|
170. Послание епископу Руфу некоторых «восточных», которые были посланы в Константинополь 1. Боголюбезнейшему и преподобнейшему [296] сослужителю Руфу Иоанн, Имерий, Феодорит и прочие епископы о Господе радоваться. Благочестие и церковный мир, по нашему мнению, весьма много потерпели вреда по причине отсутствия твоей святости. Ибо если бы вы были здесь, то утихли бы происшедшие возмущения и дерзостные бесчиния, – и вместе с нами вы победили бы ереси, внесенные в православную веру и евангельское и апостольское учение, которое дети преемственно получали от отцов и сохранили даже до нас. Это мы говорим не без причины, а узнав о твоем намерении из послания твоего богочестия к Юлиану, боголюбезнейшему и святейшему епископу Сердикскому 2. В этом послании содержится достодолжное увещание к сему благочестивейшему епископу «поборать за веру, изложенную блаженными отцами, собиравшимися в Никее, и не позволять произносить на их учение какой-либо укоризны или нарекания, потому что в нем заключается все нужное для того, чтобы и истину показать и истину и ложь изобличить». Такое увещание твоего преподобия было справедливо, истинно и благочестиво, и получивший ваше послание последовал вашему совету. Но многие из пришедших на собор, – по слову пророка, – уклонишася и неключими быша (Псал. XIII, 3). Ибо, оставив веру, принятую от святых отцов, подписали двенадцать «глав» Кирилла Александрийского, проникнутых зломыслием Аполлинария и сходных с нечестием Ария и Евномия, и всех, не принимающих столь явного нечестия, анафематствуют. Против такой пагубы для веры мужественно [297] восстали как мы, пришедшие с «Востока», так и другие, собравшиеся из разных диоцезов для того, чтобы утвердить веру, изложенную блаженными отцами в Никее. Ибо в ней, – как известно твоей святости, – содержится все нужное для наставления в евангельских догматах и для изобличения всякой ереси. За нее мы ратуем непрерывно, испытывая всякого рода и радости и печали жизни, чтобы сохранить неповрежденным это наследие, полученное от отцов. По этой причине мы низложили Кирилла и Мемнона, – первого, как ересеначальника, – второго, как содейственника его, помогавшего ему во всем при укреплении и утверждении тех («глав», которые составлены к погибели церквей; а прочих, которые осмелились подписать и согласились принять противные вере догматы, мы лишили (церковного) общения до тех пор, пока они не анафематствуют их («главы») и не обратятся к вере собиравшихся в Никее (святых отцов). Но наше великодушие нисколько не вразумило их. Ибо и до сего дня они защищают те развращенные догматы и преступили каноническое правило, которое ясно заповедует: «если какой-либо епископ, низверженный из своего сана собором, или пресвитер, или диакон – своим епископом, осмелится совершить священную службу и не подчинится суду собора, то нет таковому оправдания – даже и от другого собора, но и все, входящие в общение с ним, должны быть совершенно отлучены от Церкви» 4. Такому определению подверглись и низложенные и лишенные (церковного) общения. Ибо, как только они узнали о своем низложении и отлучении, тотчас [298] начали священнодействовать и до сих пор продолжают совершать таинства, как бы не веруя Тому, Кто сказал: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси (Матф. XVIII, 18). Мы еще в самом начале думали сообщить об этом твоей святости, но, надеясь на какую-нибудь перемену этих печальных обстоятельств, терпели до настоящего времени, однако обманулись в этой надежде. Ибо они не перестали ратовать за эту нечестивую ересь и не слушают внушений благочестивейшего царя. Ведь пять раз он убеждал как их, так и нас и повелел им или отвергнуть «главы» Кирилла, как противные вере, или принять состязание за них и показать, что оне («главы») согласны с исповеданием святых отцов. Мы имели в готовности изобличения, которыми доказали бы, что оне («главы») прямо противоречат учителям православия и в сильной степени сходны с учением еретиков. Ибо посеявший эти злые семена (Кирилл) учит в них, что страдало божество Единородного Сына Божия, а не человечество, которое Он принял ради нашего спасения; между тем божество, воплотившись, усвоило себе эти страдания, как страдания своего тела, но само в собственном своем естестве нимало не страдало. К этому он (Кирилл) прибавляет, что из божества и человечества произошло одно естество, ибо выражение: Слово плоть бысть (Иоан. I, 14) объясняет так, будто божество подверглось некоторой перемене и изменилось в плоть. При этом он еще анафематствует тех, кто различает евангельские и апостольские слова о Владыке Христе и уничижительные относит к человечеству, а богоприличные к божеству Христову. Но это делали ариане и евномиане, которые, умствуя таким образом и уничижительные ради домостроительства выражения [299] относя к божеству, не усомнились утверждать, что Бог-Слово есть создание и творение, и что Он другой субстанции и не подобен Отцу. Всякий легко может видеть, какое богохульство происходит из этого учения. Ибо при этом вводится смешение естеств, и Богу-Слову приписываются слова: Боже мой, Боже мой, вскую мя оставил (Псал. XXI, 1. Матф. XXVII, 46), также слова: Отче, аще возможно, да мимо идет чаша сия от Мене (Матф. XXVI, 39), потом голод, жажда, укрепление Ангела (Лук. XXII, 43) и слова: ныне душа моя возмутися (Иоан. XII, 26), еще: прискорбна есть душа моя даже до смерти (Матф. XXVI, 38. Марк. XIV, 34) и все прочее подобное, относящееся к человечеству Господа; но все это, как всякий легко может видеть, явно сходствует с учением Ария и Евномия. Ибо они, не в состояний будучи согласить двух естеств, страдания и уничижительные выражения приписывают, как выше сказано, божеству Христову. Да будет известно твоему богочестию, что арианствующие учители в настоящее время ничему другому не учат в своих церквах, как тому, что проповедовавшие (прежде) единосущие соглашаются ныне с Арием, и что (якобы) истина (арианства) после долгого времени наконец воссияла. Но мы продолжаем исповедывать догматы блаженных отцов, собиравшихся в Никее, и тех, кои после них просияли учением, – Евстафия Антиохийского, Василия Кесарийского, Григория, Иоанна, Афанасия, Феофила, Дамаса Римского, Амвросия Медиоланского и прочих, согласно с ними учивших, потому что они, следуя евангельским, апостольским и пророческим речениям (догматам), предали нам точное правило православия. Это правило стараемся соблюсти неизменным и неподвижным все мы, живущие на «Востоке», а равно Вифинийцы, Пафлагоняне, вторая [300] Каппадокия, Писидия, Фессалия, Мизия и Родоп и весьма многие другие из различных епархий. Известно также что Италийцы не принимают этого новшества; ибо боголюбезнейший и святейший Мартин 5, епископ Медиоланский, послал нам письмо, а благочестивейшему царю выслал книгу блаженного Амвросия о вочеловечении Господа, в которой содержится учение, противное этим еретическим «главам». Да будет известно твоей святости и то, что Кирилл и Мемнон не удовольствовались тем, что извратили православную веру, но попрали еще и все каноны. Ибо тех, кто в разных епархиях и диоцезах лишен был (церковного) общения, они тотчас же приняли в общение, а равно и других, обвиненных в ересях и учащих одинаково с Келестием и Пелагием ( – ибо они евхиты или энтузиасты – ) и потому лишенных (церковного) общения главою диоцеза, или митрополитом, они приняли в общение, презрев правила церковного, благочиния, и, набрав себе отовсюду толпу, стараются утвердить свое учение более тиранством, нежели благочестием. Не имея благочестия, они по необходимости измыслили для себя другую силу, т. е. оружие человеческое, и вздумали ратовать против веры отцов обилием денег. Но при помощи твоего преподобия, с обычною ревностью защищающего веру, им ничто не поможет. Итак просим тебя, святейший владыко, удаляться от общения с теми, которые с такою дерзостью ввели ересь, и объявить всем – и ближними дальним, что это те самые «главы», за которые треблаженный Дамас низложил Аполлинария, Виталия и Тимофея, как еретиков; что не должно простодушно верить посланному от него (Кирилла) посланию, в [301] коем он прикрыл еретические мысли видом благочестия, ибо в своих «главах» он открыто обнаружил свое нечестие и посему тех, кто иначе мыслит, дерзнул анафемствовать, а в послании задумал коварно обмануть простейших хитростью. Итак, ваше преподобие да не пренебрежет этим делом, чтобы впоследствии, когда эта ересь утвердится, не скорбеть напрасно и не мучиться тем, что не можете защитить благочестия. Мы послали еще список сочинения, представленного нами благочестивейшему и христолюбивому царю нашему и содержащего в себе веру святых отцов Никейских, где мы опровергаем нововведенные «главы» «Кирилла, которые считаем чуждыми православной вере. Так как, вследствие повеления благочестивейшего царя, нас только восемь человек пришли в Константинополь, то мы приложили еще копию с наставления (τо ισου τоυ τόμоυ), данного нам святым собором 6, из которого можете узнать перечисленные в нем епархии. Их узнает твое преподобие из подписей митрополитов. Приветствуем все находящееся с тобою братство. Комментарии1. Деяния вселенских соборов I, стр. 838-845; 2-ф изд., стр 333-336. 2. Письмо сохранилось в греческом подлиннике; перевод пересмотрен и исправлен по тексту в собрании писем блаж. Феодорита. 3. Чтение рукописей Έριδικης издатели поправляют на Σερδικής (или Σαρδικής). 4. См. 4-е правило Антиохийского собора в издании Правила св. поместных соборов с толкованиями, вып. I (Москва 1880), стр. 151. 5. Правильнее имя этого епископа Медиоланского: Мартиниан. 6. См. Деяния вселенских соборов I, стр. 811-813; 2-е изд., стр. 322-323. |
|