|
254. (глава 148). Письмо, по словам Иринея, – боголюбезнейшему епископу Александру (Иерапольскому), которое написал в ответ ему Феодорит, давая знать, что он прочитал присланные ему, условия и, найдя одно нехорошим, не одобрил его 1. Прочитавши письмо твоей святости, а также просмотрев и три экземпляра 2, я больше одобрил тот, который бес имени (Нестория?), ибо один из двух первых – прост, а другой – неумеренно горяч. Тот же показался мне хорошим, поелику имеет и умеренное снисхождение и похвальную строгость. Он содержит, чтобы мы рассмотрели те соборные послания 3 и исследовали, не имеют ли они чего-либо излишнего, согласны ли с правою верой, не принимают ли того, что худо сделано в Ефесе, и посему должны ли быть приняты ради мира Церкви; если же это не так, то их нужно избегать и отвергать. Итак твоя святость, пока воротятся с Востока 4 те, которые относят эти самые [429] (экземпляры), пусть рассмотрит и исследует их? и уведомит нас, что истинно; я же смутно слышал, что занявший ныне престол (Константинопольский) учит православно. Об этом ясно сообщил мне в письмах господин мой, святейший и боголюбезнейший епископ Елладий 5. Списки того, что он писал мне, я переслал твоей святости. Он прислал мне также и экземпляр письма господина моего, святейшего и боголюбезнейшего епископа Евферия 6; в нем содержится то же самое. Посему прошу твою святость, прочитавши это, подумать о правой вере и о мире церквей, которые поистине сильно потрясены, а мы сделались посмешищем для всего народа. Если же твоей святости кажется нужным, чтобы мы ради мира Церкви приняли условия Антиохийца, – за исключением незаконно поставленных им 7, – и сошлись для переговоров где-нибудь вне Антиохии; сделай и это, как прилично твоему благочестию. «Да не скроется от твоей святости, что и я, прочитавши письма Антиохийца (Иоанна) благочестивейшему императору, сильно восскорбел душою, поелику ясно узнал я, что автор его, мысля тоже самое, без суда и вопреки справедливости осудил того, кто не учил ничему новому кроме его учения. Внесенное же туда анафематство своим согласием на низложение (Нестория) способно еще более возмутить читающего; однако оно сделано не неопределенно, а с некоторым ограничением, – и это доставляет (нам) некое малое утешение. Ибо он не .сказал: «анафематствуем учение его», но «все чуждое, что говорил или мыслил он кроме [430] апостольского учения» 8. Посему я и решился просить, чтобы твоя мудрость обсудила то, что полезно, и не гневалась, но разобрала наше намерение. Комментарии1. Александр отвечал на предшествующее послание блаж. Феодорита, что ни в каком случае не войдет в общение с еретиком Кириллом Александрийским и его другом Иоанном, если они не откажутся от своего нечестия и от низложения Нестория; он, видимо, не одобряет намерений Кирского епископа и для предупреждения отправляет ему «те грамоты, которые он (Иоанн) прислал ныне» ему (Synodicon, cap CXLVII: Migne, ser gr. t LXXXIV, col. 761-763). 2. Видимо, разумеются проекты ответов Иоанну Антиохийскому, предложенных Александром Иерапольским. 3. Люп (Вольф) считал эти письма за грамоты Прокла о своем поставлении, но, кажется, вероятнее будет видеть в них послания собора Антиохийского, каковые должны были быть приняты и в Константинополе и на «Востоке». 4. Сообразнее с содержанием письма разуметь здесь не Антиохию, как Люп (Вольф), а Константинополь. 5. Это письмо не сохранилось. 6. Письмо это также не сохранилось, а об Евферии см. стр. 373,5. 7. См. выше: письма 247 (гл. 128), 248 (гл. 129), 249 (гл. 133). 250 (гл. 135). 253 (гл. 146) на стр. 411-412. 413-414. 416-419. 421-422. 426-427. 8. По другому списку этот отрывок см. выше в письме 176-м на стр. 307-308. |
|