|
180. Послание Феодорита (как некоторые думают) Домну 1, епископу Антиохийскому, писанное после того, как умер Кирилл, епископ Александрийский 2. Наконец поздно и едва умер злой человек. Ибо добрые и благодетельные люди переселяются туда прежде времени, а злые живут весьма долговременно. Я думаю, что промыслительный Раздаятель всех благ раньше времени избавляет первых от человеческих скорбей и, как победителей, освобождает от борений и переводит в лучшую жизнь; жизнь эта – бессмертная, без печали и беспокойства – обещана в награду тем, которые борются за добродетель. Любителям же и совершителям зла Он попускает долее пользоваться настоящею жизнью или для того, чтобы они насытились злобою и после научились добродетели, или для того, чтобы терпели наказание и в сем мире, за свои вредные нравы обуреваясь в течение долгого времени горестными и бедственными волнами настоящей жизни. [313] Α его несчастного (Кирилла Александрийского) Правитель душ наших не оставил – подобно другим – далее наслаждаться тем, что кажется увеселительным; но, зная злобу сего мужа, ежедневно возраставшую и вредившую телу Церкви, отторг, как бы некую язву, и отъял поношение от сынов Израиля (1 Цар. XVII, 26). Отшествие его обрадовало оставшихся в живых; но опечалило, может быть, умерших, – и можно опасаться, чтобы они, слишком отягченные его сообществом, опять не отослали его к нам, или чтобы он не убежал от тех, которые отводят его (в подземный мир), как тиран циника Лукиана 3. Итак, надобно позаботиться ( – и твоей святости нужно особенно предпринять эту поспешность – ) приказать обществу носильщиков умерших положить какой-нибудь величайший и тяжелейший камень на гробницу, чтобы он (Кирилл) опять сюда не пришел и снова не стал доказывать нетвердые мнения. Пусть он возвещает новые догматы находящимся в аду и пусть там разглагольствует днем и ночью, как хочет. Ибо мы не боимся, чтобы он и их разделил, говоря публично против благочестия и окружая смертью бессмертное естество. Ведь его закидают камнями не только те, которые научены божественному, но также и Немврод и Фараон и Сеннахирим и всякий подобный им противник Бога. Но я без причины стал бы говорить много: ибо он, несчастный, молчит по неволе. Изыдет, – говорит Писание (Псал. CXLV, 4), – дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления. Он же имеет и другое молчание. Ибо [314] обнаженные дела его связывают язык, зажимают рот, обуздывают чувство, заставляют молчать, принуждают клониться к земле. Посему я плачу и рыдаю о несчастном; ибо весть о его смерти доставила мне не чистое удовольствие, а смешанное с печалью. Я радуюсь и услаждаюсь, видя общество церковное освобожденным от такого рода заразы; но печалюсь и рыдаю, помышляя, что он, жалкий, не успокоился от зол, но умер, покушаясь на большие и худшие. Ибо он, как говорят, бредил возмутить и царствующий город и снова противоборствовать благочестивым догматам и обвинить твою святость, почитающую их. Но Бог видит и – не презрел: «Он наложил узду на его уста и удила на его губы и возвратил его в землю, из которой он взят» (Иса. ХХXVII, 29). Да будет же, по молитвам твоей святости, чтобы он снискал милосердие и прощение, и чтобы безмерная милость Божия победила его злобу. Прошу твою святость освободить нас от смущений душевных. Ибо многочисленные и разнообразные слухи несутся со всех сторон и смущают нас, возвещая общие бедствия. Некоторые говорят, что и твое благоговение против воли отправляется в народное собрание. Я доныне презирал, как ложное, то, что разглашается; а так как увидел, что все говорят одно и тоже, то счел необходимым узнать истину от твоей святости для того, чтобы нам или посмеяться над этим, как ложным, или по справедливости оплакать, как истинное. Комментарии1. Эта конъектура принята Гарнье вместо слова (,,к) Иоанну», ибо Иоанн Антиохийский умер (в 441 или в 442 году) прежде Кирилла Александрийского († в 444 году). 2. Деяния вселенских соборов V, стр. 227-230: 3-е изд., стр. 117-119. Перевод этого письма, сохранившегося только в латинской редакции и едва ли принадлежащего блаж. Феодориту (см. у Н. Н. Глубоковского, Блаженный Феодорит II, стр. 483-486), проверен и исправлен по тексту в собрании писем блаж. Феодорита. 3. Разумеется рассказ в диалоге Лукиана под заглавием «Тиран», где так говорится о Мегапене-тиране. |
|