|
229. (глава 40) 1. Письмо Феодорита, епископа Кирского, Константинопольскому народу 2, которое показывает, что – не только прежде и после, но и в то время, когда возвратился из Ефеса в Халкидон и из Халкидона к своей церкви, – он всегда проповедовал кафолическую веру, хотя и не соглашался осудить Нестория, не веря, что действительно его учение то, что сам он (Несторий) отрицал, а в Ефесе было извлечено из тетрадей под его именем, поелику это не было удостоверено ни одним свидетелем. Как много страдают и трудятся матери птиц, как всякий раз они охраняют свои гнезда от расхищения ( – ибо беспокоятся, сильно щебечут, слабых еще птенцов приучают летать, подобно им, чтобы те могли избегать рук птицеловов – ): так же много и я страдаю и тружусь, из (ваших) писем слыша ваши вопли и очами ума усматривая вас, как бы пронзительно и со страхом щебечущих. Ведь, прочитав ваши письма, я потратил в слезах почти всю влагу и ( – как говорит пророк – ) исходиша водная изведосте очи мои (Псал. CXVIII, 136). Я долго оставался в молчаливом плаче, обдумывая это непредвиденное зло, – разделение тела Церкви и сражение, худшее всякой гражданской войны. [364] Ведь мы не только из одного народа (de una tribu), но и из одного чрева, поелику мы славимся тем, что имеем одного и того же Отца всяческих, Бога, и одну и ту же мать, святейший источник. Мы даже не только одного чрева, но одного ложа, одного стола и одной пищи. Правда, мы многие и различные члены, однако же составляем одно тело – по учению Апостола, который говорит: вы есте тело Христово и уди от части (1 Кор. XII, 27). Но если ни родство природы, ни общение членов, ни то, что мы пользуемся (одною) таинственною трапезой, ни то, что друг по отношению к другу мы и руки и ноги и глаза и посему все образуем одно тело (1 Кор. XII, 12 сл.), – если всего этого бывает недостаточно для сохранения связи согласия: тогда мы, презревши все законы мира, как бы с остервенением терзаем свои собственные члены и делаемся весьма легкою добычей для врагов и подходящим предметом (occasio) для поношения и для посмеяния, поелику вредим себе самим, словно противникам, и, разрывая наш строй, обращаем части его одну против другой. Над этим смеются даже дети язычников, – смеются также и иудеи. Радуются полчища еретиков, торжествуют все противники истины и издеваются над нашими бедствиями, видя нас разделенными, и считают наше сражение собственным миром. Тех же, которые повинны в этом, это не заставляет проснуться и придти в себя, чтобы с корнем вырвать те плевелы, кои на зло посеяны с презрением к тем спасительным семенам апостольским, которые доставила благодать Всесвятого Духа. Итак, как только прочитал (ваше) письмо, я, усмотревши это своим умом, сокрушался, плакал и в слезах обдумывал тогда те мысли, которые родила скорбь. Сверх сего еще нечто вошло в мою душу и именно: не заблуждение [365] только обманщиков, но и оскорбление тех, кого обманывают. Но когда я вспомнил то состояние (statum) Церкви, которое изначала продолжается доныне, и то, как она (Церковь), всегда преследуемая, всегда преуспевала в победе, поскольку сила Господня в немощи совершается (2 Кор. XII, 9) и обнаруживается, по слову самого Господа; – тогда я снова несколько возродился и сверг с себя излишество печали. Ибо я припомнил учение святых Евангелий, нашел, что Спаситель и Господь наш не обещал святым своим ученикам в земной жизни ничего приятного или радостного, но законоположил труды и поты и предрек несправедливые обиды (jurgia), раны и бичи. Се Аз, – говорит Он (Матф. X, 16. 18. 17. 22), – посылаю вас, яко овцы посреде волков: и пред владыки и пред цари ведени будете: и на сборищах своих биют вас: и будите ненавидими всеми имене моего ради. И после этого, уча о междоусобных восстаниях, Он говорит: предаст же брат брата на смерть, и отец чадо: и востанут чада на родители, и убиют их (ст. 21). Однако же самое последнее изречение из того, что было Им сказано (по этому предмету), заключает и плод: ибо претерпевый до конца, той спасен будет (ст. 22). Итак, мы научаемся из этого не искать в настоящей жизни ничего веселого или вполне радостного, а мужественно стремиться к ожидаемым благам и с твердостью переносить все печальное, что бы ни случилось ради истины. Такое постоянство доставит нам будущие блага, ибо блаженный Павел говорит: яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование: упование же не посрамит (Рим. V, 3-5). Дерзновенное ныне исповедание есть начало радости: кто переносит это, к тому не может примешаться печаль, и [366] нынешние испытания утвердятся делами. Ожидания плодов облегчают тяжесть труда. Посему и двоица (сontubernium) святых Апостолов, т. е. Петр и Иоанн, когда их даже подвергли бичеванию за совершение чудес, идяху радующеся, яко за имя Христа сподобишася бесчестие прияти (Деян. V, 41). И Павел, поборник благочестия, восклицает: благоволим в немощех, в досажденниих, в бедах, в изгнаниих, в теснотах, в восстаниях по Христе (2 Кор. XII, 10). Изъясняя причину сего, он говорит (2 Кор. XII, 10): егда бо немощствую, тогда силен есмь; он не говорит: «терплю немощи, досаждения» и проч., но говорит: благоволю, т. е. с радостью принимаю, с готовностью подвергаюсь бичеваниям, радуюсь мучениям, радость примешивается к скорбям (моим). Это именно внушает чувствам природа, а ее приводит к сему произволение. И он (Апостол Павел) тотчас же возбуждает это, говоря так: «если нужно хвалиться, я похвалюсь о немощи моей» (2 Кор. XII, 5); и в другом месте: не точию же, но и хвалимся в скорбех (Рим. V, 3). Он не сказал: «переносим» или «претерпеваем» или «терпеливо выносим скорби», но говорит: хвалимся в скорбех, среди скорбей показывая произволение и обнаруживая уверенность души относительно надежды на будущее. Так как в начале состязаний (всегда) бывает чрезвычайно много скорбей, то, видя себя окруженным великими бедствиями и молясь об избавлении от трех состязаний (ср. 2 Кор. XII, 8), он (Павел) услышал Судию, Который говорит: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор. XII, 9). После, подвергнутый бичеваниям, – он радовался, мучимый, – торжествовал, убиваемый, – веселился как бы в хоре. Когда его поражали язвами, он воспевал гимны, благодарил [367] в узах, делал церкви из темниц, псалмопениями превращал ночи в дни (ср. Деян. XVI, 22 сл.). Он даже негодовал на тех, о которых слышал, что они плакали по причине предстоявших ему испытаний, и говорил: что плачете и сокрушаете ми сердце? Аз бо не точию связан быти, но и умрети готов есмь за имя Господа нашего Иисуса Христа (Деян. XXI, 13). Это же постоянно делал и весь лик Апостолов: то же (делали) и те, которые после них были поборниками истины. Много и ныне таких, которые презирают и выносят (мучения) из-за истинного благочестия, ибо и нас не покинула совсем благодать Того, Кто свыше назирает над всем, но оставил нам Господь семя, чтобы мы не уподобились Содому и Гоморре (Иса. I, 9) 3. По милосердию Спасителя можно еще усматривать золотые ягоды на грезне (Иса. LXV, 8), которыми – по уподоблению пророка – называется благоволение Господа 4; можно видеть и терны, – не два или три, но многие тысячи их, твердо укоренившиеся в долине. Также и маслин – не четыре или пять, но весьма много насажденных на вершине возвышенной горы, каковые (маслины) не могут быть исторгнуты беснующимися врагами. Это иносказательно Он (Бог) определил о тех, которых питает благочестие, которые не потеряли божественного наследия, но сохранили его тщательно и в целости. Позна Господь сущия Своя (2 Тим. II, 19) и помогает (им) Вседержитель. Он поощряет и восклицает: не оставлю тебе, ниже презрю тя (I. Нав. I, 5), и еще глаголющу ти, реку, се приидох (Иса. LVIII, 9). [368] Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Матф. XXVIII, 20). И: дерзайте: Аз победих мир (Иоан. XVI, 33). И: довлеет вам благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор. XII, 9). Так как по причине сего получавшие в сражении отовсюду многие тысячи стрел не убегали и не падали, но твердо стояли и имели непоколебимую силу, то это самое еще более говорит о вышесказанной силе Его царства: ибо они нападали на нас со стрелами, с каменьями и с кольями, но не могут прогнать наших солдат. Итак, слышащим это слово не следует колебаться при постигающих неприятностях, но нужно твердо стоять, сохранять отеческое наследие недоступным для воров и ожидать верховного мановения. Ибо грядый приидет и не укоснит (Евр. X, 37) и увенчает своих борцов. Мы верим также, что и твое разделенное стадо Он в скором времени соединит и будет пасти нас вместе. Хотя Он и попускает ему быть так. как в начале, когда Он не был с нами (ср. Иса. LXIII, 19), но Он обратит тех, которые согрешили, поддержит изнемогающих и сохранит здоровых во всем. Дерзайте же и вы, которые составляете особенное питание истинного благочестия. Совершайте ваше спасение, взывая взаимно к мужеству духа, приводя на память божественные законы и умоляя Господа, чтобы Он рассеял это мрачное и густое облако, показал всем свет истины и научил всех, что бесстрастно и неизменяемо естество Троицы, по учению святых отцов, собиравшихся в Никее: «ибо говорящих, что было некогда (время), когда Его (Сына) не было, и что Он не существовал прежде рождения, или что Он создан из несущего или из какой-нибудь другой сущности, утверждающих, что Сын Божий преложим или изменяем, – сих [369] анафематствует святая кафолическая Церковь» 5. Итак те, которые усвояют страдания божественному естеству, – они считают его преложимым и изменяемым; поелику изменяется и прелагается то, что имеет себя так и иначе. Α те, которые считают его преложимым и изменяемых, находятся под анафемою святых отцов. Ибо если то, что по природе бесстрастно, претерпело преложение и изменение ( – а что превращается и изменяется, то уже не непреложно и не неизменно – ); то в таком случае как Господь чрез пророка (Малах. III, 6) восклицает: «Аз есмь, Аз есмь, и не изменюся 6» ? Итак, если и Бог называет Себя неизменяемым, и святые отцы, повинуясь сему гласу, анафематствуют тех, которые дерзают провозглашать Его преложимым и изменяемым; – то кто настолько будет нерадеть о своем спасении, чтобы вопреки Богу избирать противное и явно сопротивляться тем, которые в точности научены божественному? Посему следует веровать в Отца и Сына и Святого Духа: – в Отца, Который не от кого-либо другого происходит и ни от кого не получает начало бытия; – в Сына, совечно рожденного от Отца, однако же не тожественного (не совпадающего в бытии) с Тем, Кто Его родил. И пусть это мнение никому не кажется лишенным всяких доказательств. Ибо как Сын рожден от Отца, так Слово есть совечное сияние славы Отца (Евр. I, 3). Поелику Сын от Отца, то Слово в Отце, сияние с Отцем, (Сын) истинно седящий вместе с Отцем. То же мы веруем и о Духе Святом, Который, по учению Господа, исходит от Отца (Иоан. XV, 26). То же передает и Апостол, уча: мы же не духа мира сего [370] прияхом, но Духа иже от Бога (1 Кор. II, 12). Итак, мы веруем, что в Отце, Сыне и Святом Духе – одно божество, одно господство, одно царство и власть, а равно (веруем), что и (один) совет нужно признавать в трех лицах или существах (in tribus proprietatibus sive in subsistentiis). Α (указывать в Троице) меньшее и большее мы предоставляем тем, которые языком дерзают как бы обнять то, что бесконечно. Мы же воздаем Троице единое поклонение, ибо поучаемся чтить Сына так же, как мы чтим и Отца. Мы научены, что и Дух Святый во всем соучаствует с Отцем и Сыном. Таково до настоящего времени было у нас богословие о божественном естестве. Доселе я так и говорил речи, полагая, что учу, а не спорю, и что мы предлагаем учение братьям, а не врагам. О домостроительстве же следует мыслить, что единородный Сын Божий, Бог-Слово, Который прежде веков, ради нашего спасения воплотился, вочеловечился, обитал в нас и стал плотью (Иоан. I, 14) не по превращению божества, а по восприятию человечества. Ибо, будучи образом Бога, Он принял образ раба (Филипп. II, 6). Чрез человеческое естество Он на земле был видим и жил с людьми (Вар. III, 38). По сей же причине Он называл храмом воспринятое естество (Иоан. II, 19), показывая отличие Того, Кто принял, от того, что воспринято. То есть Бог, а это – храм, но то и другое (вместе) – один Христос, один Господь, один Сын Единородный и тот же первородный. Сему научил нас и блаженный Павел: един Господь Иисус Христос, Им же вся (1 Кор. VIII, 6). И в послании к Евреям: Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки (Евр. XIII, 8). И в другом месте; един Господь, едина вера, едино крещение (Ефес. IV, 5). И собиравшиеся в Никее отцы говорят: «и во [371] единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия». Последуя им, и мы исповедуем единого Христа и Господа Сыном Божиим, но в Нем одном признаём два естества. Одного и того же мы знаем новым и вечным: новым от Авраама – по человечеству, а вечным – по божеству; страстным – по тому, что видимо, бесстрастным – по видимому естеству; от Бога, потому что Он – Бог, от Авраама, потому что Он и человек. Исповедуя так Сына, мы признаём, что свойственно каждому естеству. Это мы сжато написали вам о догматах благочестия; но мы послали вам также и то, что было написано нами к святейшим монахам 7, которые очень занимаются божественными догматами и имеют ясное познание соборов. Сверх сего, я отправил вашему любезному и боголюбивому собранию и то, что было говорено нами боголюбезнейшим епископам, которые желали знать, что за причина волнений 8. Ибо они просили нас представить ее (причину) ясно и очевидно. Если найду досуг, я препровожу вам и то, что некогда написано мною о Святой Троице (De sancta Trinitate) и о божественном домостроительстве (De divina dispensatione), – не для того, чтобы насытить вас божественным, но чтобы удовлетворить вашему желанию и сделать его более горячим. Бог же силен исполнить вас чрез Духа всякой премудрости и восполнить то, чего недостает в толкованиях учителей, – так, чтобы Сам Он сказал о вас: овцы Мои глас Мой слышат: и знаю их (Иоан. X, 3. 14), а вы ответили бы Ему: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит (Псал. XXII, 1). Комментарии1. Далее под №№-рами 229-268 мы представляем перевод писем блаж. Феодорита, сохранившихся на латинском языке в «Sinodicon adversus tragoediam Irenaei» (Mansi V, 731 sqq., Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 565 sqq), отмечая в скобах порядок «глав» этого памятника. 2. См. письмо 232 (гл. 47) на стр. 374-375. 3. Ср письма 117 (стр. 148) и 181 (стр. 315). 4. «Тако глаголет Господь, им же образом обретается ягода на грезне, рекут, не погуби его, яко благоволение есть в нем» (Иса. LXV, 8). 5. Ср Деяния вселенских соборов, т. I, стр. 157-158; 2-е изд., стр. 66. 6. Ныне читается: не изменяюся. 7. См. выше письмо 151 на стр. 233 сл. 8. Блаж. Феодорит разумеет здесь, конечно, свои Халкидонские проповеди, часть которых сохранилась в Деяниях вселенских соборов I, стр. 830-835 и ср. 828-829 (по 2-му изд., стр. 330-332, 329 и ср. выше в письме 169 на стр. 294-295), V, стр. 223-224 (по 3-му изд., стр. 115-116). |
|