|
197. (XVII). Комиту «Востока» Дионисию 1. Многие желают начальствовать над другими, но не многие умеют: ибо забота о людях требует искусства, высшего всех других, а равно и здравости рассуждения, дабы, украшаясь ею, пекущийся об них (людях) мог приискать, что нужно делать; она требует еще мудрости и справедливости, чтобы всякое дело определялось первою и венчалось обеими вместе, а не портилось противоположными [331] расположениями. Посему же таковой человек нуждается в мужестве и рассудительности, ибо это для препобеждения противников. Твое великолепие, украшенное всеми этими качествами, вполне постигло значение своей власти, но если бы к тому присоединилось еще увенчивающее их благочестие 2 ( – будучи знакомым, я не могу умолчать об этом, но приведу и самое великое – ), то порицание было бы бессильно составить какую-либо клевету (против вас). Впрочем, это потребовало бы у меня длинного рассуждения. Ныне же я прошу твое величие быть благовременно справедливым к подчиненным (περι τους αρχουμενους), заботливым об общественных делах и содействовать устроению Кира, так как он для государственной казны (τоις δημοσιοις) полезнее многих блестящих и славных городов: ибо он вносит доходов (податей) гораздо больше их (πολλαπλασια γαρ έκεινων εισφέρει), а между тем подвергся несправедливому нареканию, которое поэтому тотчас и обнаружится. Дивный (θαυμεσιος) сын ваш Филипп отправился в столицу, сообщить верховному начальнику города 3 о страданиях и получить вполне целительные лекарства для предотвращения угрожающей опасности. В виду этого я прошу краткой отсрочки (μικραν αναβоλήν), так как мы надеемся, что человеколюбивый Владыка наш в самом непродолжительном времени рассеет это мрачное и грозное облако. Комментарии1. Нам известен военачальник (magister militum per Orientem) Дионисий, которому было поручено принудить некоторых непокорных епископов «восточных» примириться с Иоанном Антиохийским, а чрез него – и с Кириллом Александрийским. См. Synodicon, cap. СХХХV, СХLII, CXLIII, CLXXIX, CLXXXI: Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 750-751, 758. 758-759. 796. 797-798 и см. ниже №№-ра 235 (гл. 60), 249 (гл. 133) и 258 (гл. 146). Письмо это отправлено в Антиохию, – по всей вероятности, – в 447 году. См. к письму 42-му на стр. 40. 2. Дионисий, – очевидно, – не был христианином. 3. Т. е. praefectus praetorio urbis, каким в конце 447 году был Константий или Константин (comitis Marcellini Chronicon: Migne, lat. ser t. LI, col. 927), к которому – именно по этому предмету – отправлено письмо 42-е (стр. 40-44). |
|