|
191. (X). Софисту Аерию. Ты, превосходнейший муж, несправедлив, не только «на цыпочках» по пословице 1, не позволяя нам пользоваться твоею ученостью, но презирая жаждущих и скрывая источники слов: тогда как следует предлагать эти струи и незнаемым, – ты и знакомых не допускаешь наслаждаться ими. Ведь скрываемое богатство бесполезно для владельцев, а являемое – показывает их славными и знаменитыми. Говорят, что и колодцы, из которых перестают черпать, мучат нуждающихся 2, а те, откуда постоянно черпают, доставляют приятные и чистейшие струи. Особенное свойство искусства, которое ты преподаешь юношам, – не Пифагорейское молчание 3, а говорливость и слава, несущиеся подобно потоку. Если ты молчишь только по отношению к нам, то скажи причину молчания, дабы я мог изобличить несправедливо молчащего. Комментарии1. Эта пословица ακρоις – ακρоίσι – δακτυλоις прилагалась к тем, которые не старались надлежащим образом о воспитании кого-либо (Зиновий I, 61). 2. Потому, конечно, что в них вода бывает плохая. 3. Молчание для некоторых учеников Пифагорейской школы было обязательным требованием. По этому предмету от Пифагора сохранились, между прочим, следующие правила: «прежде всего прочего удерживай язык свой», «должно упражняться в молчании» (см. у † проф. И. П. Корсунского, Изречения древнейших греческих мыслителей, выбранные из сочинений Диогена Лаэрция, Плутарха, Стобея и др., Харьков 1887, стр. 109, 112). |
|