|
221 (XLI). Епископу Антиохийскому Феодоту 1. Природа благовременно дала детям откровенность по отношению к родителям, а слугам – закон рабства: с молчанием почитать господство и говорить владельцам поистине то, что должно. Таков закон и у педономов 2 и педотривов 3, которым выпало на долю заведовать всем вообще воспитанием или сообщать какое-либо искусство и знание. Опираясь на этот закон и сверх сего на кротость и расположение твоей священной души, каковых издавна удостоило нас твое благочестие, я переступаю пределы и сообщаю моему господину о неожиданно напавшем на меня унынии вместе с тем, что я назвал бы дерзновением. Ибо я поистине скорбел и сильно печалился, что никто и даже боголюбезнейший пресвитер 4 Аетий не уведомил меня о прибытии твоего преподобия в Архей 5. Я жалуюсь на него твоей святости, как весьма обиженный им. Ведь я хотел наперед знать о любезнейшем присутствии твоем (там), спешить, как бы на крыльях, перейти чрез Гиндар 6 и попросил бы тогда [353] оказать хоть самую маленькую честь, а именно: – провести вместе те немногие дни, представить всю нужду в отеческой любви (твоей) и просить, чтобы ты освятил наш город (Кир) твоими священными стопами. Α теперь я лишен всего этого. Ибо в то время, как твое преподобие присутствовало (в Архее), я не знал об этом, – и только в четырнадцатый день, совершая празднование победоносных мучеников 7 в Минингах 8, я услышал разговоры об этом. Узнавши и желая исследовать истину, я выведал от других, что твое благочестие, пробывши (там) только два дня, уже отбыло. Я не поверил и этим вторым, но по прибытии в Масхалас 9 убедился, что те и другие были правы, и прекратил свой путь. Я сильно восскорбел душою и потому, что не нашел отеческого почтения (мужа, которого чту, как отца), но лишился духовной помощи, и потому, что простился со степенью служащих твоей святыни 10: ибо если бы я еще был в числе их, то я не остался бы в неведении о твоем прибытии, отче (τη των θεραπευόντων σоυ την άγιωσυνην συντεταγμαι μоιρα ου γαρ εκείνоις εγκεκριμένоς, άπυστоς έμεινα της οής, ω πάτερ, επιδημίας). Скорбя о сем, как сын, я сообщил это за все почтеннейшему для меня отцу и владыке, и защищаясь относительно неведения и скорбя по поводу этого неведения. Комментарии1. Замечания к сему письму см. у † проф. В. В. Болотова в «Христ Чтении» 1892 г., № 7-8, стр. 70-71. 2. Лицо, наблюдавшее за воспитанием и поведением детей. 3. Учитель гимнастики. 4. Конечно, Антиохийский. 5. Местность эта – неизвестна, но, очевидно, была около Гиндара на границе «парикии» Кирской. 6. Страбон упоминает «город Гиндар, акрополь Киррестики и удобное для разбойников убежище» (География XVI, 2: 8 по переводу проф. Ф. Г. Мищенка, Москва 1879, стр. 767-768); он лежал на пути из Кира в Антиохию (см. not. 25 Baluzii ad cap. CVLVI Synodicon'a: Migne, gr. ser. t LXXXIV, col. 761) См. и ниже письмо 253 (гл. 146). 7. Саккелион предполагает, что здесь разумеются Фирс, Левкий и Каллиник, память которых празднуется церковью 14-го декабря. 8. Мининги лежали в 24 римских милях и от Кира, и от Верии, т. е. почти в 34 верстах. 9. Положение этой местности нам неизвестно. 10. Т. е. подчиненных канонически тебе, как «экзарху» (Mansi VII, 236 237 Деяния вселенских соборов IV, стр. 220 221 по 1-му изд. 1865 г., стр. 98. 99 по 2-му изд. 1878 г. и стр 91. 93 по 3-му изд. 1908 г). |
|