116. Пресвитеру Ренату 1.
Мы узнали о горячей и справедливой ревности твоего преподобия и о правосуднейшем и законном дерзновении, с каким ты, господин, обличал безрассудно совершенное в Ефесе. И не мы одни узнали об этом, но во всей вселенной прошел слух (ср. Псал. XVIII, 5. Рим. X, 18) о твоей правоте, и все восхваляют справедливость, ревность, дерзновение и сделанные вами угрозы против беззакония. Твоя святость делала это же и при моем низвержении (заклании). Если бы ты видел то, что совершено по твоем уходе, – ты возревновал бы подобно Финеесу (Числ. XXV, 7 сл.). Один из числа осужденных после сего – это я, царскими грамотами лишенный права идти туда и осужденный заочно. После двадцати шести годов епископства, после многих бесчисленных трудов, после состязаний за благочестие, после того, как я принес Спасителю всяческих множество еретиков, отклонив их от прежнего: – после всего этого меня [147] лишили священства и изгоняют из города, не стыдясь ни старости, ни седины, воспитанной в благочестии. Посему я прошу вашу святость убедить святейшего и преподобнейшего архиепископа (Римского Льва), чтобы он воспользовался апостольскою властью и повелел (нам) придти на ваш собор. Ибо всесвятой престол тот имеет начальство над церквами вселенной по многим причинам и прежде всего потому, что он остался непричастным еретическому зловонию, и никто мыслящий противное не восседал на нем, но он сохранил апостольскую благодать неповрежденною. Мы, полагаясь на ваше правосудие, примем все, что бы ни было постановлено вами, и просим судить на основании наших сочинений. Я написал больше тридцати книг: против Ария и Евномия, против Маркиона, против Македония, против еллинов и иудеев; а еще я истолковал и божественное Писание. Желающему легко узнать, что я следовал по стопам Апостолов, проповедуя одного Сына, как одного Отца и одного Духа Святого, – одно божество Троицы, одно царство, одно могущество, вечность, непреложность, бесстрастность, одно хотение, совершенное божество Господа Иисуса Христа и совершенное человечество, воспринятое ради нашего спасения и за нас преданное смерти. Я не знаю одного – сына человеческого и другого – Сына Божия, но одного и того же признаю Сыном Божиим и Богом, родившимся от Бога, а равно и сыном человеческим по причине воспринятого от семени Авраама и Давида образа раба. Этому и подобному сему я непрестанно учу; это же я нашел и в письмах святейшего и преподобнейшего епископа, господина моего, Льва и восхвалил Владыку всяческих, что я согласуюсь с апостольскими его догматами. Итак, прошу, примите мою просьбу и не презирайте несправедливо угнетенного. Для сего я послал к вашему боголюбию [148] боголюбезнейших пресвитеров Ипатия 2 и Аврамия – хорепископов – и Алипия, экзарха наших монахов, – украшенных славною жизнью и словесно могущих в точности сообщить вам о том, что делается против нашего ничтожества.
Комментарии
1. Пресвитер Ренат был, действительно, назначен папою Львом для присутствования на Разбойничьем соборе в качестве легата, но – по словам автора сочинения Breviculum causae Eutychianistarum (Mansi VII, 1061 О) – еще до прибытия в Ефес скончался на острове Родосе. Посему можно полагать, что Феодорит, не зная об этом обстоятельстве, приписал (тогда уже умершему) Ренату то, что относится собственно к диакону Илару (Иларию), который, как известно, убежал из Ефеса от неистовств Диоскоровской партии (Mansi VI, 14 С D. 19 С. 26 С. 28 D 30 В. С. Деяния вселенских соборов III, стр. 67. 75. 90. 65. 78; 2-е изд. Казань 1880, стр. 32. 35. 41. 31. 36) См. у Н. Н. Глубоковского, Блаж. Феодорит I, стр 244, прим. 32.
2. Ср. к письму 113-му на стр. 137,1.
|