший к римлянам из
Елиополиса Сирийского, морским огнем, который им изобретен, сожег им и корабли и
все дышущее. Таким образом римляне возвратились с победою и изобрели морской
огонь.
л. м. 6166, р. х. 666.
При Константине еп. Константинопольском.
В сем году Авделас сын Каиссы и Фадалас
провели зиму в Крите. {260}
л. м. 6167, р. х. 667.
В сем году в день субботний на небе явилось
затмение.
л. м. 6168, р. х. 668.
При Феодоре еписк. Константинопольском 1 год.
В сем году в Сирии и Месопотамии явилась
опустошительная саранча.
л. м. 6169, р. х. 669.
В сем году мардаиты взошли на Ливан и
владычествовали от горы Мавра до святого града, заняв все высоты Ливана; многие
рабы и туземцы к ним сбежались, и в короткое время составилось их до многих
тысяч. Узнав об этом Мавиас и советники его сильно испугались, видя, что царство
римское Богом ограждается, и послал он послов к самодержцу римскому просить
мира, обещаясь платить царю ежегодную дань. Царь принявши сих послов и выслушав
их прошение, послал в Сирию с ними патриция Иоанна по прозванию Питчигавдеса,
как древнейшего гражданина, человека опытнейшего, одаренного великим разумом и
совершенно владеющего языком аравийским, чтобы говорить с ними и условиться о
мире. По прибытии его в Сирию, Мавиас, собравши эмиров и корассинов, принял его
с великою почестью. После многих переговоров между собою о мире, согласились
письменно изложить условия его с клятвою давать ежегодно римскому государству со
стороны агарян три тысячи золота, выдать восемь тысяч пленных, и благороднейших
коней пятьдесят. С обеих сторон постановили хранить между римлянами и
аравитянами тридцатилетний повсеместный мир. Когда подписали сии две
торжественные грамоты и разменялись ими между собою, то всезнаменитый посол с
великими дарами возвратился к царю. Западные народы, и каган аварский, и
тамошние цари, и правители, и касталды, и важнейшие особы от запада, узнавши об
этом, чрез посольства прислали царю дары и просили о соблюдении к ним мирных
расположений. Царь, уступая просьбам их, утвердил и с ними владычний свой мир; и
водворилось глубокое спокойствие и на востоке, и на западе.
л. м. 6170, р. х. 670.
При Георгии еписк. Константинопольском 1‑й год.
В сем году случилось в Месопотамии великое
землетрясение, от которого пал Ватан и алтарь церкви Эдесской. Мавиас возобновил
его из усердия к христианам. {261}
Комментарии
|