|
240 (глава 87) 1. Письмо Феодорита, епископа Кирского, Иоанну, епископу Антиохийскому, в ответ на сообщенные выше известия о мире 2. Прекрасные войска начальников и против врагов становятся полным строем в клинообразных колоннах и за тех, которые трудятся, мужественно сражаются. И когда они торжествуют мир, они вместе с собою сопричисляют к заключаемому миру не только присутствующих из сражающихся, но и отсутствующих. И великий Давид, оказавшись победителем на войне и принесши в город добычу, не одним сражавшимся, но и тем, которым было поручено охранять сосуды (обоз), раздал равную часть (1 Цар. XXX, 24). От него-то и идет закон, чтобы бывшие только военными орудиями (bellica instrumenta) одинаково с сражающимися пользовались добычей (1 Цар. XXX, 25). Посему разве не несообразно, что, – когда закон повелевает, чтобы охраняющие сосуды вдали от сражения считались полезными и получали равную с прочими долю, – мы предаем тех, которые одинаково сражались вместе с нами, и не обращаем внимания, когда бывшие прежде общими врагами изгоняют мужей, которые храбро боролись за благочестие и в Ефесе и в Халкидоне, доселе стояли вместе с нами и с похвальною ревностью не переставали действовать? Итак, если мир, о котором [390] толкуют, прочен и истинен, то следует, чтобы все наслаждались им и чтобы никто из нашего строя не был лишаем его. Если же это мир – пустой и если примирившиеся дали только одно имя его, то этот мир, как таковой, я считаю ненавистным Богу и недостойным для всякого благочестивого человека. Ибо противно святости и неспасительно (для нас), чтобы мы разрешали справедливые низложения или осуждения, принимали незаконные посвящения и оказывали снисхождение тем, которые все привели в смятение, а они и во время самого мира совершали бы то, что свойственно неприятелям, и изгоняли из церквей превосходных людей нашего строя. Посему твоя святость пусть пишет христолюбивому императору и великим судьям 3 и объявит им, что мы ни в каком случае не примем мира и не войдем в общение с теми, если прежде не получат снова своих церквей те, которые были с нами во время сражений. Твоей святости прилично доставить церквам такой мир, который был бы свободен от всякого пятна и не ранил бы благочестивых более, чем самое сражение. Я принужден написать это ныне, получив письма от святейшего и боголюбезнейшего епископа Имерия, обвиняющего нас в предательстве общего состязания 4. Поэтому твоя святость пусть подкрепит его и уведомит императоров, что мы считаем этот мир худшим сражения. Ибо та война доставляет нам венки у Бога и славу у тех, которые мыслят о божественном, а такой мир и здесь наполняет нас стыдом и у Праведного Судии приведет нас к крайнему наказанию. Комментарии1. См. к письму 241 (гл. 88) на стр. 393,3. 2. Это есть ответ на письмо Иоанна блаж. Феодориту (Synodicon,, сар. LXXXVI: Migne, gr. ser. t. LXХXIV, col. 700-701), в котором Антиохийский владыка извещал, что Павел Емесский, заключив мир, уже вышел из Египта, и приглашал Кирского епископа к духовному торжеству по поводу всеобщего единения, поелику св. Кирилл Александрийский устранил все, соблазнявшее ранее «восточных», и принял исповедание их. 3. См выше к письму 165 на стр. 380,1. 4. Письмо это не сохранилось, но ср. письмо 237 (гл. 71) на стр. 383,1. |
|