|
249 (глава 133). Письмо епископа Феодорита к великолепнейшему военачальнику (magistrum militum) 1 Поелику мы удостоены света божественного ведения и приняли свет того луча, то мы веруем, что есть Бог, что Он назирает за всем человеческим и мудро управляет всем сотворенным, что Он произвел и чему дал бытие. Смотря и наблюдая за этим, Он радуется добрым деяниям, а несправедливости и других видов злобы отвращается. Эти для Него ненавистны, те же приятны, так что совершители их, всеконечно, заслуживают праведных воздаяний. Он не обращает внимания при Своем суждении ни на достоинство, ни на богатство, ни на могущество, или что-либо из того, что почитается славным в этой жизни, но берет во внимание лишь плоды ума, порождения помышлений и действия, как они обнаруживаются в делах. Тех, которым даны большие права, Он подвергнет и большим наказаниям; ибо Писание говорит: державным крепко [416] настоит испытание (Прем. Сол. VI, 8); еще: ему же дано будет много, много и взыщется от него (Лук. XII, 48); также: вся нага и объявлена пред очима Его (Евр. IV, 13); опять: всем явитися подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. IV, 10). И блаженный Давид восклицает к Богу: Ты воздаси комуждо по делом его (Псал. LXI, 13). Итак, поелику ты, превосходнейший, имеешь эту веру, стараешься пребывать в определениях и законах (ср. Лук. I, 5) богодуховенного Писания и ожидаешь того великого, страшного и желанного явления Спасителя нашего, на каковом каждый получит воздаяния соответственно жизни и поведению (2 Кор. V, 10): – то прошу не верить клеветникам и не подставлять с готовностью слуха обманщикам. Последуй мужественнейшему Иову, который говорит: ухо словеса рассуждает, гортань же брашна вкушает. Во мнозем же времени премудрость, и во мнозе житии ведение (Иов. XII, 11. 12), и потребуй доказательств от тех, которые усиливаются оклеветать и обвинить нас. Если бы мы, собравшись, вооружили когда-либо толпу крестьян в церковном поместье; если бы мы приказали земледельцам или арендаторам (operariis euratoribusve) не давать дохода надзирателям (ргаеpositis); если бы мы удержали у себя что-либо из того, что к ним (последним) относится (что им принадлежит); то нам, всеконечно, пришлось бы перенести от них многие тысячи несправедливостей. Ведь, собравши огромную толпу против нас, они угрожали сжечь базилику святых и добропобедных борцов за Христа Космы и Дамиана 2; и они, [417] может быть, исполнили бы то, чем грозили, если бы устрашенная нашим прибытием толпа не разбежалась. Пусть твое великолепие потребует от них оправдания нечестиво совершенного по отношению к святейшему епископу Авиву 3, которого они отняли от нас – полуживого, не позволив ему окончить жизнь на ложе, который не подавал записок об отказе (от кафедры), который не был сумасшедшим и не потерял разума, как лгут те в свое извинение. И пусть узнает это твое великолепие из писем, которые он писал нам 4 и экземпляр коих я отправил твоему величию, чтобы вы познали отсюда громадность нечестия, которое допущено касательно его (Авива). Не хорошо ли, поэтому, сделали мы, добровольно отделившись от общения с ними? Мы поступили так, убоявшись суда Праведного Судии. Ведь мы подробно знаем и жизнь Афанасия 5, поелику он служил у нас при странноприимном доме (in Xeneona) и жил постыдно. Еще и теперь живы многие из тех, которые раскрыли, что он за человек, и свидетельство которых достойно веры. Также и в царствующем городе (Константинополе) он имеет многих, коим ведомы его соблазнительные деяния, – префекциан, магистриан 6 и простых граждан (publicos civitatis); свидетельства их, представленные в письме к нам в Халкидоне, читали и мы и тот, кто незаконно посвятил его (Иоанн Антиохийский) 7. Считаю излишним говорить о Мариниане, который в короткое время стал [418] известен почти всем обитателям Антиохии. Существуют многие каноны, которые повелевают не посвящать епископа без его митрополита 8 и без определения епископов его области (regionis), а заповедуют совершать посвящение в присутствии всех или же только без тех, которые отсутствуют по немощи (по болезни) или по каким-нибудь другим необходимым делам, но письменно согласились на это, – чтобы пастыри стад Христовых посвящались при общем согласии и мире. Если же кто-нибудь поставлен без соблюдения этих условий, они (каноны) называют такое посвящение непрочным и недействительным (infirmam reprobamque). Посему действующие против закона и посвящающие в чужой епархии (in aliena provincia) ниспровергают самые каноны. Эти, нарушенные ими, законы заставили нас выйти из общения с виновниками несправедливости. Мы служили не несогласию и вражде, как подозревает твое величие, и не любим возмущений и смут, но скорее готовы все потерпеть, чем допустить попрание церковных определений. Поэтому мы снова соединились на этого другого Авессалома, беснующего против отца, взяли от него клятву, чтобы он не совершал нашествия на Долихию при жизни еще того (Авива), кто поставил его пресвитером и экономом (dispensatorem) и доверил ему священные деньги, и отпустили его. Он же, клявшийся десятками тысяч клятв не только письменно, но и на словах в присутствии весьма многих свидетелей, скоро придумав такое нечестие, не пожалев старости отца, не убоявшись общения в трапезе и не устрашившись самой [419] природы, захватил Долихию подобно тирану. Посему-то и воздвигнута против нас война, но мы с готовностью переносим этот строй всадников и порицание, каковое объявлено в различных предписаниях; (делаем все это), помня законы Господа, Который говорит: блажени есте, егда поносят вам, и ижденут вы, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Матф. V, 11. 12). И еще: аще мир вас ненавидит, ведите, яко и Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были: мир убо свое любил бы: понеже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, – сего ради ненавидит вас мир (Иоан. XV, 18. 19). Но блаженный Павел утешает нас словами: вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут. Лукавии же человецы и чародеи преуспеют на горшее, прелщающе и прелщаеми (2 Тим. III, 12. 13). Посему мы любим это, когда терпим бесчестие или посмеяния и когда сильно и коварнейшим образом нападают на нас. Однако же, когда мы вспоминаем, что благочестивый муж 9, украшенный верою, имеющий величайшее попечение о любви, ожидающий воскресения и суда и надеющийся на праведное воздаяние, предпринял такой поход (iter) против нас, открыто бесчестил нас и позволял несправедливо предавать боголюбезнейших служителей, – то мы скорбим душою и поражаемся великими несчастиями. Ибо великий Давид говорит: аще бы враг мой поносил ми, претерпел бых убо: и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрылбыхся от него (Псал. LIV, 13). Посему мы мужественно переносим несправедливость и умоляем Господа даровать снисхождение согрешившим, поелику [420] божественнейшим Павлом мы научены говорить: укоряеми, благословляем: гоними, терпим: хулими, (молим): якоже отреби миру дыхом, всем попрание доселе (1 Кор. IV, 12. 13). Ваше же великолепие просим не верить скоро тому, что говорят, не принимать без разбора обвинений против нас, но тщательно исследовать истину. Ибо так и Господу всяческих угодишь и от всех людей получишь плоды славы. Комментарии1. Это был Дионисий, которому после было поручено императором предложить некоторым «восточным» епископам – или войти в общение с Иоанном Антиохийским, или покинуть свои церкви. См письма 197 (XVII), 235 (гл. 60) и 258 (гл. 146) на стр. 330-331, 380,2. 2. Иоанн Мосх в 127 гл. «Луга духовного упоминает о базилике св. Космы и Дамиана в Палестине; но см. еще к письму 144-му на стр. 144,3. Ср. ниже к письму 250 на стр. 422,1. 3. Авив был епископом Долихийским, в Евфратисии; ср. стр. 412,1. 4. См. Synodicon, cap. CXXXIV (Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 749-750). 5. По Балюзу, Афанасий был пресвитер и эконом Долихийской церкви Очевидно, он был поставлен на место изгнанного Авива. 6. Praefectianos, т. е. чиновников ведомства praefecti praetorio per Orientem; magistrianos или чиновников ведомства magistri officiorum. См. еще письма 263 (гл. 7) и 264 (гл. 8). 7. Этого письма мы не имеем. 8. Разумеются, напр., 4-е правило Никейского собора (Правила вселенских соборов I, Москва 1877, стр. 14-15) и 19-е правило собора Антиохийского (Правила поместных соборов I, Москва 1880, стр. 190-191). 9. Разумеется сам адресат, военачальник (Дионисий). |
|