Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

223 (XLIII). Трибуну Еврикиану 1: утешительное.

Я знаю неприятность непогоды, ведаю и тягостность бури, а равно и то, что настоящая жизнь не имеет ничего прочного и постоянного; – неувядаема только красота добродетели. Я говорю пока о том, что относится ко всем людям вообще, но время напомнить вам и о божественных догматах, перевести (вас) от страдания. К тем великим надеждам, разогнать облако печали и показать умом то, что до настоящего времени зрится только верою. Сила смерти разрушена и та страшная смерть стала сном, поскольку все мы, принявшие луч веры, ожидаем воскресения. Поэтому и Владыка наш Христос, – [355] единородное Слово Божие, сущее прежде веков, совечное Родившему, Творец, Устроитель и Правитель всего, – Свое тело, которое Он воспринял от нас, предал смерти не затем, чтобы оставить его мертвым, но чтобы, воскресив прежде его, чрез него распространить (εγκατασπειρη) и из нас надежды воскресения. Ясно научая этому, сам Господь говорил: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Иоан. XII, 32); и еще: грядет час, в оньже сущии во гробех услышат Сына Божия, и изыдут, сотворшии благая, в воскрешение живота: а сотворшии злая, в воскрешение суда (Иоан. V, 28-29). Укрепляя эту надежду в святых – Апостолах, Он назвал смерть Лазаря сном, говоря: Лазарь друг наш успе (Иоан. XI, 11); потом, когда они не уразумели этих слов и сказали: аще успе, спасен будет (ст. 12), Он присовокупил: Лазарь умре (ст. 14). Вы не уразумеваете, – говорит Он, – что Я говорю,. а соображаете лишь то, как Я говорю: ибо Я назвал сном смерть. И блаженный Павел, передав нам самым ясным образом слово о домостроительстве, говорил в послании в Коринфянам: Аще же Христос проповедуется, яко из мертвых воста, како глаголют неции в вас, яко воскресения мертвых несть? Аще бо воскресения мертвых несть, то ни Христос воста (1 Кор. XV, 12-13), И немого после: Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть. Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых. И якоже о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут (ст. 21-22). И увещевая Фессалоникийцев, он говорил так (1 Фессал. IV, 13): не хощу вас неведети, братие, о усопших (περί των κεκοιμημενων). Он не говорит: о умерших (των τεθνεώτων) или о скончавшихся (τελευτηκοτων), ибо сообразно тому, какую природу восприняли вещи, он переменяет и имена: [356] не хощу вас, братие, не ведети «о усопших», да не скорбите, якоже и прочии неимущии упования. Он не исключает печали, не законополагает бесстрастия и не заповедует того, что вне пределов естества, но умеряет печаль верою, только что (едва-едва) не говоря следующего: вы не руководитесь теми же самыми надеждами, как еллины, иудеи и те из еретиков, которые считают воскресение баснею (φλυαριαν), равным образом вы не имейте и тех же {какие были у них) поводов к утешению. Ибо они почитают разрушение живого существа смертью и признают кончину совершенным уничтожением, а вы, прозирая очами веры грядущее, разрушение тела от души считаете отшествием 2, веруете, что это преставление и переход, – сон, кратчайший обыкновенного. Этому научают нас все Апостолы и пророки; в этих надеждах мы крещены, поелику и самое спасительное крещение имеет образ смерти и воскресения. Посему и блаженный Павел восклицает: елицы во Христа крестихомся, в смерть его крестихомся (Рим. VI, 3); и еще: аще бо снасаждени (συμφυτοι) 3 быхом подобию смерти Его, то и воскресения будет (ст. 5). Итак, увещеваю: имея таковые надежды, будем умерять скорбь благочестием; покажем всем любомудрие, какому мы научены верой; наставим и поныне еще болящих неверием относительно того, какие блага доставляет нам вера уже в настоящей жизни, предуготовляющая нас к мужественному перенесению всего и научающая, что смерть не смерть, а отшествие. Не брак дал нам дочку, не брак произвел родителей, но сделал отцев наш Творец и законоположник брака 4, – [357] не так, чтобы Он давал нам детей, исполняя должное, но так, что по Своей щедрости Он произращает блага людям. Посему не будем негодовать, что Он взял то, что дал, ибо Он дал, как хотел, и взял Свое, а не наше; и взяв, Он не погубляет, а возвратит нам его в день воскресения бессмертным, бесстрастным и непреложным. Будем благодарить Его за то, что Он взял безупречную, свободную от прегрешений, незапятнанную злобою, не испытавшую лукавства. Мы любим девочку; – посему будем сорадоваться ей в переселении, ибо она переплыла соленое и горькое море, устремилась к спокойным гаваням, и удалилась от той сильной и тяжкой бури, какая вас ныне постигла. Будем рассуждением побеждать уколы природы; будем считать это искушение (удобным) временем для свидетельства (о вере нашей). Природа побуждает скорбеть: – рассудок пусть благодарит, а та – пусть следует его указаниям. Память о девочке поражает: – будем противопоставлять этому память о Творце. Скажем: Господь даде, Господь отъят: яко Господеви изволися, тако и бысть: буди имя Господне благословенно во веки (Иов. I, 21). Восприявший 5 это (Иов) предал смерти разом десять детей, и он отправлял их во гроб не по одному и не страдавших долгое время, так чтобы страдание, сделавшееся от времени обычным, причиняло слабейшую скорбь, но внезапно он услышал о кончине всех и, при том, о кончине необыкновенной и неожиданной: ибо евшие и возлежавшие на ложах, – они совершенно погибли, когда обрушился на них дом. Что тягостнее этого зрелища случалось в жизни? В какой трагедии встречались такие несчастия? [358] Сообразите, насколько тягостно и печально раскапывать, словно могильный курган, бывший дом свой, разыскивать тела детей и находить одного – лежащим вместе с чашей, другого – с протянутою к трапезе рукой, видеть одного – с выколотыми глазами, другого – с переломленными голенями, того с отсеченными руками, этого – с оторванною головой. Видя все это, мужественный отец тот (Иов) не произнес ни одного слова негодования, но продолжал воспевать Творца и благодарить Его за все. Господь, – говорил он (Иов. I, 21), – даде, Господь отъят: буди имя Господне благословенно во веки. Блаженный патриарх Авраам имел только одного сына и то (получил его) в старости, после многих обетований, когда прошло много лет; но между тем как в будущем ему следовало видеть в нем жениха, в это время Бог всяческих повелел ему заколоть его и принести в жертву (Быт. XXII). И он не возразил и не выразил негодования по поводу этого повеления, но поспешил с радостью, терзал его (сына) в продолжение пути и уже хотел принести в жертву. Он рачительно избрал место для жертвоприношения, тотчас же воздвиг жертвенник и положил дрова, затем связал сына и протянул отеческую руку против возлюбленнейшего. И пусть никто не говорит, что Бог воспретил там заклание, но пусть исследует готовность Авраама. Но, может быть, кто-нибудь скажет, что в этом случае Бог приказал и потому Авраам повиновался, а ведь здесь Бог (прямо) взял; почему же Он не сказал: дай мне дочь единородную, которую ты возлюбил? Но мы знаем, что Он сам взял, ибо в руце Его душа всех живущих (Иов. XII, 10). И блаженный Давид (воспевает): отъимеши дух их, и исчезнут: послеши духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли [359] (Псал. СШ, 29-30). Посему будем верить и мы, что принесли дочку в жертву Богу: ибо если мы будем мудрствовать так, то удостоимся лона Авраамова, а в настоящей жизни Господь даст нам другой дар вместо того, который Он взял. И славная Анна, родившая Самуила по молитве и потом принесшая его Богу, сделалась матерью и других детей по молитве священника (1 Цар. I, 15). Итак, перенося мужественно это страдание, мы сподобимся многих благ, поелику мы будем иметь Бога милостивым, в течение настоящей жизни удостоимся от Него попечения, в будущей – получим те неизреченные воздаяния и посланную вперед себя дочку увидим увенчанною, а в настоящей жизни приобретем себе славу от всех и будем первообразом для желающих себе пользы. Пишу это потому, что время праздника не позволяет мне уходить отсюда. Если бы не это, я пришел бы сам и собственным голосом подал бы это утешение; но так как нужда многих воспрепятствовала сделать это, то вместо себя мы послали к вашей добродетели боголюбезнейшего пресвитера Агапита.


Комментарии

1. См. к письму 214 (ХХIV)-му на стр. 345,3.

2. Ср., напр, письмо 14 (стр. 14).

3. Так же читает это место блаж. Феодорит и в толковании на послание к Римлянам (Творения VII, стр. 6З).

4. Ср. письма 14 (стр. 15), 27 (стр. 30) и 146, V (стр. 213).

5. Вместо ο ταυτα δεξαμενоς, может быть, следует читать: ο ταυτα ευξαμενоς, т. е «возблагодаривший таким образом, принесший такое благодарение»; или – лучше – φθεγξάμενоς – «изрекший».

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.