|
242 (глава 95). Письмо, как говорят, епископа Феодорита Иоанну Антиохийскому. «Так как Бог мудро управляет всем, [394] промышляет о нашем единодушии и заботится о спасении народов, то Он предуготовит нам собраться воедино 1 и показал расположения всех согласными между собою. Прочитывая сообща Египетские письма (Кирилла Александрийского) и исследуя в точности смысл их, мы нашли изложенное в них согласным с нашим и прямо противным двенадцати «главам», против которых мы продолжаем бороться доныне. Ибо они («главы») содержат, что «плотски сделалась плоть из Бога-Слова, что соединение произошло по ипостаси (secundum substantiam) и общение (естеств, conventum) – по единению естественному и что Бог-Слово стал перворожденным из мертвых». Они запрещали также и разделение изречений, которые относятся ко Христу. Кроме сего, оне заключали и нечто другое, чуждое апостольским догматам, происшедшее именно из тех еретических плевел. Но то, что содержится в этом письме, явно украшается евангельским благородством. Ибо в нем Господь наш Иисус Христос проповедуется Богом и совершенным человеком, (допускаются) два естества, их различие и неслиянное соединение, происшедшее не по взаимному смешению, как в жидкостях, или срастворению, но неизреченно, богоприлично и так, что оно сохранило неповрежденными особенности естеств; утверждается, что Бог-Слово бесстрастен и неизменяем, а храм страстен, предан смерти на малое время и опять воздвигнут соединенною силою Божией; Дух Святый исповедуется также не от Сына или чрез Сына имеющим бытие, но исходящим от Отца, а собственным (Богу-Слову) называется потому, что Он единосущен Ему. [395] Усмотревши эту правоту в тех письмах и нашедши их противными тому, что было писано прежде, мы прославили Бога, Который, по Своей благости, разрешил языки косноязычных (Иса. XXXV, 6) и преложил неопределенный звук в раздельное и приятное созвучие (ср. Иса. XXIX, 24. ХХХII, 4)» 2. Таково наше мнение об этом. Но молва разносит еще нечто и другое, что сильно смутило нас. Говорят, что тот кто воспользовался этою милостью, пытается вынудить у вашей святости не только подпись извержения или низложения, но и анафематствование учения святейшего и боголюбезнейшего епископа Нестория. Если это правда, что он будто бы получил это от главы города (ех arce сivitatis), то, – значит, – он делает подобное тому, как, если бы кто-нибудь, едва приведенный к исповеданию, что Сын единосущен Богу Отцу, тотчас же стал поражать анафемою тех, которые изначала мыслили это и учили этому. Едва он был привлечен к нашим догматам, а уже старается вынудить проклятие их, словно раскаиваясь в самой правоте совершенного им, Итак, поелику все это сильно возмутило наших, то прошу твою святость и еще прошу сообщить нам: справедлив ли тот слух, который встревожил всех нас? Ибо я считаю излишним писать об этой подписи твоей святости, которая часто обещала никого не принуждать к этому против воли. Это мы хотели написать все вместе, но потом рассудили, что будет лучше, если я и святейший и боголюбезнейший епископ Андрей 3 уведомим об этом твою святость не окружными, а дружественными письмами и твоими мудрыми врачеваниями [396] восстановим в здравости возникшее из того слуха смущение. О господине же моем, святейшем и боголюбезнейшем епископе Александре 4 мы просим твою святую главу милостиво потерпеть по своей обычной мудрости. Ибо мы уверены, что и он в душе согласен с нами, хотя ныне и сомневается по одной привязанности к словам и по недовольству плохо понятым исповеданием. Комментарии1. См. в письмах 234 (гл. 54 на стр. 370), 237 (гл. 71 на стр. 386), 238 (гл. 72 на стр. 387, 388) и 243 (гл. 97 на стр. 397). 2. Эту часть, отмеченную кавычками, по другому списку см. в письме 171 на стр. 301-302. 3. Епископ Самосатский. 4. Епископ Иерапольский. |
|