199 (XIX). Бывшему префекту Константину 1.
Бог всяческих украсил разумом природу людей, благодаря чему она сама по себе находит нужное: свидетели этому древние, не принявшие законов от других, но сами изобретшие законы и проводившие сообразную разумным жизнь. Если же кто-нибудь присоединит к природе еще воспитание и будет заботливо вскормлен трудами других, тот приносит природе, как бы некоторый материал, всяческое наставление. Она (природа), как знающая, отделяет (теперь) все излишнее, принимает полезное и приготовляет достолюбезное украшение добродетели: ибо ни от поэтов, ни от философов, ни от других логографов [летописцев] не принимает просто и как случится, но, подражая пчеле 2, собирает нужное и оставляет излишнее. Твое великолепие, возлюбивши подобную жизнь, увеличило врожденное природе слово, показало его – скрываемое, поелику страсти скрывают его, как бы поди, водою, но и в этом случае, когда оно получит крылья, оно восплывает, выныряет и живет как бы во свете. Ради сего я и умоляю особенно твое благородство (μεγαλоφνίαν) за нуждающихся в попечении (πρоμη&είας), ибо, движимый к сему более разумно, ты и заботишься с большею попечительностью. Прошу, чтобы удивительнейший и блистательнейший Дионисий удостоился такой заботливости. – Дионисий, взявший управление не добровольно, сжившийся с бедностью, любящий достойную и умеренною жизнь, а вносящий (налогами) то, чего не мог бы отдать, даже и ставши из свободного рабом. Если бы он решился сообщить трагедию собственных несчастий [334] ( – обратите же внимание, блистающие кротостью! – ), он удостоился бы сожаления и пощады не только от вас, расположенных к милости, но и он избравших противное. Настолько заслуживает жалости драма его страданий!
Комментарии
1. Письмо это отправлено, вероятно, в начале 448 года; см. у † проф. В. В. Болотова в «Христ. Чтении» 1898 г., № 7-8, стр. 82 и ср. к письму 42-му (на стр. 40).
2. Ср. письмо 62 (стр. 57) и 185 (стр. 319).
|