|
112. Епископу Антиохийскому Домну 1. Мы уже надеялись, что смутное состояние кончилось, так как некоторые известили нас, что неудовольствие победоносного царя прошло и он помирился с боголюбезнейшим епископом 2, что уже отложено приглашение на собор и церквам возвращен прежний мир; но нынешнее письмо твоего преподобия сильно опечалило нас. Нельзя ожидать ничего доброго от провозглашаемого собора, [129] если только человеколюбивый Владыка, по обычному Своему попечению, не разрушит козни возмущающих демонов. Ведь и на великом соборе ( – разумею собиравшийся в Никее – ) вместе с православными подали свои голоса и приверженцы Ария и подписались под изложением веры апостольской; но потом они продолжали нападать на истину, пока не растерзали тело Церкви. Тридцать лет имели общение друг с другом и те, которые приняли апостольские догматы, и те, которые страдали хулением Ария. Когда был в Антиохии последний собор, на котором утвердили на том апостольском престоле человека Божия великого Мелетия 3, а потом чрез несколько дней изгнали его царскою властью, то тогда был избран Евзоий 4, явно зараженный поношением Ария, почему преданные евангельским догматам тотчас же отложились, и с того момента осталось разделение. Видя это и предвидя подобное, моя несчастная душа скорбит и стенает, не ожидая ничего хорошего: ибо представители других 5 диоцезов (οι εκ των άλλων διоικήσεων) не знают заключающегося в двенадцати „главах" яда, но в виду славы писавшего их не подозревают ничего гибельного, – и я думаю, что занявший его (Кирилла Александрийского) престол (Диоскор) сделает все, чтобы подкрепить их (12 „глав") и на втором соборе. Недавно писавший властно в этом духе и анафематствовавший не желавших оставаться при них („главах") – чего он не сделает, председательствуя на вселенском [130] соборе 6 ? Да будет известно тебе, владыко, что никто из знающих заключающуюся в них („главах") ересь не допустит принять их, хотя бы они решили это дважды. И когда даже многие безрассудно подкрепили их, мы восстали в Ефесе и не прежде вошли в общение с писавшим их, как, принявши изложенное нами, он представил согласное сему учение, нисколько не упоминая о тех „главах". И твое преподобие легко может узнать это, приказав исследовать самые деяния (τα πεπραγμένα): ибо, по принятому обычаю, они, конечно, сохраняются, скрепленные надписями Собора (της συνόδоυ τάς υπоγραφάς). Ведь имеется больше пятидесяти соборных актов (πλείоνα ή πεντήκоντα συνοδικα), которые показывают осуждение двенадцати „глав". Еще прежде отправления в Ефес блаженный Иоанн писал находившимся при боголюбезнейшем Евферие Тианском, Фирме Кесарийском и Феодоте Анкирском, называя эти „главы" учением Аполлинария 7. И сделанное нами в Ефесе низложение епископа Александрийского (Кирилла) и епископа Ефесского (Мемнона) было вследствие составления и утверждения этих „глав": – об этом было писано много соборных посланий (συνοδικα πоλλά) к победоносному царю и великим архонтам (τоυς μεγάλоυς άρχоντας), равно как к народу Константинопольскому и благоговейнейшему клиру. Призванные в Константинополь, мы имели пять 8 рассуждений (πέντε διαγνώσεις) в присутствии самого императора и после послали ему три формальных подтверждения (τρεις διαμαρτυρίας). И [131] боголюбезнейшим епископам Запада ( – разумею Медиоланского 9, Аквилейского и Равенского – ) мы писали об этом, свидетельствуя, что оне („главы") полны Аполлинариева новшества. И самого писавшего их блаженный Иоанн в своем послании, переданном чрез блаженного Павла (Емесского), упрекал за них 10, точно так же и блаженной памяти Акакий 11. Чтобы представить твоей святости это дело в сжатом виде, я прислал экземпляр письма блаженного Акакия (Верийского) и написанного блаженным Иоанном к блаженному Кириллу, дабы ты знал, что писавшие ему о соглашении обвиняли его за эти „главы". И сам блаженный Кирилл в письме к блаженному Акакию показал цель этих „глав", сказав, что „оне написаны им против новшества того (Нестория) и что, по заключении мира, оне будут разъяснены" 12. Следовательно, и самая защита подтверждает обвинение. Я послал список всего писанного им во время соглашения (της συμβάσεως), дабы ты, владыко, знал, что он не делал об них никакого упоминания и что отправляющимся на собор нужно взять [132] с собою писанное во время соглашения (της συμβ'σεως) и ясно сказать, что произвело разногласие и каким способом было согласовано различествующее. Призванным к борьбе за благочестие должно употребить весь труд и призывать к содействию божественную помощь, чтобы сохранить в целости достояние, оставленное нам предками нашими. Из боголюбезнейших епископов твоей святости следует выбрать единомышленников. и отправиться вместе с ними, а из благоговейнейших клириков – имеющих ревность о благочестии, чтобы мы, будучи преданы даже своими, не были вынуждены делать что-либо неугодное Богу всяческих, или чтобы мы, оставшись одни, не попали в руки врагов. Я умоляю: есть вера, в которой мы имеем надежды на спасение, – и нужно употреблять всякое средство, чтобы не было внесено в нее чего-либо нечестивого и чтобы не повредить апостольское учение. Находясь вдали, стенающий и плачущий, я пишу это и молю общего Владыку рассеять это мрачное облако и подать нам чистую радость. Комментарии1. По Мартэну (Pseudo-Synode, р. 84, note 4, et p. 85), это ответ Феодорита на письмо 110-ое, которое он (неправильно) считает посланием Домна епископу Кирскому. 2. Разумеется Флавиан Константинопольский. 3. Православный епископ Антиохийский в 70-х гг. IV века (Le-Quien, Or. chr. II, col. 713). 4. Арианствующий епископ Антиохийский в 70-80-х г.г. IV века (Le-Quien, Or. chr. II, col. 713-714). 5. Т. е. кроме „Востока" – с Антиохиею во главе. 6. Эти опасения вполне оправдались; см. письмо 147 и ср. у Н. Η. Глубоковского. Блаж. Феодорит I, стр. 216-217. 7. Сохранилось только письмо к Фирму (Synodicon, cap. IV: Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col 579-581). 8. См. Mansi IV, 1420 C. Деяния вселенских соборов I, стр. 850; 2-е изд. 338 стр. См. ниже № 165. 9. Мартин; см. Mansi, IV, 1416 D. Деяния вселенских соборов I стр. 844; 2-е изд., стр. 335. 10. Это письмо Иоанна до нас не сохранилось. 11. Сохранилось в Synodicon (cap. LIII: Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 658-659), где это письмо надписывается так: Propositiones quae directae sunt ab Acacio Berrhoensi episcopo per Aristolaum tribunum et notarium Cyrillo episcopo Alexandrino ex concilio episeoporum Ioannis Antiochiae, Alexandri Hierapolis, Macarii Laodiceae, Andreae Satosatae et Theodoreti Cyri, de pace faciena. 12. Cp. Synudicon cap. LVI: (Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 661-665), где Кирилл Александрийский, между прочим, пишет (col. 664) Акакию: Саpitulorum virtus contra sola Nestorii dogmata scripta est. Quae enim ille non recte dixit ac scripsit, ipsa ejiciunt... Videbuut (i. e. qui anathematizant atque nigant ejus vesaniam) capitulorum sensa solis illius (Nestorii) contraire blasphemiis Reddita vero communione factaque inter Ecclesias pace, quando rescribere absque suspectone licuerit, vel eis, qui illic sunt, vel nobis rursus ad eos, tunc et satisfaciemus facillime... Satisfaciemus enim, Deo favente, non jam sicut repugnantibus, sed sicut fratribus, quod omna recte hebeant. |
|