|
148. Наставление 1, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории. I. Вера Нестория или – вернее – его злоучение в главным своих чертах таково. Он говорит, что Бог-Слово, знавший наперед, что родившийся от святой Девы будет святым и великим (Лук. I, 35. 32), избрал именно его для сей цели и устроил так, что он родился от Девы без (семени) мужа, позволил ему называться Своими собственными именами и (наконец) воздвиг его (из мертвых). Поэтому, хотя Единородное Слово Божие и называется вочеловечившимся, но только в том смысле, что Оно всегда пребывало с тем святым человеком, который родился от Девы; – подобно тому, как Оно пребыло с пророками, так же пребывало Оно, – по словам Нестория, – и с этим человеком – только в еще более тесном соприкосновении (κατά μείζоνα συνάφειαν). Посему он (Несторий) всюду избегает термина «соединение» (την tvcoaiv), но пользуется термином «соприкосновение» (συναφειαν), когда Оно (Слово) остается внешним (для родившегося от Девы) и как бы говорит (Оно) к Иисусу: якоже бех с Моисеом, тако буду и с тобою (И. Нав. I, 5). Однако, скрывая свое нечестие, он (Несторий) говорит, что (Слово) сопребывало с ним (рожденным от Девы) от чрева (матери). II. Поэтому он (Несторий) считает Его (Иисуса [224] Христа) не Богом истинным, но только названным так по благоволению Божию. Что касается того, что Он именовался Господом, то опять (Несторий) хочет понимать это название таким же образом, что Богу-Слову благоугодно было дать Ему (Иисусу Христу) и это наименование. III. Он (Несторий) не говорит, – как делаем это мы – что за нас умер и воскрес Сын Божий, но говорит: умер человек и воскрес человек; и ничего такого он не относит к Слову Божию. IV. Ведь и мы исповедуем, что Слово Божие бессмертно и есть жизнь; но мы веруем, что Оно «сделалось плотию» (Иоан. I, 14), т. е., соединив с собою плоть вместе с душою разумной, страдало плотию, по Писаниям; и когда пострадало Его тело, – говорится, что Само (Слово) страдало, хотя по природе Оно бесстрастно; и когда воскресло Его тело, – ибо «плоть Его не видела тления» (ср. Псал. XV, 10. Деян. II, 27. 31), – говорится, что Само (Слово) воскресло за мертвых. Α тот (Несторий) не так думает, но утверждает, что страдание и воскресение принадлежали человеку и что предлагается в таинствах тело человека. Мы же веруем, что плоть Слова потому имеет животворящую силу, что и плоть и кровь принадлежали животворящему все Слову. V. Не перенося подобных выражений, тот (Несторий) поручил Келестию 2 составить письменную жалобу против пресвитера Филиппа 3, который его обличал и не желал более иметь с ним общения (συναφθήναι) по причине его еретичества. Α в той письменной жалобе обвинение состояло в том, якобы он (Филипп) манихей. Потом (Несторий) позвал того человека (Филиппа) на собор. Тот, [225] исполняя каноническое требование, явился туда, будучи готов оправдываться. После же того, как Келестий не мог ничего доказать, он (Келестий) скрылся и не приходил (более) на собор. VI. Потерпев неудачу с этой стороны, он (Несторий) прибегнул к другому предлогу. Именно он спросил (Филиппа): «почему ты устраивал частные собрания и в (обыкновенном) доме совершал (литургийное) приношение?» Но так как почти весь клир стал говорить: «и из нас каждый по нужде, когда случится, делает это», то он (Несторий) вынес решение о низложении этого человека (Филиппа). Таковы для тебя (Посидония) пункты, содержащие самое главное из хулений Нестория. Комментарии1. Или «наказ» (υπоμνηστιχόν), инструкция (commonitorium), «мандат», докладная записка; ср. письмо 79 на стр. 77. Этот документ помещается в конце 11-го (9-го) письма св. Кирилла Александрийского к папе Келестину I-му (Migne, gr. ser. t. LXXVII, col. 85. 88. 89). 2. Ср. у Мария Меркатора Liber subnotationum in verba Juliani I, 4 сл. Migne, lat. ser. t. XLVIII, col. 112 sqq; см. также ibid., col 285. 3. См. у Сократа, Церковная История VII, 26, 27 и 29. |
|