Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

266 (глава 17).

Письмо Иоанна, епископа Антиохийского, и собора, который сошелся с ним (в Ефесе), императору Феодосию, каковое они отправили чрез комита Иоанна; в нем содержится и то исповедание кафолической веры, которое после восхвалил в своем примирительном послании Кирилл Александрийский, пиша этому самому Иоанну, предстоятелю Антиохийскому, чрез легата по делу о мире – Павла, епископа Емесского.

Кто-нибудь справедливо назовет весьма блаженными тех людей, которые ныне, пред теми, которые были раньше нашего поколения, поелику они управляются вашим владычеством. Употребляя десятки тысяч забот о мире, ваше благочестие поставило попечение о благочестивой вере выше всех прочих дел. Ваше достохвальнейшее правление даже по преимуществу украшает то, что относится к Богу, по всей вселенной, так как вера содействует вашему благочестию осуществлять превосходнейшие помышления и деяния ваши на благо всех. Из самих дел мы познали, что это всегда было так, в особенности же это стало ясно (для нас) в настоящее время; ибо когда священники объяты непредвиденными смятениями, замышляют воздвигнуть войны друг против друга и наше согласие нарушено, когда Египтянин 1 по привычке возмущает мир, тогда последовало определение вашего благочестия, [447] обнародованное чрез великолепнейшего и славнейшего комита государственных финансов 2 Иоанна, – и оно было бы достаточно для подавления пустых взаимных раздоров, если бы мы хотели действовать трезво. Α что повелело ваше величество (vestrum imperium) в тех самых письмах, – это более всего должно было направлять к уничтожению соблазнов, которые введены некоторыми относительно правой веры; тех же, кто желает навязать нам новшества лживых разумений, отвергла уже правило и мерило веры, изложенной от Бога отцами в Никее, которая, не имея ничего недостаточного или излишнего, подает надлежащее спасение, в немногих словах содержа все, что предали нам о благочестии священные Писания.

Посему, заметив, – по получении писем вашего благочестия, – что намерение вашего величества согласуется с правою верой отцов, мы поспешили осудить изложенные недавно Кириллом (Александрийским) «главы», как противные евангельскому и апостольскому учению, ибо в них он дерзнул анафематствовать всех святых, какие есть ныне и прежде когда-либо были. Он, – нашедши в настоящее время долго искомый повод якобы в епископских смятениях и взяв себе в содействие невежество весьма многих, у иных же и болезнь, которая была скрыта, а теперь стала очевидною, и, проявляя коварное упорство, – пытался утвердить их («главы») соборным авторитетом. Как известно вашему величеству, и боголюбезнейший и святейший отец наш и епископ Акакий (Верийский) письменно уведомлял святый собор, что они («главы») совпадают с нечестием Аполлинария, а ведь это мог ясно знать муж, которому исполнилось сто десять лет жизни, [448] который провел всю жизнь в евангельских состязаниях, присутствовал на многих соборах и всегда имел близкими соседями тех, которые разделяли догматы Аполлинария 3; посему он скорее всех мог заметить, что его же безумию принадлежат и названные «главы».

Тех епископов, которые некогда были соблазнены и позволили себе подписаться под ними («главами»), мы просили вместе с славнейшим комитом Иоанном, чтобы они отказались от них («глав») и чтобы исповедали их чуждыми правой вере и вместе с нами подписали правую веру отцов, собиравшихся в Никее, но не могли убедить их, ибо они уже окрепли во зле. И вот мы принуждены были только между собою исповедать неповрежденность этой самой веры, подписаться под нею и письменным исповеданием отвергнуть то излишнее, полное злых мудрствований, изложение «глав». Достаточно исповедания и этих немногих слов правой веры, чтобы и всякое еретическое заблуждение изобличить и желающих напоить истиною.

Названная вера святых отцов в том, что относится к божеству Единородного, не допускает никаких колебаний, но, проповедуя единосущие, ограждает разум верующих в непоколебимости, разрушая Арианскую ересь. И о домостроительстве (воплощении) она передает в самых точных выражениях, научая нас, что божество Единородного непреложно и неизменно и что Господь наш Иисус Христос не есть простой человек, но что – согласно с божественными и священными Писаниями – нужно веровать именно в Сына Божия. Посему, следуя [449] сему, и мы не прибавляем и не отнимаем чего-либо в изложении веры и исповедания, поелику на все достаточно отеческое изложение (т. е. Никейское). Однако же, так как вы, благочестивейшие императоры, повелели нам после этого признания неповрежденной веры сообщить вашему непрепобедимому благочестию, что нужно мыслить о святой Богородице Деве ( – об этом возвестил нам великолепнейший и славнейший комит Иоанн – ); то мы, испрашивая от Бога помощи, – поелику свыше сил человеческих рассуждать о таких предметах, – доносим вашему благочестию то, чему мы научены из божественных Писаний, не с целью проникнуть в непостижимое, но чтобы исповеданием собственной немощи заградить уста тем, которые пытаются восстановить против нас, говорим о том, что превышает силы человека 4.

«Итак мы исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, есть совершенный Бог и совершенный человек, из души разумной и тела, прежде веков родившийся от Отца по божеству и Он же в конце дней ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы по человечеству, что Он единосущен Отцу по божеству и единосущен нам по человечеству: ибо произошло соединение двух естеств, почему мы исповедуем одного Христа, одного Господа, одного Сына. Вследствие такого понимания неслитного соединения святую Деву мы исповедуем Богородицею, потому что Бог-Слово воплотился и вочеловечился и в самом зачатии соединил с Собою храм, от нее воспринятый» 5. Наученные сему богоглаголивыми мужами, – Евангелистами, Апостолами и пророками и [450] теми, которые в разные времена были учителями благочестивой веры, – мы изложили кратко, прося и умоляя ваше величество по обыкновению защищать и наблюдать благочестивую веру, которая подвергается опасности повреждения от болезни, проистекшей из Египетских «глав» (Кирилла Александрийского), чтобы все предстоятельствующие в святых церквах священники осудили те, на погубление церквей введенные названным Кириллом против православной веры, «главы» и подписывались только под исповеданием святых отцов Никейских. Ибо возможно достигнуть мира в Церкви Божией не иначе, как под условием, что это нечестивое изложение («главы») будет отвергнуто.


Комментарии

1. См. к письму 235 на стр. 378,1.

2. Comes omnium largitionum; ср. к письму 167-му на стр. 287,1.

3. Верия принадлежала к одному округу с Лаодикией, откуда вышло апоплинарианство (Сократ, Ц. И, кн. II, гл 46), распространившееся потом на «Востоке» по всем провинциям – от Киликии до Финикии (Созомен, Ц. И., кн. VI, гл. 27).

4. Ср. этот «Антиохийский символ» со словами блаж. Феодорита в письме 151-м на стр. 236-237.

5. Это исповедание Кирилл Александрийский внес в свое примирительное послание к Иоанну Антиохийскому (Деяния вселенских соборов II, стр. 375 и ср. 358: 2-е изд., стр. 149 и ср. 143).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.