102. Епископу (Селевкийскому, в Исаврии) Василию.
Нет ничего необыкновенного в том, что незнающие нас молчаливо слушают, когда нас поносят, [116] но едва ли кто-нибудь, зная о вашей любви к нам, поверил бы, что твое преподобие не изобличает поносящих во лжи или делает это крайне сдержанно и совсем негорячо. Это вовсе не значит, что дружбу должно предпочитать истине, но лишь то, что и у дружбы должно быть свидетельство истины. Ибо твое богочестие часто слышало наши беседы в церквах, и, когда в других собраниях мы произносили догматические речи, внимало сказанному нами; – и я не знаю, чтобы твое богочестие когда-либо было недовольно нами за то, что я пользовался неправыми догматами. Итак: что же делается в настоящее время? Что же ты, любезный мне человек, не подвигнешь языка против лжи, оставляешь без внимания и подвергающегося клевете друга и гонимую истину? Если пренебрегаешь мною, как бедным и слишком незначительным, то считаю нужным напомнить ясно выраженную заповедь Господа (Матф. XVIII, 10 и ср. ст. 6): блюдите, да не презрите единого от малых сих меньших, верующих в Мя: аминь бо глаголю вам: ангели их ежедневно созерцают лице Отца Моего небеснаго 1. Если же твоему боголюбию велит молчать могущество обвинителей, то напомнить должно другой закон: не обинися лица сильнаго (Сир. IV, 31). Праведный суд судите (Иоан. VII, 24). Да не будеши со многими на злобу (Исх. XXIII, 2). И еще: смижаяй очи (свои), да не узрит неправды; и отягчаваяй уши (свои), да не услышит суда крове неправедные (Иса. ХХХИИ, 15). В священном Писании можно найти тысячи и других подобных изречений, но я считаю излишним собирать их, когда пишу мужу, воспитанному божественными словами и предлагающему христолюбивым людям обильное учение. Посему я [117] скажу только одно, что все мы предстанем пред судом Христовым и отдадим отчет в словах и делах (ср. 2 Кор. V. 10). Хотя я по многим другим причинам и боюсь этого суда, но при воспоминании о нем извлекаю поводы к утешению именно в том, что говорят против нас.
Комментарии
1. Внесение των ελαχίστων и αμην, изъятие οτι, а также καθ' ημεραν ορωσι (вместо δια παντός βλεπоυσιν) – все это особенности блаж. Феодорита, но опущение εν оι’ρανοις встречается и в новозаветных рукописях.
|