Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

110. Епископу Антиохийскому Домну 1.

Прочитавши твои письма, я вспомнил [124] блаженнейшую Сусанну, которая, видя тех злодеев и веруя, что есть Бог всяческих, произнесла следующее дивное изречение: тесно ми отвсюду (Дан. XIII, 22); но при всем том она лучше желала впасть в сети клеветы, чем презреть праведного Судию. И ныне, владыко, предстоит одно из двух ( – об этом мы уже часто говорили – ): или оскорбить Бога и поступить против совести, или подчиниться несправедливому суду человеческому. Но мне кажется, что благочестивейший царь об этом ничего не знает: ибо что мешало ему написать и приказать, чтобы была хиротония (на Тирскую кафедру вместо Иринея), если это ему действительно было угодно? Что же это в самом деле: – они издали грозят и пугают, а не посылают ясного об этом предписания? Одно из двух: или благочестивейший царь не согласился предписать, или же они делают это с тою целью, чтобы мы преступили закон и чтобы они могли потом потребовать суда над нами за преступление закона. Ведь у нас есть уже пример блаженного Принкипия: – в этом случае было так, что письменно приказавшие потребовали суда над тем, кто повиновался. Затем, и письма, которые я прочитал в тот день, когда прибыл курьер 2, противны тому: ибо некоторый известный святый монах писал одному лицу, что он получил письма и от великолепнейшего спафария 3 и славнейшего бывшего магистра, – письма, показывающие, что дело о [125] боголюбезнейшем епископе, господине Иринее 4, может принять лучший оборот и что они в воздаяние за такой труд просят молитв за себя. Посему я нахожу нужным писать клирикам, писавшим из царствующего города, следующее:

„Повинуясь избранию боголюбезнейших епископов Финикии 5, я рукоположил 6 боголюбезнейшего епископа Иринея, зная о его ревности, великодушии, нищелюбии и других добродетелях, а кроме того и о правоте его догматов (православия). Ибо мы не знаем, чтобы он когда-либо отвергал, что Святая Дева – Богородица, или мыслил что-нибудь другое, противное евангельским догматам. Α что касается его двубрачия, то в этом случае мы последовали своим предшественникам. Ведь блаженной и преподобной памяти Александр, украшавший сей апостольский престол 7, вместе с блаженнейшим Акакием, епископом Верийским, рукоположил блаженной памяти Диогена, тогда как он был двубрачный; точно так же и блаженный Праилий 8 рукоположил двубрачного Домнина Кесарийского. Итак, мы последовали обычаю и мужам славным, известным знанием и жизнью. Уведомленный об этом и о многом другом в том же роде, [126] блаженной памяти Прокл, епископ Константинопольский, признал эту хиротонию и писал с похвалою и одобрением. То же сделали первенствующие в Понтийском диоцезе боголюбезнейшие епископы и все Палестинские, так что в этом не было никакого сомнения. Мы считаем нечестивым осуждать мужа 9, сияющего многоразличными доблестями".

Это и подобное сему нужно писать по моему мнению; если твоя святость усмотрит (намерена писать) что-нибудь другое, то да будет так. Я несу уже одно, – как они думают, – наказание; готов, при помощи Божией, понести и другое; если они желают третьего и четвертого, мы, – при содействии божественной благодати, – перенесем и их, воспевая Владыку. Если же благорассудится твоему преподобию, то (подождем и) рассмотрим и ответы из Палестины и, обсудивши точнейшим образом, что нужно делать, так и напишем в Константинополь.


Комментарии

1. По Мартэну, – это есть письмо Домна к Феодориту (Pseudo Synode, Ρ 84-85 et not. 3. 4; Actes, p. 101, note b), но это сомнительно, как видно из нижеследующих примечаний (стр. 125,3.4). Письмо относится к июлю-августу 448 года.

2. Λεκτικαριος = lecticarius, камер-паж, который приносил императорские письма, или – вернее – курьер (см. Migne, gr. ser. t. LXXXIV: Index graecus. Col. 1030); по другим, лестикарий – носильщик дорожных кресел, раб.

3. Σπαθαριоς – лицо из числа судей префекта (Migne, gr. ser. t LXXXIV, col. 1119); по другим (Ε. Α. Sophocles, Greek Lexicon of the Roman and Byzantine. Periods from B. C. 146 to A. D 1100, New York 1837, p. 1002) оно = ζιφηφόρоς и означает члена императорской стражи – телохранителей (σωματоφυλακες).

4. См. о нем у Η. Η Глубоковского, Блаж. Феодорит I, стр. 165 сл. 168, прим. 38.

5. Епископ Тирский был митрополитом I-й Финикии, а потому по канонической практике V-го века утвердить избрание и рукоположить должен был „экзарх", Антиохийский предстоятель. См. и письмо 81-е на стр 83,1.

6. Эти слова вполне уместны лишь в устах Антиохийского предстоятеля – Домна, а потому † проф. Β. Β. Болотов думает (см. „Христ. Чтение" 1892 г., № 7-8, стр. 84-89), что тирада в кавычках есть предложенный Феодоритом проект („черновик") ответа от имени Домна, к которому и должно относить ее содержание.

7. Епископ Антиохийский в 20-х годах V-го века, и потому данная фраза приличнее в устах Домна Антиохийского.

8. Епископ Иерусалимский, преемник Иоанна II, скончался 418 или 420 г. (Le Quiеn, Oriens christianus III, col. 162-164).

9. He быв под церковным судом, Ириней был изгнан из Тирской церкви и лишен священства по императорскому повелению от 17-го февраля 448 года: см. Mansi V, 418 Ε. 420 Α. Деяния вселенских соборов II, стр. 194; 2-е изд., стр. 194.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.