|
119. Патрицию Анатолию. Вашему величию вполне известно сделанное „справедливейшими" судьями в Ефесе (на Разбойничьем соборе), так как по всей земле прошел звук их и до пределов вселенной „праведнейшее" решение их (ср. Псал XVIII, 5. Рим. X, 18): ибо какая церковь не потерпела от восставшей оттуда бури? Ведь одни были несправедливы, другие подвергались несправедливости, – и даже не потерпевшие и не совершившие ничего подобного скорбят вместе с обиженными и оплакивают обидевших, поелику они жестоко и против всяких законов, божеских и человеческих, избивали свои собственные члены. Даже и воров, пойманных на месте преступления, судьи сначала судят, а потом уже наказывают. Точно также и человекоубийц, и гробокопателей, и похищающих чужие ложа (прелюбодеев) прежде всего ведут на суд, заставляют говорить обвинителей и обращают внимание на намерение свидетелей: – не свидетельствуют ли они в пользу преследующих, или не враждебны ли преследуемым? и после этого повелевают защищаться против обвинителей. И это делается дважды или трижды, иногда даже и четырежды – и только тогда, нашедши истину на основании речей тех и других, они (судьи) произносят приговор. Как те судили других, – я не буду говорить, чтобы не показаться чересчур вмешивающимся в чужие дела, но постараюсь говорить лишь о себе, вынуждаемый несправедливостью низвержения (заклания) 1. Ибо, когда [151] царский закон удерживал меня и не позволял выходить за пределы пасомого мною города, они составили против нас собрание и осудили находившегося оттуда в расстоянии тридцати пяти дневных переходов 2. И даже Бог всяческих сказал патриарху Аврааму о Содоме и Гоморре: вопль Содомский и Гоморрский умножился ко Мне, и греси их велици зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне, свершаются: аще же ни, да разумею (Быт. XVIII, 20-21). Хотя Он ясно знал нечестие тех людей, однако же сказал: сошед узрю, научая нас ожидать, что покажут самые дела. Эти же, не призвавши нас на суд, совсем не выслушавши нашего показания и не восхотевши узнать, что мы мыслим, – предали нас на заклание врагов истины. Я люблю спокойствие и особенно в настоящее время, когда апостольские догматы многими искажаются и когда усиливается новая ересь. Α чтобы кто-нибудь из незнающих нас не поверил справедливости направленных против нас клевет, и не соблазнился бы, подумав, что мы мыслим вопреки евангельскому учению, я умоляю ваше великолепие – испросить мне у победоносной главы, как милость, дозволение отправиться на Запад и искать суда у тамошних боголюбезнейших и святейших епископов, – и если окажется. что я хоть в чем-нибудь малом преступил правило веры, пусть буду предан самой пучине морской. Если же он не примет этого прошения, то да повелит мне жить в нашем монастыре (τо ήμετερоν ιιоναστήριоν), который находится в сто двадцати милях от Киррестии (της Κυρρεστών), в семидесяти пяти – от Антиохии 3 и в [152] трех милях – от Апамии 4. Если возможно, то пусть будет даровано мне, по ходатайству вашего величия, первое; если нельзя, то – хоть второе. Память о вас мы постоянно носим и в мысли и на языке, умоляя Господа сил наградить ваше великолепие и настоящими и будущими благами. Я вынужден ныне писать это, узнав, что некоторые стараются устроить мне изгнание отсюда. Комментарии1. Ср. к письму 117-му на стр. 148,1. 2. σταθμоί – mansiones. 3. По „Истории боголюбцев", гл. 2 (Migne. gr. ser. t. LXXXII, col. 1821, p. 1135; русск. перев. СПб 1853, стр. 44) Кир находился от Антиохии в двух днях пути (θεσι σταθμοις). См. еще к письму 237 (гл. 71). 4. Римская миля равняется 695 русским саженям; значит, разумеется место в 166 1/3 верстах от Киррестии, почти в 104 верстах от Антиохии и в 4 1/6 верстах от Апамии. |
|