|
248 (глава 129). Также Ириней говорит: Во всем боголюбезнейшим и святейшим епископам Сирии, первой и второй Киликии и второй Каппадокии – Александр, Феодорит, Илиад, Авив, Мара, Давид и Акилин о Господе радоваться. Пророк Иеремия, оплакивая пожар единственного города и пленение людей, просил источника слез, искал виталища последнего в пустыне (Иер. IX, 1-2) и записал свои плачи, чтобы чрез плач, как бы чрез испарение дыма, излита была скорбь, которая бушевала внутри. Мы же, оплакивая войну против Церкви Божией, предательство святых и осквернение священства, приглашаем вас, сопастыри, к участию в общем плаче – не для того, чтобы учить вас, как неведущих, и выводить на состязание, как радующихся, но чтобы получить некоторое малое утешение от вашего соучастия в состязании. Ваша святость знает, сколько несправедливого или противозаконного совершалось и совершается: и то [413] посольство, которое помимо воли всех «восточных» епископов было отправлено в Александрию; и то разрешение (как он думал) осуждения (Кирилла Александрийского), которое насильственно и вопреки церковным канонам сделано им (Иоанном Антиохийским). Тогда как почти двести (епископов) согласились на осуждение Египтянина, он (Иоанн), взявши в сообщество своих насилий двоих или троих и презревши всех прочих, разрешил (как ему мнилось) этого (Кирилла Александрийского), а того, кто не был осужден и не проповедовал чего-либо кроме апостольского учения, но следовал по стопам отцов, т. е. боголюбезнейшего и святейшего епископа Нестория, он убил жестоко и разбойнически, не воззрев оком ума на Всевидящего (Есф. V, 1. 2 Макк. III, 39. VII, 35. 2 Макк. II, 21 [16]), не убоявшись будущего суда, не обратив внимания на постоянные уколы стрел совести, не сожалея о людях, которых ранит это, не соблюдая тех написанных за этого мужа свидетельств, которые повсюду он рассылал не задолго до собора, убеждая Галатов и Каппадокийцев, что этот муж православен, на соборе же рассылая повсюду на суше и на море письма и обвиняя в совершенном нечестии и несправедливости. Исключив все это, он не только принял несправедливое и противозаконное осуждение, но еще и анафематствовал православное учение его (Нестория). Но и при всем этом мы доселе хранили молчание, ожидая некоторой перемены этих печальных обстоятельств и заботясь о спокойствии Церкви. И вот за несколько дней пред сим мы услышали, как весьма многие, а вернее – все говорят, что власть священства, которое есть дар божественный, сделалась продажною и что те, которые получили даром и научены давать даром (Матф. X. 8), божественное [414] продают за деньги. И «сыны Сиона драгоценные, которые должны сиять паче солнца, сделались, как сосуды глиняные, изделием рук горшечника» (Плач. Иер. IV, 2). Α что хуже всех этих зол, так это то, что он (Иоанн) посвящает против законов, даже не думая и скрывать несправедливости, издевается над священными вещами и из священных таинств делает простую церемонию (pompam de sanctis mysteriis ducit). Ведь вскоре после тех посвящений он (Иоанн) торжественно одобрил жизнь посвященных и говорил то, что отвратительно и ненавистно даже и для тех, которые живут в мире, но прилагают заботливость о целомудрии, не говоря уже о таких мужах, которые должны учить целомудрию и святости. Посему, не считая безопасным продолжать молчание, мы отделились от общения с ним, страшась будущего суда. Вас же, как предстоятелей церквей и добрых пастырей овец Господа, мы просим сохранять неповрежденными овец Господних, которые столь чрезмерно развращаются и опустошаются такою сильною чумой, не презирать их в то время, когда попираются апостольские законы и нарушаются определения отцов, но помнить наставление блаженного Павла. Коринфянам он пишет: аще некий брат именуем будет или блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или досадитель, или пияница, или хищник, – с таковым ниже ясти (1 Кор. V, 11). В настоящее же время не один только какой-либо род названных зол, но вся совокупность их вместе вводится чрез него (Иоанна) в церкви. Посему вашей святости, знающей о том страшном суде, надлежит не презирать церквей Божиих, которые в такой буре и все готовы подвергнуться кораблекрушению, но следует защищать их со всем мужеством, отбивать натиск волн (voluminum), [415] противостоять возрастающей распущенности, которая угрожает захватить всех и силится наполнить всех своим ядом. Я, Александр, приветствую вашу святость, вы знаете, что я уже больше года по возвращении Павла 1 (Емесского из Александрии) отделился от общения с Антиохийцем (Иоанном). Ваше благоговение и тех, которые с ним, мы и те, кто с нами, особенно усердно приветствуем. Комментарии1. Отсюда видно, что письмо появилось в начале 434 года. |
|