|
238 (глава 72). Ответное письмо Феодорита Александру епископу Иерапольскому 1. Как кажется, я сделался подозрительным для твоей святости, словно бы я предал благочестие. Ибо когда я писал, как понимал учение письма Кирилла 2, и [387] хотел узнать, не скрыто ли в них чего-нибудь другого, что соответствует его еретическим «главам», – твое благочестие советовало ничего не писать об этом. Я же призываю во свидетели Бога на душу мою (2 Кор. I, 23), что ни желание престола, ни искание города, ни страх преследований не овладели мною до сих пор, но, непогрешимым решением и неуклонным умом прочитывая те письма, я считал смысл их согласным с нашим. Что иное желал я слышать, как не то, что еретики почитают Бога-Слово непреложным, бесстрастным и неизменным? Ибо в соединении Бога-Слова с плотью не произошло ни слияния, ни смешения, ни срастворения. Но и нашедши это в тех письмах, я не считал безопасным только по одному этому заключать общение, а (требовал), чтобы смысл сего был раскрыт яснее и очевиднее. И, – как в прежних письмах я заявлял, – я совершенно избегаю подписи осуждения (Нестория). По снисхождению я принял это, думая, что не иду против твоей святости. Об этом мы часто совещались и в Антиохии и в Верии и в Иераполе 3. Это же я писал и господину моему святейшему и боголюбезнейшему епископу Андрею 4 чрез досточтимейшего и достопочтеннейшего диакона 5 из третьего полка стабилизиан 6, который приходил туда. Поелику у нас состязание не о чем-либо маловажном, но о самой надежде нашей, то, [388] если бы не физический недуг 7, я сам пришел бы к твоей святости, чтобы с большим рассуждением и общим совещанием 8 постигнуть смысл писем (Кирилла Александрийского) 9. Комментарии1. Письмо Александра к блаж. Феодориту не дошло до нас. 2. Τ. е. к Акакию Верийскому; см. в Synodicon'е, сар. LVI: Migne, gr ser. t. LXXXIV, col. 661-665; t. LXXVII, col. 157-162. 3. Ср. в письмах 234 (гл. 54 на стр. 376,2), 237 (гл. 71 на стр. 386), 242 (гл. 95 на стр. 394,1) и 243 (гл. 97 на стр. 397). 4. Ср. выше письмо 177-е на стр. 308-309. 5. Балюз предлагает чтение: декана (decanum), т. е. «десятника»; но см. в письме 183 на стр. 317-318. 6. Diaconum fortissimorum tertio stabilisianovum. «Стабилизианами» или «стаплизианами» назывались конные воины, кавалеристы-гвардейцы. Значит, это был гвардейский 3-й полк, каковой стоял в Кире еще и в 520 году (Mansi IX, 365 Α; Деяния вселенских соборов, т. V: 1-е и 2-е изд., Казань 1868 и 1875 г., стр. 354, 3-е изд. ibid. 1889, стр. 179). 7. Ср. в письмах 235 (гл. 60 на стр. 379-380), 241 (гл. 88 на стр 393), 245 (гл. 110 на стр. 400-401) и 260 (гл. 168). 8. См. в письмах 234 (гл. 54 на стр. 376,2), 237 (гл. 71 на стр. 386), 242 (гл. 95 на стр. 394) и 243 (гл. 97 на стр. 397). 9. Далее поясняется (Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 681): «Везде нужно обращать внимание на то, как далеко отстоит намерение Феодорита от тех, которые в сем деле до конца остались с Несторием, также от Александра, Евферия и других подобных, и насколько оно согласуется с теми, которые защищают церковный мир, равно с Иоанном (Антиохийским), Акакием, Андреем и подобными». |
|