|
23. Патрицию Ареовинду 1. Творец и Устроитель всего 2 распределил между людьми богатство и бедность не в силу несправедливого решения, но в скудости бедняков подавая богачам повод явить себя полезными (чрез благотворения). Подобно сему он посылает людям бедствия не только потому, что совершает праведный суд над погрешившими, но еще для того, чтобы и [28] богачам доставить предлог к человеколюбию. Итак, когда в предшествующем году Владыка навел на нас те бичи, значительно легчайшие согрешений наших, но достаточные для удручения земледельцев ( – об этом я уже извещал ваше благородство [μεγαλоφυίαν] чрез ваших поселенцев 3 – ); то я прошу вас: сжальтесь над землепашцами, понесшими труд 4, но получившими мало плода! Да будет для вас неплодородие случаем к духовному 5 плодоносию и да восприимете милость божественную за подобную милость. Ради этого приходил к вашему величию (μέγεθоς) и светлейший 6 Дионисий, чтобы сообщить о страданиях и получить врачевание; он же приносит и эти письма, как бы некоторое моление, надеясь достигнуть чрез них большего человеколюбия (от вас). Комментарии1. Άριоβίνδα πατρικίω. Кажется, это то же самое лицо, которому адресовано XVIII-е письмо из числа изданных Саккелионом (см. ниже под № 193-м), надписанное так: Άριоβίνδω στρατηλάτη. Этот патриций, Флавий Ареовинда(ъ) Марциалий, был консулом (cos. ord.) в 434 году, упоминается между полководцами, отправленными Феодосием Младшим против полчищ Аттилы (Theophanis Chronographia: Migne, gr. ser. t. CVIII, col. 264. 265). Смерть его комит Марцеллин относит к 449 году (Chronicon: Migne, lat. ser. t. LI, col. 928), когда он был „государственным канцлером". Внук этого „стратилата" Ареовинда патриция, сын Дегалоифа (cos. ord. 461), – тоже Ареовинд (cos. ord. 506), женатый на Юлиане (дочери Оливрия и Плакидии), был вместе и правнуком Аспара (по женской линии – чрез свою мать Диагисфею или Годисфею, дочерь сына Аспарова Ардавурия, cos. ord. 447), способствовавшего новому возвышению блаж. Феодорита (см. письмо 139 ей. См. Н. F. Clinton, An Epitome of Civil and Literary Chronology of Rome and Constantinople, from the Death of Augustus to the Death of Heraclius (Oxford 1853), p. 278, и y † проф. Β. Β. Болотова в „Христ. Чтении" 1892 г., № 7-8, стр. 78-79), а также примечание (σελ. 15) Саккелиона к изданному им письму XVIII (198)-му. 2. Рукопись Саккеллиона (σελ. 43): Бог всяческих. 3. γυπόνων. Это суть колоны (coloni), каким словом назывались как рабы, так и свободные люди (см., напр., Г. Финлей, Греция под римским владычеством; перевод с английского Софьи Никитенко, Москва 1877, стр. 139). Этот институт получил начало при Диоклетиане и означал целый класс несвободных, или крепостных, крестьян, обрабатывавших земли землевладельцев – собственников (поссессоров) и обязанных известными повинностями последнему и государству См. Шлоссер, Всемирная история в переводе под редакциею Η. Γ. Чернышевского, т. IV (Спб. 1862), стр. 451. К. Неволин, Энциклопедия законоведения, т. II (Киев 1840), стр. 378-379. Ф. Проскуряков, Институты императора Юстиниана (Спб. 1859), стр, 71-72. Проф. Н. А. Скабалонович, Византийское государство и церковь в XI веке, от смерти императора Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина (Спб. 1884), стр. 231-232. 236 сл. М. Белоруссов, Колонат; очерк возникновения римского крепостного права, Варшава 1903. 4. Рук. Саккеллиона (σελ. 43): произведшими посев. 5. Рукоп. Саккеллиона (σελ. 43): отеческому. 6. Λαμπρότατоς = clarissimus. см. Paul Koch, Die Byzantinischen Beamtentitel Iena 1903, S. 10-22; Prof. Otto Hirschfeld, Die Rangtitel der romischen Kaiserzeit в „Sitzungsberichte der Koniglich Preussichen Akademie der Wissenschaflen zu Berlin" XXV (1901), S. 580 ff. |
|