|
153. Тех же донесение императрицам (Пульхерие и Евдокие) 1. Мы поставлены в необходимость объяснить вашему благочестию противное тому, о чем надеялись – было – мы известить вас: сделать это принудило нас тираническое бесчиние Кирилла Александрийского и Мемнона Ефесского. Ибо, – по норме церковных определений и по благочестивым предписаниям христолюбивых императоров наших, – им надлежало дождаться имевших прибыть боголюбезнейших епископов и (потом) всем сообща рассмотреть касающееся благочестивой веры, исследовать возникшие спорные недоумения и – по тщательном разыскании – утвердить апостольское учение (догмат). Но они, написав нам, будто бы ожидают нашего прибытия, и узнав, что мы находимся за три переезда (станции, μоνών), составили между собою тираническое сборище и дерзнули на поступки нелегальные, противозаконные и исполненные всякого бесчиния, хотя великолепнейший комит Кандидиан, посланный для наблюдения за благочинием благочестивейшими и христолюбивыми императорами нашими, и устно и письменно внушал им дожидаться приглашенных боголюбезнейших епископов и не вводить ничего нового относительно благочестивой веры, но поступать по предписаниям наших императоров, пекущихся о предметах божественных. Однако они, – хотя слышали и императорскую грамоту и внушения великолепнейшего комита Кандидиана, – мало заботясь о благочинии, яйца аспидов [258] разбиша и постав паучинный ткут 2 – по пророку, но хотяй от яиц их ясти, разбив запорток найдет в нем василиска (Иса. LIX, 5). Посему дерзновенно взываем: постав их не будет на ризу, и не одеждутся от дел рук своих (ст. 6). Итак, увидев многие их бесчинства ( – ибо они заперли церкви и святые памятники [часовни] мучеников, не допустили совершить праздник св. Пятидесятницы и, кроме того, посылая служителей своего тиранического бесчиния в жилища епископов и чиня страшные угрозы, принуждали их подписывать то, на что они противозаконно дерзнули – ), мы вышепоименованных Кирилла и Мемнона низложили и лишили епископства, а соучастников их бесчиния, привлеченных или лестью, или страхом, отлучили от (церковного) общения до тех пор, пока, почувствовав свои язвы, они искренне раскаются и, анафематствовавши еретические «главы» Кирилла, согласные с нечестием Аполлинария, Ария и Евномия, опять примут веру святых отцов, собравшихся в Никее, и, мирно и без всякого шума сошедшись на собор, по благочестивым предписаниям христолюбивых императоров наших, восхотят тщательно исследовать вместе с нами спорные предметы и честно (без лукавства) хранить чистый свет евангельской веры. Комментарии1. См. Деяния вселенских соборов I, стр. 665-667; 2-е изд., стр. 264-265. Перевод пересмотрен и исправлен по тексту в собрании писем блаж. Феодорита. 2. Эти слова употребляются в такой комбинации именно блаж. Феодоритом: см. письма 99 (на стр. 114) и 234 (гл. 54) и ср 155 (стр. 260) и 265 (гл. 13). |
|