Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

86. Епископу Константинопольскому Флавиану 1.

В настоящее время много потерпели мы, во всем боголюбезнейший, – различных треволнений и при помощи Правителя всяческих могли противостоять буре: но теперь предпринятое против нас превосходит всякий трагический рассказ. Полагая, что мы будем иметь союзником и сотрудником в борьбе с замышляемым против апостольской веры боголюбезнейшего епископа Александрийского, господина Диоскора, мы послали к нему одного из благоговейнейших пресвитеров наших, человека разумного, с соборными грамотами, в коих сообщалось его богочестию, что мы остаемся при условиях, заключенных при блаженной памяти Кирилле, вполне признаем написанное им послание и с радостью принимаем письмо блаженнейшего и пребывающего во святых Афанасия, которое он писал к блаженному Епиктету 2, а также и раньше всего этого изложенное в Вифинийской Никее святыми и блаженными отцами учение веры 3. Мы просили его убедить оставаться при них (этих вероизложениях) [97] и людей, которые этого не желают. Но один из здешних, принадлежащий к числу мыслящих противное и производящих эти смятения, прибыв туда (в Александрию к Диоскору), обманул некоторых из тамошних лиц и, составивши на нас тысячи клевет, возбудил против нас беспорядочные вопли. Α боголюбезнейший епископ Диоскор написал нам письмо, какого не должно было писать человеку, наученному от Бога всяческих, что не следует внимать пустому слуху (Исх. XXIII, 1). Он, поверивши наговорам на нас, писал к нам так, как будто точно исследовал все это и по испытании убедился в справедливости сего. Но мы мужественно снесли клевету, отвечали любезными письмами и убеждали его богочестие, что все это ложь и что никто из боголюбезнейших епископов Востока не мыслит ничего противного апостольским догматам. В этом убедились самым делом и посланные им благоговейнейшие клирики. Но он, не обратив на все это никакого внимания 3 и предоставив свои уши клеветникам, дозволил себе такой поступок, что не возможно было бы тому и поверить, если бы не свидетельствовала об этом вся церковь. Он допустил произнести на нас анафему и, сам восстав, своею речью подтвердил слова анафематствовавших 4. Кроме того, как мы узнали, он послал некоторых из боголюбезнейших епископов в царствующий город, надеясь увеличить волнения против нас 5. Мы же, во-первых, имеем защитником Всевидца (Есф. V, 1. 2 Макк. III, 39. VII, 35. 3 Макк. II, 21): ибо сражаемся за Его божественные догматы. Потом, [98] просим и твою святость восстать за подвергающуюся нападениям веру и поборать за попранные каноны, поелику сходившиеся в том царствующем граде блаженные отцы согласно с собиравшимися в Никее разграничили диоцезы (τάς διоικηθείς) 6 и предоставили каждому диоцезу свое, прямо запретив какому бы то ни было вмешиваться в дела другого диоцеза; равным образом и епископ Александрийский должен управлять только делами Египта, как и всякий иной диоцез – исключительно своими 7. Но он (Диоскор) не захотел оставаться при этих постановлениях, а везде и всюду выставляет на вид престол блаженного Марка, хотя отлично знает, что великий город (μεγαλόπоλις) Антиохия имеет престол великого Петра, который был учителем и самого блаженного Марка и первоверховным в лике Апостолов. Но мы сознаем высоту престола, знаем и самим себе меру, ибо искони научены апостольскому смиренномудрию 8. Α твое преподобие просим не оставить без внимания попрание священных канонов и усердно встать за божественную веру, ибо в этом [99] наша надежда спасения и чрез это мы ожидаем себе снисхождения.

Чтобы ничто не было неизвестно твоему преподобию, – знай, владыко, что неудовольствие его на нас началось с той поры, как мы, следуя правилам святых отцов, согласились принять бывшие у вас при блаженной памяти Прокле соборные постановления, и за это он неоднократно укорял нас, будто мы – предали права церквей и Антиохийской (как он говорит) и Александрийской. Памятуя об этом и выбрав удобное, как он полагал, время, – он обнаружил свое нерасположение. Но нет ничего сильнее истины, ибо она умеет побеждать и немногими защитниками. Прошу твою святость поминать нас в молитвах к Господу, чтобы мы могли противостоять различным волнам.


Комментарии

1. По-видимому, писано после 9-го сентября 448 года: см ниже в письме LXXXVI. Ср. еще к письмам 77 (стр. 69,1), 78 (стр. 73,1) LXXXVI и 110.

2. См. Творения св. Афанасия, ч. III, (Москва 1853), стр 329-343: 2-е изд. (Св.-Тр. Сергиева Лавра 1903) стр. 290-302. См. еще и ниже к письму 233 (гл. 53).

3. По содержанию близко подходит сюда первое ответное письмо Домна Антиохийского к Диоскору (Martin, Actes, p. 164-165. Hoffmann, S. 71-72).

4. Собственно: сказав на все это „будьте здоровы!" (Деян. XV, 29. XXIII, 30) Ср. письмо 203 (XXXIII)-е.

5. Если письмо 86-е есть проект послания от имени Домна Антиохийского, то именно к последнему должно относить антиканонические действия Диоскора.

6. Ср. письма 82 (стр. 85), 85 (стр. 96), LXXXVI (стр. 101) и 113, III.

7. Диоцез – это одна из гражданских областей, в префектуре (см. к письмам 22 и 42 на стр. 26,1 и 40,3), а в церковном отношении – округ „патриарха".

8. См. 6 правило Никейского и 2-е Константинопольского соборов (Деяния вселенских соборов в рус. пер., т. I, Казань, 1859, стр. 165. 265-266: 2-е изд. Казань 1887, стр. 69. 109. Правила св. Апостол, св. соборов и св. отец, вып. II, ч. 1, Москва 1877, стр. 23-24. 83-84). Первое из них, напр., гласит следующее: „Да сохранятся древние обычаи, существующие в Египте, Ливии и Пентаполе, по которым александрийский епископ имеет свою власть во всех сих частях: так как и у римского епископа свои в этом отношении обычаи. Подобным образом и в антиохийском и в других округах да соблюдаются преимущества, принадлежащие известным церквам".

9. Эти слова уместнее в устах предстоятеля Антиохийского, по преемству от Апостола Петра знавшего высоту своей кафедры, но лично предпочитавшего смирение. Посему весьма вероятно, что письмо это составлено блаж. Феодоритом, но отправлено от имени Домна Антиохийского, как выходит по сирийским актам Разбойничьего собора. См. № LXXXVI (стр. 99-100) и ср. к письмам 77 (стр. 69,1), 78 (стр. 73,1) и 110.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.